Сочинение по тексту гранина многие считают понятие чести устарелым

5 готовых проверенных сочинений ЕГЭ по тексту Гранина Д.А  (многие считают понятие чести устарелым, несовременным) для задания №27 ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Примерный круг проблем:

  • Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». (Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?)

  • Проблема верности своему слову. (Как соотносятся верность своему слову и чувство чести?)

  • Какого человека можно назвать человеком чести?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Автора волнует проблема утраты понятия чести в современном обществе.

Рассуждая об этой проблеме, Гранин приводит в пример А.П. Чехова и В.Г. Короленко, совесть которых не примирилась с тем, что М. Горькому сначала дали звание академика, а потом признали выборы недействительными. В знак протеста и Чехов, и Короленко отказались от звания академиков. Автор говорит, что они могли бы найти для себя оправдание и не принимать такого решения, но для них этот акт был не только общественным, но и личным, потому что это было делом чести.

Далее Гранин размышляет о том, что такое слово, данное человеком. «Оно не подтверждается никаким документом, справкой». Есть люди, умеющие сдержать своё слово, а есть те, для которых это пустой звук. Из этих рассуждений автора можно сделать вывод, что только человек чести держит своё слово, а у того, кто впустую даёт обещания, понятие чести отсутствует.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что для Гранина вопросы чести имеют очень большое значение, что даже такие понятия, как убеждения, принципиальность, не заменят того, что мы называем честью.

Автор утверждает, что не может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, что понятие чести «даётся человеку однажды, вместе с именем» и его нужно только беречь.

Нельзя не согласиться с такой позицией. Действительно, как редко сейчас услышишь слово «честь». А о чувстве собственного достоинства и говорить нечего. Разве можно считать, что у человека есть такое чувство, если он обманывает, совершает подлые поступки, трусит, думает только о себе и ради своего благополучия пойдёт на всё? А таких людей, особенно среди молодых, много. Размышляя над вопросами, поставленными автором в тексте, я задумалась о себе. Могу ли назвать себя человеком чести? Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не приучена лгать, стараюсь всегда сдержать данное слово, не делаю зла людям. Я думаю, что честь – это чистая совесть. Поступать по чести – значит жить по совести.

В заключение хотелось бы сказать, что если бы все люди жили по совести, были людьми чести, то жизнь, наверное, была бы прекрасней.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Какого человека можно назвать человеком чести? Эту проблему ставит в тексте Д. Гранин.

Рассуждая над этим вопросом, автор, чтобы показать, каким может быть человек чести, описывает случай, связанный с А.П. Чеховым. Когда царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики, Чехов писал: «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными… такое противоречие не укладывается в моём сознании…». После этого Чехов отказался от звания академика, показав себя человеком чести. Этот пример описывает, как человек может не искать себе оправдания, а действовать по совести. Также Д. Гранин писал: «Допустим… человека, который обещал сделать ремонт, собрать людей… Ну, эко беда, не сделал… никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово». То есть человек чести — это человек, который умеет держать слово, который помнит про свои обещания и выполняет их несмотря ни на что.

Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, показывают, что такое достоинство и благородство.

Автор считает, что человек чести — это человек, который умеет думать о других, который прислушивается к своей совести и умеет держать слово, несмотря ни на что.

Я согласна с мнением автора. Действительно, чтобы назвать себя человеком чести, надо иметь твердые убеждения, но в то же время иногда забывать о собственном «я» ради других людей.

Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главного героя можно смело назвать человеком чести. Он не присягнул на верность Пугачеву, а остался верен своей Родине и своим людям. Такой поступок заслуживает уважения.

Честь — это основа верности семье и Родине. С детства нужно её беречь, ставить на первое место, ведь в будущем очень важно быть человеком чести.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

К сожалению, на сегодняшний день становится все меньше людей, способных отвечать за каждый свой поступок, способных ценить и уважать данное однажды слово. В данном тексте Даниил Александрович Гранин поднимает актуальную проблему чести.

Автор, обращаясь к теме, заостряет наше внимание на её актуальности и в противопоставление нынешнему поколению людей приводит в пример случай из жизни А.П. Чехова, наиболее ярко описывающий характер по-настоящему честных в первую очередь с самими собой личностей того времени. Антон Павлович, узнав о том, что правительство аннулировало избрание М. Горького в почетные академики, столкнулся с сильным внутренним противоречием: с одной стороны, он лично сердечно поздравил своего друга-писателя, а, с другой, будучи академиком, он, следуя логике, поддерживает подобное решение правительства. Единственным правильным для себя решением писатель избрал сложение с себя почетного звания.

Даниил Александрович делает акцент на том, что это было важно в первую очередь для самого Антона Павловича, для его внутреннего состояния: он не мог обманывать самого себя и, к примеру, как поступают многие, найти себе оправдание. Автор подводит нас к мысли о том, что понятие чести нельзя подменять понятием «принципиальность», как и нельзя ассоциировать честь лишь с популярными некогда дуэлями, тем самым все больше углубляясь в абсурдную мысль о том, что это понятие «нынче не применимо».

Даниил Александрович считает, что честь – это не что иное, как «сугубо личное нравственное чувство», внутренний ориентир человека, характеризующийся желанием быть нравственно чистым, честным по отношению и к окружающим, и к самому себе. Это чувство нельзя заработать или потерять – оно дается человеку вместе с именем, его можно лишь сберечь.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что понятие чести нельзя сравнивать с принципиальностью, манерностью, честолюбием и надменной гордыней, потому что в них нет места искренности по отношению к своим поступкам, в них нет места рефлексии и угрызениям совести, трезвому ответу за данное обещание. А это является одним из главных составляющих понятия чести, о чем, к сожалению, постепенно стали забывать.

Этим свойством характера обладает главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на обстоятельства, несмотря на собственное изнеможение, как духовное, так и физического, до последнего готов был отстаивать собственную честь. Когда Миллер сказал ему выпить и поесть за победу фашистских войск, герой отказался и выбрал смерть, и посчитал это единственным правильным решением, потому что не мог предать свою страну и, в первую очередь, себя. Миллер оценил подобный поступок, а наш герой, получив от него немного еды, предпочел разделить её между другими пленниками, просто потому что не мог поступить иначе, съесть все самому было бы бесчестно.

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Петр Гринев, также является человеком чести, и это чувство ярче всего проявляется у него на почве любви. Будучи еще совсем молодым, герой не смог не отблагодарить путника за помощь заячьим тулупом, также не смог не вернуть проигранный долг – для него это было даже не принципом, Петр действовал душой и понимал, что так поступить будет правильно для него самого. Позже герой яростно защищает честь Марии, своей возлюбленной, на дуэли, щадит несчастного Швабрина и отказывается повиноваться Пугачеву даже перед лицом смерти. Безусловно, подобные поступки раскрывают в нем настоящего дворянина, человека чести и достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие чести не может устареть априори, так как оно является, являлось и будет являться внутренним нравственным ориентиром человека. Но, к сожалению, нынешние реалии таковы, что честь перестали по-настоящему ценить, а это является губительным пробелом, ведь вместе с честью со временем могут обесцениться и такие понятия как совесть, благонравие, нравственность и доброта, а допустить это нельзя.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Может ли устареть понятие чести? Именно над этим вопросом рассуждает автор.

Приводя в пример поступок Чехова и Короленко, автор показывает на что порой шли люди, чтобы изменить своим принципам. После того как М. Горького лишили звания академика наук, Чехов и Короленко отказались от звания академиков. Одобряя их поступок, автор как бы противопоставляет их нашим современникам, которые, ссылаясь на всякого рода отговорки (многие считают «честь» устаревшим понятием), совершают далеко не благородные поступки. Именно против таких людей и выступает автор.

Д. Гранин считает, что честь не может устареть, что человек всегда должен быть верен своим принципам.

С автором нельзя не согласиться. Аксиомой можно назвать тот факт, что честь – понятие нестареющее, неподвластное времени. Честь – это тот самый нравственный барьер, который делает нас людьми, честь — это то, что помогает совершать подвиги, умирать и жить достойно.

Для подтверждения своих слов хочу привести роман А. Пушкина «Капитанская дочка». А. Швабрин – человек беспринципный. Именно поэтому он злословит на Машу после того, как она не соглашается выйти за него, а потом ранит подло ранит П. Гринева на дуэли, а под конец переходит на сторону мятежников. У Швабрина нет чести, именно поэтому он может себе позволить подобные «вольности».

В качестве другого аргумента можно привести рассказ-эпопею М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения Андрей Соколов проходит через ужасы войны и концлагеря. Он теряет семью, но до конца остается верным себе, своему долгу. Андрей сумел сберечь честь, именно это дало ему силы встать на ноги, найти смысл жизни и усыновить сироту.

Одним словом, хочется надеется, что, несмотря на все попытки «крайних» либералов, пытающихся вбить в сознание людей новую «мораль», никто не клюнет на дешевые уловки. Ведь если сегодня забыть понятие чести, то завтра мы забудем и стыд, и совесть и все хорошее в себе…

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Даниил Александрович Гранин—русский писатель, публицист. В своем тексте он поднимает одну из главных проблем нашего времени: актуальность чести в современном мире.

Рассуждая над этим вопросом, автор говорит нам о том, что честь «даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь». Это понятие не может устареть или стать несовременным. Во все времена ценилось сдержанное «слово, данное человеком»

Авторская позиция мне понятна: честь никогда не может устареть или стать несовременной, она всегда будет актуальна. Она есть у каждого индивида с рождения и ее необходимо беречь.

Я полностью разделяю данную точку зрения и считаю, что в современном мире необходимо отстаивать чувство собственного достоинства! Как говорил древнеримский поэт Публилий Сир : «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может.»

К данной проблеме обращались многие классики русской литературы.

Вспомним произведение М.Шолохова «Судьба человека». Находясь в плену голодный и обессиленный русский солдат был силен духом и отказался от обилия еды и от предложения выпить за победу Германии, что очень удивило немецкого офицера. Твердость его характера и несломленность вызывали у немцев уважение. Ведь измождённый тяжким трудом и голодом он смело отстаивал свое доброе имя.

Как всем нам известна судьба великого поэта А.С.Пушкина. Когда его честь его жены была оскорблена, он, понимая на что идет, вызывает обидчика на дуэль. А.С.Пушкин сам утвердил условия: сражаться до смерти одного из оппонентов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

К сожалению, эта схватка закончилась смертью поэта, но он сумел сохранить в нашей памяти свое доброе имя.

В заключение я хочу сказать, что такое понятие как честь никогда не устареет. Чувство собственного достоинства будет актуально всегда и очень важно уметь его отстоять!

Полный текст ЕГЭ Д.А Гранина о чести:

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово. (По Д. Гранину)

Смотрите также на нашем сайте:

80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку задания с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность.

К сожалению, на сегодняшний день становится все меньше людей, способных отвечать за каждый свой поступок, способных ценить и уважать данное однажды слово. В данном тексте Даниил Александрович Гранин поднимает актуальную проблему чести.

Автор, обращаясь к теме, заостряет наше внимание на её актуальности и в противопоставление нынешнему поколению людей приводит в пример случай из жизни А.П. Чехова, наиболее ярко описывающий характер по-настоящему честных в первую очередь с самими собой личностей того времени. Антон Павлович, узнав о том, что правительство аннулировало избрание М. Горького в почетные академики, столкнулся с сильным внутренним противоречием: с одной стороны, он лично сердечно поздравил своего друга-писателя, а, с другой, будучи академиком, он, следуя логике, поддерживает подобное решение правительства. Единственным правильным для себя решением писатель избрал сложение с себя почетного звания. Даниил Александрович делает акцент на том, что это было важно в первую очередь для самого Антона Павловича, для его внутреннего состояния: он не мог обманывать самого себя и, к примеру, как поступают многие, найти себе оправдание. Автор подводит нас к мысли о том, что понятие чести нельзя подменять понятием «принципиальность», как и нельзя ассоциировать честь лишь с популярными некогда дуэлями, тем самым все больше углубляясь в абсурдную мысль о том, что это понятие «нынче не применимо».

Даниил Александрович считает, что честь – это не что иное, как «сугубо личное нравственное чувство», внутренний ориентир человека, характеризующийся желанием быть нравственно чистым, честным по отношению и к окружающим, и к самому себе. Это чувство нельзя заработать или потерять – оно дается человеку вместе с именем, его можно лишь сберечь.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что понятие чести нельзя сравнивать с принципиальностью, манерностью, честолюбием и надменной гордыней, потому что в них нет места искренности по отношению к своим поступкам, в них нет места рефлексии и угрызениям совести, трезвому ответу за данное обещание. А это является одним из главных составляющих понятия чести, о чем, к сожалению, постепенно стали забывать.

Этим свойством характера обладает главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на обстоятельства, несмотря на собственное изнеможение, как духовное, так и физического, до последнего готов был отстаивать собственную честь. Когда Миллер сказал ему выпить и поесть за победу фашистских войск, герой отказался и выбрал смерть, и посчитал это единственным правильным решением, потому что не мог предать свою страну и, в первую очередь, себя. Миллер оценил подобный поступок, а наш герой, получив от него немного еды, предпочел разделить её между другими пленниками, просто потому что не мог поступить иначе, съесть все самому было бы бесчестно.

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Петр Гринев, также является человеком чести, и это чувство ярче всего проявляется у него на почве любви. Будучи еще совсем молодым, герой не смог не отблагодарить путника за помощь заячьим тулупом, также не смог не вернуть проигранный долг – для него это было даже не принципом, Петр действовал душой и понимал, что так поступить будет правильно для него самого. Позже герой яростно защищает честь Марии, своей возлюбленной, на дуэли, щадит несчастного Швабрина и отказывается повиноваться Пугачеву даже перед лицом смерти. Безусловно, подобные поступки раскрывают в нем настоящего дворянина, человека чести и достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие чести не может устареть априори, так как оно является, являлось и будет являться внутренним нравственным ориентиром человека. Но, к сожалению, нынешние реалии таковы, что честь перестали по-настоящему ценить, а это является губительным пробелом, ведь вместе с честью со временем могут обесцениться и такие понятия как совесть, благонравие, нравственность и доброта, а допустить это нельзя.

Сочинение ЕГЭ 2021

Многие считают понятие чести устарелым, несовременным… (По Д. Гранину)

Автора волнует проблема утраты понятия чести в современном обществе.

Рассуждая об этой проблеме, Гранин приводит в пример А.П. Чехова и В.Г. Короленко, совесть которых не примирилась с тем, что М. Горькому сначала дали звание академика, а потом признали выборы недействительными. В знак протеста и Чехов, и Короленко отказались от звания академиков. Автор говорит, что они могли бы найти для себя оправдание и не принимать такого решения, но для них этот акт был не только общественным, но и личным, потому что это было делом чести.

Далее Гранин размышляет о том, что такое слово, данное человеком. «Оно не подтверждается никаким документом, справкой». Есть люди, умеющие сдержать своё слово, а есть те, для которых это пустой звук. Из этих рассуждений автора можно сделать вывод, что только человек чести держит своё слово, а у того, кто впустую даёт обещания, понятие чести отсутствует.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что для Гранина вопросы чести имеют очень большое значение, что даже такие понятия, как убеждения, принципиальность, не заменят того, что мы называем честью.

Автор утверждает, что не может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, что понятие чести «даётся человеку однажды, вместе с именем» и его нужно только беречь.

Нельзя не согласиться с такой позицией. Действительно, как редко сейчас услышишь слово «честь». А о чувстве собственного достоинства и говорить нечего. Разве можно считать, что у человека есть такое чувство, если он обманывает, совершает подлые поступки, трусит, думает только о себе и ради своего благополучия пойдёт на всё? А таких людей, особенно среди молодых, много. Размышляя над вопросами, поставленными автором в тексте, я задумалась о себе. Могу ли назвать себя человеком чести? Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не приучена лгать, стараюсь всегда сдержать данное слово, не делаю зла людям. Я думаю, что честь – это чистая совесть. Поступать по чести – значит жить по совести.

В заключение хотелось бы сказать, что если бы все люди жили по совести, были людьми чести, то жизнь, наверное, была бы прекрасней.

Сочинение ЕГЭ 2021

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25) (по тексту Д.Гранина)

Готовимся к сочинению

ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25)

(по тексту Д.Гранина)

 Задание 25 - задание открытого типа с развёрнутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Формулировка задания  Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему.  Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).  Объём сочинения - не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 25 — задание открытого типа с развёрнутым ответом — это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему.

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментарий к заданию 25 (сочинение-рассуждение)  Задание 25 проверяет сформированносгь у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами СРЛЯ.  Таким образом, эта часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даст представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Комментарий к заданию 25 (сочинение-рассуждение)

Задание 25 проверяет сформированносгь у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практическую грамотность — навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами СРЛЯ.

Таким образом, эта часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даст представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия.

(2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений?

(3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

(13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает  через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает,  что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово. (По Д. Гранину)

(13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда,

не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо.

(23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово. (По Д. Гранину)

Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?); 2) проблема верности своему слову (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?). Авторская позиция: 1) чувство чести - это чувство собственного достоин- позиция:  ства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека; для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести.

Информация о тексте

Основные проблемы:

1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?);

2) проблема верности своему слову (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?).

Авторская позиция:

1) чувство чести — это чувство собственного достоин- позиция: ства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека;

для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести.

Понятие чести в литературе  «Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей», - говорил Б. Франклин, политический деятель, дипломат, живший еще в 18 веке.  Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого.  В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина.  Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.  Тема чести – одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду».

Понятие чести в литературе

  • «Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей», — говорил Б. Франклин, политический деятель, дипломат, живший еще в 18 веке.
  • Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого.
  • В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя — типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.
  • Тема чести – одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду».

Высказывания и афоризмы о чести

  • Честь — это бриллиант на руке добродетели. Вольтер Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Франклин Б. Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. Шекспир У. Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме. Фейхтвангер Л. Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер
  • Честь — это бриллиант на руке добродетели. Вольтер
  • Честь дороже жизни. Шиллер Ф.
  • Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Франклин Б.
  • Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. Шекспир У.
  • Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме. Фейхтвангер Л.
  • Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст
  • Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер

Проблема защиты чести, достоинства в произведениях русской литературы:  Судьба А.С. Пушкина, его дуэль с Дантесом, защита чести, доброго имени своей семьи. А.С. Пушкин – повесть «Капитанская дочка». М.Ю. Лермонтов – «Песня про купца Калашникова». М.Ю.Лермонтов – роман «Герой нашего времени». М.А.Шолохов – рассказ «Судьба человека». Л.Н.Толстой – роман-эпопея «Война и мир». А.И. Пантелеев – рассказ «Честное слово».

Проблема защиты чести, достоинства в произведениях русской литературы:

Судьба А.С. Пушкина, его дуэль с Дантесом, защита чести, доброго имени своей семьи.

А.С. Пушкин – повесть «Капитанская дочка».

М.Ю. Лермонтов – «Песня про купца Калашникова».

М.Ю.Лермонтов – роман «Герой нашего времени».

М.А.Шолохов – рассказ «Судьба человека».

Л.Н.Толстой – роман-эпопея «Война и мир».

А.И. Пантелеев – рассказ «Честное слово».

Работа над сочинением I. Вступление:  Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д.А. Гранин в своем тексте.  «Чувство чести, чувство собственного достоинства» – это, как выразился Гранин, «сугубо личное нравственное чувство», отличает благородного в своих поступках человека. Это понятие в наше время имеет то же значение, что вкладывалось в него с самых древних времен, – оно характеризует степень надёжности данного человеком слова и его верность своим принципам.

Работа над сочинением

I. Вступление:

Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д.А. Гранин в своем тексте.

«Чувство чести, чувство собственного достоинства» – это, как выразился Гранин, «сугубо личное нравственное чувство», отличает благородного в своих поступках человека. Это понятие в наше время имеет то же значение, что вкладывалось в него с самых древних времен, – оно характеризует степень надёжности данного человеком слова и его верность своим принципам.

II. Основная часть 1. Авторская позиция:  Автор убеждён в том, что понятие чести не может устареть и не может быть заменено никаким другим понятием. Как аргумент, подтверждающий его позицию, он приводит эпизод из биографии А.П. Чехова. Отстаивая честь своего друга, Максима Горького, которого Академия наук несправедливо, по мнению Антона Павловича, лишила только что выданного звания почётного академика, он сложил с себя собственное звание. Он мог бы этого и не делать, но примирить свою совесть с таким противоречием он не мог.

II. Основная часть

1. Авторская позиция:

Автор убеждён в том, что понятие чести не может устареть и не может быть заменено никаким другим понятием. Как аргумент, подтверждающий его позицию, он приводит эпизод из биографии А.П. Чехова. Отстаивая честь своего друга, Максима Горького, которого Академия наук несправедливо, по мнению Антона Павловича, лишила только что выданного звания почётного академика, он сложил с себя собственное звание. Он мог бы этого и не делать, но примирить свою совесть с таким противоречием он не мог.

 2. Собственная позция:   Я согласна с позицией автора, поскольку считаю, что чувство чести, собственного достоинства, – это то чувство, которое существовало во все времена и всегда имело большое значение для нравственного становления человека.

2. Собственная позция:

Я согласна с позицией автора, поскольку считаю, что чувство чести, собственного достоинства, – это то чувство, которое существовало во все времена и всегда имело большое значение для нравственного становления человека.

3. Аргумент 1  Ярким примером проявления чести и высоких нравственных принципов является герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. Будучи сыном богатого, знатного и уважаемого светом вельможи, он получил прекрасное воспитание и образование. Болконский умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным положением, но является также его отличительной «родовой» чертой. Его обострённое чувство собственного достоинства обнаруживается в столкновении со штабными офицерами, глумившимися над австрийским генералом Маком из-за поражения, которое потерпела его армия. Защищая Мака, Болконский резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

3. Аргумент 1

Ярким примером проявления чести и высоких нравственных принципов является герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. Будучи сыном богатого, знатного и уважаемого светом вельможи, он получил прекрасное воспитание и образование. Болконский умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным положением, но является также его отличительной «родовой» чертой. Его обострённое чувство собственного достоинства обнаруживается в столкновении со штабными офицерами, глумившимися над австрийским генералом Маком из-за поражения, которое потерпела его армия. Защищая Мака, Болконский резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

3. Аргумент 2  Совсем иное проявление чести мы встречаем в рассказе А.И. Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик дал честное слово своим товарищам по игре стоять в качестве часового, пока его не сменят, и продолжал стоять на часах даже тогда, когда уже понял, что смена не придёт. Но сила его слова была так велика, что он не мог уйти со своего поста. Невольный свидетель его поступка, рассказчик, вынужден был пригласить военного офицера, единственного человека, который, по мнению мальчика, был в праве снять его с поста и освободить от данного им слова. Вот так, по мнению Пантелеева, проявляются самые лучшие человеческие качества: честность, храбрость, достоинство – не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке.

3. Аргумент 2

Совсем иное проявление чести мы встречаем в рассказе А.И. Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик дал честное слово своим товарищам по игре стоять в качестве часового, пока его не сменят, и продолжал стоять на часах даже тогда, когда уже понял, что смена не придёт. Но сила его слова была так велика, что он не мог уйти со своего поста. Невольный свидетель его поступка, рассказчик, вынужден был пригласить военного офицера, единственного человека, который, по мнению мальчика, был в праве снять его с поста и освободить от данного им слова. Вот так, по мнению Пантелеева, проявляются самые лучшие человеческие качества: честность, храбрость, достоинство – не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке.

III. Вывод:  Тема чести – важная тема в русской литературе. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.  Приведённые выше примеры проявления чести у таких разных людей и в такие разные эпохи подтверждают мысль Д.А. Гранина о том, что это понятие не устаревает и не изменяется со временем.

III. Вывод:

Тема чести – важная тема в русской литературе. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.

Приведённые выше примеры проявления чести у таких разных людей и в такие разные эпохи подтверждают мысль Д.А. Гранина о том, что это понятие не устаревает и не изменяется со временем.

Источники: http://mqm.com/data_images/56a4e259ec0b3.jpg http://mirbelogorya.ru/images/stories/news/2014/06/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.litra.ru/composition/get/coid/00595461354534451612 http://kashctan.blogspot.ru/2015/05/blog-post.html http://www.wisdoms.ru/190.html http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-chesti-v-proizvedeniyax-otechestvennoj-klassiki-xix-veka.html Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) И.П. Цыбулько Отличник ЕГЭ Русский язык

Источники:

http://mqm.com/data_images/56a4e259ec0b3.jpg

http://mirbelogorya.ru/images/stories/news/2014/06/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BA%D0%B0.jpg

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00595461354534451612

http://kashctan.blogspot.ru/2015/05/blog-post.html

http://www.wisdoms.ru/190.html

Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века

Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)

И.П. Цыбулько Отличник ЕГЭ Русский язык

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *