How teenagers relax after a busy day in zetland эссе

Задание 38 в письменной части ЕГЭ занудно называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием повышенного уровня сложности (B2). Но я его дальше буду именовать просто “проект”. Не таблицы и не графики, и с Writing task 1 на IELTS это задание почти не имеет общего. Period

Вот как эта тварь будет выглядеть на экзамене:

или

Да, или-или. Потому что ученику нужно будет выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.

Проект – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, то проект лучше распланировать и написать сначала на черновик, а потом перенести в бланк ответов.

Рекомендуемое время написания задания 38 на экзамене – 60 минут.

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

Критерии оценивания

Чтобы понять, как писать нужно, ознакомимся с критериями оценивания задания 38 с сайта ФИПИ.

Разберем подробнее.

Решение коммуникативной задачи

По критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. Расшифрую, за что их дают:

  • Проект написано в соответствии с темой
  • Проект написан по плану
  • Все пункты из таблицы указаны в работе
  • В нём достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 38 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad). Нельзя писать риторические вопросы и фразы типа “Let’s consider … “, потому что ФИПИ относит их к разговорному стилю.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если:

  • проект правильно разделен на абзацы
  • написано логично и присутствуют средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять!) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие клише там использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект, или заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Вот, какое вступление получилось у меня:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls which you can find in the table

Жирным выделены фразы, которые можно таскать из сочинения в сочинение.

Еще клише для этого абзаца:

  • It is well known that (topic)
  • Nowadays more and more people (action connected with the topic)
  • Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
  • (Topic) plays an important role in our life
  • Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
  • Nowadays it is impossible to imagine … without …

Основные фичи графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Я бы остановилась на двух фактах, потому что когда пробовала написать это письменное задание, у меня с двумя фактами вышло 260 слов. Третий бы мог меня вывезти за лимит возможных слов. Но вы можете упомянуть и 3 главных факта, главное – уложиться в необходимое количество слов.

На самом деле, этот абзац написать совсем не сложно – выбираете что угодно, что вам нравится в таблице и записываете английскими словами. Ничего сравнивать здесь не надо.

Вот то, что у меня получилось:

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of spending teenagers’ free time with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents can spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Клише:

  • the main features of this table/graph/pie chart …
  • one can see from the poll that …
  • the most popular … the least popular …
  • if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
  • looking at the main features …
  • what stands out from the table/graph/ pie chart …
  • another striking feature is …

Сравнения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов.

НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.

Сравниваем ЛЮБЫЕ черты, которые вам понравились в графике. Вот что получилось у меня:

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%, and almost three times more popular than walking in the open air (noted by 10 % of respondents). It is not surprising as teenagers need communication to develop their personality.

Тут, как и во втором параграфе, нет единственно правильного ответа. Пишите про то, что вам кажется логичным.

Сюда отлично впишутся разные сравнительные структуры: 

  • in comparison/ in contrast, …
  • on the other hand …/ However, … / Likewise, …
  • not as … as
  • more popular … than
  • while/ whereas / although / but

И фразы для комментариев:

  • , which is not surprising as …
  • This can be explained by the fact that …
  • The main reason for that might be the fact that …

Проблема + решение (параграф №4)

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания. В нашем примере она не обязательна связана именно с подростками, главное – она должна быть про чтение.

Кстати, об этом говорит сама Вербицкая вот здесь (около 26 минуты в видео).

Еще раз подчеркну, что нужно указать и ПРОБЛЕМУ, И РЕШЕНИЕ. На всякий случай.

Мой вариант:

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

Клише для абзаца:

  • the main problem with … is …
  • the main problem faced by … is …
  • the foremost problem here is …
  • general solutions centre around …
  • one effective solution to deal with … is …
  • a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф №5)

В конце выстраданного письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

Выражения для подведения итогов:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • Overall …
  • In conclusion …

Клише для выражения своего мнения:

  • I believe that … because …
  • I am convinced that … as …
  • I strongly believe that …
  • Personally, I think that …
  • In my opnion, …
  • In my view, …

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если проект про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”.

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 38 присваивает вашей ошибке статус “грамматической”, если она:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию. Забудьте про сокращения  (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в электронном письме другу (задание 39), но не в сочинении.

Если ученик напишет какие-то слова в работе неразборчиво, и эксперт не сможет понять, что же там написано –  поставят ошибку в написании слова.

Образец

План написания проекта представлен в самом задании:

– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2-3 main features;
– make 1-2 comparisons where relevant and give comments;
– outline a problem that can arise with having a rest and suggest the way of solving it;
– draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of relaxing well in our lives.

Приведу пример ответа на задание 38.1 из демоверсии:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls which you can find in the table

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of relaxing with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%, and almost three times more popular than walking in the open air (noted by 10 % of respondents). It is not surprising as teenagers need communication to develop their personality.

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from studies and work and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

(275 слов)

Жирным в тексте выделены фразы, которые можно запомнить и таскать из проекта в проект.

Алгоритм написания

  1. Отводите 60 минут на это задание.
  2. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
  3. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
  4. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.

P.S. – Если вы читаете задание на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Готовиться к заданию 38 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

И ещё

Оставлю здесь схему оценивания проекта, которой пользуется эксперт при проверке.

Её полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала написанные вами (или другими учениками) проекты, а потом проект самого учащегося.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны!

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:

Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4

ELTgram от Ирины Кузнецовой

На чтение 14 мин Просмотров 8.2к. Опубликовано 29.11.2022
Обновлено 29.11.2022

Все чаще выпускники 11 классов для сдачи ЕГЭ выбирают английский язык и при этом показывают достойные результаты. В 2022 году более 87 тысяч ребят сдавали английский, и средний тестовый балл на ЕГЭ по английскому языку составил 73,27 — это самый лучший показатель среди всех экзаменов по выбору. Однако не стоит думать, что все дело в легких экзаменационных заданиях. Это далеко не так. Ребята выбирают английский осознанно и очень серьезно готовятся к экзамену.

Если кто-то думает, что сдать ЕГЭ по английскому можно, полагаясь на русский «авось», то он очень глубоко заблуждается. Просто так справиться со всеми заданиями единого госэкзамена по английскому без хорошей подготовки невозможно в принципе. Особенно это касается вопросов, требующих развернутого письменного ответа. В частности, много вопросов у ребят вызывает задание №38 — развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения. О порядке выполнения этого задания мы подробно расскажем в этой статье, а также дадим несколько советов по подготовке.

Содержание

  1. Что представляет собой эссе на ЕГЭ по английскому языку
  2. Что нужно уметь для успешного выполнения задания
  3. Пример задания №38 из демоверсии ЕГЭ 2023 года
  4. Как писать эссе — общие рекомендации
  5. Структура эссе в соответствии с требованиями ФИПИ
  6. Шаблоны, клише, полезные фразы для эссе
  7. Пример ответа на задание 38.1 из демоверсии ФИПИ

Что представляет собой эссе на ЕГЭ по английскому языку

По принципу построения ЕГЭ по английскому языку очень сильно напоминает международные экзамены (TOEFL, IELTS, Кембриджские экзамены). По уровню сложности единый госэкзамен по английскому соответствует уровню B1 (Intermediate — средний) общеевропейской шкалы языковой компетенции CEFR. Чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, выпускник должен владеть английским языком на уровне Intermediate (Средний) или Upper-Intermediate (выше среднего).

Задание №38 (38.1 или 38.2) предполагает создание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения на основе предложенной таблицы или диаграммы. Задача экзаменуемого — описать события (факты или явления) и выразить собственное мнение на этот счет.

Задание 38 из ЕГЭ по английскому языку многие сравнивают с task 1 из academic IELTS, но такое сравнение не совсем корректно. Если в IELTS эссе должно быть построено только на основе имеющихся данных, то в ЕГЭ экзаменуемые могут также использовать собственные знания, приводить аргументы и выражать свое мнение.

Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения относится к заданиям высокого уровня сложности. Это испытание предназначено для выпускников средней школы, прошедших обучение по программе углубленного уровня. В отличие от старшеклассников, которые обучались по базовой программе, они владеют начальными навыками делового общения на английском языке, что невозможно без умения понимать таблицы, графики и диаграммы. Это не просто описание картинки на английском языке, поэтому требуется дополнительная подготовка.

Работа оценивается по 5 критериям: решение коммуникативной задачи (содержание), организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. 

Что нужно уметь для успешного выполнения задания

Для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку нужно иметь прочные умения в разных видах речевой деятельности. При этом важно иметь полное и точное представление о формате экзамена, типах заданий и времени на их выполнение.

Согласно «Навигатору самостоятельной подготовки к ЕГЭ» от ФИПИ, чтобы справиться с заданием №38 письменной части, выпускник должен уметь:

  • создавать письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы в предложенной ситуации работы над проектом;
  • понимать представленную в виде таблицы или диаграммы информацию и уметь описывать ее;
  • сравнивать представленные факты;
  • выделять проблемы и предлагать пути их решения;
  • в письменной форме выражать свое мнение/суждение по предложенному аспекту темы проектной работы;
  • использовать нейтральный стиль для письменного развернутого высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы;
  • применять в тексте средства логической связи;
  • логично разбивать текст на смысловые блоки — абзацы;
  • активно использовать имеющийся словарный запас и знакомые грамматические конструкции при создании письменных текстов;
  • уметь перефразировать тему и показать ее дискуссионный характер;
  • соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Обратите внимание, что при оценивании письменной работы задания 38 особое внимание уделяется способности экзаменуемого высказывать свое мнение в письменной форме. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер, то вся работа оценивается в 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи».

Пример задания №38 из демоверсии ЕГЭ 2023 года

В письменном задании с развернутым высказыванием и элементами рассуждения экзаменуемому предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов — 38.1 или 38.2.

Пример задания 38.1 (Пример ответа приведен в конце статьи):

Imagine that you are doing a project on how teenagers relax after a busy day in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.

Представьте, что вы делаете проект о том, как подростки расслабляются после напряженного дня в Зетланде. Вы нашли некоторые данные по этому вопросу – результаты опросов общественного мнения. Прокомментируйте данные в таблице и выскажите свое мнение по теме проекта.

Having a hobby (посвящают время хобби) — 38%

Spending time with friends (проводят время с друзьями) — 31%

Sleeping (спят) — 15%

Walking in the open air (гуляют на свежем воздухе) — 10%

Eating tasty food (кушают вкусняшки) — 6%

Задача — написать развернутый текст объемом 200-250 слов, придерживаясь предложенного плана:

– make an opening statement on the subject of the project (сделайте вступительное заявление по теме проект);

– select and report 2-3 facts (выберите и сообщите 2-3 факта);

– make 1-2 comparisons where relevant and give your comments (сделайте 1-2 сравнения, где это уместно, и дайте свои комментарии);

– outline a problem that can arise with having a rest and suggest a way of solving it (обрисуйте проблему, которая может возникнуть при отдыхе, и предложите способ ее решения);

– conclude by giving and explaining your opinion on the importance of relaxing well in our lives (в заключение изложите и объясните свое мнение о важности хорошего отдыха в нашей жизни).

Пример задания 38.2:

Imagine that you are doing a project on why people in Zetland should study literature. You have found some data on the subject – the results оf the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the pie chart and give your opinion on the subject of the project.

Представьте, что вы делаете проект о том, почему люди в Зетланде должны изучать литературу. Вы нашли некоторые данные по этому вопросу – результаты опросов общественного мнения. Прокомментируйте данные на круговой диаграмме и выскажите свое мнение по теме проекта.

to widen horizons (расширить кругозор) — 38%

to escape from daily routine (отвлечься от скучной рутины) — 22%

to discuss books with friends (обсудить книги с друзьями) — 10%

to learn about the past (узнать о прошлом) — 18%

to understand human nature (понять человеческую природу) — 12%

Задача — написать развернутый текст объемом 200-250 слов, придерживаясь предложенного плана:

– make an opening statement on the subject of the project (сделайте вступительное заявление по теме проекта);

– select and report 2–3 facts (выберите и сообщите 2-3 факта);

– make 1-2 comparisons where relevant and give your comments (сделайте 1-2 сравнения, где это уместно, и дайте свои комментарии);

– outline a problem that one can face studying literature and suggest a way of solving it (обрисуйте проблему, с которой можно столкнуться при изучении литературы, и предложите способ ее решения); 

– conclude by giving and explaining your opinion on the importance of studying literature (в заключение изложите и объясните свое мнение о важности изучения литературы).

Экзаменуемый может выбрать любую из двух предложенных тем. Одна из них строится на таблице, другая — на круговой диаграмме. Предложенные в заданиях планы ответов имеют общую структуру и различаются только в 4 и 5 пунктах.

Как писать эссе — общие рекомендации

Ознакомьтесь с заданием, обратите внимание на временные рамки. Постарайтесь максимально рационально распределить отведенные на задание 60 минут.

Изучая предложенные темы, постарайтесь мысленно подобрать возможное содержание. Важно остановиться на той теме, которая будет наиболее выигрышной с точки зрения аргументации. Если вы напишете хороший текст без ошибок, но по содержанию он не будет соответствовать поставленной

коммуникативной задаче, работа автоматически оценивается в ноль баллов.

Обратите внимание на ограничения по объему текста. Задача — написать текст из 200-250 слов, и это не формальность. Допустимое отклонение — плюс-минус 10%. Если объем текста будет менее 180 слов, то работа автоматически оценивается в ноль баллов без проверки. Если в задании более 275 слов, оценивать будут только первые 250. За отдельное слово засчитывается любая часть речи, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы.

Соблюдайте нейтральный стиль. Избегайте риторических вопросов, разговорных выражений и кратких формы (I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t и т.п.).

Важно писать аккуратно и разборчиво. Если вы заметили в работе ошибку, нужно аккуратно зачеркнуть неправильное и сверху написать правильный вариант.

Важно грамотно распорядиться отведенным временем и успеть перенести текст эссе с черновика в бланк ответов. Черновые пометки (черновик) не проверяются

и не оцениваются.

Структура эссе в соответствии с требованиями ФИПИ

Чтобы избежать ошибок по такому аспекту, как организация текста, следует каждый пункт плана раскрывать в отдельном абзаце. Текст должен быть разбит на 5 абзацев:

1. Вступление. В первой части нужно перефразировать тему и показать ее дискуссионный характер; написать, что вы выполняете проектную работу, что нашли статистические данные по данной теме и собираетесь их представить. Не нужно писать, что вы самостоятельно собрали сведения/провели исследование и т.п. По условиям задания данные предоставляются в готовом виде;

2. Выбор и описание 2-3 фактов. Во втором абзаце нужно описать 2-3 показателя из приведенных в задании данных (обязательно с указанием цифр). При этом важно ссылаться на источник (таблицу/диаграмму). Числительные нужно писать цифрами. Будет вполне логично начать абзац с конструкции типа:

«According to the table/diagram/results of the opinion poll» — «Согласно таблице/диаграмме/результатам опроса общественного мнения»

или «To begin with, I would like to say/mention that…» — «Для начала я хотел бы сказать/упомянуть, что…»

3. Сделайте 1-2 сравнения, где это уместно. В третьем абзаце проведите сравнение данных из таблицы/диаграммы и дайте небольшой комментарий к проводимому сравнению. Абзац можно начать с фраз:

Clearly… — Понятно…

The data analysis reveals the fact that… — Анализ данных показывает тот факт, что…

The results of the opinion poll invite comparison / allow me to make some comparisons. — Результаты опроса общественного мнения приглашают к сравнению / позволяют мне провести некоторые сравнения.

4. Обрисуйте проблему и предложите способ ее решения. В четвертом абзаце нужно обозначить связанную с темой проектной работы проблему и предложить пути ее решения. Начать можно со слов:

Undoubtedly… — Несомненно…

It is important to note that… — Важно отметить, что…

5. В заключение выскажите свое мнение по поводу затронутой темы. Удачным началом пятого абзаца станут фразы типа:

In my opinion / I believe / I think — По моему мнению / я верю / я думаю

In conclusion… — В заключение…

I would like to express my opinion on — Я хотел бы высказать свое мнение по …

Шаблоны, клише, полезные фразы для эссе

Важно иметь в своем арсенале и уметь использовать самые разные типы клише и слов-связок (linking words): дополняющие, перечисляющие, сравнивающие, противопоставляющие и др. Такие конструкции делают текст органичным, создавая логичные переходы от одной мысли к другой. Вот несколько полезных слов-связок, которые пригодятся при выполнении письменного задания с развернутым ответом на ЕГЭ по английскому языку:

  • In my opinion — На мой взгляд;
  • To begin with, I would like to say/mention that… — Для начала я хотел бы сказать/упомянуть, что…;
  • Furthermore — кроме того;
  • Consequently — следовательно;
  • Moreover — более того;
  • It is important to note that… — Важно отметить, что… ;
  • Eventually — в итоге;
  • According to some experts… — По мнению ряда экспертов…;
  • The data analysis reveals the fact that… — Анализ данных показывает тот факт, что… ;
  • Strangely enough — как ни странно;
  • Although — хотя;
  • In addition to this — в дополнение к этому;
  • Nonetheless — тем не менее;
  • For the most part — по большей части;
  • To sum everything up I came to conclusion that… — Подводя итог всему, я пришел к выводу, что…;
  • In conclusion, I would like to express my opinion on… — В заключение я хотел бы высказать свое мнение по поводу…

Работая над заданием №38 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения), следует помнить, что вы имеете дело с заданием высокого уровня сложности, поэтому следует использовать лексику, по уровню соответствующую уровню Intermediate и выше. Обратите внимание, что требования к ответу на задание 38 значительно выше, чем требования к ответу на задание 37 (электронное личное письмо) в плане языкового оформления текста.

Пример ответа на задание 38.1 из демоверсии ФИПИ

Вступление:

Spending free time has always been fun for teenagers. While doing a project on how teenagers relax after a busy day in Zetland, I have found a table containing some relevant data that I am going to comment on.

Проводить свободное время подросткам всегда было весело. Выполняя проект о том, как подростки расслабляются после напряженного дня в Зетланде, я нашел таблицу, содержащую некоторые соответствующие данные, которые я собираюсь прокомментировать.

Абзац 2:

According to the table, approximately third of all the teenagers in Zetland choose having a hobby or spending time with friends as their favorite pastime (38% and 31% respectively). Sleeping comes third in popularity with 15% of the surveyed. Surprisingly, only 6% of the respondents like eating tasty food in order to relax after a busy day, and it is the least preferred free time activity.

Согласно таблице, примерно треть всех подростков в Зетланде выбирают хобби или времяпрепровождение с друзьями в качестве своего любимого занятия (38% и 31% соответственно). Сон занимает третье место по популярности у 15% опрошенных. Удивительно, но только 6% респондентов любят вкусно поесть, чтобы расслабиться после напряженного дня, и это наименее предпочтительное занятие в свободное время.

Абзац 3:

The data analysis reveals that walking in the open air, chosen by 10% of the adolescents, is almost three times less popular than hanging out with friends. It is quite understandable why walking in parks and gardens is less preferable: modern teenagers like meeting in the shopping centers, cafes and cinemas.

Анализ данных показывает, что прогулки на свежем воздухе, которые выбирают 10% подростков, почти в три раза менее популярны, чем общение с друзьями. Вполне понятно, почему прогулки по паркам и скверам менее предпочтительны: современные подростки любят встречаться в торговых центрах, кафе и кинотеатрах.

Абзац 4:

Although modern teenagers are quite active in spending their free time, they seem to neglect reading and other ways of broadening their horizons, so it seems to be a problem. To solve this problem local authorities could promote reading in public places like parks or youth centers by involving celebrities into this activity. Thus, reading and discussing could regain their popularity as a way of relaxing after a busy day.

Хотя современные подростки довольно активно проводят свое свободное время, они, похоже, пренебрегают чтением и другими способами расширения своего кругозора, так что, похоже, это проблема. Чтобы решить эту проблему, местные власти могли бы поощрять чтение в общественных местах, таких как парки или молодежные центры, привлекая к этому занятию знаменитостей. Таким образом, чтение и обсуждение могли бы вновь обрести свою популярность как способ расслабиться после напряженного дня.

Заключение:

In conclusion, I believe relaxing well is very important in our lives. Working hard is good but having a rest is essential. 

В заключение, я считаю, что хороший отдых очень важен в нашей жизни. Усердно работать — это хорошо, но отдыхать очень важно.

It is vital that teenagers find effective ways to relax, given the numerous challenges they face in their daily lives. As part of my project on how teenagers in Zetland relax after a busy day, I have found a table with the results of some opinion polls. In this essay, I will analyse the data and give my opinion on the subject of the project.

The table clearly shows diverse preferences when it comes to choosing activities for relaxation after a hectic day. Having a hobby tops the table, with 38% of the respondents indicating that this is their preferred way to unwind. Spending time with friends is a close second (31%). Eating tasty food, by contrast, attracts only 6% of those surveyed.

Interestingly, for the polled teenagers, sleeping (15%) and taking outdoor walks (10%) do not provide as much relaxation as hobbies or socialising with friends. This suggests that social interaction and active engagement are more important components of relaxation for the respondents than solitary and passive activities.

It is worth noting that cost can be a barrier to accessing certain forms of relaxation, limiting options for those on a tight budget. This is a common problem that can arise with having a rest. One possible solution to this problem is to opt for low-cost or free alternatives that offer a similar way of relaxation.

In conclusion, I firmly believe that relaxing well is an important aspect of our lives, as it helps to alleviate stress and prevent burnout. Taking time to relax can help to increase creativity, boost productivity, and improve overall quality of life.

267 words

На чтение 5 мин Просмотров 6.6к. Обновлено 21.07.2022

Imagine that you are doing a project on how people in Zetland stay healthy. You have found some data on the subject-the results of the opinion polls (see the table below)

Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.

Approaches Number of people (%)
Not eating junk food 42
Having a balanced diet 24
Doing sports 22
Getting to bed early 10
Doing morning exercises  2

Write 200-250 words

Use the following plan:

  • make an opening statement on the subject of the project
  • select and report 2-3 facts
  • make 1-2 comparisons where relevant
  • outline a problem that can arise some approaches to staying  healthy and suggest a way of solving it
  • conclude by giving your opinion on the importance of staying healthy

Это эссе получило 13 баллов на реальном экзамене в 2022 году (все ошибки сохранены)

Recent studies show that nowadays a lot of people want to stay healthy. For my project I have found some information in the table about humans in Zetland. The data includes the results of the opinion polls illustrating how people stay healthy. In this essay I am going to analyze this information and express my own opinion on the importance of staying healthy.

As can be seen from the table, the way like not eating junk food tops the list, standing at 42%, whereas doing morning exercises ranks last in the table with only 2%. Some Zetlanders  also prefer having a balanced diet (24%). The other two approaches include doing sport (22%) and getting to bed early (10%).

There is a substantial difference between the most and the least popular way of stay healthy.  The number of humans who prefer not to eat junk food is at 40% more than ones who enjoy doing morning exercises. This can be explained by the fact that humans are too lazy to get up early in the morning and doing different exercises.

The problem that can arise with some approaches to staying healthy is the lack of money  on healthy food and fresh fruit and vegetables. The best solution is to find vitamins in our helpful products or to grow something by yourself. 

In conclusion, I firmly believe that staying healthy is essential in people’s lives because it is really useful for bones, heart, brain and the body at all.

Это эссе получило 14 баллов на реальном экзамене в 2022 году (все ошибки сохранены)

Recent studies show that nowadays more and more people are trying to stay healthy. For my project, I have found some data in the table about inhabitants of Zetland. This data includes the results of the opinion polls illustrating how people stay healthy. In my essay I am going to analyze information and express my opinion on the importance of staying healthy. 

Overall, as can be seen from the table, the vast majority of people prefer not eating fast food (42%). The percentage of the respondents who have a balanced diet and do sports is 24% and 22%, respectively. some surveyed try getting to bed early (10%). The smallest proportion of people who do morning exercises accounts for 2%.

It is noticeable there is a considerable difference between the respondents who prefer not eating fast food and doing morning exercises not eating fast food is less than 21 times as popular as doing morning exercises. I think it’s going to be explained by the fact that it is more difficult to wake up early and do exercises than not to eat fast food.

Analyzing the data, the problems that can arise with some protists to staying healthy is laziness of people who try keeping fit. can lead to healthy issues among humans. the best solution is to try doing exercises with friends.

In conclusion, I think staying healthy is extremely important because it gives us energy to live without limits.

Это эссе получило 14 баллов на реальном экзамене в 2022 году (все ошибки сохранены)

Recent studies show that methods of staying healthy in Zetland have changed. For my project, I have found some information in the table about citizens of Zetland. This information includes results of the opinion polls illustrating how people stay healthy in Zetland. in this essay I am going to comment on this data and express my opinion on the importance of staying healthy.

Overall, as can be seen from the table, the majority of respondents for sure not eating fast food to stay healthy (42%). Having a balanced diet and doing sports it’s pretty common too (24% and 22% respectively). The small minority of people enjoy doing morning exercises to stay healthy (2%).

It is noticeable that there is a considerable difference between the figure for not eating fast food and the figure for getting to bed early. The method of not eating fast food is more than four times as popular as getting to bed early. I think it can be explained by the fact that people in Zetland have a lot of work so that they can not go to bed early.

Although staying healthy is good for people, it can cause some problems. For instance, people can lose the motivation to lead the healthy lifestyle. I think that the best way to solve this problem it’s to watch different programs about health in the internet.

In conclusion, I think that staying healthy is very important for people because there is a healthy mind the healthy body.

Сообщение от 28 ноября 2022 года

Клише для 1 го абзаца сочинения — описание таблицы, диаграммы. 

 Nowadays more and more
people in the world tend to stay healthy at any age. I am currently working on a project, which is
aimed at
finding out how people stay healthy in Zetland. I have found some data on the subject
the results of an opinion poll. As part of my project, I am going to analyze the statistics and
present my findings. 

Пока что (и в ЕГЭ 2023 г.) экзаменуемые вправе писать
о любой реальной проблеме, логично вписывающейся в указанную сферу. В дальнейшем
мы, видимо, подойдем к тому, чтобы экзаменуемые выявляли проблему, вытекающую
из статистических данных. Хорошо, если они могут делать это уже сейчас, но такого
требования пока нет. 

Сообщение от 22 октября 2022 года:

Тем, кто сдает ЕГЭ, написать письмо и описать данные таблицы по следующим заданиям:

Задание 37.

37       You have received an email message from your English-speaking pen-friend Kevin: 

From: Kevin@mail.uk    _______________________________________________________

To: Russian_friend@ege.ru 

________________________________________________________

Subject: Ways of travelling  

__________________________________________________________________

… Last week we flew to Florida for my aunt’s birthday. It was awful! We were three hours late boarding the plane and then spent another hour waiting for the take-off. If we had gone by car, we would have got there more quickly. Do you prefer to travel by car, train or airplane and why? Do you agree that air travel is not always the quickest? Which is the most dangerous in your opinion?   

   I am planning to take driving lessons soon…

Write an email to Kevin.  

In your message:      

   — answer his questions:      

  — ask 3 questions about his future driving lessons. 

Write 100-140 words. 

Remember the rules of email writing.

________________________________________________________________

Задание 38

38.1          Imagine that you are doing a project on the most popular holiday

 destinations in Russia. You have found some data on the subject — the results of 

the opinion polls (see the table below).  

Comment on the data  in the table and give your opinion on the subject of the project.

    Holiday destinations                              Number of travellers (%)                                  

       Sochi                                                                              39

       Crimea                                                                           26

       Kamchatka                                                                    15

       St. Petersburg                                                                11

        Moscow                                                                           9


Write 200-250 words.    

Use the following plan:    

  — make an opening statement on the subject of the project;   

  — select and report 2-3 facts;

  —  make 1-2 comparisons where relevant; 

  — outline a problem that can arise with travelling around Russia and suggest a way of solving it;

  — conclude by giving your opinion on the most popular holiday destination in Russia.

——————————————————————————————-

38. 2     Imagine that you are doing a project on how frequently teenagers in Russia use social media. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the diagram below).   

Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.     

        How frequently teenagers in Russia use social media

More than once a day                                              70% 

Do not use social media                                           19% 

Once a week                                                                5% 

Less than weekly                                                        3% 

Once a day                                                                   3%    

Write 200-250 words.   

Use the following plan:     

   — make an opening statement on the subject of the project;        

   — select and report 2-3 facts;  

  —  make 1-2 comparisons where relevant; 

 —   outline a problem that can arise with using social media in Russia and suggest a way of solving it; 

 — conclude by giving your opinion on the reasons why teens use social media. 

Сообщение от 18 октября 2022 года: 

Алгоритм выполнения задания 38.1 и 38.2

 письменной части ЕГЭ (максимум — 14 баллов) 

Задание из демоверсии ЕГЭ 2023 года: 

Выберите только одно из двух предложенных заданий (38.1 или 38.2), укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 и выполните согласно данному плану. 

В ответе на задание 38 числительные пишите цифрами.

38.1     Imagine that you are doing a project on how teenagers relax after a busy day in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below). 

 Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project. 

                               Ways                        Number of respondents (%) 

                 Having a hobby                                                  38                         

                 Spending time with friends                               31      

                 Sleeping                                                              15       

                 Walking in the open air                                     10          

                  Eating tasty food                                                6 

Write 200-250 words.        

 Use the following plan:   

 — make an opening statement on the subject of the project;    

 — select and report 2-3 facts;    

  — make 1-2 comparisons where relevant and give your comments;   

  — outline a problem  that can arise with having a rest and suggest a way of solving it;        

  — conclude by giving and explaining your opinion on the importance of relaxing well in our lives.    

Примерный образец выполнения данного задания. 

Клише для каждого из пяти абзацев (параграфов): 

ВСТУПЛЕНИЕ (параграф № 1)  

 «Правильное» вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании.  

Например, в задании написано: «how teenagers relax after a busy day in Zetland». 

Нам нужно вставить эту фразу в наш проект, или заменить в ней что-то на синонимы. Нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас будете об этом рассказывать.     

ВСТУПЛЕНИЕ:

🏃      It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of the opinion polls to illustrate some of my ideas. 

Ещё:       It’s  well known that (topic) …       

                Nowadays more and more people (action connected  with the topic) 

               Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do sth connected with the topic)  

              (Topic) plays an important role in our life                

              Undoubtedly, all people (action connected with the topic)   

              Nowadays it is impossible to imagine … without  … 

Основные фичи графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается указать 2-3 главных факта из таблицы/ графика/диаграммы. Лучше выбрать 2 факта. Здесь ничего сравнивать не надо.     

 As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of spending teenagers’ free time with only 6% of teenagers doing it. Also, adolescents can spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.  

 Клише:     — the main features of this table/graph/pie chart ….

                     — one can see from the poll that…   

                     — the most popular …. the least popular …       

                     — if we look at the graph/table/pie chart, we can see …  

                     — looking at the main features …       

                      — what stands out from the table/ graph/ pie chart …  

                      — another  striking feature is … 

Сравнения (параграф № 3)    

 В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним.  Нет связи между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Сравниваем любые черты, которые вам понравились в графике.

Например

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with their friends (noted by 31% of the respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%. Another interesting feature of the poll is is that walking in the open air (noted by 10% of the respondents) is only 4% higher than eating tasty food, which is  the least favoured by teenagers in Zetland.    

                 Сравнительные структуры: 

 — in comparison / in contrast, …         

  — on the other hand, …       

   — However, …/ Likewise, …       

    — not as … as      

    — more popular … than            

    — while / whereas/ although/but 

Проблема + решение (параграф №4): 

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания.    

Although we see that there are several ways to relax for teenagers in Zetland, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home. 

Клише:

 — the main problem with … is …        

  — the main problem faced by…is …                    

  — general solutions centre around           

 — one effective solution to deal with … is …       

 — a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф/абзац  № 5): 

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration. 

Выражения для подведения итогов:  

To conclude, …/ To sum up, / Summarising , …       

 Overall, …   

 In conclusion, …    

Клише для выражения своего мнения:    

     I believe that ….       because …       

     I am convinced that … 

     I strongly believe that … 

     Personally, I think that …

     In my opinion, …  In my view, …

Сообщение от 22 февраля 2022 года: 

Критерии оценивания задания 40 письменной части ЕГЭ: 

Сообщение от 14 февраля 2022 года: 

Пунктуация: где ставить запятые? 

Остановимся только на употреблении запятой, потому что  различие между русским и английском языком в отношении знаков препинания проявляется главным образом в этом. Правил довольно много, вот лишь некоторые из них.

Запятой отделяются:
1) однородные члены предложения, при этом в отличие от русского языка, запятая ставится часто и перед последним членом перечисления, введенным союзом and или orI have a living-room, a bedroom, a kitchen, and a bathroom.

2)  обстоятельственные придаточные предложения, если они стоят в начале предложения перед главным.

 Если придаточное следует за главнымто оно запятой не отделяется

When I finish my work, we’ll go for a walk. 
но: 
We’ll go for a walk when I I finish my work.
3)  причастные и абсолютные обороты, стоящие в начале предложения:
The rain having stopped, we went for a walk. 

4) 

 вводные слова или выражения для отделения их от остальной части предложения:
Well, I like this. 
By the way, I also need money. 
However, nobody drank much. 

5)  

части сложносочиненных предложенийсоединенных одним из сочинительных союзов and, but, for, or, nor, while (в значении but): 
I dictated the letter, but she didn’t put it down correctly. 
6)  для отделения вопросительной части в разделительных вопросах:
You saw this film, didn’t you? 
They haven’t come today, have they? 

7)  пояснительные слова от прямой речи, если нет других знаков препинания:
He asked, «How long will it take you?»

 Сообщение от 13 февраля 2022 года

Алгоритм работы по успешному выполнению задания 40— развернутое письменное высказывание — описание диаграмм/таблиц: 

 

С 2022 года в письменной части ЕГЭ по английскому введено задание на анализ диаграммы. Здесь представляем образец выполнения задания с рядом тренировочных упражнений.

ЗАДАНИЕ
Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for. You have collected some data on the subject (see the diagram below). Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on the subject of the project.

егэ английский, задание на работу с таблицей/диаграммой

Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2–3 main features;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with using smartphones and suggest the way of solving it;
– draw a conclusion giving your personal opinion on the role of smartphones in our life.

ОТВЕТ
Smartphones have become an integral part of the modern life. People use them for different purposes: sending and receiving email, making phone calls, surfing the Internet, etc. I have done a project on the use of smartphones and now I am going to comment on the data and give my personal opinion on the subject.

According to the research, sending and receiving electronic letters has a strong lead in using smartphones. Seventy-nine per cent of people consider these devices the best means to be in correspondence with their friends and family. At the same time, making phone calls is ranked number two in the purposes smartphones are used for. Specifically, people speak on the phone in seventy-eight per cent of the cases.

The next top positions are held by surfing the Internet and playing games while differing from each other by ten per cent sharp. In fifty-eight cases people connect to the World Wide Web with their smartphones, and in forty-eight cases they take their above-mentioned devices to start a game.
Considering the frequency of using smartphones, sense of sight may take a turn for the worse. To reduce the damage it is highly recommended to buy models with high resolution screen and to make special exercises for the eyes.
In conclusion, I would like to stress the fact that a smartphone is indispensable for everyone because of its functional variety.

Обратите внимание на последние требования к написанию электронного письма на ЕГЭ по английскому языку! 

Изучите критерии оценивания! 

Новое в ЕГЭ 2022. Задание 39 в ЕГЭ по английскому языку

Написание электронного письма личного характера

(базовый уровень сложности)

В 2021 году в ЕГЭ по английскому языку были внесены изменения в оба задания раздела «Письменная речь».

В задании 39 ученику предлагают написать электронное письмо в ответ на письмо-стимул его зарубежного друга, с которым они переписываются. То есть по факту это написание несложного связанного текста в рамках определенной тематики.

Новое, что необходимо помнить при написании письма:

1. В бланке ответов № 2 мы не переписываем рамку (from … to…). Даже если учащийся перепишет ее из КИМа, баллы за это не снижаются, но при подсчёте общего количества слов эта часть учитываться не будет.

2. Не записываем дату и адрес как раньше (иначе это будет засчитано как нарушение по критерию «организация текста», так как формат другой и в электронном письме дата и адрес никогда не указываются).

3. Ссылка на предыдущие контакты теперь не нужна.

4. С 2022 года больше не считается за ошибку использование разговорных неформальных сокращений таких, как wanna, gonna, gotta…  Помимо этого, допустимы общепринятые сокращения, принятые в интернет-чатах и форумах, например, ASAP, BTW, 4ever, и некоторые другие.

Максимальное количество баллов за задание 39 составляет 6 баллов.

Критерии оценивания. Знать критерии оценивания на самом деле важно, так как получение максимального балла за это задание возможно лишь при четком понимании того, за что конкретно ставятся баллы.

Критерий первый — решение коммуникативной задачи (2 балла)

Нужно укладываться в заданные рамки 90-154 слова. Первым делом эксперты всегда подсчитывают количество слов в письме. Минимальный объем, подлежащий проверке, 90 слов. Если даже в письме 89 слов, ученик получает за первый критерий 0 баллов и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов. Максимальный объём, который будет проверяться экспертом, 154 слова. Если у ученика больше 154 слов, то эксперт отсчитает первые 140, а все остальное проверке не подлежит (в итоге ученик получает меньше баллов из-за того, что не войдут в подсчет надежда на будущие контакты, заключительная фраза, подпись и пр.).

Ученик должен полно и точно ответить на три заданных вопроса полностью, а если есть вопрос «почему?», то необходимо ответить и на него. Ответ из разряда «I don’t know which sports are popular among Russian teenagers» не будет зачтён.

Помимо этого, ученик задаёт три вопроса другу на конкретную тему, указанную в письме-стимуле.

В данном критерии также учитывается наличие норм вежливости, надежда на будущие контакты и стилевое оформление письма. В последнее входит употребление формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Учащиеся должны знать, что неофициальный стиль включает краткие формы глаголов (doesn’t, aren’t, won’t, can’t) и разговорную лексику.

Критерий второй — организация текста (2 балла)

Здесь оценивается логичность, деление на абзацы, использование средств логической связи и структура письма.

Для ввода основной части письма, где ученик отвечает на заданные ему другом вопросы, уместно использовать такие фразы, как «In your message you asked me about…», «Well, as for my …», или «I’d like to say that…».

Что касается логики изложения, довольно часто в письме встречаются ошибки в согласовании местоимений с предшествующим предложением.

Например: I am studying to get ready for final tests. I’m taking it in June.

Возможны три варианта деления текста на абзацы: 1) с помощью красной строки, 2) пропуская строку между абзацами, 3) используя первый и второй вариант вместе, т.е. можно и красную строку оставлять, и промежуток между абзацами. В принципе, допускается деление абзаца, где содержатся ответы на вопросы, на два или три абзаца. Однако в данном случае абзац не должен состоять из одного простого короткого предложения.

Языковое оформление текста (2 балла)

Важно понимать, что здесь оценивается не только наличие лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок, но и соответствие лексических и грамматических структур уровню сложности задания.

У учащихся возникает вопрос, допустимо ли использовать американский вариант написания слова. Допустимо, но, если выбран американский вариант, он не должен меняться в письме. Если где-то далее будет использован британский вариант написания того же слова, это будет засчитано за ошибку.

Важно помнить про отсутствие восклицательного знака в обращении, наличие запятой после завершающей фразы, отсутствие точки после подписи.

Предлагаю рассмотреть образец-шаблон написания данного задания. В демонстрационном варианте ФИПИ на 2022 год предлагается такое письмо-стимул:

Ответ на данное письмо, за который на экзамене можно получить 6 баллов, может выглядеть так:

  Dear Ronny,

     Thank you for your email. I was glad to get it. I hope you’re doing well.

     In your message, you asked me some questions and I’m going to answer them right away! Well, in summer the weather here can be warm or hot. Actually, it’s almost always sunny and dry. My favourite season is summer because I have very long holidays and I can do what I want. It’s so much fun! As for my plans for the summer, I’m going to make a film about my family. You know, recording family history seems a great idea.

     By the way, I’d like to ask you some questions about your uncle. How old is he? Where does he live? How long is he going to stay at your place?

     Take care and keep in touch!

     All the best,

     Olga

В данном письме 140 слов, в необходимый объем мы уложились.

Для осуществления логической связи необходимо использовать в тексте письма вводные слова и специальные слова-связки.

В данном примере были использованы:

You know, – знаешь ли

Actually, – на самом деле, вообще-то

By the way, – кстати, между прочим

Достаточно 3-4 таких выражений, не стоит перегружать ими ваше письмо.

Ниже приведу дополнительную схему оценивания задания 39, которая может использоваться как учителем для оценивания работ учащихся, так и самими учениками в качестве инструмента для самооценки и для тренировки выполнения и самопроверки данного задания. 

Дополнительная схема оценивания задания 39

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА»

                                                                              НОМЕР БЛАНКА

Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90–154 слова

1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)

Аспект 1. Ответ на вопрос о погоде летом в России дан

Аспект 2. Ответ на вопрос о любимом времени года автора и о причине этого дан

Аспект 3. Ответ на вопрос о планах автора письма на лето дан

Аспект 4. Три вопроса о дяде друга по переписке заданы

Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное письмо; надежда на последующие контакты

Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завер­шающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

2. Организация текста

Логичность

Деление на абзацы

Средства логической связи

Обращение на отдельной строке

Завершающая фраза на отдельной строке

Подпись на отдельной строке

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

3. Языковое оформление текста. ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

1.

14 шагов
к эссе на 14 баллов

2.

Шаг 1: Выбираем задание
• Внимательно читаем оба задания и выбираем одно для написания эссе. Для
того, чтобы выбрать, обращаем внимание на: 1) тему проекта,
2) формулировку проблемы и 3) заключения:
Imagine that you are doing a project on … … … … … … . Use the following plan:
Use the following plan:

make an opening statement on the subject of the project;

select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;

outline a problem that can arise with … … … …. …. and suggest a way of solving it;

conclude by giving and explaining your opinion on … . … … … … … .
• Выбираем то задание, в котором тема проекта, проблема и заключение
кажутся понятными и простыми для написания.

3.

38.1 Imagine that you are doing a project on how people in Zetland stay healthy. You have found some data on the subject –
the results of the opinion polls (see the pie chart below). Write 200–250 words.
Use the following plan:

make an opening statement on the
subject of the project;

select and report 2–3 facts;

make 1–2 comparisons where relevant
and give your comments;

outline a problem that can arise with
some approaches to staying healthy and
suggest a way of solving it;

conclude by giving and explaining your
opinion on the importance of staying healthy.

4.

Шаг 2: Выделяем главное в задании

5.

Шаг 3: Анализируем статистику
Отмечаем самый высокий и самый низкий процент, одинаковые/
близкие проценты.

6.

Шаг 4: Продумываем содержание эссе: пишем краткий план
1 абзац, вступление: There are different approaches to staying healthy.
………
2 абзац: 1 факт – 42%; 2 факт – 24% + 22%; 3 факт – 10% + 2%
3 абзац: сравнение = 22% vs 2%
4 абзац: проблема = doing sports causes injuries, solution = train with a
coach
5 абзац, заключение: very important -> the key to a happy and
productive life

7.

Подробнее о плане: 1 абзац, вступление
Самый простой способ начать эссе – написать вступительное
предложение общего характера из серии «Существует много
способов, причин, видов …». Затем перейти к теме своего проекта
«Мой же проект нацелен на … в Зетландии».
! Важно: Вступительное предложение писать НЕ обязательно. За его
отсутствие баллы не снижаются.
!! Перефразировать тему проекта во вступлении не обязательно.

8.

Подробнее о плане: 2 абзац (факты)
• Самый простой способ описать факты = взять самый большой
процент + то, что в середине + два последних, самых низких,
процента.
Факты: 2 абзац
1 факт: самый высокий процент (42%)
2 факт: середина (24% и 22%)
3 факт: самые низкие проценты (10% и 2%)

9.

Подробнее о плане: 3 абзац (сравнение + комментарий к сравнению)
• Самый простой способ сделать сравнение: сравнить самый низкий
процент с каким-то из других процентов.
• В этом задании обращает на себя внимание разница между doing
morning exercises — 2% и doing sports — 22%, потому что явления
похожие (и одно, и другое – физическая активность), а проценты
разные. Очень логично сравнить эти два показателя. И легко
объяснить разницу.
Сравнение
Комментарий
Сравниваем doing morning exercises Причина: потому что утром некогда
— 2% (самый низкий процент) c заниматься физ. активностью.
doing sports — 22%.

10.

Подробнее о плане: 4 абзац (проблема + решение)
• Проблема не должна быть про опрошенных и статистику, но она
должна быть связана с общей темой из задания. Кроме того,
информацию из графиков можно использовать как источник идей
для формулировки проблемы.
• Здесь общая тема – approaches to staying healthy, и мы можем из
графика взять один из способов – doing sports – и вывести из него
проблему: занятия спортом сопряжены с травмами, решение –
заниматься с тренером.

11.

Подробнее о плане: 5 абзац, заключение
• Если в заключении идет речь о важности чего-либо, проще всего
написать, что это важно.
• Самое простое объяснение: это важно, потому что является
ключевым,
неотъемлемым
компонентом
счастливой/
продуктивной жизни, успешной карьеры / поездки и т.п.

12.

Шаг 5: Пишем вступление
• There are different approaches to staying healthy. The aim of my
project is to examine how people living in Zetland maintain their
health. As part of my project, I found a pie chart with some results
of relevant opinion polls and analyzed them. In this essay, I will
describe my findings and express my opinion on the subject of the
project.

13.

Шаг 6: Пишем 2-й абзац (2-3 факта)
• Overall, according to the pie chart, the respondents do five
important things to live a healthy life. About half of those polled
(42%) avoid eating fast food. Almost a quarter (24%) stick to a
balanced diet and another 22% do sports. The rest of them get to
bed early and do morning exercises, at 10% and 2% respectively.

14.

Шаг 7: Пишем 3-й абзац (сравнение + комментарий)
• Interestingly, doing sports is 20% more frequently cited by those
who took part in the poll than doing morning exercises. This is
probably because the respondents, like many people today, are too
busy to do sports activities in the morning and prefer to exercise in
the afternoon or in the evening.

15.

Шаг 8: Пишем 4-й абзац (проблема + решение)
• Although doing sports is a very popular way to keep fit and
maintain health, it is not without its flaws. One problem with this
approach is that sports activities can be very demanding and even
cause injuries. An effective solution to this problem is to train
under the supervision of experienced sports coaches, follow
specific rules and take some precautions.

16.

Шаг 9: Пишем заключение
• In conclusion, I would like to say that although some approaches to
maintaining health are associated with problems, it is very
important to look after oneself and do one’s best to live healthily. I
have no doubt about it because good health is the key to a happy
and productive life.

17.

Шаг 10: Проверяем содержание
Аспект 1: Вступление соответствует предложенной теме проектной работы
There are different approaches to + правильно передана ситуация
staying healthy. The aim of my project
is to examine how people living in + проект упомянут
Zetland maintain their health. As part
of my project, I found a pie chart with + тема проекта передана точно
some results of relevant opinion polls (перефразировать необязательно)
and analyzed them. In this essay I will
+ страна и респонденты указаны верно
describe my findings and express my
opinion on the subject of the project. + понятно, о каких данных речь ( =
результаты опросов/ статистика /
информация о…) и откуда взяты данные
(«я нашел/нашла»)

18.

Шаг 10: Проверяем содержание
Аспект 2: 2-3 факта из диаграммы приведены
Overall, according to the pie chart, the
respondents do five important things to + ссылка на диаграмму /данные
live a healthy life. About half of those /результаты опросов) – понятно,
polled (42%) avoid eating fast food. откуда взяты данные
Almost a quarter (24%) stick to a
+ приведены три факта
balanced diet and another 22% do
sports. The rest of them get to bed early + проценты переданы верно
and do morning exercises, at 10% and
2% respectively.
+ числовые данные написаны цифрами

19.

Шаг 10: Проверяем содержание
Аспект 3. 1–2 существенных сравнения даны и прокомментированы
Interestingly, doing sports is 20% more
frequently cited by the respondents than + 1 сравнение дано, сравнение
doing morning exercises. This is probably существенное;
because these people, like many others,
are too busy to do sports activities in the + приведен комментарийmorning and prefer to exercise in the пояснение
afternoon or in the evening.

20.

Шаг 10: Проверяем содержание
Аспект 4. Возможная проблема, связанная с некоторыми подходами к сохранению
здоровья, обозначена, и её решение предложено
Although doing sports is a very popular
way to keep fit and maintain health, it is + проблема: по теме,
not without its flaws. One problem with реалистичная
this approach is that sports activities can
be very demanding and even cause + решение: по теме, конкретное,
injuries. An effective solution to this реалистичное
problem is to train under the supervision
of experienced sports coaches, follow
certain rules and take some precautions.

21.

Шаг 10: Проверяем содержание
Аспект 5. Мнение автора о важности сохранения здоровья
в заключении выражено и обосновано
In conclusion, I would like to say that
although
some
approaches
to + свое мнение обозначено;
maintaining health are associated with
problems, it is very important to look + свое мнение: строго по теме.
after oneself and do one’s best to live
healthily. I have no doubt about it
because good health is the key to a
happy and productive life.

22.

Шаг 11: Исправляем ошибки в стилевом оформлении
• В эссе необходимо соблюдать нейтральный стиль.
• Выделены 4 типа стилистических ошибок:
1)
риторические вопросы;
2)
разговорные выражения и конструкции типа Let’s… (Let us и Let
me – нейтральный стиль);
3)
сниженная лексика типа folks (people, …);
4)
3 варианта стяжённых форм:

типа I’m, he’s;

отрицательные формы типа don’t, aren’t;

формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t (Исключение:
needn’t).

23.

Шаг 11: Исправляем языковые ошибки (если есть)
Шаг 12: Считаем слова
( допустимо 200-250 слов +/- 10%, т.е. 180-275 слов)

24.

Шаг 12: Считаем слова – 275 w.
• There are different approaches to staying healthy. The aim of my project is to examine how
people living in Zetland maintain their health. As part of my project, I found a pie chart with
some results of relevant opinion polls and analyzed them. In this essay, I will describe my
findings and express my opinion on the subject of the project.
• Overall, according to the pie chart, the respondents do five important things to live a healthy
life. About half of those polled (42%) avoid eating fast food. Almost a quarter (24%) stick to a
balanced diet and another 22% do sports. The rest of them get to bed early and do morning
exercises, at 10% and 2% respectively.
• Interestingly, doing sports is 20% more frequently cited by the respondents than doing morning
exercises. This is probably because these people, like many others, are too busy to do sports
activities in the morning and prefer to exercise in the afternoon or in the evening.
• Although doing sports is a very popular way to keep fit and maintain health, it is not without its
flaws. One problem with this approach is that sports activities can be very demanding and even
cause injuries. An effective solution to this problem is to train under the supervision of
experienced sports coaches, follow certain rules and take some precautions.
• In conclusion, I would like to say that although some approaches to maintaining health are
associated with problems, it is very important to look after oneself and do one’s best to live
healthily. I have no doubt about it because good health is the key to a happy and productive life.

25.

Шаг 14. Со спокойной душой ждем заслуженные
высокие баллы ;-)

Imagine that you are doing a project on what teenagers do in their free time. You have collected some data on the subject (see the diagram below).

Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on

the subject of the project.

другие сочинения формата 2022 года >>>>>

image002.gif

Essay 2022 Sample 01

ege 2

Comment on the following statement:

Project on what teenagers do in their free time (2022)

What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200-250 words.
Use the following plan:
—   make an opening statement on the subject of the project work;
—   select and report 2–3 main features;
—   make 1–2 comparisons where relevant;
—   outline a problem that can arise with the insufficient physical activity in adolescents and suggest the way of solving it;
—   draw a conclusion giving your personal opinion on the role of sport in the life of teenagers.

pir 1

linking words 1

soch 001 001

Undoubtedly, leisure time is becoming more and more popular nowadays. I am currently working on the project which focuses on studying popular free time activities that teenagers in Zetland do. I have found some relevant data on the subject and I am going to use them in my project. 

soch 001 002

According to the information provided in the pie chart, the majority of adolescents, accounting for more than one third, surf the Internet.The next popular activities is playing computer games. The figure is 21%. Surprisingly, just few teenagers do sports. The figure stands at 9%.

soch 001 003

Comparing the data given in the pie chart, it becomes obvious that that almost three times more teenagers surf the Internet than those engaged in sports. Hanging out with friends seems less popular than chatting on social networks. 

soch 001 004

The pie chart clearly illustrates that adolescents mostly spend their pastime on sedentary activities. However, some problems can arise with the insufficient physical activity. One of them is obesity.One of the probable solutions to the problem is organizing free recreation centers for youngsters where they can do sports that appeal to them. другие проблемы >>>>

soch 001 005

Having analyzed the data in the pie chartit can be concluded that sedentary activities are in priority with adolescents. In my opinion, sport plays a notable role in teenagers’ life because exercise involved in most sports improves teenagers’ emotional balance, reduces heart disease and diabetes, among other health benefits. All in all, teens should lead a more active life.

245 words

Read by George William Dole

n01n02n03n04n05n06n07n08n09n10n11n12n13n14n15n16n17n18n19n20

– make an opening statement on the subject of the project work;

1

(вводное предложение)

Undoubtedly, leisure time is becoming more and more popular nowadays.

2

(перифраз) 

I am currently working on the project which focuses on studying popular free time activities that teenagers in Zetland do. 

3

(разъяснение)

I have found some relevant data on the subject and I am going to use them in my project. 

– select and report 2–3 main facts;

1

(1-е предложение — инфо. из таблицы)

According to the information provided in the pie chart, the majority of adolescents, accounting for more than one third, surf the Internet.

2

(2-е предложение — инфо. из таблицы)

The next popular activities is playing computer games. 

3

(подтверждение — инфо. из таблицы)

The figure is 21%. 

4

(удивление — самое маленькое значение)

Surprisingly, just few teenagers do sports. The figure stands at 9%.

– make 1–2 comparisons where relevant;

1

(вводное предложение + сравнительная конструкция)

Comparing the data given in the pie chart, it becomes obvious that that almost three times more teenagers surf the Internet than those engaged in sports. 

2

(второе предложение + сравнительная конструкция)

Hanging out with friends seems less popular than chatting on social networks. 

– outline a problem that can arise due to the leisure activities preferred by senior citizens and suggest a way of solving it;

1

(вводное предложение + обобщение)

The pie chart clearly illustrates that adolescents mostly spend their pastime on sedentary activities. 

2

(вводное предложение)

However, some problems can arise with the insufficient physical activity. 

3

(сама проблема)

One of them is obesity. 

4

(решение проблемы)

One of the probable solutions to the problem is organizing free recreation centers for youngsters where they can do sports that appeal to them.

– conclude by giving your opinion on the role of leisure activities in life of senior citizens.

1

(общая фраза)

Having analyzed the data in the pie chartit can be concluded that sedentary activities are in priority with adolescents.

2

(дать пояснение почему я так думаю)

In my opinion, sport plays a notable role in teenagers’ life because exercise involved in most sports improves teenagers’ emotional balance, reduces heart disease and diabetes, among other health benefits. 

3

(обобщение)

All in all, teens should lead a more active life.


RUS-ENG

PDF

RUS

PDF

Типичные ошибки встречающиеся при написании сочинения с элементами рассуждения


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *