Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов сочинение рассуждение

Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов? Чингиз Айтматов «И дольше века длится день» ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!



Профи

(589),
на голосовании



5 лет назад

Дополнен 5 лет назад

Напишите сочинение на 150-200 слов пожалуйста!

Голосование за лучший ответ

Q…

Гуру

(2870)


5 лет назад

Почему Вы решили, что они не пытались? Может и были попытки отбить соплеменников. Я так понимаю, что при набеге часть племени брали в плен, остальных убивали . И решали, кто будет манкуртом, а кто -нет уже совсем в другом месте . Жестоко, конечно, но там были и другие истязания . Сажали на кол, сдирали кожу, монголы ломали позвоночник .
Так мать того манкурта ведь искала его и нашла . Видимо, никому кроме матери он был не нужен . Вообще, трудно обсуждать выдуманных героев .
Насколько я понимаю, Айтматов выдумал все это .

Q…Гуру (2870)

5 лет назад

Если бы Вы смотрели фильм «Белое солнце пустыни » , то должны были помнить, что Мотыль пытался сделать манкурта из Спартака Мишулина, но нарисовавшийся малыш Кузнецов спас Карлсона на радость деткам .

№11. Тема: Р.р. №2. Контрольное сжатое изложение №2
с элементами сочинения.

10 класс 10.10.2017 урок 1.

Цель:  создать условия для закрепления специальных
умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение
собственного; способствовать развитию у учащихся умения выделять главное,
анализировать, критически мыслить, создавать тексты — рассуждения,
способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной
компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей; содействовать
выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных
ценностей.

Тип
урока:
комбинированный урок

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация накопленного опыта и опорных знаний
учащихся.

— Итак, ребята, давайте с
вами вспомним, что же такое сжатое изложение?

— Какие приемы сжатия
текста вы знаете?

1. Исключение:

• исключение повторов;      

• исключение одного или
нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и
поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента
предложения;

• исключение одного или
нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов
обобщающим наименованием;

• замена предложения или
его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим
значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких
предложений в одно;

• замена предложения или
его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого
предложения простым;

• замена фрагмента
предложения синонимичным выражением.


Какой объем сжатого изложения должен быть?

3.      Мотивация
учебной деятельности учащихся.

4.      Сообщение
темы, задач урока.

— Итак, ребята, давайте с вами
определим задачи на наш с вами урок

Сегодня
у нас обычный и одновременно необычный урок. Мы будем писать изложение с
элементами сочинения. Перед нами стоят привычные задачи: ………….

·        
передать содержание близко к
тексту;

·        
озаглавить текст;

·        
сфомулировать идею и основную
мысль текста;

·        
составить план изложения;

·        
выразить свое отношение к
прочитанному.

5.      Восприятие
и усвоение учащимися нового учебного материала

ü  Прочтение учителем текста, для написания изложения.

По
данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем
над содержанием текста.

У кладбища Ана-Бейит
была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно
жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в
соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный
раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у
себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной
пыткой – надеванием на голову жертвы шири
. Обычно эта участь постигала
молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы,
тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда
заканчивалось бритьё головы, опытные
убойщики-жуаньжуаны
забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом
отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её
тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими
пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть
шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки,
либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего
своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири.
После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой,
чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили
подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие
крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке,
без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры
стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных
попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались
крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже
самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило
вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не
примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает
сарозекская легенда
. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский
упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти
манкуртов?

6.      Применение
учащимися знаний и действий

ü  Работа
по тексту

1.     
Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип
речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

2.     
Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как
возникло значение этого слова?
манкурт
— м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев,
традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь
Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если
сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к
древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В
современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без
руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

 В
монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1.
тупой, глупый, слабоумный,  2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах-
«становится глупым, тупым».

 Учитывая
взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно
утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но
данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно,
слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней
man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на
голову которого надевается пояс и высушивается»

3.     
Составление плана к тексту.

План.

1.
Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2.
Счастливый исход рабства.

3.
Превращение раба в манкурта:

               
а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

               
б) надевание на голову жертвы шири;

               
в) последствия страшной пытки.

4.
Отношение близких людей к манкуртам.

4.      Написание
изложения и ознакомление с творческим заданием.

Напишите
сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

7.      Анализ
достижений учащихся.

8.      Итоги
урока.

-Что
вам больше всего запомнилось на уроке?


Какие сложности у вас  возникли во время написания работы?


Почему?

9.      Домашнее
задание

подобрать мат к написан работы

       

   

ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

“Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло.” ( Ремарк)

Тематическое направление: Забвению не подлежит

14.09.2020 11:35:22

Автор: Алёна Сайманова


“Человек не подозревает, как много он способен забыть.  Это и великое благо и страшное зло.” – говорил Ремарк. Казалось бы память неотъемлемая часть человека. Мы живем, и с годами она накапливается. С течением лет мы помним и знаем всё больше и больше.  Люди не задумываются, что могут что-то забыть. Память – это то, что всегда с нами. Каждый человек помнит имена своих родных и друзей, важные события жизни. Конечно, что-то забывается, мелкие детали уходят из нашей памяти, и это абсолютно естественно, сложно было бы жить, помня абсолютно всё. Но что если человек в одночасье всё забудет?  Бывает так, что с нами происходят события, заставляющие забыть. Это может быть несчастный случай, болезнь или злой умысел. Про последнее Чингиз Айтматовым написано произведение “Легенда о манкурте”.
В данной легенде рассказывается о людях-манкуртах, это рабы которым “стерли ” память. Пленникам надевали на бритые головы шкуру верблюда и оставляли на жаре без еды и воды, через несколько дней шкура высыхала, тисками сжимая несчастным головы. По истечении пытки большинство погибало, но оставшиеся теряли память и превращались в идеальных рабов. Такие люди абсолютно не помнили своего прошлого, кто они такие, как их зовут, где их родина, как сюда попали: всего этого их память не сохранила. Без прошлого человеку трудно, практически не возможно двигаться в перед ,  душевно расти и развиваться. Манкурты застыли на одном месте ,  у них нет прошлого и не будет будущего за пределами плена, родственники отвернулись от них и не пытаются освободить. Без памяти их участь до конца жизни быть рабами, и что это как не великое зло.
Но что если человек сознательно отрекается от своего прошлого, старается  забыть что-то. Так сделала Настя в рассказе К.Паустовского “Телеграмма”. Стараясь влиться в новую жизнь и помочь достичь успехов другим людям, она совсем забыла о старенькой маме.  Оправдываясь занятостью и дальностью поездки, Настя лишь присылала деньги и коротенькую телеграмму, пока не стало совсем поздно.  В конце своей жизни старушка не видела ничего кроме пренебрежения от любимой дочери. Женщина не спала ночей, заботилась, ставила интересы дочери превыше своих, но в ответ, в минуту нужды, не получила ничего. Вероятно, она и не подозревала, что от неё могут отгородиться и забыть. Делая благие дела, люди всегда надеются на взаимность, но некоторые не способны помнить хорошее к себе отношение и тогда остается только смириться и идти дальше.
Память играет важную роль в жизни человека, она хранит в себе наш жизненный опыт, хорошие и плохие события. Наша память формирует в человеке личность, мы не можем отречься от неё потому что, тогда мы перестанем быть собой.  Важно стараться помнить хорошие моменты и забывать плохое, только так можно прожить счастливую жизнь без сожалений.

Количество слов — 430


Здравствуйте, Алёна!

В вашем сочинении подобраны удачные примеры, вы неплохо их проанализировали, работа самостоятельная. Вместе с тем логика развертывания рассуждения пока не является безупречной, обратите внимание на замечания по критерию К3.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Алена, в теме сочинения заявлено противоречие: свойство человека забывать Ремарк называет и великим благом, и великим злом. Вы не интерпретировали это противоречие, сконцентрировавшись лишь на теме памяти. Это существенный недостаток рассуждения.

Во вступлении, где нужно было и сказать об этом противоречии, вы просто вокруг да около рассуждаете о памяти. Пишете, что забывать что-то — естественно. Что иногда мы забываем случайно, а иногда по чьему-то умыслу. Это все правильно, но это не соотносится напрямую с цитатой. Вы не пояснили, в чем «благо» забвения, а в чем его «зло». Думаю, некоторые эксперты могли бы усомниться в том, насколько полно раскрыта тема сочинения.

Еще один существенный минус, который лишает вас балла по этому критерию. Во вступительной части отсутствует тезис сочинения. Непонятно, что именно, какую мысль вы доказываете примерами. Отсутствие тезиса приводит к обнулению баллов по критерию К3. А все это потому, что вы не поняли цитату и не пояснили ее.

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые ошибки:

Мы живем, и с годами она накапливается.

Накапливаться могут воспоминания. Память накапливаться не может. Речевая несочетаемость.

Оправдываясь занятостью и дальностью поездки, Настя лишь присылала деньги и коротенькую телеграмму, пока не стало совсем поздно.

Слова не сочетаются друг с другом.

Наша память формирует в человеке личность, мы не можем отречься от неё потому что, тогда мы перестанем быть собой.

Наша память формирует личность в каком-то человеке… Ошибка в использовании местоимения.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 17.

Ошибки

Орфография

Без прошлого человеку трудно, практически не возможно двигаться в перед ,  душевно расти и развиваться.

Правильно: невозможно, вперед.

Пунктуация

В данной легенде рассказывается о людях-манкуртах, это рабы ЗПТ  которым “стерли ” память.

Запятая перед придаточным.

“Человек не подозревает, как много он способен забыть.  Это и великое благо и страшное зло.” – говорил Ремарк.

В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, а не  точка.

Казалось бы ЗПТ память ТИРЕ неотъемлемая часть человека.

Пропущена запятая после вводного слова и тире между подлежащим и сказуемым.

Без памяти их участь ТИРЕ до конца жизни быть рабами, и что это ЗПТ как не великое зло.ВОПРОС

Пропущены знаки.

Но что если человек сознательно отрекается от своего прошлого, старается  забыть что-то. ВОПРОС

В конце своей жизни старушка не видела ничего ЗПТ кроме пренебрежения ЗПТ от любимой дочери.

Женщина не спала ночей, заботилась, ставила интересы дочери превыше своих, но в ответ, в минуту нужды, не получила ничего.

Обособление не требуется.

Делая благие дела, люди всегда надеются на взаимность, но некоторые не способны помнить хорошее к себе отношение ЗПТ и тогда остается только смириться и идти дальше.

Запятая на границе предложений в составе сложного.

Наша память формирует в человеке личность, мы не можем отречься от неё потому что, тогда мы перестанем быть собой.

Запятая не на месте, она должна быть перед потому что.

Грамматика

Про последнее Чингиз Айтматовым написано произведение “Легенда о манкурте”.

Правильно: ЧингизОМ Айтматовым.

Женщина не спала ночей, заботилась, ставила интересы дочери превыше своих, но в ответ, в минуту нужды, не получила ничего.

Речевая недостаточность. Слово требует пояснения.

Вероятно, она и не подозревала, что от неё могут отгородиться и забыть.

Нарушение конструкции с однородными членами.

Общий вывод по работе

Итак, Алена, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой и грамотностью, ошибок много.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Возврат к списку

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

10 класс

Изложение лингвистического текста

Цель: выявить уровень владения приёмами информационной переработки прочитанного текста и умения представлять его в виде развёрнутого плана.

Языковая картина мира

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)

(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

Сжатое изложение с элементами сочинения

Цель: совершенствовать навыки написания сжатого изложения текста с высказыванием суждений по теме.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

Контрольная работа по теме «Фонетика»

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками, умением производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

Диктант

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(132 слова) (По С. П. Капице)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: (в) живой (предложение 2).

Вариант II: (с) речью (предложение 4).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).

Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 2.

Вариант II: последнее предложение текста.

Сочинение «Проблема ответственности личности за свою судьбу»

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы».)

(120 слов)

Грамматическое задание по тексту:

•    Определите тему и основную мысль текста.

•    Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.

•    Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

•    Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.

Контрольная работа по теме «Состав слова и словообразование»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Состав слова и словообразование. Орфография»

Тест

Вариант 1

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) передовой

2) по-французски

3) пригородный

4) полено

А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) рукавица, подручный

2) рожица, ро́жки

3) водянистый, подводить

4) молоко, молодой

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) абон..мент, выб..рать, уед..нение

2) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый

3) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество

4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый

2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка

3) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный

4) аген..ство, словес..ный, ровес..ник

А6. В каком слове есть приставка РОС-?

1) россиянин

2) роскошество

3) росистый

4) роспуск

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..

2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..

3) деревья в ине.., в течени.. суток

4) письмо из Дани.., на знамен..

В1. Из данного фрагмента стихотворения А. А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

В2. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании А. Блоком образа Пушкина.

Вариант 2

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прабабушка

2) подгорелый

3) правдоподобный

4) по-весеннему

А2. Каков способ образования слова ПРЕВЫШЕ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) прощение, рощица

2) горюющий, пригорок

3) холодильник, прохладный

4) поворот, повар

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пир..мида, предл..гатъ, выг..ревший

2) паст..ла, разв..вающ..йся флаг

3) во..зал, ко..ти, рю..зак

4) отч..тать, выж..гатъ, прим..рение

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский

2) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а

3) вес..ник, истин..ый, контрас..т

4) интел..ект, блес. .нуть, чудес..ный

А6. В каком слове есть приставка ИС-?

1) испугаться

2) искомый

3) искренность

4) искусство

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) в полном молчани.., быть в раздумь..

2) позвони Анастаси.., по окончани.. сеанса

3) в продолжени.. вечера, о лицемери..

4) на пустош.., в Суздал..

В1. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным полынным лугам

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам.

В2. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании М. Волошиным образа природы.

Сочинение по теме «Спор поколений: вместе и врозь».

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.

Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.

Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы.

(156 слов) (По В. А. Солоухину)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца).

Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: издали (предложение 3).

Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 1.

Вариант II: предложение 1 третьего абзаца.

Сочинение по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»

Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?»

Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.

Цель: оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

БРЕГЕТ

Однажды зимой офицеры гусарского полка собрались у ротмистра фон Ашенберга на именины. Среди прочих был в этой компании поручик Чекмарев, общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник — словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат и его кошелек всегда был в общем распоряжении.

Кто-то, вспомнил, что накануне граф Ольховский ездил к помещику играть в карты. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский эти часы сейчас же и показал. Старинные часы, с резьбой, с украшениями, и если сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Ольховский немного заважничал.

— Это, — говорит, — очень редкая вещь. Я ее ни за что из рук не выпущу. Весьма вероятно, что подобных часов во всем свете не больше двух-трех экземпляров.

Чекмарев на это улыбнулся.

— Напрасно вы такого лестного мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость, как вы думаете.

Ольховский недоверчиво покачал головой:

— Где же вы их достанете? Простите, но я сомневаюсь… 
— Как вам угодно. Хотите пари? —С удовольствием… Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул: 
— Братцы мои! А ведь я совсем было забыл, что у меня нынче приемка обоза. Удирать надо, ребята. К восьми часам надо быть непременно. Ольховский, который час? Позвони-ка!

Ольховский стал шарил по карманам. Вдруг он проговорил озабоченным тоном:

— Вот так штука!.. 
— Что такое случилось? — спросил фон Ашенберг. 
— Да часов никак не найду. Сейчас только положил их около себя, когда снимал ментик. — А ну-ка, посветите, господа.

Зажгли огонь, принялись искать часы, но их не находилось. Всем почему-то сделалось неловко.

Искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, повторял ежеминутно:

— Ах, господа, да черт с ними… да ну их к бесу, эти часы, господа…

Но ротмистр Иванов прикрикнул на него:

— Дурак! Наплевать нам на твои часы. Понимаешь ли ты, что прислуги здесь не было?

Наконец офицеры сбились с ног в поисках и сели вокруг стола в томительном Молчании. Майор Кожин тоскливо обвел товарищей глазами и спросил еле слышно:

— Что же теперь делать, господа? 
— Ну, уж это ваше дело, что делать, майор, — сурово сказал Иванов. — Вы между нами старший… А только часы должны непременно найтись.

Было решено, что каждый позволит себя обыскать, и все поочередно были обысканы. Остался один только Чек-марев.

— Ну, Федюша, подходи… что же ты? — подтолкнул его с суровой и грустной лаской Иванов.

Но тот стоял, плотно прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места.

— Ну, иди же, Чекмарев, — ободрял его майор Кожин. — Видишь, все подходили…

Чекмарев медленно покачал головой. Он с трудом выговорил:

— Я… себя… не позволю… обыскивать…

Ротмистр Иванов вспыхнул:

— Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет? Что же ты, лучше нас всех? Сейчас подходи, Федька, слышишь?

Но Чекмарев опять отрицательно покачал головой.

— Не пойду, — прошептал он.

Было что-то ужасное в его неподвижной позе, в мертвенном взгляде его глаз и в его напряженной улыбке. Иванов вдруг переменил тон и заговорил таким ласковым тоном, какого никто не мог ожидать от этого грубого солдата:

— Федюша, голубчик мой, брось глупости… Ты знаешь, я тебя, как сына, люблю… Может быть, ты как-нибудь… ну, знаешь, из-за этого дурацкого пари… понимаешь, пошутил… а?

Вся кровь бросилась в лицо Чекма-реву и сейчас же отхлынула назад. Губы его задергались. Он молча, с прежней страдальческой улыбкой покачал головой.

— В таком случае знаете, поручик… мы хотя и не сомневаемся в вашей честности… но, знаете… вам как-то неловко оставаться между нами…

Чекмарев пошатнулся. Казалось, он вот-вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, глядя перед собой неподвижными глазами, точно лунатик, медленно, прошел к двери. Офицеры безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу.

Фон Ашенберг позвал денщиков и приказал им убирать со стола. Все молчали, точно еще ожидали чего-то.

Вдруг денщик хозяина воскликнул:

— Часы!

Все бросились к нему. Действительно, на полу, под котелком, лежал брегет Ольховского.

— Черт его знает, — бормотал смущенный граф, — должно быть, я их как-нибудь нечаянно ногой, что ли, туда подтолкнул.

Офицеры вышли на крыльцо. Какой-то человек быстро бежал к дому. Это оказался денщик поручика Чекмарева. Солдат был без шапки и казался страшно перепуганным. Еще на ходу он закричал, еле переводя дух:

— Ваше благородие, несчастье!.. Поручик Чекмарев застрелился!

Офицеры кинулись на квартиру Чек-марева. Двери были не заперты. Чекмарев лежал на полу, боком. Весь пол был залит кровью, большой дуэльный пистолет валялся в двух шагах…

На письменном столе лежала записка, придавленная сверху золотыми часами. Брегет был, как две капли воды, похож на часы графа Ольховского. Содержание записки было таково: «Прощайте, дорогие товарищи. Клянусь богом, что я не виновен в краже. Я только потому не позволил себя обыскать, что в это время в кармане у меня находился точно такой же брегет, как и у графа Ольховского, доставшийся мне от моего покойного деда. К сожалению, не осталось никого в живых, кто мог бы это засвидетельствовать, и потому мне остается выбирать только между позором и смертью. В случае, если часы Ольховского найдутся и моя невйновость будет таким образом доказана, прошу ротмистра Иванова все мои вещи, оружие и лошадей раздать на память товарищам, а самому себе оставить мой брегет».

(По А. Куприну) 

Итоговая контрольная работа

Вариант I
1. Приведите в соответствие стили речи и сферы их использования:
Стиль Сфера использования:
научная и учебная литература
Официально-деловой 
агитация, пропаганда, критика
Художественный
Разговорный 
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения. (Ч.Хэнзел)
3. Подберите лексические значения следующим заимствованным словам, используя толкования, данные в скобках:
1.Палитра, 2.депозит, 3.дерматин, 4.бумеранг, 5.корнпапир, 6.реверс, 7.триумф, 8.ветеран, 9.мавзолей, 10.календарь.
( )Выдающийся, блестящий успех, победа; ( )подбор цветов; ( )большое надгробное архитектурное сооружение, памятник; ( )вид искусственной кожи; ( )метательное орудие; ( )система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы; ( )бывалый, опытный воин; ( )денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения; ( )бумага с зернистым строением поверхности; ( )оборотная сторона медали, монеты).
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Раннее утро. Чуть брезжит рассвет. В комнате мягкий обволакивающий полумрак. Я подхожу к окну: дух захватывает от чудесной картины зимнего утра…

Вариант II
1. Покажите схемы параллельной и цепной (последовательной) связи предложений в тексте, поясните их.
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
Прошу вашего согласия на произведение ремонтных работ по устранению неполадок в работе телефонной сети. Ремонтные работы будут проводиться в течение 2-х дней. Организация, производящая ремонт телефонных линий, гарантирует выполнение ремонтных работ качественно и в срок.
3. Исправьте тексты, заменяя повторяющиеся слова в целях разнообразия синонимами.
Мы говорим, что мы умны, а старики говорят: нет, мы умнее вас были. А сказка говорит, что когда еще наши деды не учились, а родители не родились, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сыновей научил грамоте и всему книжному.
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Дайте-ка вспомнить, как это было… Я сижу на своем любимом месте у окна. Идет урок истории. Учитель вещает что-то мудрое и очень умное. Мне тоскливо и одиноко. И вдруг…

Термин «манкурт» ввел в оборот Чингиз Айтматов в своем знаменитом романе «И дольше века длится день». В данном художественном произведении манкурт — это человек, оказавшийся в плену, при помощи зверской пытки превращенный в рабское бездушное существо, забывшее все о своей прошлой жизни и выполняющее любые распоряжения своего хозяина. Слово стало широко употребляться в переносном смысле, сделалось именем нарицательным. Презрительная кличка «манкурт» достается тем, кто забывает национальный язык и пренебрежительно относится к культуре своего народа.

Этимология слова

Существует несколько версий происхождения слова. Предположительно Чингиз Айтматов, изобретая термин «манкурт», взял за основу древнетюркское прилагательное mungul, обозначающее «глупый, неразумный, лишенный рассудка». В киргизском современном языке для обозначения изувеченного человека употребляется слово munju. Принимая во внимание взаимовлияние монгольского языка и киргизского, можно предположить, что существительное «манкурт» происходит от «мангуу» — формы слова, имеющей значения: «тупой, глупый, слабоумный» и «идиот». Возможно, что лексема «манкурт» образована путем слияния древнетюркских корней gurut — «высушенный» и man — «опоясываться, надевать пояс».

манкурт это

Племя жуаньжуаней

В четвертом или пятом веке нашей эры Восточная Азия была охвачена процессом переселения. В период смуты в степях Туркестана, Западной Маньчжурии и Монголии возник союз кочевых племен, в который входили беглые рабы, обнищавшие крестьяне, дезертиры. Объединенные общей незавидной участью, люди были вынуждены влачить жалкое нищенское существование, поэтому сбивались в банды, промышляющие грабежом. Постепенно сборище бандитов превратилось в народ, вошедший в историю под именем жуаньжуаней. Это племя отличалось примитивными законами, отсутствием письменности и культуры, постоянной боевой готовностью и лютой беспощадностью. Жуаньжуани контролировали земли на север от Китая и стали настоящим проклятьем для кочевой Азии и соседних государств. Манкурт — это человек, порабощенный этим страшным народом.

манкурты чингиз айтматов

Описание пытки

Неслучайно в описанной Айтматовым легенде повествуется именно о жуаньжуанях. Только этот безродный, беспощадный, варварский народ был способен выдумать столь изощренную, нечеловеческую пытку. Особенно жестоко это племя обращалось с пленными. Для того чтобы превратить человека в идеального раба, не помышляющего о восстании и бегстве, ему отнимали память путем надевания на него шири. Для процедуры выбирались молодые и сильные воины. Сначала несчастным начисто обривали головы, буквально выскабливали каждую волосинку. Затем забивали верблюда и отделяли наиболее плотную, выйную часть шкуры. Поделив на части, ее нахлобучивали на головы пленных. Шкура, словно пластырь, прилипала к свежевыбритому черепу людей. Это и означало надеть шири. Затем будущим рабам надевали на шею колодки, чтобы они не могли коснуться головой земли, связывали руки и ноги, вывозили в голую степь и оставляли там на несколько дней. Под палящим солнцем, без воды и пищи, с постепенно высыхающей шкурой, стальным обручем сжимающей голову, пленники чаще всего погибали от невыносимых мучений. Уже через сутки жесткие прямые волосы невольников начинали прорастать, иногда они проникали в сыромятную шкуру, но чаще загибались и вонзались в кожу головы, причиняя жгучую боль. В этот момент пленники окончательно теряли рассудок. Только на пятые сутки за несчастными приходили жуаньжуани. Если хотя бы один из пленников оставался в живых, это считалось удачей. Порабощенного освобождали от пут, давали напиться, постепенно восстанавливали силы и физическое здоровье.

Ценность раба-манкурта

Люди, не помнящие своего прошлого, ценились очень дорого. Они обладали целым рядом преимуществ с хозяйственной точки зрения. Манкурт — это существо, не обремененное сознанием собственного «я», привязанное к хозяину, как собака. Его единственная потребность — пища. Он равнодушен к другим людям и никогда не помышляет о бегстве. Только манкурты, не помнящие родства, могли выдержать бесконечное безлюдье сарозеков, не тяготились одичанием, не нуждались в отдыхе и помощи. И могли долго, неуклонно, монотонно выполнять самый грязный, нудный, тягостный труд. Обычно их приставляли к верблюжьему стаду, которое они зорко охраняли днем и ночью, зимой и летом, не жалуясь на лишения. Повеление хозяина было для них превыше всего. Манкурт был равноценен десяти здоровым невольникам. Известно, что за случайное убийство такого раба в междоусобных войнах, чтобы возместить ущерб, виновная сторона выплачивала выкуп в три раза больший, чем за уничтожение свободного соплеменника.

легенда о манкурте

Легенда о манкурте

В романе «И дольше века длится день» одна глава посвящена древней легенде. О несчастной судьбе женщины по имени Найман-Ана рассказывает в своем предании Айтматов. Манкурт, о котором случайно услышала героиня повествования, оказался ее без вести пропавшим в бою сыном. Обычно, даже если родственники изувеченного пленника и узнавали о его страшной участи, то никогда не стремились спасти его. Человек, не помнящий родства, сохранял только внешнюю оболочку. Иначе рассудила Найман-Ана. Она решила во что бы то ни стало вернуть сына домой. Разыскав его среди бескрайних сарозеков, женщина попыталась вернуть юноше память. Однако ни тепло материнских рук, ни ее настойчивые речи, ни знакомые с детства колыбельные, ни приготовленная под родным кровом пища не помогли пленнику вспомнить свое прошлое. А когда коварные жуаньжуани внушили манкурту, что Найман-Ана хочет обмануть его, снять с него шапку и отпарить измученную голову, раб недрогнувшей рукой пустил стрелу в сердце матери. С волос умирающей женщины упал белый платок, превратился в птицу Доненбай, которая продолжала кричать, напоминая манкурту о его отце и забытом родном крае.

манкурты не помнящие родства

Фольклорный источник

Автор предания, как уже говорилось, — известный писатель Чингиз Айтматов. Легенда о манкурте, в свою очередь, происходит из реального фольклорного источника. Писатель в одном из интервью рассказывает, что в эпосе «Манас», одном из величайших сказаний киргизского народа, есть упоминание об угрозе одного из воинов другому в случае победы нахлобучить ему на голову шири, чтобы отнять память. Других сведений об этом жесточайшем насилии над рассудком человека автор ни в фольклоре, ни в литературе не нашел. Исследователь К. Асаналиев, изучая эпос «Манас», нашел в нем строки, в которых враги пытаются надеть на юного Манаса шири.

не помнящий родства

Историческая достоверность

Шири — это сыромятная кожа крупного скота, из которой кочевые народы в древности изготавливали посуду. У киргизов также существовал погребальный обычай, связанный с использованием шири. Если из-за неблагоприятных обстоятельств приходилось отложить похороны умершего в другой местности, его тело с соблюдением всех положенных обрядов заворачивали в шири и вешали на высокое дерево. Весной покойника отвозили на родовое кладбище и хоронили там. Известно упоминание лексемы «шири» в значении «колпак из сыромятной кожи, надеваемый на голову наказуемого». Такой вид пытки широко применялся у кочевых народов. Высыхающая шкура животного сжималась, причиняя человеку невыносимую боль. Манкурт — это человек, потерявший память под воздействием такой пытки, по версии Айтматова. Если предположить, что термин «шири» монгольского происхождения, то его значение — «шкура, кожа, сыромять». В киргизском языке наряду с лексемой «шири» используются производные: «ширеш» — «срастаться, слипаться» и «шириле» — «надевать на голову шири».

люди не помнящие своего прошлого

Значение легенды

Предание о манкурте тесно связано с основной темой повествования романа «И дольше века длится день». В нем описываются современные манкурты. Чингиз Айтматов стремился донести до своих читателей идею о том, что человек, лишенный исторической памяти, становится марионеткой, рабом навязанных ему понятий и представлений. Он не помнит наставлений отца и матери, забывает свое настоящее имя, утрачивает связь с национальной культурой своего племени и теряет свою самобытность. Особое значение в легенде придается тому, что несчастный манкурт, утративший информацию о своей человеческой сущности, сохранил память о том, как стрелять из лука, а значит — убивать. И когда поработители настроили юношу против матери, он уничтожил ее собственными руками. Историческая память — основа человеческой души, прививка от безнравственности и аморализма. Найман-Ана — символ этой памяти, без устали напоминающий людям об уроках прошлого.

Употребление слова

По данным журнала «Наука и жизнь» манкурт — это пример лексемы, введенной в русский язык недавно. В настоящее время значение этого слова сузилось до понятия о человеке, не помнящем родства, забывшем о своих предках. Информация о том, что эта утрата произошла в результате внешнего воздействия на психику и превращает испытуемого в раба своего хозяина, в значении существительного «манкурт» постепенно утрачивается.

Большую популярность термин приобрел в Азербайджане, Киргизии, Молдове, Татарстане, Башкортостане. В этих странах слово «манкурт» имеет отрицательное значение, им называют людей, забывающих национальный язык и культуру.

айтматов легенда о манкурте

У других авторов

Публицист Вертипорох Лилия называет манкуртом человека, «у которого империя удалила сердце и мозги, оставив только желудок». Константин Крылов описывает употребление термина «манкурт» в восьмидесятые годы прошлого века как несправедливую и презрительную характеристику человека, не очень интересующегося «позавчерашними новостями» о сталинских репрессиях и прочих событиях российской истории, а больше думающего о настоящем и будущем своей страны. Публицист и журналист Соловьев Владимир называет манкуртами граждан, пренебрежительно отзывающихся о своей Родине. Он считает людей, для которых уважение к памяти предков — пустые слова, генетической мутацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *