Сочинение егэ роковые яйца

«Роковые яйца» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по повести М. Булгакова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по произведению — Роковые яйца. Используйте эти примеры для написания своего сочинения и рассуждения на урок литературы в школе.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» описана история одного гениального открытия советским ученым Владимиром Персиковым «луча жизни», как его впоследствии назвали в прессе. Облучение этим красным лучом оказывало невероятное действие на живые организмы. Об открытии говорил весь мир, иностранные агенты пытались переманить ученого в другую страну, но тот даже и не думал об этом. Неожиданно в стране начинается куриная чума, и за срок около двух недель домашние птицы умирают во всей стране. Руководителю одного совхоза Александру Рокку, бывшему флейтисту и участнику революции, абсолютно ничего не сведущему в науке, приходит в голову «гениальная» мысль возродить куриное птицеводство с помощью луча жизни Персикова. Рокк заручается поддержкой правительства и приходит к профессору, чтобы забрать камеры, которые способны создавать тот самый луч. Персиков убеждён, что эта затея не кончится хорошо, ведь изобретение не изучено до конца, а значит, последствия могут быть ужасающими, однако он не может ослушаться приказа сверху. Это и становится роковой ошибкой для всех, ведь по случайности Александр Рокк получает посылку из-за границы не с куриными яйцами, а с яйцами рептилий и страусов, но из-за своей необразованности в сфере животноводства он принимает характерные пятна на яйцах за грязь и начинает эксперимент.

Итог и правда чудовищный: вылупившиеся рептилии оказываются огромными и свирепыми. Они сбегают из инкубаторов и начинают нападать на людей. Самое трагичное в том, что они направляются на столицу, попутно откладывая сотни и тысячи яиц. Армия борется с ними вполне успешно с помощью газа, однако потери идут и среди мирного населения, неспособного справиться с паникой и покинуть свои поселения. К счастью, ситуация решается сама собой внезапно наступившими в конце лета морозами, которые убивают холоднокровных животных, обычно обитающих в теплых уголках планеты. Автор хочет донести нам мысль, что вся эта ужасная ситуация случилась только из-за попадания великого открытия не в те руки. Это показывает, как люди могут быть одержимы желанием все изменить, но не готовы подходить к этому вопросу серьезно, осознанно и терпеливо. В таком случае научные открытия приносят серьезный вред.

Проблема ответственности учёного за научное открытие — аргумент

В повести М.А. Булгакова главным героем является профессор Персиков. В результате научного опыта случайно происходит преломление света и возникает открытие: луч жизни. Под воздействием этого луча организмы начинают интенсивно развиваться и становятся невероятно агрессивными. Применить на практике «красный луч» или луч жизни поручается малообразованному комиссару Рокку. В результате вместо возмещения погибших куриц из странных пятнистых яиц выводятся гигантские змеи, крокодилы и начинают размножаться с невероятной скоростью. Полчища чудовищ пожирают на своём пути всё живое, двигаясь по направлению к столице. Ужас и паника охватывают жителей Москвы. Разъярённая толпа убивает профессора, считая его виновником происшедшего. Булгаков решает проблему при помощи фантастики: в ночь с 18 на 19 августа внезапно ударивший мороз в 18 градусов уничтожает всех чудовищ, и всё заканчивается благополучно. Однако автор призывает быть осмотрительней при проведении научных изысканий, а особенно при применении ещё не проверенных на опыте открытий.

Наука не терпит ошибки — аргумент

В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» по задумке ученого и властей накормить страну куриным мясом профессор Персиков создает красный луч, который искусственно вызывает значительный рост живых существ. Однако последствия неосторожного отношения к науке ужасные — вместо кур до огромных размеров выросли змеи и другие рептилии, которые несут угрозу человечеству. Всю страну охватывает паника. Когда казалось, что спасения уже не будет, вдруг упал сильный мороз, и рептилии, не выдержав его, погибли. Таким образом, благие намерения привели к трагедии, потому что приказ ученому отдавали люди, далекие от науки, не видящие перспектив научного открытия, и сам профессор не предвидел последствия эксперимента. Данный пример ещё раз подтверждает, что ошибки в науке непростительны, ведь они подвергают опасности всё человечество. Ученые несут полную ответственность за свои изобретения, каждый шаг должен быть продуман.

Проблема нравственной ответственности — аргумент

Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 г. Публикация ее в 1925 г. вызвала широкий резонанс в критике и писательс­ких кругах — от восторгов до политических обвинений в адрес писателя. Вот как об этом писал А. Воронский: «Роковые яйца» Булгакова — вещь необычайно талантливая и острая — вызвала ряд ожесточенных нападок. Булгакова окрестили контрреволю­ционером, белогвардейцем и т. п., и окрестили, на наш взгляд, напрасно… Писатель написал памфлет о том, как из хорошей идеи получается отвратительная чепуха, когда эта идея попада­ет в голову отважному, но невежественному человеку». В повести «Роковые яйца» рассказывается о том, как про­фессор зоологии Персиков открыл «луч жизни», который спо­собствует ускорению созревания и размножения живых су­ществ. В это же время в стране начинался куриный мор, уг­рожающий голодом населению. И, конечно, в открытии профессора Персикова видится спасение. Использовать это от­крытие на практике берется некий Александр Семенович Рокк, человек в кожаной двубортной куртке и с огромным старой конструкции пистолетом в желтой кобуре на боку. Рокк представился профессору как заведующий показательным со­вхозом «Красный луч», который намерен производить при по­мощи открытия опыты с куриными яйцами. Несмотря на про­тесты Персикова, ссылающегося на непроверенность опыта, на непредсказуемость последствий, Рокку при помощи бумаги из Кремля удается забрать его открытие. На что Персиков только и мог сказать: «Я умываю руки» (потом подобным об­разом будет вести себя Пилат при решении участи Иешуа в «Мастере и Маргарите».) Здесь встает вопрос о нравственной ответственности ученого.

Булгаков в понимании этой проблемы близок к Достоевс­кому. Достоевский считал, что человек несет ответственность не только за свои действия, но даже за свои мысли и их по­следствия. Самая известная и сжатая версия этой идеи — в романе «Братья Карамазовы». В третьем свидании с Иваном Федоровичем Карамазовым Смердяков говорит: «…Вы вино­ваты во всем-с, ибо про убийство вы знали-с, а мне поручили-с, а сами, все знамши, уехали. Поэтому и хочу вам в сей вечер это в глаза доказать, что главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил…» Смысл разговора в том, что хотя Иван Федорович сам не совершал преступления, но именно он подал Смер­дякову философскую идею: «Если Бога нет, то все разреше­но». Поэтому вина в убийстве лежит на Иване Карамазове.

Наука, знания и развитие — аргумент

В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова. «Роковые яйца» наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.

Проблема несвободы человека в тоталитарном государстве — аргумент

Повесть Булгакова М. была написана в период становления нового советского государства. Автор сумел отразить в произведении черты зарождающегося тоталитаризма. Читатель видит, как бесчинствуют представители власти, в частности, коммунист, директор совхоза «Красный луч» Рокк (даже фамилия у него «говорящая») Он просто не дал довести профессору эксперимент до конца. Желая выделиться, показать, как совхоз выполняет план по заготовке мяса, он прервал эксперимент и начал использовать прибор, красный луч заранее. Несмотря на то, что произведение описывает конкретный период в истории страны, темы и проблемы в нём актуальны. Недопустимо вмешательство в науку несведущих людей, неприемлемы непродуманные заказы учёным. Печальный исход событий — гибель профессора, а значит, и его луча, ведь без него никто уже не сможет продолжить эту работу — закономерный финал. Интересно, что весь это ужас прекращает сама Природа. Наступившие морозы убили рептилий, спасли людей. Природа оказалась более милосердной к людям, чем они к ней. Фантастический сюжет, но читатель словно не видит нереальность событий, понимая, что это лишь способ ярче показать действительность. Тоталитаризм в обществе — страшное явление. Человек становится игрушкой в руках властей. Данная повесть – своего рода предупреждение о недопустимости подобного режима в стране.

Все сочинения

ЕГЭ. Литература . Все темы в одном произведении . Булгаков М. А. «Роковые яйца»

w123

Повесть «Роковые яйца» была написана Булгаковым М.А. в 1924 году. Действие же произведения происходит в 1928 году, то есть автор показал недалёкое будущее. Впервые произведение опубликовано в 1925 году.

Это повесть – антиутопия, то есть произведение, показывающее, к каким последствиям  может привести политика в стране. Реальность 20-х годов легко угадывается в произведении.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

     Тема: «Наука, техника»
Проблема ответственности учёных за свои изобретения.

В центре повести – изображение непредсказуемых результатов научных исследований, вторжение человека  в естественный процесс развития живых организмов.

Разум людей способен на многое, но стремление нарушить законы природы  не всегда может иметь позитивные последствия.

Красный луч, созданный профессором Персиковым, искусственно вызывает значительный рост живых существ, в частности, по задумке учёного и властей, кур, чтобы увеличить количество мяса, накормить страну. Однако последствия ужасные — попав в руки несведущих в науке представителей власти, этот  луч привёл к трагедии — выросли до огромных размеров змеи и другие « гады». Появилась настоящая угроза людям.

Кажется, намерения были благие. Но привели они к катастрофе. Почему? Ответов много: и бюрократизм в обществе, когда учёного буквально подгоняют выполнят заказ общества, не дав времени провести необходимую проверку открытия,  а затем просто самостоятельно изымают прибор, не прошедший ещё окончательной разработки; и непродуманность учёным результатов эксперимента, его последствий для общества. Всё это, соединившись воедино, и привело к трагедии, когда разрослись  до огромных размеров рептилии, а не куры.

Поражает и то, как вырастали бы эти куры. Ведь эксперимент на амёбах показал, что этот процесс роста шёл одновременно с убийством себе подобных. Злоба, агрессия царят среди подопытных: «В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».

Сколько в этих словах обеспокоенности  автора о будущем науки в  обществе, в котором в самом  столько злобы и агрессии, когда  учёный зависит от власти,  нет свободы творчества, действий, всё находится под контролем и нажимом.

В таком несвободном обществе научные открытия могут привести к печальным последствиям, потому что приказы отдают люди, далёкие от науки, не видящие перспектив того или иного открытия, той или иной техники.

Прочитав повесть, читатели приходят к выводам и об ответственности учёных за свои изобретения, и о недопустимости засилья бюрократизма в такой области, как наука. Каждый шаг должен быть продуман. И  учёные, и общество в ответе, за то, что создаётся и применяется, какая техника изобретается.

 Тема: « Тоталитаризм»
Проблема  несвободы человека в тоталитарном государстве, отрицательных последствий беззакония властей.

Повесть Булгакова М. была написана в период становления нового советского государства. Автор сумел отразить в произведении черты зарождающегося тоталитаризма.

Читатель видит, как бесчинствуют представители власти, в частности, коммунист, директор совхоза «Красный луч» Рокк  (даже фамилия у него «говорящая») Он просто не дал довести профессору эксперимент до конца. Желая выделиться, показать, как совхоз выполняет план по заготовке мяса, он прервал эксперимент и начал использовать  прибор, красный луч заранее.

Несмотря на то,  что произведение описывает конкретный период в истории страны, темы и проблемы в нём актуальны. Недопустимо вмешательство в науку несведущих людей, неприемлемы непродуманные заказы учёным. Печальный исход событий — гибель профессора, а значит, и  его луча, ведь без него никто уже не сможет продолжить эту работу — закономерный финал.

Интересно, что весь это  ужас прекращает сама Природа. Наступившие морозы убили рептилий, спасли людей. Природа оказалась более милосердной к людям, чем они к ней.

Фантастический сюжет, но читатель словно не видит нереальность событий, понимая, что это лишь способ ярче  показать действительность.

Тоталитаризм в обществе — страшное явление. Человек становится игрушкой в руках властей. Данная повесть – своего рода предупреждение о недопустимости подобного режима в стране.

Тема: «Нравственное очищение общества»
Проблема необходимости нравственного очищения общества как залога достойной жизни людей, процветания страны.

Повесть, несмотря на трагические события, заканчивается оптимистично. Автор верит, что общество нравственно очистится, он даже даёт точную дату этого события: весна 1929 года . Именно весной отмечается Пасха, воскресение Христа- это залог того, что воскреснет общество, что добрые, нравственны начала в нём обязательно возьмут верх.

Не случайно в конце повести показан храм как символ нравственности. О ней, о нравственности, никогда не надо забывать, какие бы эксперименты в обществе ни проводились: научные или социальные.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Аргументы по направлению  «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Введение

Цивилизация и технологии — реалии нашей современной жизни. Сейчас уже невозможно быть вне цивилизации и не пользоваться все растущими возможностями технологического прогресса. Человек и сам становится активным членом процесса, он плотно погружается в процесс, на него воздействуют, он воздействует на других. Чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Это касается сегодня в первую очередь не материального, а установок человека, особенностей его мировоззрения, характера, устоявшихся привычек. Молодым это сделать легко, хотя и не всем, а вот поколение более старшее, куда сложнее воспринимает новинки в технологическом развитии человечества. Очистить себя от старого, чтобы получить новое, не получается иначе, как с большими усилиями, а кто добровольно желает терпеть лишения и трудности? Иногда это и вовсе невозможно.

Старшее поколение и даже будущее старшее поколение всегда будет консервативно относится к новым технологиям и прогрессу. Старшее поколение не хотят тратить время и не имеют желания осваивать новые технологии. Многие не доверяют тому же интернету, кто-то боится испортить дорогую вещь, а кто-то боится остаться без работы из-за развития современных технологий, поэтому желают работать по старому. Большая часть старшего поколения считают, что новые технологии очень опасны для здоровья.

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №1

Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» знакомит читателя с отрицательной стороной современных технологий. Жена главного героя, Милдред полностью погрузилась в мир телевидения, став от него совершенно зависимой. Она именно захламляла дом огромными экранами, вешая их буквально на каждую стену. В начале у пары были хорошие отношения: взаимное уважение и любовь друг к другу. Однако со временем эти светлые чувства и отношения дали трещину, что произошло из-за зависимости Милдред. Она перестала замечать жизнь вокруг, ведь интерес вызывал только телевизор. После этого брак стал потихоньку распадаться. Из этого роман можно сделать вывод, что люди, погружаясь в мир виртуальности забывают о родных и близких, для них становится самым главным техника.

Я.Вишневский «Одиночество в сети» Аргумент №2

Еще одним примером может послужить роман Вишневского «Одиночество в сети». Это рассказ о мужчине и женщине. Они живут в разных странах и знакомятся в виртуальной реальности. Рассказывают друг другу разные истории, делятся своими переживаниями, но в виртуальном общении и чувства ненастоящие. Они обманывают не только друг друга, но и себя, воображая любовь. В сущности, каждый из героев полюбил собственную фантазию, потеряв связь с реальным миром.

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

М.А. Булгаков «Роковые яйца» Аргумент №3

В фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №4

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна.

Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Д. Киз роман «Цветы для Элджернона» Аргумент №5

В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показан научный эксперимент, в ходе которого доктора Штраус и Немур повышают умственные способности умственно отсталого с рождения человека. Центральный персонаж Чарли Гордон получает возможность жить жизнью обычного человека, которой он был лишен до тридцатилетнего возраста, теперь он может общаться с другими людьми, понимая при этом окружающий мир, чем он не мог довольствоваться раньше. То, что с помощью научно-технического прогресса удалось повысить интеллект Чарли Гордона, чему посвящена большая часть романа, заставляет читателя задуматься над тем, что новые технологии могут сделать человека лучше. Однако в повествовании показано, что научный эксперимент оказался неудачным: как резко Чарли Гордон стал гением, так резко он и вернулся в прежнее состояние. Новым технологиям не удалось повысить умственные способности главного героя на всю дальнейшую жизнь. Автор показывает, что новые технологии не могут выиграть борьбу с природой.

Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» Аргумент №6

О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» Аргумент №7

В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Новоиспечённый Полиграф Полиграфович Шариков оказывается абсолютно неуправляемым, грубым и наглым. Благородство и отзывчивость ему неведомы. Он начинает видеть в профессоре своего врага, шантажирует Преображенского, угрожая составить донос. Таким образом, М.А. Булгаков говорит нам: чтобы быть человеком, недостаточно иметь «две руки, две ноги». Главное — быть культурным, воспитанным. А это невозможно без долгого становления, без систематической работы над собой. Причём с юности. Такой технический прогресс в буквальном смысле опасен для человечества.

Е.И. Замятин роман «Мы» Аргумент №7

Ещё один пример отрицательного воздействия науки на общество показал Е.И. Замятин в романе «Мы». Произведение, написанное чуть раньше булгаковской повести, в 1920 году, рисует общество будущего. Для людей сделано всё: у них есть дома, работа, они одеты и накормлены. Чем не идеальная жизнь, лишённая неравенства, бедности?! Но есть и обратная сторона: человек здесь — лишь винтик в большом и отлаженном механизме. У него отняли индивидуальность. Право на любовь и самовыражение. Жизнь строго регламентирована: время на работу, на сон, на еду, на отдых. Даже на имя никто не имеет права. Сам Благодетель безлик. Технический прогресс здесь уничтожил эмоциональную вовлечённость в каждодневные дела. Как и М.А. Булгаков, Е.И. Замятин подводит читателя к мысли о том, что человек должен сам развиваться, учиться, находить любимое дело. И регулярно работать над собой.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии по-разному влияют на жизнь человека. Но все зависит исключительно от личности. Если она может сохранить духовные и семейные ценности даже с последней моделью телефона в руках, то она имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий. В противном случае, люди просто не замечают, что погружаясь в мир виртуальной реальности, они перестают быть людьми, забывают о близких.

Обновлено: 15.04.2023

История создания

Центральная фигура повести — профессор Персиков, отдалённо содержит в себе некоторые черты реальных прототипов — братьев-врачей Покровских, родственников Булгакова, один из которых жил и работал на Пречистенке.

Жанр и направление

Направление — модернизм. Хоть события, изложенные Булгаковым, фантастичны, действие происходит в реальном месте, персонажи (не только профессор Персиков, но и все остальные) тоже вполне жизнеспособные граждане новой страны. Да и научное открытие не является сказочным, у него лишь фантастические последствия. Но в целом повесть реалистична, хотя некоторые её элементы окрашены гротескно, сатирически.

Такое сочетание фантастики, реализма и сатиры характерно для модернизма, когда автор ставит смелые эксперименты над литературным произведением, обходя устоявшиеся классические нормы и каноны.

О чём?

Открытие против воли учёного становится известным. Персикова на московских улицах донимают журналисты, требуя рассказать об изобретении. Работать в лаборатории становится невозможно из-за шквала сотрудников прессы, приходит даже шпион, который за пять тысяч рублей пытается выведать у профессора тайну луча.

Вскоре в заграничной упаковке приходит три ящика яиц, необычных на вид, пятнистых. Рокк кладёт полученные яйца под луч и велит сторожу следить за ними, чтобы вылупившихся цыплят никто не украл. На следующий день обнаруживаются скорлупки от яиц, а цыплят нет. Завхоз винит во всём сторожа, хотя тот клянётся, что внимательно наблюдал за процессом.

В последней камере яйца ещё целы, и Рокк надеется, что хотя бы из них вылупятся цыплята. Он решил сделать перерыв и идёт с женой Маней купаться на пруд. На берегу пруда он замечает странное затишье, а затем на Маню кидается огромных размеров змея и поглощает её прямо на глазах у мужа. От этого он седеет и почти впадает в безумие.

До ГПУ доходит странная весть, что в Смоленской губернии творится что-то странное. Два агента ГПУ — Щукин и Полайтис отправляются в совхоз и застают там обезумевшего Рокка, который не может ничего толком объяснить.

Агенты обследуют здание совхоза — бывшую усадьбу Шереметева, и находят в оранжерее камеры с красноватым лучом и полчища огромных змей, рептилий и страусов. Щукин и Полайтис погибают в схватке с чудищами.

Персиков к тому времени изобретает специальный яд для умерщвления жаб, который потом пригождается для борьбы с огромными змеями и страусами.

Отряды Красной Армии, вооружённые газом, борются с этим бедствием, но Москва всё равно встревожена, и многие собираются бежать из города.

Обезумевшие люди врываются в институт, где работает профессор, разрушают его лабораторию, виня его во всех бедах и думая, что это он выпустил огромных змей, убивают его сторожа Панкрата, экономку Марью Степановну и его самого. Затем они поджигают институт.

В августе 1928 года внезапно наступает мороз, который губит последних змей и крокодилов, не добитых специальными отрядами. После эпидемий, которые были вызваны гниением трупов змей и людей, пострадавших от нашествия рептилий, к 1929 году наступает обычная весна.

Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову — ныне ординарному профессору.

Главные герои и их характеристика

  • Центральная тема — неосторожность людей в обращении с новыми научными изобретениями и непонимание опасности последствий такого обращения. Люди вроде Рокка мыслят узко и хотят добиться цели любыми средствами. Им наплевать, что будет после, их интересует только сиюминутная выгода от того, что может обернуться крахом завтра же.
  • Вторая тема — социальная: неразбериха в управленческих структурах, из-за которой может произойти любое бедствие. Ведь если бы необразованный Рокк не был допущен заведовать совхозом, катастрофы не произошло бы.
  • Третья тема — безнаказанность и огромное влияние средств массовой информации, безответственных погоне за сенсациями.
  • Четвёртая тема — невежество, которое вылилось в непонимание многими людьми причинно-следственной связи и нежелание в ней разбираться (они обвиняют в наступившем бедствии профессора Персикова, хотя на самом деле виноват Рокк и власти, которые ему содействовали).

Проблематика

Смысл

Критика

Филолог Борис Соколов (р. 1957) пытался выяснить, какие прототипы были у профессора Персикова: это может быть советский биолог Александр Гурвич, но если исходить из политического смысла повести, то это — Владимир Ленин.

Профессор Преображенский – выдающийся исследователь в области евгеники – науки, занимающейся проблемами омоложения. Он решает поставить опыт, поставив опыт на собаке. После пересадки гипофиза и яичников пёс, подобранный на улице, превращается в удивительно наглого, жестокого и безнравственного типа. Принимая фамилию Шариков, пёс начинает требовать осуществления своих прав. Проявляя сущность преступника, гипофиз которого был пересажен ему от Клима Чугункина, он пишет донос на своего создателя, желая завладеть жилплощадью. Отчаявшись решить проблему мирным путём, профессор проводит повторную операцию, возвращая пса. Эксперимент может быть непредсказуемым, предупреждает М.А. Булгаков.

Доктор Сальватор – выдающийся учёный, пытаясь спасти больного мальчика, пересадил ему жабры акулы. В результате Ихтиандр – так звали мальчика – стал иметь возможность находиться под водой так же, как и на земле. Но живущие в округе люди принимают молодого человека за морского дьявола. И всё бы ничего, но на него устраивают охоту, пытаясь изловить грозу морей, отпугивающую ловцов жемчуга. Молодого человека всё-таки обманом заманили в ловушку, поймали и заставили ловить жемчуг. История закончилась печально. Пострадали все: арестован и содержится в бочке со стоячей водой Ихтиандр, страдает Гуттиэре, доктор Сальватор находится в заключении. Люди не готовы принять открытие науки, потому что они суеверны и трусливы.

Создание нового государства на основе всеобщего подчинения одному авторитету (Старший брат) – то есть тоталитарному государству, является экспериментом, который влечёт за собой непредсказуемые последствия. Уинстон Смит и Джулия полюбили друг друга внезапно и страстно, что совершенно недопустимо в сверхдержаве Океании. Здесь не позволительно любить, потому что объектом любви является только государство и Старший брат. При тотальной слежке их вскоре находят и арестовывают за мыслепреступление. Подвернутый пытке Уинстон сначала терпит все испытания, но перед последним испытанием крысами, он не выдерживает и предаёт Джулию. Его освобождают. Оказавшись на свободе, Смит вдруг понимает, что вся эта любовь – ересь и что, на самом деле, он любит только Старшего брата.

Читаемое в разделе:

Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения отцов и детей.

Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.

Ранее опубликованные в разделе:

Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме самопожертвования на войне.

Новые материалы раздела:

Повесть “Роковые яйца” была написана в 1924 г. Публикация ее в 1925 г. вызвала широкий резонанс в критике и писательс­ких кругах – от восторгов до политических обвинений в адрес писателя. Вот как об этом писал А. Воронский: “Роковые яйца” Булгакова – вещь необычайно талантливая и острая – вызвала ряд ожесточенных нападок. Булгакова окрестили контрреволю­ционером, белогвардейцем и т. п., и окрестили, на наш взгляд, напрасно…

Писатель написал памфлет о том, как из хорошей идеи получается отвратительная чепуха, когда эта идея

В повести “Роковые яйца” рассказывается о том, как про­фессор зоологии Персиков открыл “луч жизни”, который спо­собствует ускорению созревания и размножения живых су­ществ. В это же время в стране начинался куриный мор, уг­рожающий голодом населению. И, конечно, в открытии профессора Персикова видится спасение.

Использовать это от­крытие на практике берется некий Александр Семенович Рокк, человек в кожаной двубортной куртке и с огромным старой конструкции пистолетом в желтой кобуре на боку. Рокк представился профессору как

заведующий показательным со­вхозом “Красный луч”, который намерен производить при по­мощи открытия опыты с куриными яйцами. Несмотря на про­тесты Персикова, ссылающегося на непроверенность опыта, на непредсказуемость последствий, Рокку при помощи бумаги из Кремля удается забрать его открытие.

На что Персиков только и мог сказать: “Я умываю руки” (потом подобным об­разом будет вести себя Пилат при решении участи Иешуа в “Мастере и Маргарите”.) Здесь встает вопрос о нравственной ответственности ученого.

Булгаков в понимании этой проблемы близок к Достоевс­кому. Достоевский считал, что человек несет ответственность не только за свои действия, но даже за свои мысли и их по­следствия. Самая известная и сжатая версия этой идеи – в романе “Братья Карамазовы”. В третьем свидании с Иваном Федоровичем Карамазовым Смердяков говорит: “…Вы вино­ваты во всем-с, ибо про убийство вы знали-с, а мне поручили-с, а сами, все знамши, уехали.

Поэтому и хочу вам в сей вечер это в глаза доказать, что главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил…” Смысл разговора в том, что хотя Иван Федорович сам не совершал преступления, но именно он подал Смер­дякову философскую идею: “Если Бога нет, то все разреше­но”. Поэтому вина в убийстве лежит на Иване Карамазове.

Достаточно обиден тот факт, что у ученого забирают камеры, не дав ему провести исследование до конца.

К слову, некоторые тесно связывают образ Персикова с образом Ленина. Это также не лишено логики. Вполне вероятно, что в повести присутствует и переносный смысл, который можно рассмотреть между строк – допустим, эксперимент Персикова можно ассоциировать с тем социальным экспериментом, который проводили над обществом большевики.

Кстати, пренебрежение к большевикам и их деятельности испытывал и Преображенский, о чем не стеснялся говорить.

Рокк в творении олицетворяет ленинскую эпоху, которая, по мнению Булгакова, уже отходит в прошлое.

2 вариант

В своем произведении автор высмеивает тотальный идеологический контроль жизни населения со стороны государственного правительства.

Опубликована повесть была в 1925 году. Перед этим она имела несколько других вариантов сатирических названий, которые по причинам этика надо было изменить.

Профессор Персиков является главным персонажем повествования. Возможно, его прототипом послужили дальние родственники Михаила Афанасьевича.

В повести высмеивается культурное положение государства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Роковые яйца

Популярные сегодня темы

Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.

Доброта — одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты.

Одним теплым вечером, мы с ребятами со двора договорились поиграть в футбол, разделившись на две команды. В каждой команде было участников поровну. Победа считалась той команды, которая забила пять голов в ворота.

В повести показывается жизненный путь Акакия Акакиевича Башмачного от рождения до его становления титулярным советчиком. Он был предметом насмешек других молодых чиновников.

Читайте также:

      

  • Сочинение по литературе петр 1 толстой
  •   

  • Что такое сочинение обрамление
  •   

  • Согласны ли вы с высказыванием лень двигатель прогресса сочинение итоговое
  •   

  • Подлинные друзья приобретаются в молодости сочинение рассуждение
  •   

  • Что человек ищет на своем жизненном пути сочинение старуха изергиль

1. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

В повести М.А. Булгакова главным героем является профессор Персиков. В результате научного опыта случайно происходит преломление света и возникает открытие: луч жизни. Под воздействием этого луча организмы начинают интенсивно развиваться и становятся невероятно агрессивными. Применить на практике «красный луч» или луч жизни поручается малообразованному комиссару Рокку. В результате вместо возмещения погибших куриц из странных пятнистых яиц выводятся гигантские змеи, крокодилы и начинают размножаться с невероятной скоростью. Полчища чудовищ пожирают на своём пути всё живое, двигаясь по направлению к столице. Ужас и паника охватывают жителей Москвы. Разъярённая толпа убивает профессора, считая его виновником происшедшего. Булгаков решает проблему при помощи фантастики: в ночь с 18 на 19 августа внезапно ударивший мороз в 18 градусов уничтожает всех чудовищ, и всё заканчивается благополучно. Однако автор призывает быть осмотрительней при проведении научных изысканий, а особенно при применении ещё не проверенных на опыте открытий.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – выдающийся исследователь в области евгеники – науки, занимающейся проблемами омоложения. Он решает поставить опыт, поставив опыт на собаке. После пересадки гипофиза и яичников пёс, подобранный на улице, превращается в удивительно наглого, жестокого и безнравственного типа. Принимая фамилию Шариков, пёс начинает требовать осуществления своих прав. Проявляя сущность преступника, гипофиз которого был пересажен ему от Клима Чугункина, он пишет донос на своего создателя, желая завладеть жилплощадью. Отчаявшись решить проблему мирным путём, профессор проводит повторную операцию, возвращая пса. Эксперимент может быть непредсказуемым, предупреждает М.А. Булгаков.

3. А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

Доктор Сальватор – выдающийся учёный, пытаясь спасти больного мальчика, пересадил ему жабры акулы. В результате Ихтиандр – так звали мальчика – стал иметь возможность находиться под водой так же, как и на земле. Но живущие в округе люди принимают молодого человека за морского дьявола. И всё бы ничего, но на него устраивают охоту, пытаясь изловить грозу морей, отпугивающую ловцов жемчуга. Молодого человека всё-таки обманом заманили в ловушку, поймали и заставили ловить жемчуг. История закончилась печально. Пострадали все: арестован и содержится в бочке со стоячей водой Ихтиандр, страдает Гуттиэре, доктор Сальватор находится в заключении. Люди не готовы принять открытие науки, потому что они суеверны и трусливы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

Создание нового государства на основе всеобщего подчинения одному авторитету (Старший брат) – то есть тоталитарному государству, является экспериментом, который влечёт за собой непредсказуемые последствия. Уинстон Смит и Джулия полюбили друг друга внезапно и страстно, что совершенно недопустимо в сверхдержаве Океании. Здесь не позволительно любить, потому что объектом любви является только государство и Старший брат. При тотальной слежке их вскоре находят и арестовывают за мыслепреступление. Подвернутый пытке Уинстон сначала терпит все испытания, но перед последним испытанием крысами, он не выдерживает и предаёт Джулию. Его освобождают. Оказавшись на свободе, Смит вдруг понимает, что вся эта любовь – ересь и что, на самом деле, он любит только Старшего брата.

TEXT.RU - 100.00%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *