Фонд библиотеки эссе

20.12.2021 Эссе «Модельная библиотека — шаг в будущее»

ЭССЕ » МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА — ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Книги с возникновением письменности и во все времена накапливали и передавали знания от поколения к поколению. Библиотеки, хранительницы книг, всегда были и остаются храмами мудрости, знаний и информации, памятью цивилизации. За время своего существования библиотеки менялись в соответствии с требованиями времени, но при этом всегда оставались центром культуры и информации.
Недавно я смотрела фильм, обычную мелодраму, неважно о чём, да и честно говоря, содержание таких фильмов забывается моментально. Не то, что прочитанная книга, которая остаётся в памяти, проникает в душу и ещё долго не отпускает тебя, заставляя переживать и осмысливать каждую страницу, абзац и даже строчку. Так вот запомнилась мне из фильма фраза, брошенная одним из главных героев киноленты. Он сказал, что библиотекарь – вымирающая профессия. Эти слова как нож пронзили моё сознание. Если библиотекарь вымирающая профессия, то библиотека — исчезающее учреждение культуры и просвещения?! Это, конечно же, мнение не большинства людей, а в конкретном случае только сценариста этого фильма. Но некоторое время назад, лет десять – пятнадцать, так начали думать многие. Библиотеки не вписывались в изменяющийся мир, постепенно уходили в забвение. Было необходимо радикальное переосмысление социального статуса библиотеки. Наступила эпоха перемен.
Нам посчастливилось быть сопричастными к кардинальным переменам. Открытие современной библиотеки в нашем селе – это шаг в будущее, стремительный взлёт в информационной культуре, это фантастика. «Величайшее сокровище», как писал русский критик Виссарион Белинский.
Модернизированное пространство и обновлённый книжный фонд сделали библиотеку настоящим центром притяжения людей всех поколений. У нас стали реализовываться самые интересные проекты, воплощаться смелые и креативные идеи в жизнь. В библиотеке стало возможным творить, экспериментировать, исследовать и познавать новое, пользоваться высокотехнологичным оборудованием, общаться в комфортных условиях. Библиотека стала местом самореализации, личностного и духовного развития. Современная библиотека стала доступной посетителям с ограничениями здоровья.
У нас появилась возможность самим вести издательскую деятельность, выпускать местную газету, печатать буклеты, афиши, памятки и многое другое.
Ядром библиотеки остаётся книжный фонд, который пополнился книгами и соответствует потребностям и спросу всего населения: художественной литературой для взрослых и детей, книгами по семейной психологии и воспитанию детей, по медицине и здоровому образу жизни, по краеведению и тактильными книгами ручной работы, книгами со шрифтом Брайля, книги, говорящие с читателями на разных языках и многие другие. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей типографией. Но мы идём в ногу со временем. Наши читатели активно пользуются электронными ресурсами ЛитРес, НЭБ и электронными книгами.
Будущее — это наши дети. Библиотека ожила и наполнилась детскими голосами. Молодое поколение оценило преобразования с привлекательными сервисами, планшетами, современными настольными играми, видео — аудио записывающим оборудованием, 3Д и 4Д книгами, интерактивным глобусом, заменяющим целые энциклопедии и пространством для релаксации и общения. В библиотеке функционируют мастерские и студии творчества, где каждый реализовывает свои возможности. Дети с нетерпением ждут очередного занятия в современной студии по робототехнике. Там ребята учатся создавать своих первых роботов. Мастерская народной куклы возрождает традиционную народную культуру, посредством изготовления народной игрушки. Юные любители анимационных фильмов познают основы мультипликации в современной мультстудии. В компьютерном кабинете библиотекари помогают в освоении компьютерной грамотности.
Для самых маленьких оборудована детская комната для игр, познавательных мероприятий и семейного чтения. Детские книги представляют собой целые творения, способные увлечь ребёнка, погрузить в увлекательный и познавательный, художественный и сказочный мир.
Библиотека подружилась с сетью интернет, которая даёт нереальные возможности для развития и внедрения новшеств. Активно покоряем все современные платформы для продвижения книги и чтения. Мы имеем возможность организовать свой сайт, вести страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах, проводить прямые трансляции. Снимаем фильмы и выкладываем в интернет! Для кого-то это будущее, а для нас уже реальность. Сколько ещё возможностей впереди! У библиотеки большое будущее! А профессия библиотекаря – профессия будущего!

  

 

 

   

Сочинение: Библиотечный фонд, его функции, состав и структура

Библиотечный фонд — упорядоченное собрание документов, предназначенное для хранения и общественного использования в целях удовлетворения научных, культурных и образовательных потребностей физических и юридических лиц.

Библиотечный фонд — понятие собирательное. Они чрезвычайно разнообразны по своему составу. Чаще всего считают, что библиотечные фонды состоят из книг. Действительно, книги являются их основой. Но книги это лишь один из видов изданий — документов, прошедших редакционно-издательскую обработку, полученных печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленных, имеющих установленные выходные сведения и предназначенных для распространения содержащейся в них информации. Для того, чтобы иметь обобщающее понятие для любых информационных материалов, составляющих библиотечные фонды, был принят термин «документ», который определяется как «социальная информация, зафиксированная на любом материальном носителе в целях её хранения, распространения и использования».

«Библиотечный фонд имеет сложную структуру и классифицируется по разным признакам, характерным для документов, которые его образуют.

Фонд библиотеки — систематизированное собрание документов, формируемое в соответствии с задачами библиотеки по удовлетворению информационных потребностей ее пользователей с учетом типа библиотеки на основе профиля комплектования.

Учет библиотечного фонда — совокупность правил и процедур, обеспечивающих регистрацию и обобщение сведений о величине, составе, движении фонда и его стоимости.

Перестановка фонда — перемещение документов в пределах действующих фондов одной библиотеки без изменений показателей общей статистики учета фонда библиотеки.

Поступление в фонд — включение в фонд библиотеки и взятие на учет документов, приобретенных в результате поставки обязательного экземпляра, покупки и подписки, обмена, пожертвования, дарения, лицензирования и другим способом.

Проверка фонда — переучет документов в целях подтверждения их наличия, соответствия учетной документации и каталогам библиотеки.

Библиотечные фонды являются важнейшей документальной и информационной основой в жизни общества, поэтому совершенствование качества их формирования — это основной принцип комплектования. Комплектование библиотечного фонда должно обеспечивать и динамично развивающиеся читательские потребности, и максимальное использование поступающих изданий.

Учет документов библиотечного фонда является основой государственной статистики, отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует обеспечению сохранности фонда.

Учет отражает поступление документов в библиотечный фонд, их выбытие из фонда, величину (объем) всего библиотечного фонда и его подразделений, состав документов по тематико-видовому, языковому и иным признакам.

Организационно упорядоченная совокупность видов, форм и методов учета документов, дифференцированных в соответствии с их назначением, составляет систему учета документов библиотечного фонда.

Учет фонда — это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда, а также его сохранность.

Учет раскрывает динамику развития фонда, его состав, структуру, соотношение источников и способов его пополнения, темпы обновления, местонахождение каждого документа. Существо учета заключается в регистрации каждого документа в отдельности и подсчете общего их количества.

Учет фонда отражает поступление в фонд, выбытие из него, величину всего библиотечного фонда, его подразделений и служит основой для государственного статистического учета, отчетности библиотеки, планирования ее деятельности, обеспечения сохранности фонда, контроля заналичием и движением документов.

В библиотеке фонд является той активной частью, которая с наибольшей полнотой позволяет решать социальные задачи стоящие перед библиотеками, оказывая воздействие на формирование научного мировоззрения личности. Библиотечный фонд способствует получению общего и профессионального образования любого уровня и его дальнейшему совершенствованию. В этих и других аспектах проявляется педагогическая функция библиотечных фондов. Информационная функция предполагает осуществление возможности извлечения из документов, имеющихся в фонде, сведений о прошлых и современных достижениях в области науки, техники, сельского хозяйства, культуры с оптимальной полнотой и оперативностью для использования их в практической и научной деятельности.

Библиотечный фонд состоит из большого количества документов, различных по видам, содержанию и назначению и в этом смысле имеет свойство неоднородной множественности. Но при этом фонд в целом не зависит от всех особенностей каждой из составляющих его частей, с одной стороны, а с другой, являясь частью библиотеки, автономен по своим характеристикам. Все его элементы взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом., что придаёт ему свойство целостности. В библиотечном фонде сочетаются свойства динамичности и статичности т.е. способности к быстрому развитию, видоизменению, а в месте с тем к состоянию покоя и равновесия.

Очень важным свойством библиотечного фонда является его управляемость, способность под влиянием внешнего воздействия поддаваться управлению. Свойство ценности библиотечного фонда связано, с одной стороны, с содержанием и видовым составом документов, что даёт возможность с его помощью ответить на конкретный запрос читателя. Упорядоченность библиотечного фонда так же является одной из его свойств. Чтобы легко ориентироваться в фондах и вести поиск нужных документов, необходимо учесть их содержание, целевое и читательское назначение и многие другие признаки, создать условия для связей и размещения между отдельными частями фонда, обеспечить определённый порядок внутри выделенных фондов, сделать возможным их взаимодействие не только внутри, но и вне конкретной библиотеки, с другими библиотеками и органами НТИ.

Анализ международных и национальных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в обществе сформировалось мнение, в соответствии с которым фонды библиотек рассматриваются как национальные ценности. Это обосновано тем, что в библиотечных фондах сконцентрированы как документы, отражающие национальные достижения в области науки, техники, культуры и других сферах, так и документы, обеспечивающие эффективное развитие различных видов деятельности, в т. ч. промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины, образования и т.д. Для выполнения своей миссии в обществе библиотекам республики необходимо обеспечивать систематическое пополнение национального библиотечного фонда, сохранность накопленных документов и их эффективное использование.

Каждый из содержащихся в библиотечном фонде документов сочетает в себе различные видовые признаки. Так, например, печатное издание по материальной конструкции может быть книжным изданием; по знаковой природе информации — текстовым изданием; по периодичности и структуре — непериодическим многотомным; по целевому назначению и характеру информации — учебным изданием по определённой отрасли знания и т.д.

Правильная классификация, определение ведущего и последующих признаков чрезвычайно помогают далее во многих процессах и, операциях работы с библиотечным фондом.

В отличии от отдельных документов библиотечный фонд должен обладать целым рядом специфических признаков, таких как множественность документов, подобранных в определённом порядке; организация его не только в целом, но и отдельных частей по определённым признакам и способами, удобными для большинства читателей и работников библиотеки.

Итак, о качестве библиотечного фонда судят по заранее рассчитанной степени его соответствия общественно значимому эталону — количеству, пользующихся им абонентов и доле их безотказного обслуживания в нормативные сроки. Качество отражает сумму всех потребительских свойств библиотечных фондов.

Одной из основных закономерностей формирования библиотечных фондов, как мы знаем, является обеспечение их соответствия информационным потребностям общества. Обусловлено это тем, что, во-первых, наиболее полное удовлетворение таких потребностей является целью библиотечного дела; во-вторых, реализация данной цели определяет выбор наилучшей структуры фондов; в-третьих, именно информационные потребности служат критерием оценки оптимального объема и состава фондов. Информационные потребности и библиотечные фонды всегда находятся в определенной пропорции.

Важными задачами библиотеки в работе с фондом являются своевременное его пополнение и обновление, а также освобождение от документов, которые по тем или иным причинам потеряли свою значимость для читателей.

Вместе с тем библиотечный фонд способствует получению общего и профессионального образования любого уровня и его дальнейшему совершенствованию.

Фонды библиотек характеризуются целым рядом признаков. Одним из них является их состав — наличие в фонде документов разнообразных по видам, содержанию, государственной принадлежности, языку, году издания, коллекционной ценности. На состав фонда влияет профиль комплектования, создавая то его своеобразие, которое называется профилем фонда.

Если фонды библиотек содержат различные виды документов по всем или большинству отраслей знания, их называют универсальными. Фонды, основу которых составляют, издания по нескольким отраслям знания, например искусство, архитектура, строительство и некоторые другие отрасли техники, связанные с искусством являются многоотраслевыми. Фонды, состоящие преимущественно из документов по одной отрасли знания носят наименование отраслевых. Кроме того, существуют специализированные фонды, которые организуют, взяв за основу не признак содержания документов, а их вид или читательское назначение, например газетный фонд или фонд грамзаписей и др.

Фонд библиотеки может быть универсальным или отраслевым независимо от его объёма (величины) — числа документов в установленных единицах учёта.

Чем крупнее библиотека, тем сложнее структура её фонда — функциональная организация, предусматривающая взаиморасположение и взаимосвязь распределений фонда.

В фондах библиотек есть книги на русском и других языках народов страны. Многие библиотеки имеют издания на иностранных языках, поэтому существует деление фонда по языкам.

Фонды библиотек разделены по содержанию. Книги по философии, языковедению, естествознанию, технике и другим отраслям знания могут стоять вместе, в общем фонде, в порядке следования отделов, или часть из них выделяется как самостоятельная структурная часть фонда.

Фонд делят и по видам издания, когда в них отделены друг от друга книги, журналы, газеты, ноты, рукописи и т.д. И в этом случае они могут быть структурно оформлены как отделы.

В библиотеках, где фонд распределён между структурными подразделениями библиотеки, каждый отдел все равно разграничивают по видам издания, по содержанию, а иногда — по языкам.

Единый региональный (территориальный) библиотечный фонд образуется в пределах разных территорий: в районе, области, крае и т.д. В нём могут взаимодействовать фонды всех или части библиотек региона, к процессу взаимоиспользования привлекают весь фонд целиком или его часть.

Отличительной особенностью создания единого регионального фонда является то, что он состоит из фондов отдельных библиотек с различным составом по содержанию (универсальных. Отраслевых), подчинением, финансированием, организацией и т.д.

Для того чтобы привести библиотечный фонд в состояние, при котором он будет способен выполнять свои функции, и обладать присущим ему свойствами, необходимо проделать не малую работу, которая включает в себя ряд основных процессов.

Моделирование — воспроизведение или установление с помощью моделей свойств и других характеристик библиотечного фонда для их исследования и прогнозирования развития.

Комплектование, которое включает в себя:

Первичный отбор — отбор и планомерное и приобретение библиотекой произведений печати и других документов для создания и пополнения фонда, отвечающих по своему содержанию и видам требования научной и художественной ценности и задачам, которые решает каждая конкретная библиотека в работе с читателями;

Вторичный отбор — использования библиотечного фонда с целью установления соответствия между содержанием документов, имеющихся в фонде и информационными потребностями в зависимости от типа и вида библиотеки, ее задач, читательского профиля, а также их соответствия читательским запросам для корректирования качества комплектования и рекомплектования документов уже имеющихся в библиотеке, но по разным причинам не используемых ее читателями и поэтому подлежащих исключению из фонда.

Организация библиотечных фондов, объединяющая:

Учёт библиотечного фонда — регистрация произведений печати и других документов в целях отражения в государственной статистике, контроля за их сохранностью, прогнозирования развития фонда. Учёт имеет две стороны: приём вновь поступивших изданий и исключение выбывших:

Библиотечную обработку фонда — процесс подготовки произведений печати к выдаче читателям, обеспечивающий возможность их поиска, хранения и использования. Различают два вида обработки: техническую и научную.

Размещение и расстановку библиотечного фонда — порядок расположения произведений печати в библиотеке, обеспечивающий их хранение и поиск;

Хранение библиотечного фонда — содержание фонда в специально оборудованных помещениях в условиях оптимального физическо-химического и биологического режима;

Проверку библиотечного фонда — процесс, обеспечивающий контроль за сохранностью фонда правильностью его учёта, оформление выдачи документов и контроля за своевременностью их возврата, а так же организацией воспитательной работы среди читателей.

Формирование библиотечных фондов требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам.

Залог успеха состоит в умении определить, предвосхитить будущие информационные запросы, что делает формирование библиотечных фондов не только наукой, но и искусством.

Для правильного формирования библиотечных фондов нужно знать информационные запросы, приравнивать к интересам и потребностям пользователей.

Формирование и использование библиотечного фонда в определяющей мере зависит от того, насколько он изучен библиотекарем, а о результативности этого процесса можно судить по результатам соответствующих критериев, некоторые из которых и предстоит рассмотреть в данной работе.

Формирование библиотечных фондов — непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Работа по формированию фонда составляет основное содержание деятельности многих сотрудников библиотеки, по мере возрастания величины ее фонда все более специализирующихся на отдельных технологических процессах и операциях его формирования.

Технологически формирование библиотечных фондов начинается с определения идеального образа фонда, или его модели. Следующий этап — отбор, приобретение (исключение) документа, или комплектование. За ним следуют учет, обработка, размещение, хранение, доставка документа по требованию абонента. Информация о ходе этих процессов постоянно анализируется, и по итогам анализа в них вносятся коррективы.

В последние годы библиотеки были озабочены активным развитием в своей деятельности, в основном двух направлений — автоматизацией традиционных процессов и внедрением новых информационных технологий, чему способствовало интенсивное техническое оснащение (закупка компьютеров, создание сетей и т.д.). Кому-то это удалось лучше, кому-то хуже.

Сейчас перед библиотеками стоят уже задачи не только автоматизации традиционной технологической деятельности и технического оснащения, которые практически решены на сегодняшний день во многих библиотеках, но в первую очередь управленческие, задачи повышения эффективности и качества библиотечных услуг. Это и определило тему сообщения.

О качестве библиотечного фонда судят по заранее рассчитанной степени его соответствия общественно значимому эталону — количеству пользующихся им абонентов и доле их безотказного обслуживания в нормативные сроки.

В качестве критерия оценки документа при принятии решения о включении его в библиотечный фонд выступает соответствие документа профилю фонда.

Полнота выступает как качественная категория библиотечного фонда, указывает на его соотношение с документальным потоком и позволяет обеспечивать при отборе наличие в фонде документов, соответствующих его профилю.

Профиль фонда отражается в его модели, в которой отражены информационные потребности читателей данной библиотеки. Следовательно, соответствие — качественная категория библиотечного фонда, определяющая уровень его соответствия читательским потребностям, отраженным в модели фонда. При этом возможны три характеристики: фонд превышает читательские потребности, фонд недостаточен для удовлетворения потребностей и фонд оптимален. Согласно этим характеристикам установлены следующие уровни соответствия фонда читательским потребностям:

оптимальный — документы представлены с необходимой библиотеке полнотой в соответствии с профилем фонда при оптимальной экземплярности;

избыточный — фонд превышает читательские потребности за счет непрофильной (не запланированной в модели фонда) и дублетной (многоэкземплярной) литературы;

недостаточный — в фонде имеются лакуны, недостаточно количество экземпляров документов повышенного спроса.

Избыточный уровень может быть оправдан лишь для депозитарной части фондов крупных библиотек, где собирается малоспрашиваемая литература, предназначенная для использования читателями многих библиотек.

Формирование библиотечных фондов требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам. Залог успеха состоит в умении определить, предвосхитить будущие информационные запросы, что делает формирование библиотечных фондов не только наукой, но и искусством.

Для правильного формирования библиотечных фондов нужно знать информационные запросы, приравнивать к интересам и потребностям пользователей. Формирование и использование библиотечного фонда в определяющей мере зависит от того, насколько он изучен библиотекарем, а о результативности этого процесса можно судить по результатам соответствующих критериев, некоторые из которых и предстоит рассмотреть в данной работе.

Технологически формирование библиотечных фондов начинается с определения идеального образа фонда, или его модели. Следующий этап — отбор, приобретение (исключение) документа, или комплектование. За ним следуют учет, обработка, размещение, хранение, доставка документа по требованию абонента. Информация о ходе этих процессов постоянно анализируется, и по итогам анализа в них вносятся коррективы.

Литература

1. Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства: сб. науч. тр. — СПб., 1992. — 236 с.

2. Воронько. К.Л. Библиотечные фонды: Учеб. для библ. Техникумов и библ. отд-ний культ. Училищ. — М.: Книжная палата, 1992. — 199 с.

3. Столяров. Ю.Н. Библиотечный фонд: учебник. — М.: Книжная палата, 1991. — 271 с.

                                                     Слово о библиотеке

Можайская Людмила  Ивановна,

МКОУ «Марковская СОШ»,

педагог-библиотекарь,

mojaiskaya2015@yandex.ru

                                                      
  «Вы — главные лица в государстве,               

                                                         
потому что от вас зависит образование         

                                                         
страны, её культура. Без общей         

                                                          культуры
не может быть подъема         

                                                         
нравственности. Без нравственности не          

                                                         
действуют никакие экономические                     

                                                         
законы… Чтобы стране не пропасть, ей                         

                                                         
нужны прежде всего вы — библиотекари».

                                                                                                             Д.
Лихачёв

           
Моя библиотека –
это библиотека Марковской средней школы. Сюда приходят обучающиеся, чтобы взять
книги для уроков литературы, подготовить сообщения по географии, истории,
биологии, мировой художественной культуре. Приходят  педагоги, чтобы найти
дополнительный материал к урокам, взять томик Анны Ахматовой, Александра Блока,
Николая Рубцова и др. К тому же, школьная библиотека имеет свою специфику – в
отдельный библиотечный фонд выделены учебники.

       С чего же начинается
библиотека?

        Для меня – это моё рабочее
место, куда возвращаюсь, изо дня в день, вот уже двадцать шесть лет.

       Вопреки утверждениям тех, кто
говорит, что библиотека скоро исчезнет за ненадобностью книг, так как их
полностью заменят другие носители и источники информации, убеждена, что это не
так.

        Книга, как материальный
носитель информации, будет существовать наряду с другими, а библиотека, при
этом, будет ещё и хранилищем культурных памятников страны.

        Не секрет, что люди, особенно
молодёжь, читают сейчас меньше, чем, например, тридцать лет назад, так как
компьютеризация проникла и в сферу библиотечной деятельности. Несомненно, и это
нельзя отрицать, что любую литературу: художественную, научно-познавательную,
публицистическую и др. можно найти, сидя дома за компьютером. Это экономит
время. Только в погоне за экономией времени появилась информация, в которой кратко
изложено содержание того или иного художественного произведения, что, конечно,
не позволяет в полной мере ощутить его художественные достоинства.

       Важность книг и чтения в нашей
жизни, следовательно, и существование библиотек, доносят до нас множество
пословиц и поговорок, например: «Хлеб питает тело, а книга питает разум»,

«
С книгой
поведешься – ума наберешься» и др. Это многовековой опыт нашего народа,
мудрость, выработанная временем.

       Подрастающему поколению нужно
помогать стать читателями, полюбить книгу и чтение, чтобы библиотека стала
местом постоянных встреч, общения. 

       Вот здесь и надо сказать о том
важном преимуществе, том отличительном качестве, которое получают те, кто
пользуется библиотеками – это общение библиотекаря и читателя.

       Возможности здесь открываются
огромные. Библиотекарь должен уметь, а самое главное, хотеть их реализовать.

       Библиотека – это могучий
источник воспитания: нравственного, духовного, патриотического, экологического
и др.

       Познакомить читателя –
младшего школьника, подростка с книгой, умело акцентировать внимание на важных,
захватывающих внимание местах, заинтересовать развитием сюжета  и, тем самым,
привлечь  к чтению – задача не из лёгких, но выполнимых.

       Человек, который руководит
детским чтением – библиотекарь-профессионал, искренне любящий своих читателей,
трепетно относящийся к книге и осознающий свою ответственность за   информацию,
которую получают читатели. Такими библиотекари были всегда.

        Вспоминая свой опыт
приобщения к чтению и библиотеке, убеждена, что только благодаря
систематической работе в этом направлении можно привить ребёнку любовь к
чтению. В чём и заключается, по моему мнению, миссия библиотекаря.

       В нашу старенькую деревенскую
начальную школу каждую среду приходил библиотекарь, Евдаков Иван Петрович, и
выдавал  книги, которые хранились в  большом деревянном шкафу, закрытом на
замочек. Все выстраивались в очередь и радовались, словно предстояло получить  подарок.

       Этот человек за короткий
промежуток времени успевал каждому ребёнку сказать о  книге самое главное,
знал, кому и что интересно, а главное, узнать, о чём он прочитал. Помню, как
неловко чувствовали себя нерадивые читатели! Непрочитанная книга была, как невыученный
урок.

       Возвращаясь мыслями к нынешним
читателям, к библиотеке, какая она есть сейчас, нельзя не задуматься,  что же
нужно сделать, чтобы подрастающее поколение стало читающим? Как повысить
престиж библиотек?

       Выражение «один в поле не
воин», как никакое другое, очень точно представляет нынешнюю ситуацию с
чтением и библиотеками. Каким бы профессионалом ни был библиотекарь, он не
сможет изменить что-либо коренным образом.

        А ситуация такова, что
требует пристального внимания к себе, как бы это ни высокопарно звучало, на
государственном уровне.

        В первую очередь, это
относится к школьным библиотекам, особенно, библиотекам сельских школ. Оно
плачевное. Библиотечный фонд обветшал, не комплектуется новыми изданиями на
протяжении  более десятка лет! Он в должной мере не соответствует содержанию
образовательных программ по литературе и литературному чтению.

       Проблем много, перечислять их
все — тема отдельного, серьёзного разговора. Необходимо привлечь внимание
государства к состоянию школьных библиотек, положению школьных библиотекарей,
ведь за этим стоит нравственное и духовное здоровье нашего общества.

        Возвысим голос за библиотеки!
Их насущная необходимость в нашей жизни исторически сформирована и обоснована.
Как бы ни выглядела библиотека будущего, за её стенами всегда будет проходить
напряжённая интеллектуальная деятельность под руководством библиотечного
работника.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел по образованию и делам молодежи администрации Терновского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская средняя общеобразовательная школа №2

Терновского муниципального района Воронежской области

VIII Областная олимпиада обучающихся по краеведению, посвященная 250-летию Е.А.Болховитинова

Номинация: «Литературное краеведение»

Библиотека в жизни современного общества

Подготовила:

Тябина Алена Игоревна,

учащаяся 10 класса

МКОУ Терновская СОШ №2,

397112, Воронежская обл., Терновский р-н,

с.Терновка, ул. Луговая, дом 15

Конт.телефон:89204275741

E-mail:[email protected]

Руководитель:

Толубаева Вера Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Терновская СОШ №2,

397112, Воронежская обл., Терновский р-н,

с.Терновка, ул.Пролетарская,106;

Конт.телефон:8-951-543-39-92;

E-mail: [email protected]

Терновка – 2017

Библиотека в жизни современного общества

Одно из главных воспоминаний детства – я научилась читать. Это было открытие целого мира. В мою жизнь вошли книги.

Я помню свое знакомство с библиотекой. Как и у большинства моих сверстников, это была школьная библиотека. До сих пор помню, как мне понравился запах, который там был: какой-то особый, таинственный и ни на что не похожий. Когда в библиотеке на меня завели карточку, вписав туда мое имя, я поняла, что теперь могу читать много разных интересных книг. Потом была сельская библиотека. Меня встретили приветливые, вежливые и доброжелательные работники.

Мы живем в мире очень быстро меняющемся, но ничто не может быть более устойчивым, чем книги – величайшее творение человечества.

Общеизвестно, что роль книги и библиотеки в образовании, воспитании, выработке мировоззрения, чувства гражданственности и критического мышления, в сохранении нравственности, национальных традиций чрезвычайно велика.

Сегодня существуют опасения, что в эпоху бурного распространения «цифровой» культуры и новых технологий библиотека может утратить свое значение. Я задаюсь вопросом: «Может ли,например,телевидение, интернет заменить книги?» Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что информационные технологии и библиотеки выполняют одну и ту же базовую функцию – поддерживают человеческую память. По существу, библиотека – это тоже информационная технология, которая не может не развиваться в информационном обществе.

«Величайшее сокровище — хорошая библиотека»,- говорил В.Г.Белинский. Анализируя высказывание, можно отметить, что именно от того, что мы читаем, зависит наше мировоззрение, сознание и наши поступки. Книга это знания, бесценный опыт, которые передаются нам через поколение и время, поэтому важно помочь людям найти себя в литературном море и постичь новые горизонты. Именно этим и занимаются сотрудники нашей сельской библиотеки. Постоянно пополняется фонд, упор не только на классическую литературу, но и современные произведения. Всё это позволяет говорить о конструктивной политике в деятельности библиотеки. Она позволяет привлекать молодежь, творческих и интеллектуальных деятелей и требовательных читателей, которые могут найти здесь все, что соответствует их вкусу и сфере деятельности. Особая атмосфера и профессиональный дружный коллектив придают библиотеке образ второго дома, где хочется проводить все свое свободное время. А руководит Терновской межпоселенческой библиотекой Галина Ивановна Благонравова.

С первых дней работы Галина Ивановна посвятила себя пропаганде книги. За более чем 17 лет она стала настоящим профессионалом. Ее фантазия, богатый опыт, творческая натура делают каждое мероприятие незабываемым и привлекают все большее количество читателей. В своей библиотеке она старается создать уютную и комфортную обстановку, стремится максимально удовлетворить запросы пользователей библиотеки. В 2014 году библиотека стала победителем областного конкурса в номинации «Лучшее муниципальное учреждение культуры, находящееся на территории сельского поселения».

Огромное внимание она уделяет краеведческой работе, но, к сожалению, почти все материалы имеются в количестве одного-двух экземпляров. Они постоянно пользуются спросом и достаточно быстро приходят в негодность. Перед библиотекой стала проблема сохранения уникальных по содержанию документов по истории и культуре района. В связи с этим у Галины Ивановны возникла идея о внедрении в работу новейших информационных технологий (оцифровка краеведческого фонда). Для перевода фонда в электронный формат необходимо специальное оборудование: планшетный сканер, цифровая фотокамера, принтер. В 2016 году за проект « С чего начинается Родина» — библиотечное краеведение в новом формате» Галина Ивановна получила грант правительства Воронежской области за создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства. 100 — тысячный грант потратили на оборудование.

С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества в Терновском районе при библиотеке была создана инициативная группа, которая собирает сведения о погибших и пропавших без вести земляков в годы Великой Отечественной войны. Были установлены имена 384 воинов-терновцев, попавших в плен и умерших там, но не утративших чести и достоинства, не изменивших Родине. В результате — была создана накопительная папка с информацией (личная карточка) о каждом военнопленном. Начата работа по составлению электронной Книги Памяти Терновского района. Информация по каждому сельскому поселению района собрана в толстых папках и ждет оцифровки. Предполагается размещение на сайте библиотеки электронного каталога. Информация будет храниться на компакт-дисках, что позволит значительно расширить круг пользователей. Разъяснительная и информационная работа библиотеки во время предвыборных кампаний во многом зависит от политической грамотности и профессиональной компетентности библиотекаря. В библиотеке проходят встречи читателей с депутатами и кандидатами в депутаты всех уровней власти. Эти встречи стимулируют избирательную активность населения, дают возможность обмена мнениями избирателей, способствуют решению многих социальных вопросов.

А такие мероприятия, как День информации «В руках молодежи – будущее нашей страны», Дни молодого избирателя, патриотический вечер «Я – гражданин России», историко-познавательный час «Нашей истории славные даты», занятие по российской символике «Символы России», часы патриотической поэзии «Я о России буду говорить», «Об отчей земле поэтической строкой» (поэзия местных авторов), викторины по избирательному праву и другие для подрастающего поколения, позволяют юным читателям определиться в жизни, знать больше об истории нашей родины, так как работники вкладывают в них душу, не жалеют ни сил, ни времени. На базе библиотеки работает творческое объединение местных поэтов и прозаиков «Лира».В библиотеке действует музейный уголок, где вниманию посетителей представлены подлинные экспонаты крестьянского быта. Не остаются без внимания библиотекарей люди пожилого возраста и инвалиды. В работе с ними преобладают такие формы мероприятий, как «огоньки», вечера-встречи, беседы и другое. Создан клуб пожилых людей «Энтузиаст».

Я считаю, что в современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь не просто нужны КНИГИ, ему нужны возможности. По-настоящему современные библиотеки начали внедрять информационные технологии: создают электронные каталоги, оцифровывают книги и даже запускают Интернет-аналоги библиотеки.

Современная библиотека – место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому с уверенностью можно сказать, что библиотека – это дом, в котором человек познаёт себя, окружающий мир и бесконечные просторы в областях различных наук, а также поддаётся пристрастиям воображения, попадая при чтении книги, например, в неизвестные миры.

Таким образом, я думаю, что жизнь современной библиотеки стала намного шире, ярче и многограннее.

Разве книги уйдут из нашей жизни? Только если мы перестанем ценить сокровища человеческого наследия.

Список источников и литературы

Статья из газеты:

1.Газета «Савальские зори» от 15.11.2016 г.№84, с.4.

2.Газета «Коммуна» от 26.05.2012 г. №63, с.3.

3.Газета «Савальские зори» от 09.04.2013 г. №56, с.4.

4.Воспоминания Благонравовой Г.И.

original 1Быть ли библиотекам вообще в будущем? Чаще всего задаюсь этим вопросом.… А если быть то, какими они будут? Мы живем в век технологий. Они стали частью нашей жизни: мы общаемся с любимыми по мобильному телефону, ищем друзей с помощью интернета, современные гаджеты заменили нам записные книжки, а книги мы теперь читаем электронные

Какая же она будет библиотека будущего? Задавалась этим вопросом много раз. Представляла, что это будет большое здание похожее на теремок и внутри, будет пахнуть деревянной смолой и только — что отпечатанной в типографии книгой. Каждый отдел будь то естествознание, техника и любой другой будет настоящим окном в реальный трехмерный мир. Взяла с полки книгу сенсоры мгновенно реагируют, и делают так, что вы можете блуждать в 7D виртуальных мирах, которые живут в этой книге….

    Библиотека будущего —  это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотеки  это место, где человеку приятно находиться, место  для самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство – это своего рода  уникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа – продукты. В библиотеках можно будет получить во временное пользование не только печатные, но и электронные или аудиокниги. Пользователи будут иметь доступ к тысяче кинофильмов,  телевизионных шоу,  музыкальных альбомов, которые  можно будет просматривать и прослушивать на смартфонах,  «таблетках» и компьютерах.

    Я надеюсь, что компьютерные технологии медленно, но верно, изменят  формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это хорошо, если современные технологии станут частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн — бронирование, и электронные ресурсы – все это упростит систему и сэкономит читателю и библиотекарю время. Библиотека будет доступна в любое время и на любом расстоянии.
    В библиотеках уйдут в прошлое рабочие столы и кафедры библиотекарей. Появятся электронные регистраторы и навигаторы. Система самообслуживания освободит библиотекарей, и они могут уделять больше времени самим читателям, организовывать беседы, презентации книг, работу читательских клубов. Для множества пользователей библиотека будет убежищем, которого больше нигде не найти.

    Изменится дизайн библиотеки: уйдут в прошлое стандартные скучные стеллажи, столы и стулья придут  более яркие и необычные дизайнерские решения, они будут привлекать своими необычными формами. Будет разрешено желающим  побыть в библиотеке подольше, выпить кофе, пообщаться с другими пользователями, послушать дневные концерты или поучаствовать в заседаниях читательских клубов.

   В библиотеках будет создана молодежная зона,  оснащенная  многими привлекательными сервисами – видео — аудио записывающими студиями,  автоматом,  выдающим  планшеты,  3D  принтерами,  книгами и  пространством для релаксации.

   Зона подросткового образования и творчества. Это будет целая лаборатория, где имеется все необходимое оборудование для компьютерного моделирования, создания компьютерных программ. Разнообразные библиотечные сервисы, чтобы помочь преуспеть в школе,  подготовиться к поступлению в колледж,  заложить основы собственной карьеры,  выбрать хобби,   приобрести цифровые навыки,  стать активным гражданином,  общаться с друзьями,  творить и многое другое.

   Детская зона будет оснащена действующей обсерваторией, что даст возможность полюбоваться небесными телами. Дети будут учиться модифицировать или изменять мир. Книги для детей будут представлять собой сложные творения с элементами симулятора выживания и открытым миром помогающими ему глубже проникнуть в замысел автора. Книга, передающая все ощущения, будь то дуновение ветра, дождь.

     Бумажная книга будет существовать всегда, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках. Возвращаться к строкам, которые ему запомнились. К мыслям, которые его зацепили. К биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

    Конечно, библиотеки не исчезнут. Они изменятся под давлением и напором современных технологий, но они устоят. И люди всегда будут читать, книга будет всегда – неважно, на каком носителе: электронном или бумажном, но книга будет существовать. А будет книга – будут и библиотеки.  Как сказал Лихачев: «Там, где закрываются библиотеки, открываются тюрьмы». Надеюсь, что мы никогда к такому не придем.

                                                                                                             Елена  Ермолаева, библиотекарь                                          Нижнеякушкинской сельской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *