Актуальные проблемы современной педагогической психологии эссе

Актуальные проблемы современной педагогической психологии — файл

приобрести
скачать (57.8 kb.)


    Смотрите также:

  • Юзова В.А., Шелованова Г.Н. Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники: лабораторный практикум (Документ)
  • Вестник Российского нового университета 2011 Выпуск 1. Проблемы социально-гуманитарных и психологических наук (Документ)
  • Богачкина Н.А. Шпаргалка по педагогической психологии (Документ)
  • Богачкина Н.А. Шпаргалка по педагогической психологии: ответы на экзаменационные билеты (Документ)
  • Вундт Вильгельм. Проблемы психологии народов (Документ)
  • Баканов Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика (Документ)
  • Ильина Т.М. Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста (Документ)
  • Курченков В.В. Бытие как действие и результат: Избранные философско-экономические эссе (Документ)
  • Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии (Документ)
  • Актуальные проблемы экономики (Документ)
  • Ответы на 71 вопрос государственного экзамена по журналистике (Шпаргалка)
  • Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии (Документ)

Эссе на тему: Актуальные проблемы современной педагогической психологии

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека..

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно, и охватить все их невозможно.

1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т.е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя – не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но все это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.

3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике не применимы.

4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты» (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».

5. Отказываясь от воспитательной функции, от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется в сторону превращения себя в некую «обучающую машину», все более и более обретая функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства» по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение», не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те», в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай школа) – сеятель доброго, светло, вечного.

6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их?

8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда — отсутствие порядка в школе.

9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.


Эссе на тему: Актуальные проблемы современной педагогической психологии


Подборка по базе: экологические проблемы городской среды.docx, Открытый урок по обществознанию Глобальные проблемы современност, Рецензия на курсовую работу по теме Современные системы передачи, Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации.doc, Отчет Неделя психологии.docx, самостоятельная по психологии 7.2.docx, Задания (темы) для выполнения эссе_2022_2023 уч год_ Производств, глобальные проблемы общества.pptx, Управление личной эффективностью Эссе 1.docx, нис эссе.pdf


Автономная некоммерческая профессиональная

образовательная организация

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учебно-методический центр

дополнительного профессионального образования
Бланк для самостоятельной работы

по дисциплине «Педагогическая психология»

дополнительной профессиональной программы

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»

560 часов

Ф.И.О. слушателя: Высоцкая Яна Викторовна

эссе на тему «Современные проблемы педагогической психологии».

В настоящий период в педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим основные проблемы:

Проблема равномерного соотношения обучения и развития.

Данная проблема подразумевает соотношение биологического и социального в человеке. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках. Только от ее положения зависит принципиальное правильное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей.

В современном мире наука считает, что на генетическую предрасположенность посредством обучения и воспитания нельзя воздействовать. Генетическая расположенность перевоспитанию не подлежит.

В то же время обучение и воспитание обладают огромными возможностями в плане психологического развития.

Проблема соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, — это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого — образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды — периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же, как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным (Обухова Л.Ф., 1996, аннотация).

Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития каждого ребенка.

Проблема одаренности детей. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов. Одаренные дети — «это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность».

Проблема готовности детей к обучению в школе. Готовность детей к обучению в школе — это «совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению»

В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость».


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Современный мир изменился, и как следствие, изменились современные дети. Изменения психологических особенностей современных детей определили проблемы обучения и воспитания, необходимые для теоретического и практического исследования.

Д.И. Фельдштейн определил реальные измене­ния современного ребенка и подростка, среди которых особую тревогу вызывают следующие:

— снизился уровень социальной компетентности;

— возникает особая по­требность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. «Экранная зависи­мость приводит к неспособности ре­бенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассе­янности…Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпо­читают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [3];

— обедняется общение детей, отмечается низкий уровень комму­никативной компетентности;

— у подростков фиксируются регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшаются меха­низмы произвольного регулирования, избиратель­ного внимания, избирательной оценки информации, уменьшается объем рабочей памяти;

— фиксируются изменения ценностных ориента­ций детей, подростков, юношества. Значимыми становятся образованность, настойчивость, решитель­ность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность, но «эмоциональные и нравствен­ные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, — занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика куль­турных и общественных ценностных ориентации школьников» [3].

Отдельной проблемой современных детей является «клиповое мышление» Под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.

Ф. И. Гиренок считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением [1].

К. Г Фрумкин определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации. Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

  • ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

  • потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

  • увеличение разнообразия поступающей информации;

  • увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно и др. [4].

В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

Признаки «клипового мышления»:

1. Клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность.

2. Визуальное мышление — способность видеть не только глазами, но и воображением. У современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

4. Преобладание конкретного мышления над абстрактным [4].

Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к новому этапу развития общества — информационному. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети, которые используют приемы клиповой подачи информации.

Клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах [1].

Поэтому, как пишет Фельдштейн: «Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение:

  • во-первых, общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства;

  • во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического раз­вития в каждом возрастном периоде;

  • в-третьих, на установление пре­дельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании на­выков, умений;

  • в-четвертых, на выявление педаго­гических, методических принципов подачи знаний, выработку у детей лич­ного отношения к ним;

  • в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, то есть потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обо­снованно решить проблемы иннова­ционного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;

  • в-шестых, на выявление «резер­вов» психического развития совре­менных детей, путей их накопления, в том числе и возможностей ускоре­ния психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитатель­ный процесс школы;

  • в-седьмых, на выяснение условий, способствующих формированию со­циальной зрелости и ответственности;

  • в-восьмых, на определение психоло­гических факторов, влияющих на фор­мирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей;

  • в-девятых, на установление психо­логических условий их социализации и самоидентификации при преодоле­нии негативных явлений, имеющих место у части молодежи» [3]

И, самая важная задача, перейти от «человека информационного» к «человеку сопереживающему».

«Информационный человек» – это не просто человек, работающий на компьютере, включая интернет, а человека, порабощенный компьютером, «приставленный обслуживать информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности» [2]. Такой человек строит свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, утрачивая потребность, а затем и способность к непосредственным контактам.

Важно развивать «человека сопереживающего». Стефан Цвейг в «Нетерпение сердца» пишет:

«…Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их» [5].

Сопереживание — это способность к пониманию другого, к состраданию. Сопереживание позволяет проникнуться чувствами и эмоциями других людей, помогает налаживать контакты с окружающими, определяет коммуникативный потенциал развивающейся личности.

Литература:

  1. Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание/ Ф.И. Гиренок

http://www.ereading.club/bookreader.php/1050735/Girenok__Klipovoe_soznanie.html

  1. Панфилова, Т.В. «Информационный человек»: личность в эпоху глобализации/ Т.В. Панфилова

http://majalis-vrn.ru/psixologiya/informacionnyj-chelovek-lichnost-v-epoxu.html

  1. Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал / Д.И, Фельдштейн. — 2010. №2(4). с.6-11

  2. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста/ К.Г. Фрумкин http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm

  3. Цвейг, С. Нетерпение сердца / перевод Н. Бунина/ С. Цвейг. – Азбука-Аттикус, 2016. 460 с.

https://www.litres.ru/stefan-cveyg/neterpenie-serdca-18794887/

  1. http://fb.ru/article/192163/chto-takoe-soperejivanie-kakim-obrazom-ono-proyavlyaetsya

Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы педагогической психологии.

Психология обучения – наиболее разработанная область педагогической психологии. Поскольку главной целью обучения традиционно считается приобретение учеником знаний, умений и навыков, в педагогической психологии в первую очередь изучаются особенности усвоения знаний детьми – общие закономерности и индивидуально-типические различия. Усвоение знаний связано, с одной стороны, с содержанием и методами обучения, с другой – с умственным развитием обучаемого. Изучение этих взаимосвязей является одним из главных направлений исследования в психологии обучения.

Эффективность усвоения знаний определяется отбором организацией учебного взаимодействия детей, выполнением обучаемым определенных познавательных действий.

В связи с этим для анализа основных закономерностей усвоения знаний используются ключевые термины: обучение, учение, учебная деятельность.

Обучение  – это процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, дошкольного учреждения, школы, вуза, сообщества.

Процесс целенаправленного, сознательного присвоения человеком передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Наряду с понятием «учение» в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова и др.) используется понятие учебная деятельность. В содержание которого входит не только процессуальность, результативность, но и структурная организация и самое главное – субъектность учения.

Обучение начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека в различных видах деятельности: общении, игре, труде.

Ребенок впервые начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Меняется положение ребенка в обществе, он занимает новую позицию по отношению ко всем окружающим. Обучение формирует определенные свойства и черты личности.

Современное образование переживает период реформирования, что отражается и на дошкольном обучении.

В соответствии с обозначенными выше характеристиками обучения в педагогической психологии определяются его основные проблемы. Проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ. В истории педагогической психологии многие традиционные вопросы исследования так и остались не до конца понятыми, сохранили статус проблемы. 

Одной из таких проблем является индивидуализация и дифференциация обучения.  Разные авторы выделяют в качестве главных различные психологические особенности обучающихся, которые необходимо учитывать при индивидуализации учебной работы: умственные способности, учебные умения,  познавательные интересы, индивидуально-типологические особенности.

Вторая традиционная проблема – наглядность в обучении.  Широко бытует представление, что наглядность прямо и непосредственно связана с чувствительностью, с наблюдаемостью предметов, явлений. Такое понимание наглядности идет от Я.А. Коменского, который считается родоначальником принципа наглядности в обучении. Новый подход к проблеме наглядности обучения разрабатывался В.В. Давыдовым.  Наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения..

Особую роль в создании у обучаемых наглядных образов изучаемых явлений играет  создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, и т. д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств.

При использовании наглядных пособий педагогу следует учитывать два момента: 1) какие действия вызовут у обучающихся предъявляемые им средства наглядности; 2) какие действия должны выполнять обучающиеся, чтобы сознательно овладеть учебным материалом. Если эти группы действий соответствуют друг другу, то наглядные пособия и средства наглядности нужны, полезны; если же такого соответствия нет, то эти пособия или не нужны, или даже вредны. Например, если при обучении счету используются яркие картинки или игрушки, то внимание детей направлено не к объекту изучения – количественным отношениям, а к содержанию предметов.

Третья проблема – развитие теоретического мышления обучающихся. В.В. Давыдов разработал теорию новой системы обучения с направлением от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление было названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само обучение развивающим.

Четвертая проблема – управление процессом усвоения знаний учащихся. Разработка этой проблемы в отечественной психологии связана в первую очередь с именами П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. П.Я. Гальперин подробно описал закономерности поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов. Н.Ф. Талызина, опираясь на труды А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, подробно описала основные условия, обеспечивающие управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у школьников различных приемов познавательной деятельности.

Помимо вышеперечисленных, в педагогической психологии дискутируются и другие проблемы: психологическая готовность ребенка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, гуманизация и демократизация обучения, преемственность в обучении и др.

В последние годы в педагогической психологии появились новые актуальные проблемы исследования: сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса; здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды; личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса и др.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 159.9.01

Маркова Янина Сергеевна Markova Yanina Sergeevna

Магистр, ассистент кафедры алгебры, математического анализа и геометрии Master, Assistant of the Department of Algebra, Mathematical Analysis and Geometry Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ

CURRENT DEVELOPMENT ISSUES EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Аннотация: в данной статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной педагогической психологии. Представлена характеристика процесса коммуникации преподавателя и обучающегося.

Abstract: this article discusses the most pressing problems of modern educational psychology. The characteristics of the communication process between the teacher and the student are presented.

Ключевые слова: педагогическая психология, развитие, обучение, взаимодействие, критерии обучаемости, принципы осознанности.

Key words: educational psychology, development, training, interaction, learning criteria, principles of awareness.

В современном мире подходы к образованию и обучению существенно изменились. Сегодня круг психолого-педагогических исследований вышел далеко за рамки школы/вуза и уже не ограничивается проблемами обучения и воспитания, традиционно входящими в сферу компетенции преподавателя. Исследователи отмечают, что современные школьники и студенты гораздо более мотивированны на обучение, потому что воспринимают его не как скучную обязанность, а как путёвку в жизнь.

Психологи, методисты и дидактики возвращаются к устаревшим и отжившим своё образовательным технологиям прошлых веков. По их мнению, основной задача школы состоит в развитии памяти и способностей к самостоятельному приобретению знаний. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» показал разработанные им самим принципы отбора учебных материалов по содержанию, заложил основание воспитывающего обучения, описал методы обучения, которые подходят к различным особенностям умственного развития учеников. То есть нововведения полуторавековой давности! Более «современные» подходы, которые используют в 21 веке, мало отличаются от алгоритмизации обучения Л.Н. Ланды, хотя преподносятся как новаторство в области дистантного и интерактивного обучения [1].

Психология обучения на данный момент практически не изучается — несмотря на высокую актуальность этой области науки для развития образовательных практик. Исследование В.Г. Казанской (анализ авторефератов докторских и кандидатских диссертаций, прошедших защиту) показал, что по специальности 19.00.07. (педагогическая психология) за последние два года

IVМеждународная научно-практическая конференция

выпущена 121 работа, но обучению как собственно предмету исследования посвящено только две [2]. Трудно в такой ситуации ждать, что в России появятся не только свои экспериментальные методики диагностики усвоенных знаний, но и новые дидактические технологии с современным подходом к обучению. Если бы практикующих педагогов снабдили комплексом исследовательских методик для описания динамики когнитивных способностей учащихся на протяжении всего срока, проведённого в общеобразовательной школе, появился бы качественный массив данных для разработки технологий обучения. Педагогическая психология ждёт своих авторов. А пока страдают и педагоги-практики, и ученики, которых нужно обучать с учётом индивидуальных психологических и когнитивных особенностей. Контингент учащихся кардинально изменился, методики остались устаревшими, обучение стало абсолютно неэффективным. Теперь это не подготовка ко взрослой жизни, труду и творчеству, а просто передержка детей и молодёжи, чтобы не болтались по улицам.

Ещё один важный вопрос: есть ли предел способностям к обучению и умственному развитию? Для ответа лучше всего обратиться к исследованиям В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Их идеи о соотношении обучения и развития до сих пор актуальны [3].

Развитие — процесс изменения личности в целом и отдельных психических функций из-за взаимодействия с другими людьми, при овладевании ведущей деятельностью. Обучающийся развивается и познаёт действительность при помощи учителя и других значимых взрослых. На этот процесс влияют условия жизни, общение, режим дня и питания, а также другие разнообразные факторы. По мнению В.В. Давыдова, понятие развития шире, чем обучения, но обучение подстёгивает умственное развитие. Правильно организовать обучение можно тогда, когда ясны предполагаемые изменения в развитии, определены социальные условия этого процесса [4].

Важно также понимать механизмы, инициирующие познание, участие ученика в образовательном процессе. Они раскрываются в понятии обучаемости. Это — комплекс личностных свойств и способностей к различной деятельности, который показывает возможности ученика в области усвоения знаний, умений, навыков из учебной программы. Различия в учебной деятельности на основании разной обучаемости изучает такая область педагогической науки, как смысловая дидактика.

Калмыкова З.И. выделяет следующие показатели обучаемости: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (т.е. без нервного напряжения, переутомления), способность быстро освоить другие принципы и способы работы. Итоговыми показателями обучаемости являются экономичность и темп мышления, способность к саморазвитию, трудоспособность и выносливость. Маркова А.К. выделяет такие показатели, как: быстрая ориентированность в новых условиях; инициатива при выборе ответа, самостоятельное решение более тяжелых задач; настойчивость для достижения поставленных целей и «помехоустойчивость» как умение

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

мыслить в нестандартных ситуациях; оказать поддержку и помощь другому человеку.

Говоря о перспективах развития образования в области образовательных технологий и эффективности учебно-воспитательного процесса на основе подобных современных исследований. По мнению Л.Д. Столяренко в современном мире актуальны такие направления анализа:

Непосредственность или опосредованность общения учителя и ученика: контактное или дистанционное обучение. Первая группа: традиционные методики. Вторая: новые практики с использованием современных технических средств.

Обучение может быть традиционным, без управления. Но есть методики с управлением процесса усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).

Взаимодействие обучения и культуры привносит разделение на проектное (усвоение образца культуры) и дисциплинарно-предметное (от культуры не зависящее).

Знаково-контекстное обучение (Вербицкий А.А.) предполагает связь обучения с будущей деятельностью, а традиционное обучение внеконтекстного типа замкнуто само на себе.

В зависимости от способа организации можно выделить активные методы (учащийся познаёт мир сам) и информирующие (знание в готовом виде сообщает педагог).

Сознательность или интуитивность. Возможно или осознанное освоение опыта, или техники так называемой суггестопедии (она возникла в 60-х годах 20 века, её основали В. Милашевич и Г. Лозанов).

По принципу осознанности можно выделить несколько важных направлений, в зависимости от значимости объектов осознания:

Когда осознаются средства и правила, это называют догматическим обучением (Н.Ф. Талызина).

Обучение может быть построено на теории осознания умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин).

Когда важно осознать алгоритмы, последовательность действий, такое обучение зовётся алгоритмизацией обучения или программированным обучением (Л.Н. Ланда).

Если нужно осознать задачу или проблему, а потом освоить средства и приёмы для её решения, самостоятельно добыть новые знания, то это проблемное обучение (А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.И. Махмутов) [4].

К сожалению, не все проблемы реализации стратегии развития современного образования имеют эффективные решения. Большинство современных направлений в образовании имеют множество имитаций и попыток выдать желаемое за действительное. Этому способствует ряд неразрешенных проблем в методической и личностной подготовке преподавателя. Частенько педагог не является самостоятельным творцом образовательного пути обучающегося в рамках освоения учебных программам, а выступает в роли

IVМеждународная научно-практическая конференция

объекта внедрения новых стандартов, методических инструкций, которые будто бы должны решить все имеющиеся проблемы.

По итогу можно сказать, что развитие психологии обучения невозможно без анализа достижений учёных прошлого. Современные подходы к обучению должны продолжать и раскрывать исследования и достижения психологов и дидактиков прошлого века. Только так можно сформировать психику обучаемого гармонично, раскрывая его личный потенциал, что в итоге приводит к прогрессу всего общества.

Библиографический список:

1. Баринова Е. А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9-14.

2. Мир психологии. Московский психолого-социальный университет (Москва). № 3 (59), 2009 г. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=866111 (дата обращения 29.09.2020)

3. Казанская В.Г. Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-obucheniya-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения 29.09.2020).

4. Слободчиков В. И. Психологическая антропология и современное образование // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 112-116.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *