Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.
Краткий анализ
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
История создания
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.
Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.
Тема
Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.
Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Жанр
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты –
“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
- Метафоры –
“осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
- Сравнения –
“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Обновлено: 16.04.2023
История создания
Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.
Жанр, направление, размер
По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.
Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.
Образы и символы
Темы и проблемы
- Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
- Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
- Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
Смысл
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
Средства художественной выразительности
Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.
Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.
История создания
Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.
Жанр, направление, размер
Композиция
- Сначала перед читателем предстаёт яркий и выразительный образ фонтана, игра света в каплях, бьющаяся ввысь вода, её зрелищные потоки.
- Вторая же часть посвящена передаче поэтом своего эмоционального настроя при помощи художественных образов, она представляет собой его философские размышления.
Образы и символы
Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.
Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.
Темы, идеи и настроение
Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.
Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.
Основная идея
Средства художественной выразительности
Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.
Автор: Мэри Лепсая
Автор: Самый Зелёный · Published 06.08.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 20.02.2020
Автор: Самый Зелёный · Published 16.05.2019
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
История создания
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.
Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.
Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.
Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
- Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
- Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.
Жанр – романтическая элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
История создания
Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Темы и проблемы
- Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
- Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
- Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Образы и символы
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
- Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Смысл
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
— Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела
Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.
Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.
Стихотворения Ф.И.Тютчева, даже если они посвящены описанию природы, все проникнуты философскими мотивами-размышлениями о смысле жизни, о чувствах, о предназначении человека. Фонтан – это прирученная человеком природа. Его игра дает поэту очередную возможность вновь задать свои вечные вопросы.
На главную идею работают и приемы стихосложения, которые использует Ф.И.Тютчев. Так, повторяя бесконечное движение фонтана вверх-вниз, поэт использует кольцевую рифму. Размер стиха – трехстопный ямб: как будто вода набирает скорость и поднимается вверх, но безударные стопы разбавляют этот жесткий ритм философской элегии Ф.И.Тютчева.
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.
Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет. Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.
Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Жанр, направление, размер
По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.
Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Темы, идеи и настроение
Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.
Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Образы и символы
Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.
Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
- Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
- Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Основная идея
Тест по стихотворению
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
История создания
Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.
Популярные темы анализов
Возможно вам будет интересно
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
— …Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают! — Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.
Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.
Вариант 2
Русский поэт и мыслитель Фёдор Иванович Тютчев писал в довольно необычном стиле. Его краткие стихотворения все больше напоминают фрагмент произведения. Однако же в этот небольшой отрывок Тютчев способен был уместить многое. Весь смысл, сюжет, история, все то, что волновало поэта, и русский народ было заложено в этих кратких стихотворениях, которые правильнее назвать одой. Благодаря краткости текста стихотворения Тютчева навевали переизбыток чувств, эмоций и сюжетной картины. Что, безусловно, придавало популярности поэту. Его стихотворения были написаны не в классическом стиле, возможно несколько сложны для чтения, но это не уменьшало интерес к творчеству Тютчева.
Тютчев великолепно сравнил человека с неживой природой. Хотя и стихотворение носит пессимистический характер, стоит отметить, что оно очень поучительное. Произведение направляет человека на желание превзойти самого себя. Тютчев здесь выступает в роли учителя. Он приводит пример из жизни природы и сравнивает ее с жизнью, нормами и поведением человека. По всей видимостью это придаёт популярность этому стихотворению Тютчева.
Анализ стихотворения Фонтан по плану
Смысл
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
Читайте также:
- Якименко сочинение краткое содержание
- Сочинение о голосеменном растении
- Последний из могикан сочинение
- Я считала что мне в жизни очень не повезло поскольку осталась без мужа сочинение егэ
- Идеальный гражданин сочинение на английском
Стихотворение «Фонтан» было написано Тютчевым в самый продуктивный период его творчества. Поэт размышляет о человеческой душе. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану, который откроет читателю все скрытые грани стихотворения «Фонтан».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, идеи и настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Тютчев написал стихотворение «Фонтан» во время путешествий по Европе. Во многом на его творческий путь повлияло увлечение немецкой и в особенности романтической поэзией. Именно под её влиянием написан «Фонтан». Произведение несёт в себе глубинный смысл и отражает состояние души автора.
Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.
Жанр, направление, размер
«Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской элегии. Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием: таким образом поэт создаёт эффект движущихся струй. Бесконечность водяного движения передаёт кольцевая рифма.
Направление творчества Тютчева принято называть «чистым искусством». Автор не касался «грязных» тем и проблем современного ему общества и делал акцент на прекрасном и вечном — природе, чувствах, философских думах о сути вещей и понятий.
Композиция
По композиции стихотворение «Фонтан» делится на 2 части.
- Сначала перед читателем предстаёт яркий и выразительный образ фонтана, игра света в каплях, бьющаяся ввысь вода, её зрелищные потоки.
- Вторая же часть посвящена передаче поэтом своего эмоционального настроя при помощи художественных образов, она представляет собой его философские размышления.
Образы и символы
Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.
Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.
Темы, идеи и настроение
Основная тема стихотворения «Фонтан» – сравнение фонтана с мыслью человека: как и брызги фонтана, наши возможности, достигая пика, неизменно возвращаются к исходному уровню, чтобы начать восхождение сначала. Начиная от рождения, люди стремятся к новым знаниям, обогащают свой опыт, как умственный, так и духовный. Но угасание неизбежно: в какой-то момент мы достигаем высшей точки, пересечь которую уже невозможно. Как люди стареют, так и капли, летящие ввысь, достигнув своего предела, падают на землю. Но автор не отрицает, что однажды все человеческие возможности будут реализованы, и «длань незримо-роковая» остановит движение.
Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.
Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.
Основная идея
Смысл стихотворения «Фонтан» состоит в ограниченности человеческой жизни, в нашем стремлении к идеалу, достичь которого невозможно. Восхождение всегда сменяется падением, и когда-то это осознание придёт к каждому человеку. Что мы можем сделать? Смириться и ждать своего часа. Может, именно нам суждено чуть-чуть продвинуться во время своего прыжка вверх.
Главная мысль стихотворения «Фонтан» уже не раз возникала в творчестве Тютчева. Примерно о том же он писал в произведениях «Природа — сфинкс», «Силентиум» и «Нам не дано предугадать». Человек не совершенен, ему не дано все знать, поэтому он должен учиться у природы ее мудрости на протяжении всей жизни.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и тропы. Среди них:
- эпитеты («сияющий фонтан», «живое облако», «влажный дым», «заветная высота», «огнецветная пыль», «непостижимы закон», «упорный луч»);
- метафоры («фонтан клубится облаком», «лучом поднявшись к небу», «осужден пасть на землю», «смертной мысли водомет», «длань преломляет луч»).
Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.
Автор: Мэри Лепсая
Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Образы и символы
- 4 Темы и проблемы
- 5 Смысл
- 6 Средства художественной выразительности
История создания
1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.
Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.
Жанр, направление, размер
Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.
По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.
Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.
Образы и символы
- Центральный образ в стихотворении – это фонтан. Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
- Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
- Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.
Темы и проблемы
- Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
- Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
- Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
Смысл
Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
Средства художественной выразительности
Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.
С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.
Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.
Автор: Евгения Седых
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 68.
Обновлено
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 68.
Обновлено
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
История создания
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.
Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.
Тема
Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.
Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Жанр
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
- Эпитеты –
“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
- Метафоры –
“осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
- Сравнения –
“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Егор Данильчук
7/7
-
Шепелёв Кирилл
7/7
-
Антонина Михеева
6/7
-
Алина Сурова
7/7
-
Анюта Осипова
7/7
Рейтинг анализа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 68.
А какую оценку поставите вы?