Актуальные проблемы современной логопедии эссе

Актуальные проблемы современной логопедии.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии.

На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований.

Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской

невропатологией и психиатрией. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата. Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Не соответствуют возрасту говорящего;

2. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5. требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера;

6. часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалектными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. Кроме того, в большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушении речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики нарушений речи (бытующие термины «устранение», «преодоление речевых нарушений»).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение.

Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе применения специальной системы логопедического воздействия, в процессе которого формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Заключение

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Проблемы обследования в отечественной логопедии

В современных условиях меняются требования к системе образования в целом и к специальному образованию в частности. Педагог-логопед должен уметь работать в условиях преобразования и реформирования образовательной системы и образовательных программ, включающих применение новых информационных технологий в традиционных и инклюзивных формах специального образования, уметь работать в команде. Это приводит к усложнению логопедической работы, повышения квалификационного уровня и формирования новых профессиональных навыков, а также освоение не только своей профессиональной области знания, но и других наук, тесно взаимодействующих с логопедией: психология, педагогика, медицина.

Современные тенденции требуют формирования специалистов иного уровня, современного поколения, а классические профессиональные кадры, выпускаемые педагогическими вузами утрачивают свое значение и востребованность. Основными факторами, оказывающими влияние на потребность в новых профессионалах являются:

  • Снижение уровня рождаемости в стране;
  • Рост числа детей с ограниченными возможностями;
  • Развитие четкой системы оказания помощи детям с дефектами в развитии;
  • Непрерывное развитие интеграционных процессов во всех областях жизнедеятельности.

Мониторинг текущего состояния здоровья население показывает не утешительные результаты. Он свидетельствует о росте количества детей с врожденными речевыми и иными нарушениями развития, физиологической незрелостью, заболеваниями центральной нервной системы.

Практика логопедических исследований показывает раннее выявление речевых отклонений, однако их коррекция начинается не ранее дошкольного этапа развития т.е. 3-5 лет. В этом возрасте речевые нарушения уже являются достаточно закрепленными и тяжелее поддаются коррекции.

Замечание 1

Важной проблемой отечественной логопедии является недостаток квалифицированных кадров в логопедической отрасли, которые способны проводить логопедическую терапию детям раннего возраста. Как показывает практика, в большинстве учреждений специального назначения, созданных для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не имеют в своем кадровом составе специалистов должного уровня профессиональной подготовки. Это связано с тем, что специалисты не владеют достаточным уровнем знаний. Многие дети имеют не только речевые дефекты, но и сопутствующие нарушения двигательного аппарата, интеллектуального развития. Поэтому подготовке и переподготовке кадров в этом направлении требуется уделить первостепенное внимание.

В настоящее время, образовательный процесс требуется осуществлять на базе информационных технологий, ориентируясь на практико-направленный подход т.е. преподавать дисциплины в вузах должны специалисты широкого профиля, имеющие богатый опыт работы с детьми, имеющими речевые дефекты разного рода. Помимо этого, требуется уделять внимание самостоятельной работе студентов. Они должны делать попытки составления логопедических планов, построения коррекционных занятий, составлять персональные логопедические карты, делать логопедические заключения.

Замечание 2

Специальное образование в отечественной педагогике развивается на основе новых исследований в области структуры речевых нарушений, их механизмов, разработки новых коррекционных методик и выявления новых форм речевых нарушений. Учебные программы вузов должны включать современные исследования отечественных и зарубежных ученых в области логопедии.

Важной проблемой развития отечественной логопедии является методическая подготовка педагогов-логопедов. Важно брать во внимания современные тенденции развития образовательных систем и готовить специалистов с соответствующим данному направлению уровнем мировоззрения.

Замечание 3

Развитие теоретического и практического направления в отечественной логопедии невозможно без интеграции знаний из других областей научного знания, поскольку это помогает отыскать новые пути диагностирования речевых дефектов и структурировать конкретным образом логопедическую документацию. Стандартизация речевой документации относится к насущным и дискуссионным проблемам практической логопедии. Для решения этих проблем были введены речевые карты, которые, фактически, не повышают качества логопедической деятельности. Они содержат много ненужных данных, исключая раскрытие речевых проблем ребенка.

Важной проблемой специальной педагогики является создание научного, технологического и методического снабжения образовательного процесса. Теоретические и прикладные разработки должны осуществляться в единстве, что пока, отечественной логопедии не удается воплотить.

Рисунок 1.

Проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии

Проблема исследования общего недоразвития речи занимает умы многих ученых на протяжении нескольких десятков лет. Это проблема является особо значимой и актуальной во все времена, поскольку, дети с дефектами речи нуждаются в своевременной коррекционной терапии. Наиболее благоприятным периодом для логопедического воздействия является дошкольный этап развития.

Общее недоразвитие речи представляет собой нарушение речевого функционирования при нормальном слухе, умственном развитии и отсутствии иных отклонений в развитии. При этом происходит полное нарушение речевой системы и ее основных элементов:

  • Фонетики:
  • Грамматики;
  • Лексики;
  • Смысловой стороны речи;
  • Звуковой стороны речи.

Проблема речевого недоразвития рассматривается в логопедии в двух основных аспектах:

  1. Клиническом – нарушение речевых анализаторов различных форм, симптомов и степени проявления.
  2. Психологическом – речевые нарушения возникают под влиянием психологического фактора и могут проявляться по-разному, касаться разных элементов системы речи.

Исходя из подхода к пониманию структуры и причин речевых дефектов, применяются соответствующие подходы к их устранению и корректированию. Соответственно требуется овладение логопедом технологий и методик коррекционного воздействия.

Замечание 4

Для устранения речевых дефектов, важное значение отводится решению проблем разработки логопедических программ для детских садов и иных дошкольных учреждений. Программа детского сада основывается на системе занятий по обучению рассказыванию. Ребенка следует обучить правильно излагать свои мысли и находить точные слова и словосочетания. Здесь возникает другая проблема: применение индивидуального подхода. Каждое нарушение индивидуально. Оно зависит от общего развития ребенка, его психических, интеллектуальных, физиологических особенностей развития. Поэтому учет личных потребностей имеет важное значение для разработки эффективных логопедических программ.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Актуальные проблемы современной логопедии

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

Этиология нарушений речи

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга.

Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметились два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившие от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых нарушений, отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата.

На последующих этапах изучения этиологии речевых нарушений сохранились эти две точки зрения. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых наруше­ний начали разрабатываться с 20-х годов прошлого столе­тия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) сре­ди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатоми­ческом речевом аппарате, недостаточность воспитания в дет­стве, а также «общие невропатические состояния организма».

Большой вклад в решение данной проблемы внесли иссле­дования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Да­выдовского, который писал: «Всякое истинное значение восхо­дит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной сто­роны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношени­ях (таков именно должен быть смысл понятия «этиология»), с другой — о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)»1.

С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.). Современный этап развития связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление изучения патологии детской речи в нашей стране связана с именами Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева, .,Р.Е. Левиной

Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.

« Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть»(Логопедия:Учебник для вузов/Под ред.Л,С.Волковой.М.,1999, с30).

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Нарушение голоса

Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Различают частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) — дисфония и полное отсутствие голоса — афония. Нарушения голоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений, относят к органическим. Это дисфонии и афонии при хронических ларингитах, параличах мышц гортани, опухолях и состояниях после хирургических вмешательств на гортани и мягком нёбе. Функциональные нарушения голоса также проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными и более многообразными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями. Голос человека, страдающего дисфонией, ощущается слушателем как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций.

Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, что связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называется мутационным. В это время подростку необходим охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профес- сия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомен дуется специальная постановка речевого голоса, которая пред храняет его от перенапряжения.

Ринолалия. Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голос связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченно слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятность из-за назализованное (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуков со стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна окружающим. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии только звуковой стороны речи. В разной степени страдают в структурные компоненты языковой системы. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в после операционный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

Дизартрия.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодико интонационной стороны речи, обусловленное недостаточность иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервно системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает большую группу двигательных нарушений, которые развиваются при органическом поражении двигательных систем мозга. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизноше- ния, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии бывает разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия).

Заикание.Заикание — нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Дизонтогенез — качественное нарушение на каждом возрастном этапе темпа развития функций. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы. Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи и при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрыва слов, вставками дополнительных звуков или слов. Кроме речевых судорог у заикающихся наблюдается целый ряд особенностей Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притоптыванием и т.п. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т.п. Использование таких слов заикающихся носит навязчивый характер.

Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Актуальные проблемы современной логопедии

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

Этиология нарушений речи

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга.

Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметились два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившие от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых нарушений, отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата.

На последующих этапах изучения этиологии речевых нарушений сохранились эти две точки зрения. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых наруше­ний начали разрабатываться с 20-х годов прошлого столе­тия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) сре­ди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатоми­ческом речевом аппарате, недостаточность воспитания в дет­стве, а также «общие невропатические состояния организма».

Большой вклад в решение данной проблемы внесли иссле­дования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Да­выдовского, который писал: «Всякое истинное значение восхо­дит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной сто­роны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношени­ях (таков именно должен быть смысл понятия «этиология»), с другой — о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)»1.

С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.). Современный этап развития связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление изучения патологии детской речи в нашей стране связана с именами Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева, .,Р.Е. Левиной

Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.

« Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть»(Логопедия:Учебник для вузов/Под ред.Л,С.Волковой.М.,1999, с30).

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Актуальные проблемы современной логопедии

В
настоящее время отмечается заметный
прогресс в развитии логопедии. На основе
психологического анализа получены
важные данные о механизмах наиболее
сложных форм речевой патологии (афазии,
алалии и общего недоразвития речи,
дизартрии). Изучаются речевые нарушения
при осложненных дефектах: при олигофрении,
у детей с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата. В
логопедическую практику внедряются
современные нейрофизиологические и
нейропсихологические методы исследований.
Расширяется взаимосвязь логопедии с
клинической медициной, детской
невропатологией и психиатрией.

Интенсивно
развивается логопедия раннего возраста:
изучаются особенности доречевого
развития детей с органическим поражением
центральной нервной системы, определяются
критерии ранней диагностики и прогноза
речевых нарушений, разрабатываются
приемы и методы превентивной
(предупреждающей развитие дефекта)
логопедии. Все эти направления исследований
значительно повысили эффективность
логопедической работы.

В
связи с тем, что правильная речь является
одной из важнейших предпосылок дальнейшего
полноценного развития ребенка, процесса
социальной адаптации, выявление и
устранение нарушений речи необходимо
проводить в более ранние сроки.
Эффективность устранения речевых
нарушений определяется во многом уровнем
развития логопедии как науки.

Изучение
логопедии является важным для всех
работников детских, особенно дошкольных,
учреждений. Значительный процент речевых
нарушений проявляется в дошкольном
возрасте, так как этот возраст является
сензитивным периодом развития речи.
Своевременное выявление речевых
нарушений способствует более быстрому
их устранению, предупреждает отрицательное
влияние речевых расстройств на
формирование личности и на все психическое
развитие ребенка.

Знание
логопедии является важным для всех
дефектологов, так как речевые нарушения
встречаются гораздо чаще у аномальных
детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее
актуальными проблемами современной
логопедии являются следующие:

1.
Унификация категориального аппарата.

2.
Углубленное изучение механизмов (в том
числе и психолингвистических) и методов
коррекции нарушений речевой деятельности.

3.
Научно обоснованное соотношение
нозологического (клинико-педагогического)
и симптомологического (психолого-педагогического)
подхода в логопедической теории и
практике и в разработке номенклатурных
документов.

4.
Изучение онтогенеза речи при различных
формах речевых расстройств.

5.
Изучение особенностей речевых нарушений
и их устранения при осложненных дефектах
развития.

6.
Ранние профилактика, выявление и
устранение речевых нарушений.

7.
Творческая и научно-обоснованная
разработка содержания, методов обучения
и воспитания детей с тяжелыми нарушениями
речи и специальных детских садах и
школах.

8.
Последовательная реализация комплексного
подхода при выявлении и коррекции
речевых нарушений.

9.
Обеспечение преемственности в
логопедической работе дошкольных,
школьных и медицинских учреждений.

10.
Совершенствование теории и практики
дифференциальной диагностики различных
форм нарушений речи.

11.
Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального
оборудования, внедрение в учебный
процесс компьютерной техники.

12.
Анализ достижений в теории и практике
отечественной и зарубежной логопедии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ISSN 2304-120X

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

кониепт

научно-методический ^ электронный журнал

ART 15271 УДК 376.37

Польшина Мария Александровна,

кандидат биологических наук, преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург polshinamari@vandex.ru

Суслова Наталья Михайловна,

преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург natalva suslova@bk.ru

Актуальные проблемы современной логопедии

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса. Раскрываются методологические основы логопедии, значение логопедии для развития личности детей с нарушениями речи, влияние патологии речи на все психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение.

Ключевые слова: логопедия, речь, речевое общение, мотив, дефектология, психическое развитие, нарушения речи, коррекционное обучение.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко — непосредственно, с помощью органов чувств, и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент — закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь — это сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такие как фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родители не подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания. А ведь логопед не только «ставит звуки»; работа логопеда начинается с развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Отсюда необходим полный пересмотр традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни в дошкольном образовании, ни в первой ступени обучения обойтись без помощи специалиста.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Хорошо известно, что у истоков логопедии изучение речевых нарушений не было связано с разработкой педагогических аспектов. Речь представлялась прежде всего как совокупность систематизированных мышечных движений, а содержание логопедии ограничивалось выработкой различных приемов коррекции устной речи, преимущественно произношения и речевого дыхания. Иное направление приобрело развитие логопедии как педагогической науки. Предметом изучения сделалось широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. Был преодолен разрыв между рассмотрением речевых процессов как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обусловливают друг друга (Р. Е. Левина), и традиционным симптоматическим подходом к устранению их отклонений. Под новым углом зрения стало разрабатываться содержание логопедии как педагогической науки [1].

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствовании путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [2].

Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеют свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.

Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив -мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний (физический) и семантический (психологический) план речи.

Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое развертывание и грамматическое конструирование -моторная реализация — внешняя речь [3].

Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции (мысли).

На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, как субъект, объект, предикат и другие, которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое син-таксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему [4].

Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка, т. е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.

Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного подхода профессором В. И. Бельтюковым.

На основе анализа многочисленных литературных данных автором убедительно была показана противоположность по характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на то что речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается.

Принципы взаимодействия языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериори-зации в их диалектическом единстве [5].

Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами.

Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.

Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.

В связи с тем что правильная речь — одна из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует их более быстрому устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Необходимо хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи со сходными состояниями при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и т. д.

Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подходов в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психологические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное, всестороннее развитие.

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст — сензитивный период развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Ссылки на источники

1. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды. — М.: Аркти, 2005.

2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 448 с.

5

ISSN 2304-12QX

Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — ART15271. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm. — ISSN2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

3. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. — М.: Мир книги, 2008. — 248 с.

4. Поваляева М. А. Указ. соч.

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 с. — (Коррекционная педагогика).

Maria Polshina,

Candidate of Biological Sciences, lecturer of the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg polshinamari@yandex.ru Natalia Suslova,

lecturer the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg natalya suslova@bk.ru

Actual problems of modern speech therapy

Abstract. The paper deals with questions of formation of correction as a science, its current problems, main objectives, organization of speech therapy process. The authors reveal the methodological foundations of correction, the value of correction for individual development of children with speech disorders, influence of speech pathology on mental development of a child, his activities and behavior.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: speech, speech communication, motive, speech pathology, mental development, speech disorders, remedial studies.

References

1. Levina, R. E. (2005) Narushenija rechi i pis’ma u detej: izbrannye trudy, Arkti, Moscow (in Russian).

2. Povaljaeva, M. A. (2001) Spravochnik logopeda, Feniks, Rostov n/D., 448 p. (in Russian).

3. Tkachenko, T. A. (2008) Logopedicheskaja jenciklopedija, Mir knigi, Moscow, 248 p. (in Russian).

4. Povaljaeva, M. A. Op. cit.

5. Volkova, G. A. (2003) Logopedicheskaja ritmika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved, VLA-DOS, Moscow, 272 p. (Korrekcionnaja pedagogika) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 21.05.15 Получена положительная рецензия 23.05.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 23.05.15 Опубликована 29.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Польшина М. А., Суслова Н. М., 2015

ISSN 2304-120Х

9Н77230Л 120159

www.e-koncept.ru

6

Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15271УДК 376.37

ПольшинаМарияАлександровна,

кандидат биологических наук, преподаватель кафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургpolshinamari@yandex.ru

СусловаНатальяМихайловна,преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургnatalya_suslova@bk.ru

Актуальные проблемы современной логопедии

Аннотация.Встатьерассматриваютсявопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса. Раскрываются методологические основы логопедии, значение логопедии для развития личности детей с нарушениями речи, влияние патологии речи на все психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение.Ключевые слова: логопедия, речь, речевое общение, мотив, дефектология, психическое развитие, нарушения речи, коррекционное обучение.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко–непосредственно, с помощью органов чувств,и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно,мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент –закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.Речь –это сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих –ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде.Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 2

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такиекак фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родителине подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания. А ведь логопедне только «ставит звуки»;работа логопеда начинается с развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и поразному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Отсюда необходим полныйпересмотр традиционных форм и методов организации учебновоспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни в дошкольном образовании, ни в первойступени обучения обойтись без помощи специалиста.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.Хорошо известно, что у истоков логопедии изучение речевых нарушений не было связано с разработкой педагогических аспектов. Речь представлялась прежде всего как совокупность систематизированных мышечных движений, а содержание логопедии ограничивалось выработкой различных приемов коррекции устной речи, преимущественно произношения и речевого дыхания. Иное направление приобрело развитие логопедии как педагогической науки. Предметом изучения сделалось широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. Был преодолен разрыв между рассмотрением речевых процессов как сложного единства, составные части которогозависят одна от другой и обусловливают друг друга (Р.Е. Левина), и традиционным симптоматическим подходом к устранению их отклонений. Под новым углом зрения стало разрабатываться содержание логопедии как педагогической науки [1].Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствованиипутей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 3

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия –воспитанию человека.Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, таки на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С.Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [2].Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные опeрации. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеют свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив–мысль –внутренняя речь –внешняя речь; различал внешний (физический) и семантический (психологический) план речи.Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания:мотив –мысль (речевая интенция) –внутреннее программирование –лексическое развертывание и грамматическое конструирование –моторная реализация –внешняя речь [3].Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции (мысли).На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, каксубъект, объект, предикат и другие, которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему [4].Этап лексикограмматического развертывания включает две операции,принципиально отличающиеся по своим механизмам:операцию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка,т. е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 4

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедическойработы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного подхода профессором В. И. Бельтюковым.На основе анализа многочисленных литературных данных автором убедительно была показана противоположность по характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на точто речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается.Принципы взаимодействия языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризациив их диалектическом единстве [5].Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психическогоразвития ребенка, владеть методами психологопедагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами.Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всегоребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия,памяти, внимания, интеллекта, эмоциональноволевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии склинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.В связи с темчто правильная речь –однаиз важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 5

Своевременное выявление речевых нарушений способствует их более быстрому устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.Необходимо хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи со сходными состояниями при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и т.д.Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:1.Унификация категориального аппарата.2.Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.3.Научно обоснованное соотношение нозологического (клиникопедагогического) и симптомологического (психологопедагогического) подходовв логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.4.Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.5.Изучение особенностей речевых нарушений и их устранениепри осложненных дефектах развития.6.Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.7.Творческая и научно обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.8.Последовательнаяреализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.9.Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.10.Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.11.Разработка ТСО, лабораторноэкспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.12.Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка,вызывать психологические наслоения, специфические особенности эмоциональноволевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное, всестороннее развитие. Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст –сензитивный периодразвития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Ссылки на источники1.Левина Р.Е. Нарушения речи и письмау детей: избранные труды. –М.: Аркти, 2005. 2.ПоваляеваМ. А. Справочник логопеда. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. –448 с.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 6

3.ТкаченкоТ. А. Логопедическая энциклопедия. –М.: Мир книги, 2008. –248 с.4.ПоваляеваМ. А.Указ. соч.5.ВолковаГ. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –М.: ВЛАДОС, 2003. –272 с. –(Коррекционная педагогика).

Maria Polshina,

Candidate of Biological Sciences, lecturer of the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburgpolshinamari@yandex.ruNataliaSuslova,lecturer the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

natalya_suslova@bk.ruActual problems of modern speech therapyAbstract.The paper deals withquestions of formation of correction as a science, its current problems, main objectives, organization of speech therapy process. The authors reveal the methodological foundations of correction, the value of correction for individual development of children with speech disorders, influence of speech pathology on mental development of a child, his activities and behavior.Keywords:speech, speech communication, motive, speech pathology, mental development, speech disorders, remedial studies.References1.Levina,R. E. (2005) Narushenija rechi i pis’ma u detej: izbrannye trudy,Arkti, Moscow(in Russian).

2.Povaljaeva,M. A. (2001) Spravochnik logopeda, Feniks, Rostov n/D.,448 p.(in Russian).3.Tkachenko,T. A. (2008) Logopedicheskaja jenciklopedija,Mir knigi, Moscow, 248 p.(in Russian).4.Povaljaeva,M. A. Op. cit.5.Volkova, G. A. (2003) Logopedicheskaja ritmika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved,VLADOS, Moscow,272 p.(Korrekcionnaja pedagogika)(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived21.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.05.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Польшина М. А., Суслова Н. М., 2015

www.ekoncept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *