Сочинение про религию ислама

Сочинение: Ислам — одна из мировых религий

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему « Ислам-одна из мировых религий»

Москва – 2009

Введение

1. Происхождение мусульманской религии

1.1 Предпосылки возникновения религии

1.2 Источники ислама

1.3 Пророк Мухаммед

2. Направления ислама

3. Культура мусульман

4. Ислам как одна из мировых религий

4.1 Сравнение с другими религиями

4.2 Ислам в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 1,5 миллиарда по всему миру, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

1. Происхождение мусульманской религии

1.1 Предпосылки возникновения религии

Ислам является одной из наиболее распространенных религий. Возник он в Аравии в начале VII в. К тому времени первобытнообщинный строй кочевых и оседлых племен в Аравии подвергался все большему разложению. В каждом арабском племени уже появился господствующая верхушка, из которой выделялись предводители племен. Появление рабства и обеднение многих рядовых кочевников-скотоводов породили социальные противоречия, которые в свою очередь вызвали первые вспышки классовой борьбы в арабских племенах.

Для подавления активного протеста народных масс требовалось создать грозного и карающего бога, который угрожал бы наказаниями непослушным и строптивым людям не только в здешней, но и в выдуманной, загробной жизни. Новая религия должна была быть одной из форм единобожия, т.к. в Аравии происходило объединение племен в большие союзы племен.

В связи с образованием классового общества в Аравии среди местных племен нарастал экономический и социальный кризис, отражением которого было возникновение ислама, призванного оправдать социальное и экономическое первенство и устанавливавшийся эксплуататорский строй покорность единому богу – Аллаху явилось основным требованием новой религии. Последователи этого вероучения стали называться мусульманами, т. е. «покорными».

1.2 Источники ислама

Основной источник мусульманского вероучения — Коран. Это священная книга с вероучениями, которая якобы существовала вечно и находилась под престолом Аллаха; впоследствии Аллах передал ее Мухаммеду, чтобы он возвестил ее мусульманам.

Главным положением Корана и ислама являются признание единого Бога Аллаха, пророка Мухаммеда, совершение молитвы – намаза и соблюдение поста – уразы.

Коран должен находиться дома у каждого мусульманина, если он даже и не умеет читать.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий.

1.3 Пророк Мухаммед

Мусульмане связывают также возникновение своей религии с именем пророка Мухаммеда (570-632гг). Он Объявил себя пророком, посланником Бога всех арабов – Аллаха.

Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. Это объясняется тем, что господствующая верхушка племени неодобрительно относилась к новой религии.

Основной причиной неуспеха ислама в Мекке явилось разочарование местных рабов и неимущих в вероучении, которое обещало им освобождение от гнета и нужды только после смерти, в сомнительном потустороннем мире. При таком безнадежном положении группа мекканских мусульман была вынуждена переселиться в Медину. Это переселение произошло в 622г. С этого года – бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

Ислам (или мусульманство) становился государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632г. и был похоронен в Медине. Его могила – важнейшая святыня ислама.

2. Направления ислама

В исламе выделяются 2 основных направления – суннизм, шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся к вопросам передачи власти и обрядовой практике.

Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» — Корана является Сунна – «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и пользуются собственными сборниками (ахбар).

Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители.

Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений – признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

3. Культура мусульман

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммеда — посланник Аллаха».

Величие бога — Аллаха — выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» — «Аллах самый великий!» и т. д.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего.

1) Молитва (салят)

Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

2) Мечеть (масджид)

Это место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

3) Пост (саум)

Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры.

4) Хаджж (паломничество в Мекку)

Это поломничество прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба — небольшое здание, в юго — западный угол которого вмурован «черный камень» — по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

5) Закят

Это обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписываются еще и добровольные пожертвования и милостыня.

4. Ислам — как одна из мировых религий

4.1 Сравнение с другими религиями

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.

В многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.

Согласно учениям ислама, мусульмане обязаны относиться к приверженцам других религий Единобожия с почтением и уважением. Мусульмане-мужчины имеют право брать в жены женщин из иудеев и христиан. Мясо животных, зарезанных в соответствии с иудейскими и некоторыми восточно-христианскими традициями, также считается дозволенным.

4.2 Ислам в России

Ислам в истории России играл и продолжает играть значительную роль. Статистика показывает, что в России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.

Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама.

В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. Число их неизменно возрастало. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.

Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений. Ежегодно мусульмане отправляются для паломничества в Мекку.

Заключение

Наряду с буддизмом и христианством ислам является одной из мировых религий. По числу последователей он занимает второе место среди других религий, уступая первенство лишь христианству.

Ислам – самая поздняя по времени возникновения религия из ныне существующих. Он возник в Аравии в 7в н.э. Его появление было связано с социально-экономическими условиями жизни народов Аравийского полуострова.

Список использованной литературы

1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 1996

2. Нуруллаев А. А. Ислам и национализм в современной России // религия и национализм. Сб. стат. – М., 2000

3. ru.wikipedia.org — Википедия — свободная энциклопедия

4. www.imam.ru/index.html

 ислам-это  монотеистическая мировая религия .Обычно  Слово ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» обычно Алаху( так как исламиты считали Аллаха своим божеством).Исламисы следуют пути корана. Коран-это священная книга ислама.Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим, как верят они.Ислам также  является образом жизни людей.Люди молются в Мечетях.Есть разные направления ислама: Сунниты Хариджиты Шииты Религиозно-правовые школы  Прочие течения и секты(друэзы, бахаи и многие  другие)      Школы по вопросам вероубеждений. С давних времён и посей день ничего особо в вере не изменилось.Правда , и слава Богу, сйчас нет религиозных войн, которые очень часто бушевали в то время.Сей час исламисты не очень враждебно относятся к другой вере, а раньши они были категарически против тех же хрестьян.И воевали с ними)  Так же многие исламские богословы считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. 

Благодарение Всевышнему Создателю за то, что Он одарил меня величайшим счастьем – быть верующей и исповедовать ислам и мне от души жаль тех, кто не обрёл в своей душе веры.

         В Священном Коране сказано, что Всевышний Аллах сказал: «А кто отворачивается от поминания Меня, того ждёт тяжкая жизнь» (смысл) (20:124). Отворачиваясь от веры, мы отворачиваемся от хорошей жизни и пути, ведущего к счастью, удаче и всем благам, к которым так стремится человек в своей земной жизни. Каждый из нас самостоятельно должен определить для себя, что для него важно здесь и сейчас и что останется важным в будущем. И хотя каждый делает свой выбор, он непременно отражается на всех тех, кто рядом с ним: дома, на работе или в кругу друзей, этот выбор определяет события, затрагивающие жизнь каждого человека и общества в целом. Если человек выбрал путь к счастью дозволенными методами и путём, то ему в этом помогает Всевышний Аллах, и он обретает счастье и покой в душе. Его не волнуют мирские соблазны и богатства, потому что он знает, что земная жизнь – это испытание человека преходящими благами перед вечными в мире ином. Испытание может быть и бедностью, и богатством, и только Создатель знает, какое из них более тяжкое для человека. И только верующему человеку Всевышний Создатель даёт силы для прохождения ниспосылаемых испытаний, и только верующий может благодарить Аллаха за всё, что он получает от Него в земной жизни.

Наша религия ислам – самая мирная и добрая, призывающая к благодеяниям. В Священном Коране сказано: (Смысл) «Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто делает добро» (16:128). Всевышний Аллах также сказал: (смысл) «Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром. А последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных!» (16:30). «Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздаёт богобоязненным», (16:31), «которых ангелы упокоивают праведниками. Они говорят: «Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (16:32) Священный Коран. Но почему религии Ислам приписываются противоположные качества, которых нет и не может быть в исламе?

         Это видно невооруженным глазом, это понятно каждому человеку, живущему в настоящее время, как манипулируют нашей религией ислам, приписывая ей такие несвойственные качества, как непримиримость, жестокость, насилие, убийства людей, не исповедующих ислам или не согласных жить по правилам ислама.

 Не религия ислам приносит беды, а то, что люди неправильно трактуют полученные знания или неверно им следуют. Дело в тех людях, которые не только сами пошли по, неверному пути (фанатики, экстремисты, террористы), но ещё и занимаются призывом к этому других людей, чаще всего – молодёжь с неокрепшими моральными и духовными устоями, поддающуюся их пропаганде и ложным учениям.

Не меньшую опасность для укрепления веры приносит то, что большинство верующих утверждает принадлежность их к религии ислам, но очень мало среди них по-настоящему соблюдающих принципы и заповеди веры, к которой они принадлежат. Те люди, которые творят беззаконие, которые убивают за религию, на самом деле от неё далеки, так как религия на самом деле в жизни человека должна выступать, как закон морали и нравственности. Именно ими должен руководствоваться в своей жизни истинно верующий. Это путь любви, и любовь, в первую очередь, проявляется в смирении и терпении перед волей Бога. Часто люди прикрываются религией, верша зло, но бороться нужно не с религией, а с теми, кто несёт зло и беды. Можно ли верить тем, кто говорит, что любит Бога и свою религию, а сам убивает, грабит, творит беззаконие? Думается, что эти люди лгут всем, ибо тот, кто не любит других людей, кто не соблюдает Божьи законы, не может любить Бога! Тогда как сердца тех, кто доволен Всевышним Творцом, наполнены светом, верой, любовью к другим людям, уверенностью, что всё в этом мире предопределено Им и всё будет происходить в строго определённое время согласно воле Господа миров.

         Религия ислам для истинно верующего расширяет границы познания мира. Знание о ней для исповедующих ислам и законы Шариата, зародились более 1400 лет назад. Если мусульмане правильно исполняют и понимают все качества, присущие Исламу, то применительно к нашему обществу и отдельным людям роль религии сводится к следующим функциям:

  1. Религия ислам – это направление человечества на истинный путь, ведущий к миру и благочестию, указывающий на то, в чём состоит смысл жизни.
  2. Ислам является людям утешением, руководством, надеждой и опорой в жизни. Не случайно колеблющиеся люди, как правило, в трудные минуты жизни обращаются к религии, которая гонит прочь тревоги и печали.
  3. Верующий, обладая любовью к своему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), внутренне перерождается и хочет быть похожим на свой идеал. Обогащаясь знаниями о благонравии пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мусульманин становится способен нести идеи своей религии другим людям, устанавливать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. Он становится высоконравственным человеком с чистой душой, и уже другие люди берут с него пример и хотят быть похожим на него.
  4. Ислам как религия контролирует поступки верующего человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Он воздействует на большие сообщества и целые государства, которые полностью или частично живут по законам ислама. Но принадлежность к исламу не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество от аморальности и беззакония. Это печальное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души и происками шайтана (сатаны) в человеческом мире.
  5. Религия содействует объединению людей, оказывает помощь в единении нации, народов, образовании и укреплении государственности, если граждане его будут следовать Слову Творца: «Не разделяйтесь!». «Крепите вервь Аллаха!». Однако та же самая религиозная причина может привести к расщеплению государств и обществ, когда люди начинают противодействовать друг другу по религиозному признаку. Противостояние проявляется и тогда, когда появляются такие религиозные течения, как ваххабитское, салафитское или когда шииты выступают против суннитов. Всплески этого противостояния ощущаются в нашем обществе и по настоящее время. В их среде появляются радикалы, которые признают только свои законы и правильность исповедания веры. Они доказывают свою правоту не только спорами, но и террористическими актами и убийствами мирных людей и детей. Религиозный экстремизм является источником общественной напряжённости во всём мире, и его проявление можно ожидать в любой точке земного шара.
  6. Настоящая религия является основной составляющей духовной жизни любого общества. Исламская литература и искусство, зодчество и архитектура, восторгали и восторгают человечество по сегодняшний день, Многие науки начали своё развитие именно с момента зарождения Ислама. Следовательно, Ислам как религия несёт в себе созидательное начало.
  7. Религия помогает укреплению общественного порядка, семейных традиций и законов жизни. Она всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и порядку. Это в настоящее время необходимо каждому человеку в отдельности, нашему обществу и стране в целом.

 Если мы изменим свои мысли, сопротивляясь грехам и искусам, давая себе обет, сделаем намерение изменить свой характер в лучшую сторону, то тогда этим мы сможем изменить и себя, и окружающий мир. Мы должны сострадать друг другу, то есть действовать с позиции заботы и любви, добра и внимания к окружающим людям бескорыстно и не ожидать благодарности в ответ.

         Только вера в Бога поможет верующим людям справиться с негативными эмоциями и страхами. Именно знание о религии, познание Корана и Сунны нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), раскроет людям правду о сути жизни в мире этом и спасении души для истинно верующих в мире ином, дорога для которых ведёт в Рай. Таким образом, помогая людям правильно жить в земной жизни, давая знания о возможности выбора лучшей доли, как преодолевать страх смерти и жизненные трудности, не впадать в напрасную тревогу, Ислам помогает осознавать человеку, как жить здесь и сейчас и что его ждёт в иной вечной жизни.

 О Аллах, даруй нам Свою милость и прощение в обоих мирах!

Материалы по теме

Ислам — одна из трёх мировых религий. Уникальна она не только тем, что она — самая молодая из трёх мировых религий, но ещё и этимологией названия. Если христианство и буддизм получили свои названия от основателей, то в переводе с арабского ислам означает «покорность». Каждый человек, который подчинится Богу (Аллаху — единому и всемогущему Богу мусульман) будет называться «муслимом». И именно поэтому последователи ислама называются мусульманами. В России последователей ислама называли магометанами из-за русификации варианта имени пророка Мухаммеда на Магомета.

Священная книга мусульман — это Коран, а второй источник права и вероучения — это Сунна, где описывается жизнь пророка Мухаммеда. Этот человек стал основателем религии ислама. Возник ислам в VII веке на Аравийском полуострове, постепенно заменив языческие вероисповедания древних арабов. Следует отметить то обстоятельство, что знаменитая мусульманская святыня Кааба в Мекке до своей нынешней принадлежности была частью религиозного культа язычников. Переходной формой для распространения ислама в Аравии становится монотеистическая религия ханифия. Для ислама характерно обозначение библейских историй в Коране в несколько интерпретированном виде.

С 655 года начинается распространение ислама, к XI веку зона влияния молодой религии достигла Южной Европы (Испании), Северной Африки, всего Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. На сегодня ислам распространён во всей Африке, кроме Южной, на всём Ближнем Востоке и Южной Азии, в Малайзии, Индонезии, Центральной Азии. Отдельным очагом расположения ислама стал Балканский полуостров, куда мусульманская религия попала через Турцию. Крупная община мусульман находится и в России, а основные регионы её проживания — это Северный Кавказ, Крым и часть Поволжья.

В последние 50 лет мусульманские сообщества имеют тенденцию устойчивого роста в западных странах. Мусульман в мире 1,8 миллиарда человек, из которых основная часть — это сунниты. Остальные направления ислама — это шииты и многочисленные секты. В последнее время набирает популярность салафизм, развитие которого не случайно получило название «аравийского протестантизма» — происходит параллель между Реформацией в Германии 500 лет назад и реформацией ислама на Ближнем Востоке. В среде молодёжи, особенно из наиболее маргинализированных слоёв, это течение набирает популярность. Радикализация исламских сообществ — один из самых острых вопросов в исламском мире.

Пожалуй, одним из немногих исключений будет обозначена Босния и Герцеговина, где во время войн и кризисов в 1990-е в среде бошняков-мусульман серьёзной радикализации не произошло, а после стабилизации ситуации в стране радикализация пошла на спад. Такая же тенденция отмечена и в Албании. В этих странах существуют целые светские поколения как результат секулярной политики коммунистических режимов в области религии. Отсутствие радикализации молодёжи в Индонезии и Малайзии можно объяснить высоким уровнем жизни населения данных стран.

В исламе существует пять столпов:
1. Шахада — вероисповедание ислама. Признание Аллаха единым всемогущим Богом, а Мухаммеда — Его Пророком.
2. Намаз — пятикратная молитва: утром, днём, в предвечернее время, вечером и ночью. Пятничная молитва для верующего мусульманина обязательна именно в мечети. Молитвы мусульман в пятницу получили всеобщую известность из-за заполненности мечетей. В первые века существования ислама мечеть выполняла роль не только религиозного, но ещё и правового и культурного центров. Со временем мечеть лишалась юридических и политических функций, которые перешли к светским властям.
3. Пост — в священный месяц Рамадан мусульманин должен воздержаться от еды, питья, курения и чувственных наслаждений. Освобождённые от соблюдения поста категории населения — больные, старики, беременные женщины и кормящие и путники. Есть мусульманам можно в предрассветное время и после захода солнца.
4. Закят — милостыня нуждающимся в размере 2,5% дохода мусульманина.
5. Хадж не является таким обязательным столпом ислама в связи с тем, что возможность посетить Мекку присутствует далеко не у всех мусульман в силу материальных и прочих факторов. Как уже упоминалось в статье, одним из ключевых исламских культовых предметов является священный куб Кааба, который мусульмане обходят во время паломничества. Кто посетил Мекку с целью паломничества, тот получает почётное звание хаджи.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует институт церкви и отсутствует подобная христианской догматика. Авторитеты религиозного учения — это Коран и Сунна. Исламская картина мира и теоцентрична, и антропоцентрична. В отличие от христианства, идея о первородном грехе в мусульманстве отсутствует.

Шариат — одна из самых знаменитых правовых доктрин мира. Источники формирования исламского права находятся в Коране и Сунне. В зависимости от страны шариат либо имеет серьёзное влияние, либо регулирует часть отраслей жизни, либо вытесняется светским законодательством. Наиболее авторитетное положение у шариата находится на Ближнем Востоке, во многих странах которого он регулирует все сферы общественной жизни. Особым случаем здесь становится Саудовская Аравия. От Марокко до Сирии (исключение — Тунис со светскими законами) шариат регулирует лишь сферу семейной жизни, а в Турции работает светское законодательство. В мусульманских сообществах Восточной Африки применение шариата ограничивается семейными вопросами, а в Мозамбике функционирует светское законодательство. Западная Африка живёт по светским нормам. Единственным исключением является Мавритания с шариатом как основой законодательства. Шариат в Нигерии распространён в северных штатах, где преобладает мусульманское население.

Распространение шариата в зависимости от региона существует и в Индонезии, где шариатской областью является Ачех. В Малайзии распространение шариатского права ограничено семейной сферой. На постсоветском пространстве (Средняя Азия, Казахстан и Азербайджан) функционирует светское законодательство.

Основные запреты в исламе — не есть свинину, не употреблять алкогольные напитки, наркотики и прочие одурманивающие средства. Запрещены расточительство, ростовщическая деятельность и азартные игры. Шариат запретил распространённый в языческой Аравии обычай хоронения заживо новорождённых девочек, а также кровную месть.

Как и христианство, в отношении к материальному ислам занимает те же позиции в отношении праздности и аскетизма. Ислам критикует и сибаритский образ жизни, и аскетизм. Классический ислам считает, что каждый человек должен работать на собственное благо, однако поддерживают важность божественного предопределения.

Классическое мусульманское учение о государстве — это единство религии и государства. Однако в полной мере сторонниками теократии являются только шииты, а Иран после Исламской Революции 1979 года стал хотя бы частичным воплощением теократического проекта в реальности. В этой стране очень влиятельна власть аятолл — это самые авторитетные священники у шиитов.

Тем не менее, большинство мусульман по численности является суннитами. Сунниты распространены во всех местах компактного проживания мусульман, кроме Ирана и Азербайджана с шиитским большинством. Суннизм ориентируется на нормирующую доктрину, которая служит защитой от крайностей. Суннизм направлен на узаконение существуюих норм и институтов. Самый распространённый мазхаб — ханбалитский, который стремится к строгому соблюдению обрядов ислама. Наиболее радикальные его адепты, в том числе ваххабиты, не принимают инакомыслие в исламе и считают собственную трактовку веры единственно правильной. Это направление появилось в XVI веке в Османской империи и сегодня преобладает в среде многих мусульман бывшего СССР, кроме азербайджанцев. Помимо ханафитов, в суннизме представлены школы шафиитов и маликитов.

Шииты считают священным писанием только Коран. Сунну каноническом понимании они не признают, считая, что у них есть свои сборники хадисов. Главным героем шиитских хадисов является пророк Али — двоюродный брат, зять и соратник пророка Мухаммеда. Духовные лица у шиитов называются муджтахидами, среди которых самые авторитетные становятся аятоллами. Шииты распространены в Иране, Азербайджане (большинство), части Ирака и Афганистана.

Третьей влиятельной ветвью ислама можно обозначить ибадизм. Он отличается и от суннизма, и от шиизма. Направление ибадитов находится ближе к суннизму, имея с ним ряд различий.

Сунниты считают, что Коран не столько записанный свод текстов, сколько речь Бога — ибадиты же, напротив, считают Коран сотворённой книгой. Однако для ибадитов этот вопрос не так принципиален, как следующие.

Бога, по мнению ибадитов, нельзя увидеть — он существует вне времени и пространства. Попавшие в рай не увидят Бога именно по этой причине. Кто попадает в Ад, тому там положено вечное место (сунниты считают, что у верующего есть время на исправление своих грехов, и после очищение он попадёт в Рай).
Ибадиты имеют собственный сборник хадисов, но их число меньше, чем у суннитов. Тем не менее, у ибадитов есть собственные хадисы, где нет схожего с суннитскими сюжета.

В настоящее время ибадитское направление распространено лишь в Омане.

Сообщение на тему: Ислам (вариант 2)

Сообщение на тему: Ислам (вариант 3)

Ислам: вероучение и основные направления

Московский университет им. С.Ю. Витте

Факультет управления

Кафедра «Математика и информатика»

Эссе

на тему: «Ислам: вероучение и основные направления»

ислам пророк загробный религия

Ислам — крупнейшая мировая религия, проповеданная пророком Мухаммедом в VII в. и несущая фундаментальную идею «покорности Аллаху».

Ислам связан с другими монотеистическими религиями — иудаизмом и христианством, с которыми арабы были знакомы и от которых заимствовали многие основные положения и догмы. Ислам признает свое родство с ними. Поэтому в священной книге мусульман — Коране — традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии. Иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного Богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда. Считается, что истинное учение, дарованное Богом через этих пророков, было искажено людьми. Поэтому требовались новые пророки, которые должны были исправить ошибки. Так и появился Мухаммед, который донес людям истинную веру во всей ее чистоте. Мухаммед родился в Мекке в небогатой семье. После ранней смерти отца и матери он воспитывался в доме своего деда, а позже, в возрасте 25 лет, женился на богатой мекканской вдове. Любя одиночество и благочестивые размышления, Мухаммед часто удалялся в горы, где изучал основы иудаизма и христианства, а также взгляды аравийских монотеистов — ханифов. В сороколетнем возрасте во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем — «Речения извне», позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман — Коран.

После некоторых сомнений он удостоверяется в своей богоизбранности в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям слово Божье. Первые откровения, которыми Мухаммед делился со своими сородичами, провозглашали величие единого Бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда т наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха. На протяжении трех лет ему удается убедить в истинности своей веры несколько сотен взрослых жителей Мекки. В религиозном центре Аравии проповедь монотеизма была естественной, но ислам вначале не получил признания. Существовали причины идеологические (языческие предки в этом случае были бы обречены на вечные мучения в аду), политические (признание пророка означало признание его официальным лицом Мекки), экономические (отказ от выгодной монополии на Каабу). После смерти своих покровителей и вследствие преследований со стороны городской верхушки Мухаммед тайно переселился в оазис Йасриб — будущий «город Пророка» — Медину. Здесь он построил первую мечеть, но позже, в поисках экономической базы, нападая на торговые караваны мекканцев, он развязывает войну с Меккой, в которой побеждает, Кааба становится центром новой религии. После этого Мухаммед превратился в крупнейшего религиозного и политического деятеля Аравии, объявив себя крупнейшим из всех известных другим народам пророком, требующим особого почета и уважения. Все свои силы и способности посланник Аллаха направлял на организационное укрепление новой религии и расширение сферы ее влияния. Через два года после завоевания Мекки, в июне 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.

Силой оружия, а часто и в результате добровольного принятия распространение ислама продолжалось и после Мухаммеда — на основе его наследия, организации, построенной на универсальных принципах, великом множестве откровений, высказываний, решений и поступков, памяти о личности мыслителя, полководца, судьи, божьего посланника. О нем остались воспоминания как об учителе жизни, близком и понятном простому народу.

Когда не стало больше пророческих откровений Мухаммеда, пополняющих Коран всякий раз, когда это было нужно, встала задача найти им равноценную замену. Эту задачу выполнила Сунна. Она представляет собой запись изречений Мухаммеда, его деяний, поступков, слов, даже его многозначительного молчания в некоторых ситуациях. Сунна выступает как эталон и руководство для каждого мусульманина в отдельности и мусульманской общины в целом. Отход от Сунны расценивается как грех.

В Коране и Сунне содержится вся догматическая, вероучительная часть ислама. Три основных понятия ислама: ислам, дин, иман. Понятие ислам как бы включает в себя понятия дин и иман. Одновременно ислам — это и мир, в котором исполняются действуют законы Корана. «Дар аль ислам» — мир ислама, которому противостоит мир неверных, «дар аль харб». Дин — это обязанности, которые Аллах предписал человеку. Здесь ислам выступает как система ритуальной практики, являющейся основой жизни мусульманской общины. Иман — это сама вера в истинность Аллаха и всего, о чем сообщалось в проповедях Мухаммеда.

В исламе существуют пять основных догматических положений. Это догматы о единобожии, о божественной справедливости, о пророческой миссии Мухаммеда, о воскресении и Судном дне. Пятый догмат связан с учением об имамате — халифате, с учением о преемниках Пророка и главах мусульманского мира. Наряду с вероучительными, догматическими положениями в раннем исламе были сформулированы ритуальные, обрядовые и моральные предписания.

Основу вероучения ислама составляют его так называемые пять столпов: вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва — намаз; ежегодный пост в месяц рамазан — ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных — закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни — хадж. Интересно отметить, что чисто религиозной догмой является только первая, остальные касаются моральных и обрядовых предписаний. С самого начала развития ислама определился приоритет развития исламского права (шариат) над собственно догматикой. Ислам стал не просто религией, а принципами, организующими и объединяющими весь завоеванный быстро формирующимся арабским халифатом мир.

Ислам строго монотеистичен. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Культ Аллаха становится основой мусульманского фатализма — идеи предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Сила Аллаха не может воплощаться в отдельном человеке. Это возможно только в мусульманской общине — умме, которая становится общностью всех правоверных. Принадлежность к ней выше, чем деление на расы, роды, племена. Мусульманская культура практически не признает замкнутости, пропагандируя принцип социальной мобильности. Человек может быть рожден рабом, но случай, дарованный ему Аллахом, сделает его эмиром или султаном. В то же время умма контролирует жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, предписывая должное поведение, и в случае необходимости делает его воином ислама для защиты этих ценностей. Абстрактная всеобщность Аллаха влечет за собой неопределенность его внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство Арабского Востока.

Догматические положения о Боге, о воскресении, о загробном мире и судном дне определили космологические представления ислама, общую картину мира. В переводе с арабского языка Аллах означает Бог. Основной вероучительный принцип ислама — признание того, что Бог один и он — существует в единственном числе. Аллах сотворил землю, всех живых существ, семь небесных сфер, рай и ад. Над всем возвышается престол Аллаха, под которым находится небесный Коран. Рай в исламе (Эдем) — это плодоносный сад с реками из воды, молока, вина и меда. В раю обитают вечные девственницы — гурии, созданные из шафрана и камфары. Их назначение — услаждение праведников. Ад же (Геенна) — это место пыток грешников, из которых главной является пытка огнем. В рай ведет переброшенный над адом мост Сират. В день Страшного суда Мухаммед заступится за некоторых грешников и проведет их через мост Сират. В Судный день после звука ангельской трубы падут звезды, земля изменит свое лицо и умрут все люди. Но после второго трубного гласа все люди, когда бы они не умерли, воскреснут и предстанут перед судом Аллаха, который и определит их судьбу — пребывание в раю или аду.

Основные положения ислама, а также его космология, эсхатология, вера в мессию — спасителя мира не объединяются в систему жестко закрепленных догматов. Это привело к возникновению различных течений внутри ислама, важнейшими из которых стали суннизм и шиизм, образовавшиеся вскоре после смерти Мухаммеда. Для суннитов источником веры помимо Корана является также и Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда, для шиитов она не является авторитетом. Сунниты и шииты различаются также своим отношением к власти — сунниты говорят о выборе правителя из рода Мухаммеда, шииты утверждают божественную природу власти, передающуюся по наследству от халифа Али, который правил в 656 — 661 гг. Суннизм представляет собой единое течение, не знающее разделения на секты. Возникновение сект в шиизме относится к VII — IX вв. — первым векам существования ислама, времени нестабильности и династических кризисов в мусульманском мире. В этот период возникли такие крупные секты, как кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты. Причина их возникновения — все то же различное понимание проблемы наследования власти, расхождения в толковании догмата ислама, связанного с учением об имамате-халифате. В исламе также существуют течения, появление которых не было связано с династическими спорами. Это течения, которые определялись своеобразием вероучительных и этических принципов, оказывая значительное влияние на развитие духовной культуры мусульманского Восток. Одним из таких течений является суфизм, мистико-аскетическое направление ислама. Сущность этого движения состоит в признании возможности мистического познания Бога через трансперсональный опыт, через озарение. Кроме суфиев с новыми принципами вероучения выступили друзы («единобожники») и ваххабиты (отказа от бида, культа <http://relig.info/kult> святых).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *