Сочинение по тексту шукшина бывает летом пора

Писатель В.М. Шукшин затрагивает проблему нравственного взросления, важность которой остается на высоком уровне.

Повествование ведется от имени рассказчика, который вспоминает о том, как он в детстве увидел страдания старого человека. Мальчик наблюдал за старичком, у которого умерла жена, а он все с ней разговаривал. Ребенок испугался и побежал за своим дедушкой, который позаботился о соседе, повел его домой, постарался его успокоить и рассказал ему военную историю. Мальчик слушал дружескую беседу стариков, видел, как заботился дедушка о другом человеке. Так дети сталкиваются с неожиданными случаями в жизни, которые заставляют их понимать, что в прекрасном, согласно детскому мировосприятию, мире, существует беда, и смотреть на жизнь по-новому.

Примером, позволяющим глубже проиллюстрировать проблему, является описание внутреннего осознания ребенком того, что он увидел. Для мальчика перестала существовать радость в окружающей природе. Он понял, что то, что происходило со старым человеком, — это было горе. И эта беда чужого человека «заслонила прекрасный мир». Мальчик осознал тяжесть, которая существовала в окружающем мире и была связана с одинокими старыми людьми. Читатель понимает, что у юного человека наступило время нравственного взросления.

Описание случая, который шокировал мальчика, и его нравственного «озарения» связаны и иллюстрируют изменение мировосприятия ребенка, который осознал, что, кроме радости, в жизни есть и несчастье. Это большой нравственный урок, который научил его сочувствию.

Описание события заканчивается философским размышлением В. Шукшина. В природе всегда все идет своим чередом. А в человеческой жизни радостные картины сменяются горестными. И человек уже в детстве может столкнуться и со вторыми. И если ребенок небезразличен к горю другого, значит, происходит нравственное взросление, которое полезно ему.

Я согласна с автором по поводу того, что жизнь может научить многому и ребенка. Это нравственные уроки, во время которых маленький человек учится, как себя вести. В качестве примера приведу рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», в котором говорится об отношении подростка Гриши к своей бабушке. Родственники знали, что она спит неспокойно, во время сна постоянно вспоминает войну. Баба Дуня предупредила внука. Он сказал, что спит крепко. Мать посоветовала сыну, чтобы он крикнул бабушке, и она замолчит.
Мальчику было жалко бабушку. Он думал, как поступить. Когда ночью бабушка во сне плакала и искала потерянные карточки, Гриша начал с ней разговаривать мягко и ласково о том, что он нашел карточки и отдал ей, что плакать не надо, что надо купить хлеба и накормить детишек, а потом спать. Этот разговор подействовал на него так, как будто он побывал в том страшном времени. Его даже охватил холод и начал бить озноб.

Еще раз в эту ночь баба Дуня вспоминала войну. Она рассказывала, как добиралась к мужу в госпиталь и просилась переночевать. Она боялась, что ее не пустят без документа и показала его, а потом успокоилась, когда внук сказал, что документ правильный.
После этой ночи внук решил все рассказать бабушке, но потом понял, что не надо этого делать. Надо молчать, всегда молчать и исцеление придет.

Такой нравственный урок преподнесла жизнь подростку, и он выдержал его с достоинством — нравственно повзрослел.

Итак, проявление сочувствия – одно из доказательств нравственного взросления. В ходе соприкосновения ребенка с жизненными обстоятельствами происходит его нравственное мужание, что очень важно для формирования личности.

ТЕКСТ

Бывает летом пора; полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит, тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Даже не думается, что-то другое; чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей.

Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь. Было мне лет двенадцать. Сидел я в огороде и упорно, до слез смотрел на луну. Вдруг услышал: кто-то невдалеке тихо плачет. Я оглянулся и увидел старика Нечая, соседа нашего. Он плакал и что-то бормотал неразборчиво.

У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена. Жили они вдвоем, дети разъехались. Старушка Нечаева, бабка Нечаиха, жила незаметно и умерла незаметно. Ни с кем не ругалась, не заполошничала по деревне. Была – и нету, ушла.

Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку. Даже когда так прекрасно вокруг, и такая теплая, родная земля, и совсем не страшно на ней.
Я притаился.
Длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под луной. Он шел медленно, вытирал широким рукавом глаза. Мне его было хорошо видно. Он сел неподалеку
– Ничего… сейчас маленько уймусь… мирно побеседуем, – тихо говорил старик и все не мог унять слезы. – Третий день маюсь – не знаю, куда себя деть. Руки опустились… Очень горько, Прасковья: почему напоследок-то ничего не сказала? Обиду затаила какую? Сказала бы – и то легче. А то – думай теперь… Охо–хо… – Помолчал. – Положили тебя возле Дадовны. Место хорошее, сухое. Я и себе там приглядел. Не знаю, что теперь одному-то делать? Чего посоветуешь?
Молчание.
Я струсил. Я ждал, вот–вот заговорит бабка Нечаиха своим ласковым, терпеливым голосом.
– Вчера приснился кошмар – цыплят каких-то ты ела. Проснулся… Хотел тебя разбудить, а забыл, что тебя – нету. Парасковьюшка, снись хоть почаще… только нормально. А то цыплята какие-то…

Тут мне совсем жутко стало. Я прибежал к деду своему, рассказал все. Дед оделся, и мы пошли с ним на зады.
Мы подошли. Дедушка Нечай сидел, по–татарски скрестив ноги, смотрел снизу на нас – был очень доволен.
– Старый человек, а с ума сходишь… Не стыдно?
– Я говорю с ней и никому не мешаю.
– Не с кем говорить, помер человек – в земле.
– Она разговаривает со мной, я слышу, – упрямился Нечай.

Дед легко поднял Нечая с земли, и Нечай не противился. Он шел впереди, спотыкался и все вытирал рукавом слезы. Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже плакал – неслышно, чтоб дед подзатыльника не дал. Жалко было дедушку.
– Кому же легко родного человека в землю зарывать? Терпи, – успокаивал дед.
– Жалко.
– Мы всегда так: живет человек – вроде так и надо. А помрет – жалко. Но с ума от горя сходить – это дурость.

Не было для меня в эту минуту ни ясной, тихой ночи, ни мыслей никаких, и радость непонятная, светлая умерла. Горе маленького старика заслонило прекрасный мир. Только помню: все так же резко, горько пахло полынью.

Дед оставил Нечая у нас. Они легли на полу, накрылись тулупом.
– Я тебе одну историю расскажу, – негромко стал рассказывать мой дед. – Ты вот не воевал – не знаешь, как там было… Там, брат, похуже дела были. Такая история: я санитаром служил, раненых в тыл отвозили. Едем раз с Миколкой, шофером, а машина битком набита. Офицер какой-то с наганом нам остановил. Оказалось, человек у них раненый, кое–как втиснули в кузов его.. Он бедный: голова в крови, все засохло. Подумал тогда: не довезем. А парень молодой, лейтенант, только бриться, наверно, начал. Я голову его на коленки к себе взял – хоть поддержать маленько… Доехали до госпиталя, стали снимать раненых… «Все,– говорю, – кончился». А Миколай посмотрел на лейтенанта, в лицо-то… Долго молчали.
– Неужели сын? – тихо спросил дед Нечай.
– Сын. Схоронили его… Командир Миколаю отпуск на неделю домой дал. Ездил. А жене не сказал, что сына схоронил.
– Почему не сказал-то?
– Так хоть какая-то надежда есть – без вести и без вести, а так… совсем. Не мог сказать.

Старики замолчали.
В окна все лился и лился мертвый торжественный свет луны. Сияет!.. Радость ли, горе ли тут – сияет! (В.М. Шукшин)

Свежая публикация 12.11.2020. Что сближает людей? Для итогового сочинения

Свежая публикация 13.01.2021. О каких событиях людям нельзя забывать? Для итогового сочинения

Свежая публикация 20.01.2021. Сочинение ЕГЭ. «Обед прошел легко, весело…» Н.Я. Москвин. Какова роль отца в жизни детей?

Свежая публикация 22.01.2021. «Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет» Саади. Итоговое сочинение

Свежая публикация 24.01.2021. «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли…» В. Быков. Сочинение ЕГЭ. В чем проявлялось стремление советских солдат победить врага?

Свежая публикация 26.01.2021. В каких случаях нужно избегать конфликтов? Для итогового сочинения

Свежая публикация 31.01.2021. Что отличает ведущего человека от ведомого? Для итогового сочинения

Свежая публикация 03.02.2021. «Что такое вообще храбрость?» В. Некрасов. Для сочинения ЕГЭ. Проблема проявления храбрости

Обновлено: 15.04.2023

Нам бы про душу не забыть

Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева. Закрепить коммуникативные навыки в работе. Форсировать нравственность.

Оборудование:

1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.

2) Листы для групповой работы.

Вид работы: групповая.

Тип урока: мастерская.

I . Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.

Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.

Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”

II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

Работа на I листе

III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью

А как же она прошла?

Группы представляют домашнее задание.

I гр. Шукшин-писатель

II гр. Шукшин-актер

III гр. Шукшин-режиссер

Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.

Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.

Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?

исторические ß ——à философские

конкретныеß ——à всеобщие

личныеß ——à общественные

/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./

IV этап. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.

В чем извечная тайна притяжения земли и дома?

V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.

Прокомментируйте отрывки из рассказов.

Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.

Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.

II гр. “Как помирал старик”

III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”

Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.

В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.

У молодежи – преемственность.

VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.

вера в жизнь деятельное бытие, активное, разумное творчество преодоление будущие в борьбе со злом. уважение к человеку

Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.

VIII этап. Мелодия.

“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”

Да, жизнь продолжается. И идет новый день.

“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.

И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”

IX.Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.

Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.

“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…

Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.

Потом было горе”

“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”

Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” — удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!

Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”

Известно, что с возрастом ребенок развивается физически. А нравственно? Тоже. Многие жизненные ситуации помогают ему взрослеть духовно.

Проблема

В. Шукшин затрагивает проблему нравственного взросления. Повествование ведется от имени рассказчика, который вспоминает о том, как он в детстве увидел страдания старого человека. Важность данной проблемы остается на высоком уровне.

Комментарий к проблеме. Первый пример

Вначале автор описывает благоухание лета и таинственные летние ночи. Именно в одну из таких удивительных ночей мальчик наблюдал за старичком, у которого умерла жена, а он все с ней разговаривал. Ребенок испытал страх и ужас и побежал за своим дедушкой, который позаботился о соседе, повел его домой, постарался его успокоить и рассказал ему военную историю. Мальчик слушал дружескую беседу стариков, видел, как заботился дедушка о другом человеке.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Авторская позиция

Описание события заканчивается философским размышлением В. Шукшина. В природе всегда все идет своим чередом. А в человеческой жизни радостные картины сменяются горестными. И человек уже в детстве может столкнуться и со вторыми. И если ребенок небезразличен к горю другого, значит, происходит нравственное взросление, которое полезно ему.

Собственное мнение

Еще раз в эту ночь баба Дуня вспоминала войну. Она рассказывала, как добиралась к мужу в госпиталь и просилась переночевать. Она боялась, что ее не пустят без документа и показала его, а потом успокоилась, когда внук сказал, что документ правильный.
После этой ночи внук решил все рассказать бабушке, но потом понял, что не надо этого делать. Надо молчать, всегда молчать и исцеление придет.

Такой нравственный урок преподнесла жизнь подростку, и он выдержал его с достоинством — нравственно повзрослел.

Вывод

Итак, проявление сочувствия – одно из доказательств нравственного взросления. В ходе соприкосновения ребенка с жизненными обстоятельствами происходит его нравственное мужание, что очень важно для формирования личности.

Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.

Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант № 8. Задание 27 на написание сочинения ЕГЭ — ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Бывает летом пора; полынь пахнет так, что сдуреть можно Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

Любое значительное действие во благо общества дается человеку тяжело, ведь для совершения этого действия приходится отодвинуть свои интересы на второй план. Об этом пишет В. Шукшин, поднимая проблему подвига.

Описывая выдающийся поступок Павла и реакцию его коллег, автор дает понять читателю, что подвиг — это не осознанное дело, а порыв души, иррациональный и непостижимый.

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Автор: Шукшин В.М.

Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже — не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей.

Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь.

Было мне лет двенадцать. Сидел я в огороде, обхватив руками колени, упорно, до слез смотрел на луну. Вдруг услышал: кто-то невдалеке тихо плачет. Я оглянулся и увидел старика Нечая, соседа нашего.

Это он шел, маленький, худой, в длинной холщовой рубахе. Плакал и что-то бормотал неразборчиво.

У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая, безответная старушка. Жили они вдвоем, дети разъехались.

Старушка Нечаева, бабка Нечаиха, жила незаметно и умерла незаметно. Узнали поутру: «Нечаиха-то. гляди-ко, сердешная», -сказали люди. Вырыли могилку, опустили бабку Нечаиху, зарыли — и все. Я забыл сейчас, как она выглядела. Ходила по ограде, созывала кур: «Цып-цып-цып». Ни с кем не ругалась, не заполошничала по деревне. Была — и нету, ушла.

. Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку. Даже когда так прекрасно вокруг, и такая теплая, родная земля, и совсем не страшно на ней.

Длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под луной. Он шел медленно, вытирал широким рукавом глаза. Мне его было хорошо видно. Он сел неподалеку.

— Ничо. счас маленько уймусь. мирно побеседуем, — тихо говорил старик и все не мог унять слезы. — Третий день маюсь — не знаю, куда себя деть. Руки опустились. хошь што делай.

Помаленьку он успокоился.

— Шибко горько, Парасковья: пошто напоследок-то ничо не сказала? Обиду, што ль, затаила какую? Сказала бы — и то легше. А то-думай теперь. Охо-хо. — Помолчал. — Ну, обмыли тебя, нарядили — все, как у добрых людей. Кум Сергей гроб сколотил. Поплакали, Народу, правда, не шибко много было. Кутью варили. А положили тебя с краешку, возле Давыдовны. Место хорошее, сухое. Я и себе там приглядел. Не знаю вот, што теперь одному-то делать? Может, уж заколотить избенку да к Петьке уехать. Опасно: он сам ничо бы, да бабенка-то у его. сама знаешь: и сказать не скажет, а кусок в горле застрянет. Вот беда-то. Чего посоветуешь?

Я струсил. Я ждал, вот-вот заговорит бабка Нечаиха своим ласковым, терпеливым голосом.

— Вот гадаю, — продолжал дед Нечай, — куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. А это вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, и цыпляты живые, маленькие ишо, И ты вроде начала их по одному исть. Ешь да ишо прихваливаешь. Страсть господня! Проснулся. Хотел тебя разбудить, а забыл, что тебя- нету. Парасковьюшка. язви тя в душу. — Дед Нечай опять заплакал. Громко. Меня мороз по коже продрал — завыл как-то, как-то застонал протяжно: — Э-э-э. у-у. Ушла. А не подумала: куда я теперь? Хошь бы сказала: я бы доктора из города привез. вылечиваются люди. А то ни слова, ни полслова — вытянулась! Так и я сумею. — Нечай высморкался, вытер слезы, вздохнул. — Чижало там, Парасковьюшка? Охота, поди, сюда?

(1)Я (не)торопливо дош..л до самой корчмы(не)жилой разваливш..йся хаты и стал на опушк.. хвойного леса под высокой сосной с прямым голым стволом.(2)Было так тихо как только бывает в лесу з..мою в безветре(н,нн)ый день.(3)Нависшие на в..твях пышные комья снега давили их (к)низу пр..давая им чудес..ный праздничный и холодный вид.(4)По временам срывалась с вершины тоненькая веточка и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви.(5)Снег р..зовел на солнце и с..нел в тени.(6)Мной овл..дело тихое оч..рование этого торжестве(н,нн)о холодного безмолвия и мне казалось что я чу..ствую как время медле(н,нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.

(7)Мне казалось судя по направлению лая что собака гон..т (в)лево от меня и я т..ропливо побежал через полянку что(бы) перехватить зверя. (8)Но (не)успел я (с,з)делать и двадцати шагов как огромный серый заяц выск..чил из(за) пня и как(будто) (бы) (не)торопясь зал..жив (на)зад дли(н,нн)ые уши высокими резкими прыжками перебежал через дорогу и скрылся в молодняке. (9)Следом за ним стр..мительно вылетел Рябчик. (10)Увид..в меня он слабо махнул хвостом торопливо куснул несколько раз снег и опять погнал зайца.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложении №6.
  3. Укажите № предложения, которое состоит из двух односоставных безличных.
  4. Укажите № предложения, в котором есть приложение.
  5. Подчеркните грамматические основы в предложении №2, укажите виды сказуемых.
  6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании придавая им (предл.№3)
  7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.
  8. Укажите, какой частью речи является слово мимо из предл.№6.

Комплексный анализ текста.

(1)Бывает летом пора когда полынь пахн.т так что (с,з)дуреть можно. (2)Особе(н,нн)о почему(то) (по)ночам. (3)(Не)спокойно на душе томительно. (4)И думает.ся в такие огромные светлые ядовитые ночи вольно дерзко сладко. (5)Пр.таиш.ся где(нибудь) на задах огородов и сердце зам.рает от (не)об.яснимой тайной радости. (6)Жалко что мало у нас в жизн. таких ночей поэтому одна такая ноч. запомнилась мне на всю жизнь.

(7)Было мне лет двена.цать.(8)С.дел я в огороде обхватив руками колени упорно до слёз смотрел на луну. (9)Вдру.. услышал что кто(то) (не)вдалеке тихо плач..т.(10) Я огл..нулся и увид..л старика Нечая соседа вашего. (11)Это он ш..л маленький худой в дли(н,нн)ой х..лщ..вой рубах…(12)Плакал и что(то) б..рмотал (не)разборчиво.

(13)У дедушки Нечая три дня назад ум..рла жена тихая безответная старушка.(14) Жили они (в)двоем дети раз..ехались. (15)Я забыл сейчас как она выгл..д..ла.(16) (Н..)(с)кем (н..)ругалась. (17)Была и нету ушла.

(18)…Узнал я в ту светлую хорошую ноч.. как т..яжело бывает одинокому человеку. (19)Даже когда так пр..красно вокруг и такая теплая родная земля и совсем (не)страшно на ней.

1.Определите стиль и тип речи текста.

2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложениях № 1, 6.

3. Укажите номер предложения, в котором одна из частей является односоставным определенно – личным предложением.

4.Укажите № предложения, которое осложнено распространённым обособленным обстоятельством.

5. Подчеркните сказуемые в третьем предложении и укажите их вид.

6. Из предложения №14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.

8. Из второго абзаца выпишите притяжательное местоимение.

Комплексный анализ текста.

(1)(В)это время (не)вольно ост..новился перед ла..кою художникЧартков.(2) Старая ш..нель и (не)щ..гольское плат..е показывали (в)нем того человека который с самоотвержением предан был своему труду и (не)имел врем..ни заботит..ся о своем н..ряде всегда имеющ..м т..инстве(н,нн)ую пр..вл..кательность для молодости.(3) Он ост..новился перед лавкою и сперва внутре(н,нн)о см..ялся над этими уродл..выми картинами. (4) (На)конец овл..дело им (не)вольное размышление он стал думать о том кому(бы) нужны были эти произведения. (5) Это казалось (не)были вовсе труды ребенка(самоучки).

(6)Те(же) краски та(же) м..нера та(же) набившаяся приобвыкшая рука пр..надлежавшая скорее грубо (с,з)дела(н,нн)ому автомату нежели человеку. (7) Долго стоял он пред этими грязными картинами уже (не)думая вовсе о них. (8) А хозяин лавки серенький человеч..к во фризовой ш..нел.. с б..родой (не)бритой с самого воскресенья толковал ему уже давно т..рговался и условливался о цене ещё (не)узнав что ему понравилось и что нужно.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложении №8.
  3. Укажите номер предложения, которое является односоставным назывным.
  4. Укажите № предложения с вводным словом.
  5. Подчеркните грамматические основы в предложении №4, укажите виды сказуемых.
  6. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью согласование.
  7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.
  8. Из второго абзаца выпишите все страдательные причастия.

Комплексный анализ текста.

(1)Огромный дом в котором родился Грэй был мрачен (в)нутри и величествен (с)наружи.2)К переднему ф.саду пр.мыкали цветник и часть парка. (3)Лучшие сорта тюльпанов серебристо(голубых) ф.олетовых и чёрных с розовой тенью изв.вались в г.зоне линиями пр.хотливо броше(н,нн)ых ож.релий. (4)Старые деревья парка др.мали в ра(с,сс)е.(н,нн)ом (полу)свете над осокой извилистого ручья. (5)Ограда замка состояла из витых чугу(н,нн)ых столбов соединё(н,нн)ых железным узором потому что это был настоящий замок. (6)Каждый столб оканчивался (на)верху пышной чугу(н,нн)ой линией. (7)Эти чаши по торжестве(н,нн)ым дням наполнялись маслом пылая в ночном мраке обширным огне(н,нн)ым строем.

1. Определить стиль и тип речи текста.

2. В сложноподчинённых предложениях обозначьте главные и придаточные предложения, укажите, словами какой части речи придаточные присоединяются к главным. Если это союзные слова, подчеркните их как члены предложения. Укажите виды придаточных.

3. Укажите № предложения с обособленным распространённым обстоятельством, обстоятельство выпишите.

4. Приведите пример составного именного сказуемого (из текста).

5. Дайте общую характеристику предложения №3.

6. Выпишите определительное местоимение.

7. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в 5-8 классах.

Данный материал поможет организовать подготовку по анализу текстов разного уровня сложности при подготовке к итоговой аттестации.

Читательская компетенция (комплексный анализ текстов по ФГОС 5 класс)

В работу включены задания по читательской компетенции: умение понимать смысл текста, точно отвечать на поставленный вопрс. выбрать главный фрагмент текста, умение соотносить содержание текста с заглав.

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему болезни современного общества
  •   

  • Сочинение на тему учитель мужества футбол 5 класс
  •   

  • Сочинение самый запоминающийся эпизод муму
  •   

  • Сочинение на тему радость и боль николеньки
  •   

  • Сочинение на тему роль частиц в тексте

Проблема взаимоотношений детей и родителей. По В. Шукшину

Проблема взаимоотношений детей и родителей. По В. М. Шукшину

По тексту «Ах, славная, славная пора!.. Теплынь. Ясно. Июль…». 

Василий Макарович Шукшин – автор многих рассказов, где героями являются простые люди, сельские жители. В своих произведениях он поднимает нравственные проблемы, утверждая, что нравственность есть правда. Особенно волнует советского писателя вечная проблема отцов и детей. 

Всегда ли дети с уважением и пониманием относятся к родителям? Задумываются ли дети над тем, какую боль могут причинить своим родителям неосторожными, необдуманными словами и поступками? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. М. Шукшина. 

Раскрывая проблему взаимоотношений детей и родителей, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик отправился на кладбище в большом городе, чтобы просто посидеть и поразмышлять о жизни, и познакомился там со старушкой, которая пришла навестить могилку своего сына, ушедшего из жизни семь лет назад. Но есть у одинокой женщины и другой сын, который, меняя жён без конца, сошёлся с образованной лаборанткой и уехал жить в Фергану. Получив приглашение погостить у молодых, старушка отправилась в далёкую Фергану, прихватив с собой деньжонок. Пока деньги были, сноха ласковая была, а когда деньги закончились, стала придираться к мелочам, указывая, как надо правильно печь оладьи. Старушка не могла найти общий язык со снохой, сетуя: «Я ей слово, она мне – пять». Она никак не могла понять, почему образованная лаборантка не кормит её сына, почему, получив образование, люди не умеют жить. 

Авторская позиция заключается в следующем: он осуждает детей, которые словами и поступками обижают своих родителей. Часто младшее поколение даже не задумывается, что своими словами, неуважительными, грубыми или высокомерными оно обижает людей старшего возраста, а этого быть не должно. 

Позиция автора мне близка. Считаю, что нужно с уважением относиться к старшему поколению, к своим родителям, быть разборчивым в выборе слов, осторожными в своих поступках, чтобы не нанести близким душевную рану. 

В заключение хочу подчеркнуть, что уважение к старшим – это основа нравственности. Не случайно в Библии одна из заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле».

3 Мар »

Художественный мир в рассказах Шукшина

Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика

Загрузка…

«Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит, тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже — не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей» («Горе»).

И место тоже такое, где мысль человека раскрепощается от суеты: «Лично меня влечет на кладбище вполне определенное желание: я люблю там думать». Часто хронотоп шукшинского рассказа образуется картинами весны или осени, вечера или раннего утра, огонька в камельке охотничьей избушки, «светлых студеных ключей», над которыми «тянет посидеть». Шукшин скуп в описаниях: он лишь намечает фрагмент традиционной картины — остальное доделывает ассоциативная память читателя, который словно бы сам создает внутренний мир рассказа или, по меньшей мере, соучаствует в его создании. Такая «экономия» продуктивна вдвойне: с одной стороны, сохраняется «деловитость, собранность», которую Шукшин считает признаком хорошего рассказа, а с другой — читатель органично вживается в атмосферу, сам настраивается на философское раздумье.

С философской думой сопряжены и самые привычные реалии деревенского быта, самые обыденные, на первый взгляд, житейские акты, которые занимают немало места в художественном мире рассказа Шукшина.

Вот Костя Валиков, по прозвищу Алеша Бесконвойный, топит баню. И эта обыкновеннейшая, зауряднейшая процедура описывается с поразительным тщанием, отвечающим всей серьезности отношения героя к ней:

«…И пошла тут жизнь — вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая — до краев дорогая и родная».

Это поворотная фраза, открывающая философский смысл «банного» чудачества Алеши. (В рассказе «Петька Краснов рассказывает» было нечто подобное: «Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка — все время она так поскрипывает. Шелестят листвой березки. То замолчат — тихо, а то вдруг залопочут-залопочут, неразборчиво, торопливо… Опять замолчат. Знакомо все, а почему-то волнует».)

Что же такое необъяснимое воплотилось в конкретном, что волнует в знакомом? Да та самая неуловимая истина бытия. Приблизиться к ней может лишь тот, кто трепетно чуток к жизни во всех ее проявлениях. И когда Алеша любуется белизной и сочностью поленьев, когда с удовольствием вдыхает «дух от них — свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой», когда он с волнением смотрит, как разгорается огонь в каменке, то через все это открывается высшее — по Шукшину — человеческое качество: умение замечать в малой малости, в самых заурядных подробностях быта красу бытия, и не просто замечать, а специально, намеренно, с чувством, толком, расстановкой постигать ее, наполняться ею. Сам этот процесс постижения бытия составляет главную радость Алеши («Вот за что и любил Алеша субботу: в субботу
он так много размышлял, вспоминал, думал, как ни в какой другой день»), и проникнув через быт к бытию, войдя в него, Алеша обретает — пусть на считанные минуты, пока тянется банное блаженство, — то, ради чего кладут жизни многие другие герои Шукшина. Он обретает покой.

Покой — это один из ключевых образов в художественном мире шукшинского рассказа. Он противостоит суете. Но покой здесь не имеет ничего общего с застоем, он означает внутренний лад, уравновешенность, когда в душу человека вселяется «некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной». Такое чувство приходит к Алеше Бесконвойному. Покой приходит к тому, кто понял жизнь, кто добрался до ее тайны. Это очень важный момент в концепции личности у Шукшина. Его вовсе не умиляет герой, который жил бы, подобно Платону Каратаеву или бунинским деревенским старикам, в стихийном согласии с миром, интуитивно осуществляя закон бытия. Герой Шукшина — личность. Он чувствует себя свободным лишь тогда, когда осознает закон жизненной необходимости. Он обретает покой лишь тогда, когда сам, умом своим и сердцем, добирается до секретов бытия, и уже отсюда, от знания начал всего сущего опять-таки осознанно строит свои отношения с человечеством и мирозданием: «Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день… То есть он вполне понимал, что он — любит. Стал случаться покой в душе — стал любить. Людей труднее любить, но вот детей и степь, например, он любил все больше и больше». (А в рассказе «Земляки» будет: «Хорошо! Господи, как хорошо! Редко бывает человеку хорошо, чтобы он знал: вот — хорошо…»)

Такова, по Шукшину, логика духовного возвышения: кто понял жизнь, тот постиг ее неизмеримую ценность, сознание ценности жизни рождает у человека чувство прекрасного, и он проникается любовью к миру и ко всему, что неискаженно наполнено жизнью.

Как мы видели, к покою герой Шукшина идет «через думу» об окружающем его мире. Можно сказать так: покой во внутреннем мире героя наступает тогда, когда перед ним открывается вся глубь и ширь мира внешнего, его простор.

Простор — это второй ключевой образ в художественном мире шукшинского рассказа. Он характеризует художественную реальность, окружающую героя. «…А простор такой, что душу ломит», — так можно сказать словами одного из героев о внутреннем мире шукшинского рассказа. И дело не только в неоглядной широте пространственного горизонта (хотя и это тоже очень важно), но и в том, что простором дышит у Шукшина каждый из предметов, которые он экономно вводит в свой «хронотоп». Здесь почетное место занимают крестьянский дом («Одни»), баня («Алеша Бесконвойный»), старая печь («В профиль и анфас»). Эти бытовые образы предстают у Шукшина как символы многотрудной жизни крестьянских родов, устойчивых нравственных традиций, передающихся из поколения в поколение, чистоты и поэтичности честной жизни тружеников.

И малые подробности шукшинского «хронотопа»: «рясный, парной дождик», веточка малины с пылью на ней, божья коровка, ползущая по высокой травинке, и многие другие — тоже наполнены до краев жизнью, несут в себе ее аромат, ее горечь и сладость. На основе этих «мелочей» Шукшин нередко строит предельно обобщенный образ бытия: «А жизнь за шалашом все звенела, накалялась, все отрешеннее и непостижимее обнажала свою красу перед солнцем» («Земляки»).

В этот величавый простор вписана жизнь человеческая. Именно вписана, совершенно четко обозначена в своих пределах. В художественном мире Шукшина далеко не случайны такие «образные» пары: старик и ребенок, бабка и внук («Космос, нервная система и шмат сала», «Сельские жители», «Критики»), не случайно и то, что подводя итоги жизни, шукшинские старики нет-нет да и вспомнят свое детство («Земляки», «Думы»), и вовсе не случайно паромщик Филипп Тюрин перевозит
на один берег свадьбу, а на другой — похоронную процессию («Осенью»). Эти «пары» и есть образы пределов.

Как видим, художественный мир шукшинского рассказа представляет собой образную «модель» мироздания, не бытового или психологического, социального или исторического мира, а именно мироздания. Функция его двояка: он возбуждает мысль о бытии и сам же представляет собой воплощенный смысл бытия.

И в принципе структура мирообраза в рассказе Шукшина парадоксальна. В центре мира — герой, ведущий философский спор (со своим оппонентом или с самим собой) о смысле жизни, а вокруг него — само мироздание, «построенное» по своему смыслу, воплощающее ту самую истину бытия, которую так мучительно ищет герой.

Типичность такого состояния героя и мира акцентируется зачином и финалом, обрамляющими рассказ. «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные. Вот эпизоды одной его поездки» — так начинается рассказ «Чудик». Подобным же образом начинаются рассказы «Горе», «Алеша Бесконвойный», «Миль пардон, мадам!». Причем зачины и финалы рассказов звучат раскованно-разговорно. И «казус» предстает как один из тех бесчисленных, похожих друг на друга случаев, о которых «бают», собравшись где-нибудь вечерком, сельские жители. А кончаются рассказы чаще всего некоей бытовой, какой-то «необязательной» фразой героя. Кончил Максим Думнов наказ своему племяннику, избранному председателем колхоза, уходит «и на крыльце громко прокашлялся и сказал сам себе: — Экая темень-то! В глаз коли…» («Наказ»). Все, разговор окончен, пора возвращаться к повседневности. Такое «разговорное» обрамление рассказа, конечно же, служит мотивировкой выбора какого-то одного фрагмента из потока жизни, но еще важнее, что оно устанавливает однородность этого фрагмента со всей жизнью: казус вытащен разговором из потока повседневности, в нем обнажился напряженнейший драматизм самой повседневности, и он опять уходит в поток жизни, растворяясь в ней без остатка.

Как единое целое, как завершенный образ мира шукшинский рассказ несет в себе поразительное по сложности содержание. Здесь драма в «ореоле» эпоса, драма, которая может разрешиться только в эпосе, она устремлена к эпосу, но так им и не становится. Ведь, кажется, достаточно герою, стоящему в центре своего «одомашненного», родного и близкого, космоса, внимательно осмотреться вокруг, вдуматься, и откроется истина бытия, человек осознает себя, найдет свое законное место в мироздании — вступит в эпическое со-бытие, со-гласие с жизнью. Словам, все произойдет по методе «интересного попа» из рассказа «Верую!»: «Ты спросил: отчего болит душа? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой».

Метод «попяры» не так-то плох. Но вот беда: не видит Максим Яриков картину мироздания, не собирается у него бытие в связь, в целое, в закон. И потому его неистовый порыв в со-бытие не имеет разрешения. До со-бытия надо добраться сознанием, отсеяв шелуху, поднявшись над суетой. Здесь нужна мудрость. А пока герой не возвысился до мудрости, он «чудит», жизнь его в противоположность желанному покою трагикомически сумбурна.

И чем крупнее характер, чем сильнее его «заносит» в стихийном порыве, тем дороже та цена, которую он платит за свои «чудачества».

Сочинение! Обязательно сохрани — » Художественный мир в рассказах Шукшина . Потом не будешь искать!


Запись была опубликована

03.03.2010 в 10:14 в категории Хрестоматия и критика.
Вы можете следить за ответами в этой записи через RSS 2.0 ленты.

Примеры сочинений ЕГЭ по тексту Шукшина В.М день был тусклый тёплый дороги раскисли после дождя для выполнения задания №27 по русскому языку 11 класс, проблемы текста и исходный текст опубликован ниже.

Текст ЕГЭ для сочинения

(1)День был тусклый, тёплый. (2)Дороги раскисли после дождя, колёса то и дело буксовали. (3)Пашка, пока доехал до хранилища, порядком умаялся.

(4)Бензохранилище — целый городок, строгий, стройный, однообразный, даже красивый в своём однообразии. (5)На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, квадратные.

(6)Пашка подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы.

(7)И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему, — низенькую контору озарил вдруг яркий свет. (8)В конторе было человек шесть шофёров, две девушки за столами и мужчина в очках (тоже сидел за столом). (9)Он и оформлял бумаги.

(10)Свет вспыхнул сразу. (11)Все на мгновение ошалели. (12)Стало тихо. (13)Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:
— Пожар!

(14)Горели бочки на одной из машин. (15)Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

(16)Люди бежали от машин.

(17)Пашка тоже побежал вместе со всеми. (18)Только один человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.

— (19)Давайте брезент! — заорал он. — (20)Куда вы?! (21)Успеем же!.. (22)Э-э! (23)Несколько человек остановились. (24)Остановился и Пашка.

— (25)Сча-ас… (26)Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос.

— (27)Добра пропадёт сколько! — ответил другой.

(28)Все ждали.

— (29)Давайте брезент! — непонятно кому кричал мужчина, но сам не двигался с места.

— (30)Уходи! — опять крикнули ему. — (31)Что тут брезентом сделаешь? (32)Брезент…

(33)Пашку точно кто толкнул сзади. (34)Он побежал к горящей машине. (35)Ни о чём не думал. (36)Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.

(37)Не помнил Пашка, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартёр, «воткнул» скорость — человеческий механизм сработал точно. (38)Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн с горючим.

(39)Река была в полукилометре от хранилища! (40)Пашка правил к реке. (41)Машина летела по дороге, ревела… (42)Горящие бочки грохотали в кузове.

(43)Пашка закусил до крови губу, почти лёг на штурвал…

…(44)В палате, куда попал Пашка, лежало ещё человек семь.

(45)Около него сидел тот самый человек с нефтебазы, который предлагал брезентом погасить пламя.

— (46)Ну, привет тебе от наших ребят?— (47)Хотели прийти сюда — не пускают. (48)Из газеты приходили, расспрашивали про тебя… (49)А мы и знать не знаем, кто ты такой.

(50)Сказали, что придут сюда.

(51)Он пожал Пашке руку, сказал всем «до свидания» и ушёл.

(52)Тут в палату вошли старичок доктор с сёстрами и с ними молодая изящная женщина.

(53)Доктор подвёл девушку к Пашке.

— (54)Вот ваш герой. (55)Прошу любить.

— (56)Вы будете товарищ Колокольников?

— (57)Я, — ответил Пашка и попытался привстать.

— (58)Я из городской молодёжной газеты. (59)Хочу поговорить с вами. (60)Для начала… такие… формальные вопросы: откуда родом, сколько лет, где учились…

—(61)Я волнуюсь, — сказал Пашка (ему не хотелось говорить, что он окончил только пять классов). — (62)Мне трудно говорить.

— (63)Вот уж никогда бы не думала! — воскликнула девушка. — (64)Неужели вести горящую машину легче?

—(65)Видите ли… — опять напыщенно заговорил Пашка, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко, так, чтобы другие не слышали, доверчиво спросил:
— Вообще-то, в чём дело? (66)Вы только это не пишите. (67)Я что, на самом деле подвиг совершил? (68)Я боюсь, вы напишете, а мне стыдно будет перед людями. (69)«Вон, — скажут, — герой пошёл!» (70)Народ же знаете какой… (71)Или — ничего, можно?

— (72)Нет, это ничего, можно. (73)Что вас заставило броситься к горящей машине?

(74)Пашка мучительно задумался.

— (75)Не знаю, — сказал он. (76)И виновато посмотрел на девушку. — (77)Вы сами напишите что-нибудь, вы же умеете. (78)Что-нибудь такое…

— (79)Вы, очевидно, подумали, что если бочки взорвутся, то пожар распространится дальше — на цистерны. (80)Да?

— (81)Конечно!

(82)Девушка записала.

— (83)Ещё два вопроса… (84)Вас зовут Павлом?

— (85)Колокольыиков Павел Егорыч.

— (86)До свиданья. (87)Поправляйтесь. (88)До свиданья, товарищи!

(89)Пашка опять крепко зажмурился, но не спалось.

— (90)А вы чего не спите?

— спросил он пожилого больного.

— (91)Так… не хочется.

(92)Помолчали.

— (93)Вот вы принадлежите к интеллигенции, — заговорил Пашка.

— (94)Ну, допустим.

— (95)Книжек, наверно, много прочитали. (96)Скажите: есть на свете счастливые люди?

— (97)Есть. (98)Вот хочешь, я прочитаю тебе… «(99)С утра мы пошли с пацанами в лес. (100)В лесу было хорошо. (101)А потом мы хохотали, как Серёга Зиновьев из второго «А» петухом пел. (102)Потом мы пошли домой. (103)Мне мама маленько всыпала, чтобы я не шлялся по лесам и не рвал последние штаны. (104)А потом мы ели лапшу. (105)Папка спросил меня: «Хорошо было в лесу?» (106)Я сказал: «Ох, и хорошо!» (107)Папка засмеялся. (108)Вот и всё. (109)Больше я не знаю, чего».

— (110)А для чего это вы? — спросил Пашка.

— (111)Это писал счастливый человек.

— (112)Так какое же тут счастье-то? — изумился Пашка.

— (113)Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. (114)Он умеет смеяться, плакать. (115)И прощать умеет. (116)И делает это от души. (117)Это — счастье.

— (118)Так он же маленький ещё!

— (119)Ну, найдётся кто-нибудь и большого его научит таким же быть.

— (120)Каким?

— (121)Добрым. (122)Простым. (123)Честным. (124)Счастливых много… (125)Ты тоже счастливый, только… учиться тебе надо.

— (126)Когда же мне учиться-то? (127)Я же работаю.

— (128)Вот поэтому и надо учиться.

(129)Пашка стал смотреть в потолок. (130)На душе у него было легко.

— (131)3начит, будем жить, — сказал он, отвечая своим мыслям.

(132)А за окнами больницы — большой ясный день. (133)Большая милая жизнь…

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.

[свернуть]

Проблемы текста

Проблема подвига в мирной жизни. (Возможен ли подвиг в мирной жизни?) В мирной жизни бывают ситуации, которые требуют от человека готовности к самопожертвованию, подвига ради людей. Такой подвиг совершил Пашка Колокольников, рисковавший своей жизнью, когда он отъехал на горящей машине от бензохранилища.
Проблема счастья. (В чём заключается счастье человека?) Счастье, когда человек каждый день «открывает для себя мир», когда умеет от души, искренне, бесхитростно радоваться каждому дню, переживать обычные человеческие чувства.
Проблема жизненных ценностей. (Что для человека должно быть важным в жизни?) Для человека важно любить жизнь, быть честным, простым, добрым, счастливым, образованным.

[свернуть]

Формулировка 27 задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

[свернуть]

Готовое сочинение ЕГЭ по тексту

В чём заключается человеческое счастье? Именно над этим вопросом размышляет в предложенном для анализа тексте В. М. Шукшин.

Автор повествует о Пашке Колокольникове, который попал в больницу после совершенного подвига. Там герой вступает в разговор с пожилым больным и спрашивает его о счастье. Собеседник Пашки зачитывает ему отрывок из книги и поясняет, что «…человек каждый день открывает для себя мир. Он умеет смеяться, плакать.

И прощать умеет. И делает это от души». В понимании старика счастье персонажа прочитанной истории заключается в самом его существовании.

Колокольников возражает пожилому больному, считая, что персонаж истории ещё слишком маленький. Однако старик разубеждает его. «Счастливых много… Ты тоже счастливый, только… учиться тебе надо», — говорит герой Пашке, уверяя его, что важно научиться понимать и видеть поводы для упоения. Эти примеры, дополняя друг друга, раскрывают истинные причины жизнерадостности.

Василий Макарович Шукшин убеждён: счастье заключается в мелочах: в умении радоваться каждому дню, открывать для себя мир, испытывать естественные человеческие чувства.

Я согласна с позицией автора и считаю, что только человек, который не ищет удовлетворения в корыстных поступках, живёт искренней, настоящей жизнью. Так, Наташа Ростова, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», обладает чистой душой и находит счастье в каждом новом дне. Само её существование приносит ей непременную радость.

Таким образом, В. М. Шукшин и Л. Н. Толстой проповедуют неоспоримую истину: самыми счастливыми людьми являются те, для которых обычные прелести жизни являются высшим достоянием.

2 пример сочинения ЕГЭ

В чем заключается счастье человека? Именно над этой проблемой задумывается Василий Макарович Шукшин. Проблема действительно актуальна, потому что мы порой видим счастье в том, в чем его нет и, хотя каждый ищет его, но не у всех получается найти.

Чтобы обратить внимание читателя на этот вопрос, автор рассказывает о Павле Егоровиче, который, потушив пожар, попал в больницу и там разговаривал с девушкой-корреспонденткой о своем поступке, а потом размышлял о жизни вместе с пожилым мужчиной. Слова главного героя и ответ его собеседника: “Скажите: есть на свете счастливые люди?”,”Ты тоже счастливый, только…учиться тебе надо”, — свидетельствуют о том, что каждый человек ищет ощущение полноты жизни, но сомневается в себе, в своих способностях. Есть неотъемлемые условия счастья, необходимые определенному человеку. Без них ему будет трудно любить жизнь, быть довольным ей, и поэтому пожилой больной советует Пашке учиться. Он чувствует, что ему нужно и образование, и умение находить хорошее в жизни, не быть мрачным.

Автор объясняет, что именно дает счастье человеку. Герои обсуждают: “Так какое же тут счастье-то?.. Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. Он умеет смеяться, плакать. И прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье”. Самые простые вещи приносят радость тому, кто их ценит, кто хочет узнавать новое, искренне относится ко всему, что делает, общается без лицемерия. Благополучие не вещи, не деньги, не достижение целей, а ощущение, состояние души, которое доступно каждому, лишь бы он захотел. Шукшин подводит нас к выводу о том, что судьба человека зависит только от него самого.

Позиция автора, как мне кажется, такова: счастье заключается в том, чтобы ценить настоящее , то есть то, что происходит именно сейчас, потому что и мечтательность, и склонность к ностальгии лишают человека радости.

Я согласна с автором и считаю, что ощущение полноты жизни человеку дает умение ценить настоящую минуту, так как ни философия, ни служба, ни любовные победы не могут заметить удовлетворение от того, что есть сейчас. Например, герой романа-эпопеи Толстого “Война и мир” Пьер Безухов после плена у французов научился ценить возможность любоваться природой, ощущать вкус простой пищи, наслаждаться разговором с человеком, просто дышать. Духовные искания героя, когда он занимался благотворительностью, изучал масонство, не дали ему настоящего счастья. Только отказ от лишнего, естественная жизнь, полная любви, мировоззрение от народа, которое он перенял от Платона Каратаева, дали Пьеру то, что он так долго искал.

Таким образом, прочитав текст Шукшина, я задумалась над тем, как обрести счастье.

3 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается героизм? Именно над этой проблемой размышляет советский писатель В.М. Шукшин.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, автор показывает реакцию Павла Егорыча Колокольникова на пожар: «точно кто толкнул сзади», ««воткнул» скорость», «ни о чём не думал», «человеческий механизм сработал точно». Нетрудно догадаться, что герой произведения не думал о последствиях своих действий. Автор акцентирует внимание читателей на том, что шофёр совершил поступок неосознанно, задумываясь не о сохранении собственной жизни, а о спасении людей. Не менее важным кажется вопрос Павла Егорыча во время беседы с корреспондентом молодёжной газеты: «Я что, на самом деле подвиг совершил?» Сценарист уверен, что персонаж не видит ничего особенного в собственном поступке. В.М. Шукшин обращает внимание читателей на скромность и смущение героя, которые подтверждают тот факт, что шофёру Колокольникову не приходила мысль о возможной личной выгоде.

Оба эти примера, дополняя друг друга, показывают, в чём заключается героизм. Позиция автора ясна: человек показывает героический поступок, когда он защищает людей, при этом не оценивая совершённого действия в качестве подвига.

Невозможно не согласиться с мнением В.М. Шукшина. Действительно, героизм заключается в желании спасти окружающих, помочь им, не задумываясь о собственной выгоде. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» автор описывает образ Сони Мармеладовой, которая стала проституткой ради спасения семьи от голода. Писатель уверен, что именно самоотверженность и любовь к родным помогли ей принять данное решение.

Таким образом, прочитанный текст помог утвердиться во мнении, что героизм проявляется в великодушии и жертвенности людей, в отсутствии корыстных мыслей во время совершения подвига.

4 пример сочинения ЕГЭ

Любое значительное действие во благо общества дается человеку тяжело, ведь для совершения этого действия приходится отодвинуть свои интересы на второй план. Об этом пишет В. Шукшин, поднимая проблему подвига.

В приведенном тексте описывается ситуация, когда одна из машин загорелась, и пламя угрожало бочкам с топливом. У толпы сработал стадный инстинкт: кто-то призвал бежать, другие покорились. Лишь один человек остановился и подал идею про брезент, но побоялся ее исполнить: «Давайте брезент! — непонятно кому кричал мужчина, но сам не двигался с мест».

Но вот обыкновенный водитель с пятью классами образования бросается в горящую машину и увозит ее прочь от других цистерн, к реке. В эти минуты он даже не отдает себе отчета в содеянном, просто делает то, что должно. Он не чувствует самого подвига, а ощущает лишь физические явления: «Пашка закусил до крови губу, почти лёг на штурвал».

Описывая выдающийся поступок Павла и реакцию его коллег, автор дает понять читателю, что подвиг — это не осознанное дело, а порыв души, иррациональный и непостижимый.

Я согласен с В. Шукшиным, ведь ощущения главного героя полностью подтверждают это наблюдение. Похожее описание подвига приводит Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Батарея Тушина отбила несколько французских атак, не обращая внимания на то, что у нее давно уже нет подкрепления. Орудия и люди стояли на открытом месте, и с тыла были открыты для неприятеля. Но капитан Тушин так уверенно и весело делал свое дело, что враги не могли поверить в его беззащитность. Казалось, что за ним целая армия пушек и солдат. Сам же герой не чувствовал своей храбрости, не ощущал даже риска. Он бессознательно вел диалог с пушкой и заправлял ее ядром из раза в раз.

Таким образом, состояние подвига — это не картинный героизм ради славы и медалей, а порыв души, который сносит даже страх за собственную жизнь. Именно поэтому В. Шукшин изобразил героя в образе простого и стеснительного паренька, который не смог связать для интервью и двух слов. Он спас людей и горючее и сделал это просто так, от чистого сердца.

5 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается счастье? Такой вопрос ставит В. М. Шукшин в представленном для анализа тексте.

Ответом на этот вопрос является диалог пожилого больного с Павлом Колокольниковым, который попал в больницу после инцидента на бензохранилище. Сосед Пашки по палате уверен: “Счастливых много…”. Он убеждён в этом, потому что радость в его понимании — это те моменты жизни, когда на душе хорошо и легко. Такие мгновения доступны каждому человеку. Однако дети ценят их больше, потому что они только начинают познавать мир и наслаждаются тем счастьем, которое есть в простых и повседневных вещах, в которые они вкладывают душу: “Он умеет смеяться, плакать.

И прощать умеет”. Взрослым же, чтобы обрести радость в таких скромных вещах, необходимо научиться быть “добрым”, “простым”, “честным”.

Василий Макарович Шукшин считает, что счастье проявляется в умении испытывать различные эмоции, искренне радоваться скоротечными мгновениям жизни и наслаждаться возможностью узнавать мир вокруг тебя. Такую простую, но ценную радость способен обрести каждый человек.

Я согласна с мнением автора. Счастливым делает человека не обладание какими-либо вещами, которые должны вызывать наслаждение, а умение находить позитивные стороны в том, что ты переживаешь и чувствуешь. Примером может служить произведение А. П. Платонова “Юшка”. Жизнь главного героя нельзя назвать хорошей. С Юшкой необоснованно жестоки жители города, у него была чахотка, но несмотря на всё это он продолжал любить и людей, и жизнь. Находил радость даже в том, что он просто полезен другим. К тому же еще и помог сироте поступить в университет. Я считаю, что он является доказательством того, что счастье — это прежде всего состояние души.

Таким образом, счастье является довольно субъективным понятием, для каждого человека оно свое. Главное не забывать, что счастье ты должен найти свое, а не подменять его чужим, навязанным другими людьми.

6 пример сочинения ЕГЭ

В предложенном для анализа тексте В.М. Шукшин поднимает проблему героизма.

Автор показывает, как во время пожара на бензохранилище все люди в панике разбежались, кроме Паши Колокольникова: «Люди бежали от машин <…> Пашку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чём не думал. Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя» Несмотря на свой страх, герой решился на спасение людей.

Он встретился лицом к лицу с угрозой. Еще одним примером могут послужить слова: «…даванул стартёр, «воткнул» скорость… Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн с горючим <…> – Вот уж никогда бы не думала! — воскликнула девушка. — Неужели вести горящую машину легче?» Автор показывает, как Пашка, не испугавшись огня, вывез горящие бочки к реке. Существуют и такие люди, готовые совершать героические поступки во благо другим людям.

Авторская позиция заключается в том, что в жизни могут происходить ситуации, которые требуют от человека полной готовности к самопожертвованию. И в настоящее время можно встретить таких героев.

Я полностью согласна с мнением автора. По моему мнению, на героический поступок способен далеко не каждый. Такой человек должен иметь силу воли, характера. В качестве аргумента приведу произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором Иван Кузьмич Миронов проявил свои героические качества при обороне крепости. Как бы не было ему сложно, он оставался стойким и непоколебимым. Ради воинского долга герой пошел на самопожертвование.

Таким образом, в настоящее время обычный человек способен на героический поступок. Героизм ради других людей и ради спасения жизни окружающих является самым подлинным.

7 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается счастье? Каждый по-своему даёт ответ на это вопрос. Для кого-то счастье в семье, для кого-то в друзьях, для кого-то в деньгах и славе. Каждый счастлив по-своему. Именно это решил рассмотреть автор приведенного текста В. М. Шукшин.

Писатель раскрывает проблему на примере героя Пашки. Василий Макарович рассказывает, как мальчик находился в городке, в котором располагалось крупное бензохранилище. В это момент загорелись бочки на одной из машин.

Пашка сел в автомобиль с горящими цистернами и с большой скоростью понесся к реке и спас городок от мощнейшего взрыва. Но после этого попав в поликлинику, он с неохотой рассказывал корреспондентке о совершенном подвиге. Практически все мальчишки возраста Пашки мечтают о подвигах и героических поступках. Для них совершить геройство будет вышей степенью счастья. Но для Пашки геройство — не счастье, и он не видит в своём поступке ничего того, чем можно было бы гордиться. И этим автор показывает, что для каждого человека счастье индивидуально.

Шукшин дополняет свои мысли ещё одним примером. Он раскрывает проблему на примере диалога между Пашкой и его соседом по палате. Мальчик спросил у пожилого больного, есть ли на свете счастливые люди? На что сосед прочитал ему отрывок, в котором, по-видимому, маленький мальчик писал о том, как провел свой день. Он рассказывал, как гулял с друзьями по лесу, веселился с ними, а потом, придя домой, ел лапшу и общался с отцом. Из этого письма было видно, что мальчик рассказывает о счастливых минутах своей жизни. И этим автор снова показывает, что каждый человек счастлив по-своему.

Оба примера дополняют друг друга и показывают, что счастье у каждого человека своё. Для кого-то счастье совершить героический поступок, а для кого-то просто пройтись с друзьями по лесу.

Позиция автора ясна. Он считает, что если человек не знает, в чём его счастье, то значит для него оно в обыденных вещах. «Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. Он умеет смеяться, плакать. И прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье».

Я согласен с позицией автора, так как счастье находится в самых обыденных для нас вещах. В каждом дне нашей жизни есть то, что делает нас счастливыми.

В качестве примера могу привести произведение Гончарова «Обломов». В нём главный герой Илья Ильич не может жить активной жизнью. Для него это сложно и непонятно, так как он с детства приучен проводить время пассивно. Штольц, лучший друг Обломова, постоянно пытался расшевелить Илью Ильича и привести его в активность. Но Андрей не понимал, что для Обломова такой темп проживания не подходит, так как для Ильи Ильича счастье было в пассивном образе жизни.

Таким образом, мы видим, что для каждого человека счастье индивидуально. Для каждого оно своё. Там, где счастлив один, не факт, что будет счастлив другой. Штольц вёл активный образ жизни и хотел привить его Обломову, но он не понимал, что для Ильи Ильича счастье было в спокойной безмятежной жизни.

8 пример сочинения ЕГЭ

В чём заключается счастье? Об этой проблеме размышляет В. М. Шукшин в предложенном тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор пишет о подвиге парня, который предотвратил распространение пожара и оказался в больнице. Вместе с Пашкой в палате лежал пожилой больной. После разговора с ним, у героя на душе стало легко: «А за окнами больницы – большой ясный день.

Большая милая жизнь…». Пашка осознал, что тоже является счастливым человеком, ведь он смог помочь людям. Этим примером В. М. Шукшин показывает, что счастье проявляется в доброте, в простоте, в искренних поступках. Кроме того, пожилой больной прочитал Пашке небольшой рассказ об одном из дней мальчика. Дедушка понял, что историю написал счастливый ребенок. Это показывает, что радостных людей можно легко определить, ведь они не скрывают своих чувств, узнают окружающий мир и получают от этого удовольствие.

Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что счастливый человек искренен в своих эмоциях, каждый день исследует мир и совершает поступки исходя из доброты.

Позиция автора ясна. В. М. Шукшин считает, что счастье заключается в доброте и честности, в умении открывать мир по-новому и радоваться моментам, в способности прощать и проявлять истинные чувства, при этом человек должен делать все от души.

Я согласна с автором. Действительно, человека, который совершает искренние поступки, можно назвать счастливым. Моя тетя работает врачом в больнице. Во время вспышки коронавирусной инфекции она добровольно вызвалась работать в опасных местах. Несмотря на то, что тетя подвергла опасности своё здоровье и ей пришлось работать без отдыха, она не пожалела о своем решении. Тетя внесла вклад в борьбу с вирусом и помогла многим людям, поэтому чувствовала радость в душе.

Таким образом, прочитав текст В. М. Шукшина, читатель понимает, в чем заключается счастье.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *