Язык философии слово термин понятие категория эссе

Язык философии – это язык категорий,
тех предельно общих понятий (дух –
материя; необходимость – случайность;
добро – зло; прекрасное – безобразное;
истина – заблуждение и т.д.), на котором
формулируются ее вечные предельные
вопросы и на них же даются рациональные
ответы. Пары философских категорий
образуют предельные полярные полюса
мысли, замыкающие в своем «логическом
пространстве» все возможное богатство
других рациональных понятий и
доказательств. Базовые философские
категории наполняются различным
содержанием в разные исторические эпохи
и выступают в роли явного или неявного
смыслового фундамента различных научных
дисциплин. Любая наука в любой исторический
период использует категории количества
и качества, причины и следствия, сущности,
закона и т.д., сознательно или бессознательно
заимствуя их категориальные смыслы из
философии. Благодаря системе своих
всеобщих категорий философия помогает
наукам осмыслить и, самое главное,
целенаправленно сформировать собственные
философские основания, адекватные их
предмету и задачам.

2. «…Истинные философы гонят от
себя все желания тела, крепятся и ни за
что им не уступают, не боясь разорения
и бедности, в отличие от большинства,
которое корыстолюбиво…». Прокомментируйте
данное высказывание. Как оно характеризует
особенность философского знания?

Поистине трагично положение философа.
Его почти никто не любит. На протяжении
всей истории культуры обнаруживается
вражда к философии, и притом с самых
разнообразных сторон. Философия есть
самая незащищенная сторона культуры.
Постоянно подвергается сомнению самая
возможность философии, и каждый философ
принужден начинать свое дело с защиты
философии и оправдания ее возможности
и плодотворности. Философия подвергается
нападению сверху и снизу, ей враждебна
религия, и ей враждебна наука. Она совсем
не пользуется тем, что называется
общественным престижем. Философ совсем
не производит впечатления человека,
исполняющего «социальный заказ».

Отравленный Сократ, сожженный Дж. Бруно,
принужденный уехать в Голландию Декарт,
отлученный от синагоги Спиноза
свидетельствуют о преследованиях и
мучениях, которые философии пришлось
испытать от представителей религии.
Философам приходилось защищаться тем,
что они практиковали учение о двойной
истине**. Источник мучений и преследований
лежит не в самой природе религии, а в ее
социальной объективации.

Казалось бы, философы люди самые
безвластные, они не играют никакой роли
в жизни государственной и хозяйственной.
Но люди, уже власть имеющие или к власти
стремящиеся, уже играющие роль в жизни
государственной или хозяйственной или
стремящиеся ее играть, чего-то не могут
простить философам. Прежде всего не
могут простить того, что философия
кажется им ненужной, неоправданной,
существующей лишь для немногих, пустой
игрой мысли. Но остается непонятным,
почему ненужная и непонятная игра мысли
самой незначительной кучки людей
вызывает такое недоброжелательство и
почти негодование. Это психологически
сложная проблема. Философия чужда
большей части людей, и вместе с тем
каждый человек, не сознавая этого, в
каком-то смысле философ. Весь технический
аппарат философии чужд большей части
людей. Большая часть людей готова
употреблять слово «философ» в
насмешливом и порицательном смысле.
Философия социально беззащитна, за ней
не стоят никакие коллективы. Философа
никто не станет защищать. Философ должен
в своем разуме, а не в разуме других
раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое
и божественное. Он познает не через
коллектив. Философ есть прежде всего
познающий, но познание его целостно,
оно охватывает все стороны человеческого
существа и человеческого существования,
оно неизбежно учит о путях осуществления
смысла. Философу не удастся выведение
бытия из познания, ему может удаться
лишь выведение познания из бытия. И
трагедия философа разыгрывается внутри
самого существования.

3. Как философское знание толкует
добро и зло? Какие философские произведения
и суждения на этот счет Вы можете
привести? Вспомните «Великий предел»,
«Тай-Цзы», поразмышляйте.

В
глазах Сократа науки о человеке обладают
огромным преимуществом перед науками
о природе: изучая человека, они дают ему
то, в чем он более всего нуждается, —
познание самого себя и своих дел,
определение программы и цели деятельности,
ясное осознание того, что есть добро и
зло, прекрас-ное и безобразное, истина
и заблуждение. Знание (осознание) этого,
согласно Сократу, делает людей
благородными.Предмет философии
исторически изменялся: предметом
философских мышлений у древних философов
являлась природа, космос; в средние века
в центре внимания философских размышлений
стоит бог — тео — теоцентризм. В центре
внимания русских философов прошлого
столетия стоял человек — антопоцентризм.
В настоящее время существуют философские
направления, которые отличаются по
своему предмету, по методу исследования.
Основные проблемы философии. 1) Проблема
БЫТИЯ ( существования), эта проблема
имеет два аспекта: а) что существует; б)
как доказать существования того или
иного элемента бытия. Первые философы
(др. греки) бытие отождествляли с
материальным неразрушимым, совершенным
космосом, природой — многообразия
объектов и явлений мира. В средние века
противопоставляется истинное божественное
бытие и не истинное сотворенное бытие.
2) Проблема первоначала, первоосновы
субстанции. На протяжении столетий
мыслители пытались найти, то из чего
возникают вещи, и во что они превращаются
распадаясь. Так первые философы понимали
под первоначалом нечто конкретное
чувственное. 3) Фундаментальные свойства
бытия. К таковым относятся движения
пространства и время. 4) Предметом
философских размышлений были связи
развития между объектами материального
мира — диалектика. 5) Гносеология — теория
познания. Вопрос о источниках наших
знаний, вопрос о познании мира, вопрос
о истине… 6) Предметом философских
размышлений выступает общество и
человек. Фундаментальной проблемы
философии является проблема соотношения
материального и духовного, объективного
или субъективного. Материализм — это
философская система (концепция, учение),
которая признает в качестве первичного
материальное начало; вторичное идеальное.
Крупными представителями материализма
древней Греции были Фалес, Анаксимен,
Гераклит. Идеализм — это философская
система, которая принимает в качестве
первичного идеальное начало; вторичное
(производное) — материальное; некий дух
творит окружающий мир. Крупнейшими
идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме
этих двух как основным философских
направлений существуют дуалистические
школы (дуа — два), которые принимают
материальное и идеальное в качестве
двух первоначал. Крупнейшим представителем
был Декар. Материализм и идеализм как
философские направления неоднородны,
существуют различные формы как
материализма так и идеализма. Формы
идеализма: субъективный и объективный.
1) Субъективный идеализм признает в
качестве первоначала мое сознание,
сознание конкретного человека. Крупнейшими
представителем был Епископ Беркли. Вещи
окружающего мира представляют комплекс
моих ощущений. Логика рассуждения: мир
дан в ощущениях. 2) Объективный идеализм
— это философская концепция, которая в
качестве первичного признает «ничье
сознание», дух вообще, а все вещи
окружающего мира произведены от этого
духа. Крупнейшим представителем был
Платон. Согласно учению, которого мир
вещей, есть продукт деятельности
абсолютной идеи, некой духовной
субстанции, это символ всех человеческих
знаний. Абсолютная идея развивается
постоянно.

4-6-7 Что такое знание с позиции
философии?

Различие научного
и философского знания
1. Философское
знание всегда носит личностный характер,
научное знание безотносительно к
личности. Философское знание раскрывает
жизненный опыт и поэтому всегда выражает
личность философа. Научное знание
удостоверяет факты сами по себе,
независимо от отношения к ним личности,
и поэтому никак не выражает в себе
личность ученого.
3. Истинность
философского знания основывается на
личном жизненном опыте. Способ обоснования
истины заключается в том, чтобы философское
понимание предмета выразить в определенной
логической последовательности, которую
другой человек может воспроизвести и
понять внутреннюю необходимость
авторской позиции. Истинность научного
знания обосновывается путем логического
построения доказательства на основе
теоретических и эмпирических фактов,
которые могут быть удостоверены
независимым исследователем 4. В философии
и науке разными способами формируются
понятия. Философские понятия формируются
путем смыслового обобщения всех возможных
свойств предмета. Научное понятие
формируется путем выделения определенных
свойств предмета и абстрагирования от
самого предмета и других его свойств.
Философское понятие человека представляет
собой предельное обобщение всех его
свойств, как тех, которые выделяют
конкретные научные дисциплины, так и
тех, которые даны в повседневном
восприятии. Не только какая-то одна, как
в науке, но вообще любая сторона человека
(его телесное строение, его нравственная
позиция, формы его общения с другими
людьми, его заблуждения, его внешний
вид, его привлекательность и т.д.) может
быть осмыслена философски.
5. Философия
может говорить о вещах как таковых, об
их существовании, а наука говорит только
о закономерностях, в соответствии с
которыми проявляются частные свойства
вещей, поэтому она не ставит вопрос ни
о том, что такое вещь сама по себе, ни о
том, существует ли она.
Например,
математика не может ставить вопрос о
том, что такое числа сами по себе и
существует ли они реально – это уже
философские вопросы. То же самое можно
сказать и по отношению к естественным
наукам. Медицина изучает закономерности
человеческого тела. Независимо от того,
считает ли медик, что эти процессы
относятся к материальному миру, или же
полагает, что они существуют в мире его
сознания, для медицины как науки это
совершенно неважно, так как изучаемые
закономерности остаются в любом случае
теми же самыми. Конечно, ученый может
верить, что материальный мир существует,
но это будет его философским убеждением,
которое никак не вытекает из научной
позиции.6. Наука изучает не всю
действительность, а только то, что

входит в ее предметную область;-
закономерно;- удостоверяется независимым
наблюдателем.Незакономерное явление,
даже если все его удостоверят (например,
чудотворное исцеление), не может быть
предметом научного исследования.Философия
позволяет описывать личный опыт, который
не подтверждается независимым
наблюдателем. Она не ограничена
предзаданной предметной областью и
поэтому открывает возможность свободно
ее расширять в ходе исследования. Метод
смыслового обобщения позволяет делать
предметом философии не только закономерные,
но и не подчиняющиеся закономерностям
явления, например, человеческую свободу.

5. «Философия
есть познание, достигаемое посредством
правильного рассуждения и объясняющее
действия, или явления, из известных нам
причин…» (Т.Гоббс). Что значит выражение
«правильное рассуждение», «правильное
суждение»?
Томас
Гоббс в своем знаменитейшем труде
«левиафан»
дал следующее определение рассуждения:
«
рассуждение
есть не что
иное, как подсчитывание
(т.е. складывание
и вычитание) связей общих имен с целью
отметить и
обозначить
наши мысли.»
Когда
рассуждение бывает правильным.
Подобно
тому как в арифметике неопытные люди
должны, а сами профессора могут ошибаться,
точно так и в другого рода рассуждениях
могут ошибаться и выводить неправильные
заключения самые способные, самые
внимательные и опытные люди. Вот почему
при возникновении спора по поводу
какого-либо мнения спорящие стороны
должны добровольно согласиться между
собой считать правильным мнение
какого-либо арбитра, или судьи, решению
которого они готовы подчиниться, если
не хотят, чтобы спор довел их до свалки
или в силу отсутствия правильного
рассуждения, установленного природой,
остался нерешенным. Так же следует
поступать во всяких спорах.

8. «Философия
исключает теологию» (Т.Гоббс). А как
думаете Вы? Приведите противоположные
суждения философов.
Методологическое
значение Гоббсова определения философии
состоит именно в том, что познание
причинно-следственных связей
провозглашалось в нем главной задачей
и целью философской науки. » Философия
есть познание, достигаемое посредством
правильного рассуждения и объясняющее
действия, или явления, из известных нам
причин или производящих оснований, и
наоборот, возможные производящие
основания — из известных нам действий».
У Гоббса философия есть учение о теле.
Все, что не есть тело или свойство тел,
полностью исключается им из предмета
философии. Отсюда и категорический
вывод: «Философия исключает теологию».
Философия не приемлет, согласно Гоббсу
то, по отношению к чему неприменимо
научное рассуждение и то, что опирается
не на естественный человеческий разум,
а на авторитет церкви. Гоббс, по существу,
отказался от теории двойственной истины
и исходил из признания существования
двух равноправных истин: религиозно-
теологической и научно-философской. В
своих сочинений великий философ выражал
свое отношение к религии, к стремлению
церкви распространить свое влияние на
все сферы жизни общества, подчинить
себе саму верховную власть. Он считал,
что «если религия, за исключением
естественного благочестия, не зависит
от случайных людей, то она должна, — ибо
чудес уже давно не фбывает
— зависеть от законов государства.
Религия — не философия, а государственный
закон. Гоббс считал, что религия- плод
страха, невежества и воображения. Но
как только суеверные представления
узакониваются государственной властью,
они становятся религией. По мнению
Гоббса, корни религии лежат в страхе
человека за свое будущее, страх будущего
побуждает людей искать причины вещей
и явлений ибо “знание их позволяет
людям устроить настоящее лучше и так,
чтобы оно больше служило им на пользу”.В
большинстве случаев незнание природы
вещей и явлений заставляет людей
полагать, что эти явления вызваны
какой-то неведомой, таинственной силой.
Так как явления причиняют людям
удовольствие или страдание, то ясно,
что они хотят знать, что за сила, которая
всесторонне влияет на их жизнь, и они,
поэтому выдумывают всевозможные
таинственные силы, от которых они
зависят. А “этот страх перед невидимыми
и необъяснимыми вещами является
естественным семенем того, что мы
называем религией”. “Боги, — говорит
Гоббс, — суть не что иное, как творение
нашего воображения, и нет вещи имеющей
название, которая не была бы рассматриваема
людьми как бог или черт”.За такие вот
взгляды многие противники Гоббса
обвиняли его в атеизме.

9. Согласны ли
Вы с утверждением Декарта: «Действительно,
те, кто проводит жизнь без изучения
философии, совершенно сомкнули глаза
и не заботятся открыть их»? Что дает
изучение философии?
Философия
– это наиболее общая теория,
одна из форммировоззрения,
одна из форм человеческойдеятельности,
особый способпознания.
Философия с древнегреческого переводится
как любомудрие. Общепринятогоопределения
философиине существует, так как висториисуществовало множество различных типов
философии, отличающихся своими предметами
иметодами.
Философия выступает не только как наука,
философия – это совокупность идей,
чувств, эмоций. И поэтому можно согласиться
с утверждением Рене Декарта. Действительно,
без философии невозможно увидеть мир,
так как философия – это целый набор
наук, в числе которых и физика, и
математика, и культурология, и языковедение,
и т.д. Не изучая философию, люди как бы
закрывают глаза на все то, что есть в
мире. И так как они не знают о существовании
философии, они и не хотят снова открыть
глаза. Так как философия – это совокупность
всех наук, то можно сказать, что ее
изучение необходимо всем. У философии
много функций, но существует 4 основных.
Мировоззренческая функция дает картину
мира в целом. Методологическая –
определяет способы достижения какой-либо
цели. Гуманистическая — реализуется в
предельно внимательном отношении к
человеку. Практическая функция философии
состоит в ее моральности, нравственности,
духовности и заботе о благе людей.
Назначение философии состоит в возвышении
человека, в обеспечении его совершенствования.
Таким образом, изучение философии дает
нам примерное представление о мире и
человеке в этом мире. Я считаю, что для
меня, как для будущего финансиста,
философия очень важный предмет, так как
изучение философии помогает узнать
смысл формирования и развития экономической
теории, помогает понять гуманитарные
цели экономической деятельности и
формирует необходимую для финансистов
широту взглядов. Помимо этого философия
помогает формировать аналитическое,
теоретическое и абстрактное мышление.
Как экономисты, мы должны будем решать
сложные проблемы, и философское осмысление
определенных проблем очень важно.

11. «Философия – мать наук. Первые
естествоиспытатели, как древнего, так
и нового времени, были философами» (Л.
Фейербах). Прокомментируйте данное
определение философии. Какие еще
определения философии знаете?

Итак, абсолютный философский акт состоит
в том, чтобы беспредметное делать
предметным, непостижимое — постижимым,
другими словами, объект жизненных
интересов превращать в мысленный
предмет, в предмет знания, — это тот же
акт, которому философия, вообще знание
обязано своим существованием. А
непосредственным следствием этого
является то обстоятельство, что начало
философии составляет начало науки
вообще, а вовсе не начало специального
знания, отличного от знания реальных
наук. Это подтверждается даже историей.
Философия — мать наук. Первые
естествоиспытатели, как древнего, так
и нового времени, были философами. задача
философии в том, чтобы с самого начала
помнить об этом общем происхождении и,
следовательно, не начинать с отличия
от (научного) опыта, но, скорее, исходить
из тождества с этим опытом. Дух следует
за чувством, а не чувство — за духом:
дух есть конец, а не начало вещей. Переход
от опыта к философии составляет нечто
неизбежное, переход же от философии к
опыту — произвольный каприз. Философия,
начинающаяся с опыта, остается вечно
юной, философия же, опытом кончающая, в
конце концов дряхлеет, пресыщается и
становится самой себе в тягость…Религия
— это первая любовь, юношеская любовь,
та любовь, которая думает, что она
познанием роняет свой предмет. Наоборот,
философия — супружеская любовь, любовь
мужа, которая доставляет ему обладание
и наслаждение своим предметом, но поэтому
также разрушает всю прелесть и иллюзии,
которые связаны с таинственностью
первой любви…Истинный философ — это
врач, но такой, который не позволяет
своим пациентам догадаться, что он их
врач, он при этом обслуживает их в
соответствии с их природой, то есть
лечит их, исходя из них самих и через
них самих.
Кто просвещает человека
хотя бы в отношении ближайших к нему
вещей, тот зажигает в нем всеобщий
светоч, ведь это как раз свойство света
— освещать отдаленные предметы.
Действительно
гуманный метод обучения, по крайней
мере в отношении вещей, живо затрагивающих
человека, заключается в том, чтобы
привести только предпосылки и предоставить
выводить следствия собственному уму
читателя или слушателя.
Каково отношение
мышления к знанию? Мышление — это
предпосылка, знание — вывод; мышление
— основание, знание — результат. Словарь
Ньюмана даёт такое определение слову
философия – человеческая мудрость,
мудрствование. Ему вторит словарь Даля,
говорящий что философия — это любомудрие,
наука о достижении человеческой мудрости,
о познании истины, мудрости и добра. А
Советский энциклопедический словарь
утверждает, что философия – это некая
форма общественного сознания,
мировоззрение, система определённых
идей, взглядов на мир и на то место,
которое занимает в ней человек. философия
– это любовь к знаниям, преследование
и отыскивание их. Что – то похожее
встречается и в древнегреческо – русском
словаре под редакцией Соболевского,
определяющего философию как любовь к
знанию, любознательность, исследование,
учение и даже наука. Одним словом,
философия в том понимании, в котором
она понималось в древнем мире, может
быть определена как поиск истины о
природе вселенной и человеке.

12. «Философия,
отличаясь от прочих деятельностей
человеческого духа, оживляет их все,
сообщает им человеческую сторону,
осмысливает их для человека. Без нее
наука – сборник фактов, искусство –
вопрос техники, жизнь – механизм.
Философствовать – это развивать в себе
человека как единое стройное существо».
Прокомментируйте данное положение.
Сравните философию с наукой, искусством,
религией.
Когда-то
еще в древности Пифагор полагал, что
смысл философии состоит в поиске истины,
утверждая, что «… иные, подобные рабам,
рождаются жадными до славы и наживы,
между тем как философы – до единой
только истины». Истины внутри человека.
С давних времен человека мучает опрос
«Зачем я живу, каково мое предназначение?».
Это вопросы, которые всегда имеют
характер проблемы жизни, а не только
проблемы познания и составляют сердцевину
философии и философствования. Она
отражает специфическое отношение
человека к миру, заключающемся в особом
способе бытия человека в мире. Сколько
живет человечество столько оно и
философствует. Философия явилась на
свет в результате осознания человечеством
самого себя для нахождения человеком
ответов на главные вопросы своего бытия.
Как уже было сказано, человека всю жизнь
тревожат вопросы о смысле и предназначении
жизни, которые со временем становятся
острее. И в это время приходит философия,
которая помогает нам разобрать в себе.
В моей жизни философия занимает особое
место, как наука, как искусство. Порой
бывают моменты, когда теряешься и думаешь
что жизнь наша – это просто бессмысленное
прожигание времени. Эти мысли и есть
философия. Каждый человек в душе философ,
и пока он им является – он жив.

13. В.Соловьев привел два представления
о том, что такое философия: «По первому
философия есть только теория, есть дело
только школы; по второму она есть более
чем теория, есть преимущественно дело
жизни, а потом уже и школы». А как Вы
считаете в чем предназначение философии?

Предмет философии – философия – наука,
которая изучает наиболее общие законы
развития природы, общества и
познания(правильное и бесполезное
определение). Назначение философии –
поиск удела человека, обеспечение его
бытия в причудливом мире, а в конечном
счете в возвышении человека, в обеспечении
его совершенствования. Общую структуру
философского знания составляют четыре
основных раздела: онтология(учение о
бытие), гносеология(учение о познании),
человек, общество.Человек осознавал
свое бытие и себя как личность. В это
время происходит много необычайного.
Вспомним, именно в тот период в Китае
жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы,
Ле-цзы, именно тогда и появились все
направле­ния китайской философии. В
Индии возникли Упанишады, жил Будда; в
философии были рассмотрены все возможные
взгляды постижения действительности
вплоть до скептицизма, материа­лизма,
софистики и нигилизма. Вначале философия
включала в себя весь комплекс знаний о
мире. Знание не было разделено по наукам
и дисцип­линам; оно было единым,
синкретичным, т. е. включало в себя всю
информацию о мире, его строении, о
человеке, его месте в мире, о счастье,
смысле человеческой жизни и т. д. Новое,
возникшее в эту эпоху в трех упомянутых
культу­рах, сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, са­мого себя
и свои границы. Перед ним открывается
глубина мира и собственная значимость.
Человек осмысливает мир и себя как
проблему, он ставит радикальные вопросы,
ищет по­нимания и спасения. Осознавая
свои границы, он ставит перед собой
высшие цели. В истории философии
сменили друг друга три подхода к пониманию
предмета философии как науки: староантичное,
традиционное и современное.Староантичноепонимание философии тождественно
по­нятию науки вообще. Его можно
квалифицировать как «протознание»,
«преднаука», «пранаука». Предмет
нерасчлененной науки — вся действительность.
Вся сумма внерелигиозных знаний —
философия, возникшая как разрешение
противоре­чия между мифологическим
мировоззрением и накопившимся знанием,
философии в античности как науки в
современном смысле этого слова не было,
как не было физики, биологии и других
наук.Традиционноепонимание предмета
философии связано с именем Аристотеля,
который отмечал, что наука о первых
на­чалах (учение о всеобщем) — это
безраздельно господствую­щая и
руководящая наука, наука, которой все
другие, как ра­быни, не вправе сказать
и слова против. Философия трактует­ся
как наука наук. Установившееся за ней
название «метафи­зика» (то, что «после
физики») стало синонимом философской
науки о первых началах, о всеобщем.Современное пониманиепредмета
философии складывалось по мере накопления
специальных научных знаний, выработки
конкретных приемов исследования и
развития представлений о закономерностях
отдельных областей природы, процесса
дифференциации теоретического знания.
История философии есть история
человеческого мышления, которое выдвигает
философские проблемы, ставит их перед
собой и работает над их разрешением.
Философы всех времен и народов занимаются
одними и теми же проблемами, во всех
философиях есть теория познания,
мета­физика, этика и т. д. Попытки
разрешения этих проблем могут быть
объединены в три большие историко-философские
области: европейская, индийская и
китайская философии. Эти области делятся
на историю философии отдельных народов
(греч,, нем., франц., англ., иудейскую и
пр.), которые тем не менее связаны друг
с другом через выдаю­щиеся философские
системы, направле­ния, течения, школы
и проч., и историю этих направлений,
течений и т. д. (теория познания, метафизика,
этика и т. д,, пат­ристика, схоластика,
просвещение и т. п., реализм, идеалам,
материализм и т. д.) Научив человека
подлинным ценностям, фило­софия
изменит мир. Величайшее открытие –
возможности слова.

  1. «Философия не социальна, философия
    персональна». Прокомментируйте это
    высказывание Н. Бердяева, подтвердите
    или опровергните его. Когда философия
    становится социальной?

Философы всегда составляли
небольшую группу в человечестве, их
всегда было немного.

И тем более поразительно,
что их так не
любят. Философию и философов не
любят люди религии, теологи, иерархи
церкви и простые верующие, не
любят ученые и представители разных
специальностей,
не
любят политики и социальные деятели,
не
любят инженеры и техники, не
любят
простые люди,
обыватели. Казалось бы. философы люди
самые безвластные, они не
играют никакой роли в жизни государственной
и хозяйственной. Но люди, уже власть
имеющие или к власти
стремящиеся, уже
играющие роль в жизни государственной
или хозяйственной или стремящиеся
ее играть, чего-то
не
могут простить философам. Прежде всего
не
могут простить того, что
философия
кажется им ненужной, неоправданной,
существующей лишь для немногих, пустой
игрой мысли.
Философия
чужда большей части людей, и вместе с
тем каждый
человек, не
сознавая этого, в каком-то смысле философ.
Весь технический аппарат
философии чужд
большей части людей. Вопросы математики
или естествознания гораздо более
чужды огромной
массе людей, чем вопросы философские,
которые, в сущности, ни одному
человеку не
чужды. И существует обывательская
философия
тех или иных социальных групп,
классов, профессий,
как существует обывательская политика.
Человек, испытывающий
отвращение к
философии и презирающий философов,
обыкновенно имеет свою домашнюю
философию. Ее
имеет государственный деятель,
революционер, специалист-ученый,
инженер-техник. Они именно потому и
считают ненужной философию. Мы должны
констатировать
социальную
незащищенность философии и философа.
Философия
не
выполняет
непосредственных
социальных заказов. Философ видит даже
свое достоинство в том, чтобы стать
выше предъявляемых
ему социальных требований. Философия
не
социальна,
философия
персональна.
Религия и наука, столь разные по своей
природе и столь часто враждующие,
социально защищены,
они выполняют социальный заказ, за ними
стоят коллективы, готовые их
защищать. Философия
социально беззащитна, за ней не
стоят никакие коллективы. Философа
никто не
станет защищать. Даже экономическое
положение его самое беззащитное. Философ
должен в
своем разуме, а
не
в разуме других раскрыть истину, раскрыть
сверхчеловеческое и божественное.
Он познает не
через коллектив. То же мы
видим и в религиозной
жизни. Основатели религий, пророки,
апостолы, святые, мистики, оригинальные
религиозные мыслители не
защищены. Но религия принимает
социализированные
и объективированные
формы, и тогда она имеет социальную
защиту. Два положения может
занимать человек
в познании, как и во всяком творчестве.
Или человек стоит перед тайной бытия
и перед Богом.
Тогда возникает первичное и оригинальное
познание, настоящая философия.
В этом
положении человека ему дается интуиция
и дается откровение. Но тогда же он и
наименее
социально защищен.
Или человек стоит перед другими, перед
обществом. Тогда и философское
познание и
религиозное откровение подвергаются
социальному приспособлению и социальной
объективации. Но
тогда человек наиболее социально
защищен. Эта социальная защищенность
покупается нередко
тем, что совесть и сознание искажаются
социально полезной ложью. Человек—
актер перед другими, перед обществом.
Познающий немного актер и тогда уже,
когда пишет
книги. Он играет
роль в обществе, занимает положение в
обществе. Актер зависит от других, от
человеческого
множества, но функция его социально
защищена. Голос же познающего, который
стоит лицом к лицу
перед Богом, может быть совсем не
услышан. Он подвергается нападению со
стороны
социализированной религии и
социализированной науки. Но такова
первородная
философия
и такова трагедия философа.

Почему язык философии принял категориальный характер?

Автор:   •  Март 19, 2022  •  Эссе  •  425 Слов (2 Страниц)  •  257 Просмотры

Страница 1 из 2

Почему язык философии принял категориальный характер?

Язык, на котором говорит философия, определяется ее внутренней природой, предметностью, спецификой философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества.

Язык философии имеет категориальный характер, т. е. все многообразие философских понятий можно свести к ряду категорий.

Философские категории (от греч. categoria — утверждение, обвинение, признак) — наиболее общие и основные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Они являются одновременно универсальными формами и упорядочивающими принципами мыслительного процесса.

Термины «категория» и «концепция» часто используются взаимозаменяемо. Эта традиция действительна, поскольку понятия и категории являются родственными, взаимосвязанными формами интеллектуального исследования реальности. Каждая философская категория функционирует как смысловая определенность, устанавливающая определенный набор обобщенных, абстрагированных характеристик. С точки зрения внутреннего содержания термин есть момент категории.

В то же время необходимо указать на различия, выражающие специфику категорий, их особые функции в познании. Во-первых, к категориям относятся предельно общие понятия, образованные последовательным абстрагированием предметов, явлений, свойств и отношений действительности от наиболее существенных и необходимых атрибутивных признаков. Больше никаких общих и родовых понятий для категорий. Поэтому категории философии определяют основные способы бытия.

Главным из них является роль категорий в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного деления и упорядочивания мироздания, благодаря чему наше мышление способно не только понимать, но и категоризировать.

В реальности, то есть определенным образом группировать и классифицировать ее объекты.

Поэтому философские категории, в отличие

Доступно только на Essays.club

Специфика языка философии

Специфика языка философии

Поскольку философия – это обращение к всеобщему, закономерному, невидимому, когда «искатель мудрости» стремится преодолеть, отбросить видимые части бытия (или, если сказать яснее, желает за деревьями увидеть лес, абстрагируясь от признаков каждого отдельного дерева), точно так же и философ, стремясь постичь всеобщее, основополагающее, отбрасывает частности, т.е. признаки, характерные для единичного, отдельного, а ищет то, что будет общим для всей массы единичного. Так, если продолжить пример с тем же лесом, то лесовод будет группировать деревья по их видам, подвидам, породам, возрасту, соотношениям леса и подлеска в разных участках леса. Для ботаники как науки характерна большая степень абстрагирования (отвлечения от частностей). Ботаник о лесе скажет проще и короче: лес – древесная растительность. Философ же поднимется в своих обобщениях еще выше: для него лес – это определенная форма живой материи. Здесь слово «материя» выступает общей характеристикой данного природного явления. Но показана и особенность данного вида природы: живая материя. Необходимо запомнить основную особенность философского языка – его категориальность (не путать со словом категоричность). Обратимся к показу смысла слова «категория». Для этого достаточно будет задуматься над нашей речью, на которой идет межчеловеческое общение. Понять речь говорящего – это значит знать смысл произносимых собеседником слов. Каждое слово – это уже определенное обобщение. Нам будет понятна фраза «Сегодня вода в море холодная» потому, что мы знаем смысл слов «сегодня», «вода» и «холодная». Можно взять и вторую фразу, но пошире, с большим обобщением – «В полярных морях вода всегда холодная». Она также понятна, при условии, если знаем, что означают слова «полярные моря».

Обобщения носят разный уровень, но все обобщающие слова называются понятиями. Класс предметов, который охвачен данным понятием, называется шириной понятий. Берем слова «дом», «дома», «строения». Первое понятие характеризует какое-либо конкретное жилое помещение, второе – это общее название всех жилых помещений региона, города, или даже всего земного шара (исключая шалаши, вигвамы, юрты и т.п.). Строение – это уже общее название всех созданных людьми зданий – жилых, промышленных, зрелищных и др. Мы имеем дело с непосредственной конкретикой только тогда, когда воспринимаем что-либо нашими органами чувств. Здесь мы видим данность. Но восприняв что-либо, у нас тут же включается сознание, идет работа мысли, подведение увиденного, услышанного под какой-либо класс уже известного нам. Так, вытащив на крючке что-то из водоема, мы можем воскликнуть: «Какая рыба!». Значит, нам ясно слово «рыба», что оно означает, как рыба выглядит. Мы пойманное подвели под уже известное, удивившись только ее размерам, плавникам, чешуе и др. Философия также пользуется понятиями, но понятиями предельно общими («широкими» – скажет наука логика).

Философские понятия отличаются от бытовых (дом, лес, курица), естественнонаучных (видообразование, растительность, заряд) своей предельной «шириной». Ширина, предельность философских понятий (категорий), означает то, что в них выражается предельно всеобщее, общехарактерное для всех явлений действительности. Например, возьмем признак, характерный как для отдельного предмета, явления, так и для всех предметов, явлений, состояний мира. Только два ясных для всех понятия: «связь», «причинность». Каждая вещь, каждая пылинка или козявка мира с чем-либо связана. Это одинаково характерно и для человека, всей его биофизиологии и психическим состояниям. Следовательно, наше понятие «связь» является предельно широким, оно в одинаковой степени относится к любому предмету или состоянию в объективном и субъективном мире (субъективный – это связанный с человеком, субъектом, например, чувство тревоги); это пример философской категории. Поэтому студент, знакомясь с философией, будет часто встречаться с этим словом, воспринимая его как нормальное, органически вплетенное в общий каркас науки философии.

В равной мере категорией оказывается и слово «причинность». Наш реальный мир со всеми его слагаемыми есть настоящее «здесь и сейчас». Но это «здесь и сейчас» оказалось возможным быть потому, что было свое «здесь и сейчас» вчера, т.е. миновавшее реальное, послужившее почвой, базой для сегодняшней реальности – весь мир, вся природа, все земное бытие, сам человек, мир его мыслей и т.д. и т.п. стоят на плечах своего прошлого, прошлое – причина настоящего. Следовательно, причинность – всеобщий признак действительного, наличного; но причинность в наличном, настоящем как бы умирает, лишь проступая в нем отдельными чертами (в ребенке – черты родителей, в растениях – черты культур, давших семена, в человеческой истории – следы отошедшей культуры и т.п.).

Категории образуют каркас философской науки. Поскольку философия – наука постижения всеобщего, закономерного, то оно может быть выражено только языком философских категорий. Отсюда и специфика языка философии – его категориальность. Так, если энтомолог, найдя неизвестную науке козявку, будет ее рассматривать, измерять, срисовывать, считать ножки, крылышки и т.п., то философ, увидя это «диво», скажет просто и коротко: «новая форма жизни». Он отметил сущностное, определяющее в этой козявке, отнес ее к классу живой материи. Энтомолог сосредоточил внимание на частностях, на особенностях, на единичном. Оба будут правы, но правы по-своему: естествознание анализирует особенное, философия – всеобщее. Естественнонаучное знание – движение от частностей, философское – подведение частного под категориальную картину бытия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА

§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА
Особая область отношений, регулируемых правом, (правоотношения) обусловливает специфику языка права. Эта специфика заключается в употреблении терминов, которые должны пониматься единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях.

2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Становление философии в Древнем Китае имело свои социальные корни. Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал обеспечивал постоянство неба, порядок земли и

1. Предмет философии и специфика философского мышления Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии

1. Предмет философии и специфика философского мышления
Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии
Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного

Герменевтические мотивы в философии языка Л.Витгенштейна

Герменевтические мотивы в философии языка Л.Витгенштейна
Герменевтика и философия языка имеют длительную традицию, многочисленные конкретно-исторические формы существования. В творчестве Витгенштейна эти линии пересекаются. Точкой пересечения становится проблема

§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА

§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА
Особая область отношений, регулируемых правом, (правоотношения) обусловливает специфику языка права. Эта специфика заключается в употреблении терминов, которые должны пониматься единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях.

3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса

3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
Французский философ, социолог и антрополог Клод Леви-Строс (р. 1908) является главной фигурой структурализма. В своих исследованиях он опирается на Э. Дюркгейма, М. Мосса, К. Маркса, испытывая сильное влияние со стороны Р.

О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиций вероятностной модели смыслов

О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиций вероятностной модели смыслов
Вероятностная модель смыслов (ВМС) исходит из представления о континууме ? элементарных семантических элементов, над которыми задается весовая функция ?( ?),

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия в переводе с греческого — это любовь к мудрости (phileo — люблю, sofic — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному

§1. Античная специфика

§1. Античная специфика

1. Неотложная научная задача в связи с принципом порождающей модели
а) Современная разработка античной философско–художественной терминологии является одним из результатов огромного переворота во всей классической филологии, который происходил

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как

Часть I. Модели соотношения языка и реальности в аналитической философии XX в.

Часть I. Модели соотношения языка и реальности в аналитической философии XX в.
Анализ языка служит ключом к выявлению структуры и содержания реальности. Такова позиция создателей аналитической метафизики, которые убеждены в том, что, изучая феномен языка, его общие черты

2. Философско-лингвистическое изучение языка. Теория языка

2. Философско-лингвистическое изучение языка. Теория языка

2.1. Антуан Арно (1612–1694), Клод Лансло (1616–1695), Пьер Николь (1625–1695). Логические и рациональные основы языка
Логика и Грамматика Пор-Руаяля (1660, 1662)

Основные труды и источники:• Арно А. Лансло Кл. Грамматика общая и

4.2. Бертран Рассел (1872–1970). Независимость познания от сознания и языка. Преимущество естественного языка – в его неопределенности и возможности нового означивания

4.2. Бертран Рассел (1872–1970). Независимость познания от сознания и языка. Преимущество естественного языка – в его неопределенности и возможности нового означивания

Английский философ и общественный деятель с мировым именем. Автор одной из версий философской доктрины

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Язык философии – это метаязык максимальной общности, который используются всеми образованными людьми.

Понятие «языка» в философии

С одной стороны, язык – это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее, символическое средство выражения в письме и звуке, которым владеет человек. С другой стороны, язык — это высшая форма проявления объективного духа.

Язык представляется в виде структуры, и её единицами являются слова и предложения, а также составленные из них тексты.

Языку приписывают выполнение следующих функций:

  • обозначающая – структурные единицы языка обозначают определенный процесс или предмет;
  • коммуникативная – язык способствует установлению контакта между лицами, развитию способности взаимопонимания и слушания партнёрами друг друга;
  • общественная – язык, являясь символизацией внутренней, духовной жизни человека, оформляет это выражение в соответствии с принятыми обществом правилами в общедоступной и общезначимой форме, которую способны понять другие субъекты языковой коммуникации.

Философия языка

Определение 2

Философия языка – это изучение языка с точки зрения его сущности, происхождения и выполнения им функций в человеческом обществе, в развитии культуры.

Исторически философия языка развивалась в трёх основных направлениях философии:

  • имени (имя (слово) именует сущность (идею) и вещь);
  • предиката (то есть языкового высказывания, выражения, выполняющего функцию истинности, то есть обозначает признак);
  • ценностных установок личности.

В настоящее время изучения в области философии языка характеризуются двумя концепциями, которые дополняют друг друга:

  • возвращение к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;
  • стремление к всеобщей грамматике и выяснение категориальных основ человеческого языка.

Сущность языка раскрывается в выполнении им функций средства общения и орудия мышления.

Важное место в изучении языка отводится грамматике (изучает логику языка), семантике (изучает смысл языка) и прагматике (изучает практическое значение языка).

«Формы языка философии» 👇

В языковой системе философии первостепенное значение отводится абстрактным понятиям как признаку рационального отношения к миру, а также символам и образам, которые служат средством художественного освоения мира.

Различают естественные и искусственные языки. Естественные языки возникли натурально и служат для общения между людьми. В отличие от естественных, искусственные языки созданы людьми для решения конкретных задач (например, языки науки, машинные языки, жаргоны; эсперанто).

В последнее время, когда возросла значимость научно-технического прогресса, особую роль стали играть формализованные языки, то есть математические или логические исчисления, в которых используются математические формулы и логические знаки и нивелируются всякого рода многозначности и нелепости.

Метаязык

Определение 3

Метаязык — это любой естественный или искусственный язык (язык «второго уровня»), являющийся основой для изучения и описания другого (объектного) языка (языка «первого уровня»).

Слово «метаязык» имеет греческое происхождение и буквально переводится как «некоторый язык о данном языке».

Взаимодействие между метаязыком и объектным языком осуществляется через перевод, а перевод – это истолкование. Метаязыки нашли широкое применение в науке, где они закрепляют и выражают знания наиболее общего характера.

Различие объектного языка и соответствующего метаязыка является относительным, поскольку любой метаязык может стать объектным языком для изучения метаязыком более высокого уровня. На самом деле довольно редко при исследовании языков возникает необходимость обратиться к дополнительным метаязыкам.

Смешение терминов (слов) и высказываний (осмысленных утверждений) метаязыка и объектного языка вызывает трудности в понимании и использовании языков человеческого общения и нередко приводит к серьезным парадоксам. Например, сказать, что «Красный – это прилагательное», нельзя, потому что в этом предложении «красный» – это термин объектного языка, а «прилагательное» – термин метаязыка. Эта ситуация относительно простая, и её легко разрешить при помощи небольшого исправления: «Слово «красный» – это прилагательное».

Более затруднительная ситуация возникает с семантическими парадоксами Античности. Ярким примером таких парадоксов является древнегреческий парадокс «Лжец»: «Один критянин сказал, что все критяне – всегда лгут. Что он сказал – истину или ложь?». В данном случае вместе с терминами объектного языка применяется метаязыковое понятие «истина», которое оценивает не только данное предметное высказывание, но и всё утверждение в целом. Подобные парадоксы представляют проблему и ныне.

Д. Гильберт первый занимался различением метаязыка и объектного языка проведено, однако без использования соответствующей терминологии. В 30-е гг. XX века А. Тарский и Р. Карнап ввели термины «объектный язык» и «метаязык». После данного исследования это различение стало активно применяться в изучении проблем в языкознании, семиотике, математической логики, в философии и методологии науки. Не утрачивая общего значения, термин «метаязык» в каждой из этих наук имеет свои особенности.

Несмотря на разнообразие подходов к определению «метаязыка», его существенным признаком во всех науках признаётся требование к метаязыку быть смыслово богаче, обильнее соответствующего объектного языка. Это вызвано необходимостью метаязыка включать не только обозначения для всех имен и выражений объектного языка, но и закреплять посредством своих специальных методов их свойства и констатировать существующие между ними разнообразные отношения и связи. Это позволяет устранить многообразные парадоксы и антиномии, когда люди применяют иерархию языков. Богатые выразительные средства метаязыков многих научных дисциплин позволяют формулировать на них метатеории соответствующих предметных областей научного знания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Философия языка и язык философии (На каком языке говорит философия? А.Ю. Коробов-Латынцев о взаимоотношениях философии и языка) // filosofii radi [15:05]

Язык философии — совокупность воззрений на то, что представляет собой язык философии.

Философия за всю историю своего существования так и не смогла создать свой специфический формализованный язык. И это произошло не потому, что одни философы не соглашались с формализмами других. Совсем наоборот: никто, кроме Гегеля, даже не попытался предложить свой формализованный язык.[1] Его же попытка, оставив заметный след в философии, «ушла в песок». В результате сегодня собственно философского языка не существует. Ревизия гегелевской логики Марксом ограничилась изменением двух аксиом[2] (принцип познаваемости и принцип первичности материи над сознанием) и модернизацией исторического подхода Гегеля — принципа историзма.[3]

То, что сегодня называется «философской терминологией», по одной из интерпретаций, является бессвязным набором «терминов» из самых разнообразных философских учений, школ и направлений всех периодов развития философии.

Каждый раз, когда кто-либо сталкивается с таким специфическим «философским термином», бывает полезно точно определить: происхождение «термина» (учение, школу, направление) и почему, с какой целью, он используется автором в данном философском контексте. И при этом полезно ещё дополнительно учитывать (если этот «термин» является категорией) весь спектр взглядов на этот «термин» за всю историю философии…

Lang of Philos.JPG

Практически любой автор философского произведения начинает свою книгу с «предварительных определений терминов». Иначе проблематичным становится истолкование данного текста. Вот он — «тонкий и скользкий лёд философии»…

Подмена понятия?[править]

В традиционной формальной логике с «подменой понятия» можно столкнуться в паралогизмах и в случаях, которые являются разновидностями софистических приёмов:

  • В такой преднамеренной логической ошибке как «подмена тезиса» (ignoratio elenchi). Эта ошибка, состоит в неправильности умозаключений, на которых строится рассуждение,
  • В случае, когда понятие «в широком смысле» заменяется понятием «в узком смысле».
(См., например, А. Д. Гетманова. «Логика. Словарь-справочник», М., 1988, Логические ошибки.).

Вопрос, однако, не так прост, как может показаться на первый взгляд.

«Каждый философ вкладывает в философские понятия свое собственное содержание, свой собственный смысл. Сравните, например, употребление таких понятий, как „субстанция“, „материя“, „душа“, „опыт“, „движение“, крупнейшими философами Нового времени, и вы увидите, как сильно они расходились в истолковании этих понятий»

— А.Л.Никифоров, «Философия как личный опыт».

То есть речь здесь совсем не идёт о паралогизме или софистическом приёме. Всё принципиально иначе.

В чём же здесь дело?

Известно, что «понятие в мышлении» и «слово-ярлык» одного из Естественных языков суть принципиально различные объекты.

В бытовой речи одному и тому же «понятию в мышлении» может быть, в принципе, поставлено в соответствие и применено любое из слов-ярлыков, являющихся синонимами. Это не приводит к ошибке или разночтению в связи с тем, что верификация суждения с этим словом-ярлыком осуществляется в «режиме реального времени».

В неформализованном тексте этого уже сделать совершенно невозможно.

Истолкование суждения приходится проводить по другим текстам того же автора, созданным в тот же исторический период, что не всегда реализуемо.

Даже если такое «истолкование» проведено, его результат практически всегда не является полностью адекватным мысли автора и содержит в себе ошибку. Допустима ли она, эта ошибка?

Практически никогда, если речь идёт о предельных абстракциях. Почему?

По умолчанию в любом философском тексте изложение осуществляется в рамках идеализации, «мировоззренческого взгляда», который разделяется автором. Все понятия рассматриваются принципиально через эту призму!

Катастрофичной ситуация становится тогда, когда абстрактное понятие ещё не познано и различные исследователи придают ему различный смысл, а не просто разные оттенки смысла, которыми можно было бы пренебречь (иначе, речь идёт не о знании, но о различных мнениях).

В этом случае истолкование текста исследователем равносильно «тончайшему переводу с одного языка на другой».

О «достаточно строгих» определениях терминов в формализмах[править]

Инфантильному мышлению присуще убеждение, что не существует понятий, которым невозможно дать строгое определение. Однако это далеко не так.

«Достаточно строгие» определения возможны исключительно в формализованных языках. Но даже в этих языках существует принципиальное базисное ограничение: исходные базисные термины, из которых определяются все остальные, сами не имеют строгих определений и, в сущности, являются «размытыми» понятиями, которые вводятся остенсивно[4].

Здесь мы имеем некую аналогию с Принципом неопределённости Гейзенберга: принципиальную невозможность «абсолютно точного стопроцентного» познания чего-либо, признание того факта, что при любом отражении всегда существует ошибка (погрешность измерения).

На естественном языке, как правило, строгого определения дать невозможно, если определяется достаточно абстрактное понятие.

Большинство универсалий[5] представляют собой обобщения бесконечных множеств объектов (как результат предельного перехода в процессе неполной индукции над неперечислимым множеством понятий) и, следовательно, невозможно простым перечислением этих объектов указать в целом то множество, отражением которого является универсалия.

Продолжением указанного выше заблуждения является раздражение отдельной части молодых людей на наличие в естественном языке заимствований из других языков и следующее из него убеждение, что все эти заимствования можно заменить словами родного языка, например, «сфера» — «ошарие» и т. п. (см. А. И. Солженицын, «В круге первом» — «птичий язык».).

Одним из случаев заимствования терминов из иностранных языков является включение в родной язык понятий, не имеющих места в отечественной науке, технике и культуре. В последние 200 лет идёт интенсивный обмен новыми понятиями, связанный с развитием науки и техники. Нации, совершившие рывок в какой-либо области, одновременно с экспортом оборудования экспортируют за границу и свой язык (новую терминологию).

Второй случай заимствования терминов из иностранных языков обусловлен тем, что существительные родного языка имеют вполне конкретное происхождение и, следовательно, не очень подходят для обозначения абстрактных понятий. Заимствования в этих случаях играют роль фильтра, барьера, который не пропускает конкретное в рассматриваемую абстрактную область.

Здесь необходимо особо отметить, что вопрос о том, что значительная часть универсалий и категорий имеет иностранное происхождение, не так тривиален, как может показаться на первый взгляд.

Ни универсалии, ни категории не могут быть в принципе редуцированы и определены посредством понятий более низкого уровня, потому что, как уже выше было отмечено, они являются результатами предельного перехода в процессе неполной индукции над неперечислимым множеством понятий более низкого уровня, результатами «логического скачка».

Попытка решения аналогичной проблемы в математике нашла своё отражение в Программе Гильберта — сформулированных Давидом Гильбертом 20 проблемах математики на I международном конгрессе математиков — не путать с 23 проблемами Гильберта, сформулированными на II международном конгрессе математиков (см. интуиционизм и программа Гильберта на I Международном конгрессе математиков).

Пять из этих проблем встали перед математиками как следствие критики интуиционистами во главе с Лейтзеном Брауэром оснований классической математики и логики.

Формулировка Гильберта одной из этих «Брауэровских проблем» программы звучит следующим образом:

«3. Необходимо обосновать, что в принципе идеальные объекты и утверждения можно устранить из выводов реальных утверждений; сложность получившихся преобразований при этом роли не играет, поскольку реально их устранять никто не собирается, но доказательство возможности устранения должно быть проведено как можно более абсолютными средствами, с которыми согласны и классики, и интуиционисты, и по возможности все могущие появиться в будущем диссиденты других толков»

— “Проблемы Гильберта”, М., 1969, с.22-23.

Такие средства Гильберт назвал финитными.

Что это за идеальные объекты, которые должны быть устранены? Это высшие абстракции! Абстракции совершенно аналогичные универсалиям! А универсалии, как мы знаем, не редуцируемы к единичным понятиям.

Однако, после десятилетия попыток финитно доказать непротиворечивость и полноту получившейся формальной системы, когда Гильберт неоднократно объявлял, что искомые доказательства почти получены, остались лишь несколько незначительных частных случаев в 1931 г. Гёделем были доказаны теоремы о неполноте. Они произвели впечатление атомной бомбы, полностью уничтожившей программу Гильберта в части, инспирированной интуиционистами во главе с Лейтзеном Эгбертом Брауэром.

Практически в тот же исторический период времени, когда была сформулирована Программа Гильберта, логические позитивисты «Венского кружка» вывели из рассмотрения в логике все философские категории, суждения и вопросы, назвав их «псевдопонятиями» и «псевдопредложениями».

Однако их собственная «программа этого выведения из рамок рассмотрения» была сформулирована с использованием философских категорий[6].

Это почему-то их не смутило и даже не насторожило…

Логические позитивисты и логика философии[править]

Если взглянуть на факт исключения логическими позитивистами философских категорий из универсума логики с другой стороны — со стороны категориальной базы философии, то окажется, что логические позитивисты одномоментно лишили философию её философской логики. Иначе, отказали традиционной философии в праве на существование: все достижения прежней философии, таким образом, были объявлены не имеющими никакого значения и смысла. Это «семантическое безумие» продолжалось почти до конца 60-х гг. ХХ века.

Начиная с 70-х гг. ХХ века в процессе перехода от постпозитивизма и постструктурализма в ситуацию постмодернизма в философии с её гипертрофированным «фундаментальным сомнением в возможности единства взглядов», одновременно происходила реабилитация достижений классической философии.

Ситуация постмодернизма в философии суть всего лишь «детская болезнь левизны», «временная растерянность», связанная с «болезнью роста». Философы растерялись, столкнувшись с резким усложнением решаемых проблем, с бурными изменениями во всех сферах познания, с периодом смены мировоззренческой парадигмы во всём мире, вызванным научно-технической революцией последней трети ХХ века. Философия не успевает выполнять свою основную функцию: обобщать обобщённое — «старый инструментарий» уже не работает…

Вывод из вышеизложенного может быть только один: в философии отсутствует общепризнанный содержательный формализм, который бы позволял философам говорить на одном языке и предоставлял в их распоряжение общезначимый «механизм» обоснования и опровержения философских суждений.

Однако вся историческая философская практика говорит о том, что существование такого универсального формализованного языка для всех сегментов философского познания равносильно существованию универсальной истины бытия, то есть бога, что находится за гранью научного реализма. Аналогично не существует универсального языка физики, а каждое направление физики имеет собственную проблемно-ориентированную терминологию.

Постмодернизм и будущее языка философии[править]

Во все времена, как с момента зарождения философии, так и сегодня, философы пытались и пытаются дать обобщённые представления о мироздании и мировоззрении[7], используя для этого естественный язык (при этом появление в языке «философской терминологии» сути дела не меняет).

Никому и в голову не приходит, что в случае применения для описания реальности естественного языка ни о каких «философских законах» и речи быть не может, так как понятие «закон» суть термин, принадлежащий некой идеализации (со своими идеализированными объектами, системой аксиом и аксиоматикой) и имеющий значение и смысл исключительно в рамках данной конкретной идеализации реальности в граничных условиях, в которых эта идеализация адекватна реальности… Закон — всегда упрощение, а абсолютного тотального знания не существует.

«…ПОНЯТЬ — значит УПРОСТИТЬ.»

Аркадий и Борис Стругацкие. Волны гасят ветер.

Таким образом, если Вы не создаёте некой идеализации, то никаких «философских законов» Вы в принципе открыть не можете. Это уже потом, после создания формализма, в процессе философской практики ваша идеализированная абстрактная форма насыщается конкретным содержанием, а аксиомы подвергаются коррекции…

И, одновременно, если Вы не в состоянии зафиксировать регулярности в выбранной предметной области рассмотрения (универсуме), то что вы вообще можете о ней сказать?… Только отмечать проблемы и пересказывать мнения мыслителей прошлого? И надеяться, что в будущем будут пересказывать (интерпретировать с недопустимой ошибкой) Ваше мнение?

Следовательно, любой вообще неформализованный текст суть беллетристика (как бы наукообразно она не выглядела) и никакого общезначимого смысла не имеет.

«25. …одно знаю,

что был я слеп,

а теперь вижу».
(от Иоанна, Глава 9, 25)

Ситуация постмодернизма в философии, которая характеризуется тем, что в ранг «всеобщей закономерности» возводится фундаментальное сомнение в возможности единства взглядов, суть, по моему мнению, всего лишь «семантическое безумие», «детская болезнь левизны», «временная растерянность», связанная с «болезнью роста».

Философы растерялись, столкнувшись с резким усложнением решаемых проблем, с бурными изменениями во всех сферах познания, с периодом смены мировоззренческой парадигмы во всём мире, вызванным научно-технической революцией последней трети ХХ века. Философия не успевает выполнять свою основную функцию: обобщать обобщённое — «старый инструментарий» уже не работает…

Но философия ещё своё возьмёт…
«Есть причина

подвергнуть СОМНЕНИЕ

сомнению».

(House m.d.)

Признав возможность существования множества философских ИДЕАЛИЗАЦИЙ реальности, созданных для различных граничных условий, читатель очень быстро осознает, что философский плюрализм, не исчезая, приобретает принципиально иной смысл.

В чём этот смысл?

DMM.JPG

Количество возможных идеализаций потенциально бесконечно, а философские законы в этих идеализациях справедливы строго в определённых граничных условиях, там, где идеализация адекватна реальности… Проблема состоит в создании таких адекватных идеализаций, а это уже очень нетривиально и эвристической риторикой здесь не обойдёшься — обосновывать надо. («Колоколен», с которых графоманы наблюдают реальность, может быть очень много, но формализация с помощью краудсорсинга может позволить выделить из этого бреда рациональное зерно…)

Вот тут то и оказывается, что классическая формальная логика суть всего лишь одна из возможных философских идеализаций реальности. То есть никто не запрещает философу применять формальную логику или её неклассические диалекты в граничных условиях, в которых заключения формальной логики адекватны реальности. Вопрос в другом — в возможности прогнозирования… А вот на это-то ни формальная логика, ни один из её неклассических диалектов и не способны, так как это запрещено законом тождества.

Таким образом, ситуация постмодернизма в философии на глубинном уровне имеет фундаментальный смысл и является этапом перехода на качественно новый уровень философствования.

Этот этап будет характеризоваться созданием и применением проблемно-ориентированных формализованных содержательных логик, каждая из которых предназначена для решения своего специфического класса задач. Логик, адекватных реальности лишь в строго определённых граничных условиях и не претендующих на панлогизм. Пришло время «собирать камни».

Этот вывод является следствием (по аналогии) тех процессов развития, которые претерпевала формальная логика в XIX—XX вв.: на фундаменте классической формальной логики возникли десятки неклассических формальных логик, каждая из которых предназначена для решения своего специфического класса задач и не покрывает своими инструментальными средствами весь мыслимый универсум. Таким образом, только все они в совокупности представляют собою инструмент, удовлетворяющий насущные потребности практики.

Прообраз языка философии[править]

Прообраз специфического проблемно-ориентированного языка философии родился одновременно с появлением философского познания и развивался вместе с развитием понятийного и категориального аппарата философии. На сегодняшний день концепция построения языка философии основывается на трёх фундаментальных идеях:

  • наличие в естественном языке особого множества наиболее общих понятий — категорий, обладающих свойством качественно саморазвиваться по своим значению и смыслу в прострастве-времени. В связи с этим значение и смысл любой категории «размыты», чем во все периоды истории философского познания пользовались мошенники-софисты и политики, манипулируя человеческим сознанием.
Здесь под категорией понимается абстракция, являющаяся результатом предельного перехода в процессе неполной индукции над многообразными результатами опыта, выраженными в универсалиях, являющихся ноуменами[8]. В связи с тем, что реальность непрерывно развивается, множество, над которым производится предельный переход в процессе неполной индукции, во-первых, не является перечислимым на практике, а, во-вторых, также непрерывно развивается. Это и вызывает качественное саморазвитие категории как результата данного предельного перехода.
Необходимо при этом ещё учитывать и присутствие в нашем знании значительной невербализованной компоненты[9], которая также развивается и видоизменяет значение и смысл категории, к сегменту которой она по умолчанию относится.
  • Ещё Аристотель указал на то, что категория (явно или неявно присутствуя в суждении) задаёт смысловую парадигму суждения, то есть позволяет слушателю мгновенно понять — о чём в суждении идёт речь (о месте(прострастве), времени, количестве, качестве и т. п.)
  • Гегель продвинулся ещё дальше, указав, что корректно связанные между собою категории содержат в себе часть следующей стадии развивающейся реальности в силу особой логики этой связи. Тем самым он первым осознал, что существует возможность ограниченного (локального и аппроксимированного) прогнозирования наступающего грядущего.

Речь здесь идёт о выработке на пути конкуренции исследовательских программ классического языка философии, от которого уже естественным путём могли бы «отпочковываться» неклассические языки философии…

Источники[править]

  1. ↑http://ru.vlab.wikia.com/wiki/Панегирик_Гегелю._Об_Искусственном_интеллекте
  2. ↑http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8#.D0.9E.D0.92.D0.A4_.D0.B2_.D0.B4.D0.B8.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7.D0.BC.D0.B5_.28.D0.BC.D0.B0.D1.80.D0.BA.D1.81.D0.B8.D0.B7.D0.BC.D0.B5.29
  3. ↑ Б. А. Грушин. Историзм // БСЭ. — 1969—1978
  4. ↑http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5#.D0.9E.D0.BF.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.28.D0.B4.D0.B5.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B8.D1.8F.29_.D0.BF.D0.BE.D0.BD.D1.8F.D1.82.D0.B8.D1.8F
  5. ↑http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1261/%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%98
  6. ↑см. труды Рудольфа Карнапа, Ханса Хана, Отто Нейрата. Научное миропонимание — Венский кружок)
  7. ↑В ХХ веке философы, не справившись с всеобщим, решили попытать счастья в познании частностей, но с тем же успехом… Как вообще, не познав всеобщее, пытаться понять частное? Мы же движемся от абстрактного к конкретному? С другой стороны, если некий философ высказывает свои взгляды на МИРОЗДАНИЕ, не означает ли это, что он делится со слушателями своим МИРОВОЗЗРЕНИЕМ?
  8. ↑см. место категорий в структуре предмета познания
  9. ↑http://ru.science.wikia.com/wiki/Невербализованное_(неявное)_ЗНАНИЕ

См. также[править]

  • Основной вопрос философии

Ссылки[править]

  • Наука и философия // ru.dianomica.wikia.com
  • Метафилософия // ru.dianomica.wikia.com
  • Бесконечность дурная // ru.dianomica.wikia.com
  • Диалектика // ru.dianomica.wikia.com
  • Диалектическая логика // ru.dianomica.wikia.com
  • Сергей Ежов. О ленинском «Принципе конкретности ИСТИНЫ».
  • Сергей Ежов. О фундаментальной ОШИБКЕ марксистской теории пролетарской революции. // ru.vlab.wikia.com
  • Сергей Ежов. Поппер Карл Раймунд и диалектика // ru.science.wikia.com
  • Сергей Ежов. ДИАНОМИКА. Металогические пролегомены к формализованной содержательной логике. // ru.dianomica.wikia.com
  • Сергей Ежов. ДИАНОМИКА. ПРОПЕДЕВТИКА в формализованную содержательную логику. // ru.dianomica.wikia.com
  • Л.Витгенштейн. Логико-философский трактат
  • Ж.Деррида. Есть ли у философии свой язык?
  • А. Л. Никифоров, «Философия как личный опыт».
  • М. К. Мамардашвили, «Введение в философию».
  • В. В. Бибихин. Язык философии.
  • Ю. М. Шилков. Удивительное многообразие языков философии.
  • С. Л. Катречко. Символьный язык философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *