Актуальные проблемы современной дидактики эссе

Актуальные проблемы современной дидактики

Тип
Реферат

Предмет
Педагогика

ID (номер) заказа
2117450

200 руб.


ПЛАН
1. Понятие дидактики
2. Актуальные проблемы современной дидактики
3. Пути повышения эффективности в процессе бучения
ВВЕДЕНИЕ
Теория образования и обучения (дидактика) раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса.
Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами и учеными прошлого (Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем). дидактика педагогика обучение образование
Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я.А. Коменский. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая дидактика» (1658). В этой книге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы (основоположения), методы, содержание обучения. «Великая дидактика» Я.А. Коменского оказала огромное влияние на развитие педагогики во многих странах мира в последующие века.
1. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИКИ
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции:
1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);
2) практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. «Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит». Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
В переводе с греческого — didaktikos означает «поучающий, относящийся к обучению, didasko — «изучающий». Данное понятие введено известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:
Я.А. Коменский (1592-1670) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности»;
И.Ф. Гербарт (17762 — 1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения;
К.Д. Ушинский (1824-1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;
Д. Дьюи (1859-1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.
В современной педагогике дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Основная задача дидактики — конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических категорий — целей, содержания и методов организации двустороннего педагогического процесса.
В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ
Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается путем постановки и проведения исследований наиболее актуальных проблем и обобщения практического опыта учителей.
Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции. Из этого безусловно правильного положения нельзя делать вывода о том, что актуальные проблемы дидактики тождественны главнейшим задачам, выдвигаемым перед школой обществом. Между ними много общего, но имеются и существенные различия.
Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Проблема науки выражает противоречие, создавшееся в науке и в соответствующей сфере практической деятельности. Она всегда отражает борьбу между нарождающимся в реальности или в ее идеальном развитии новым и прочно установившимся старым.
Каковы же в настоящее время актуальные проблемы дидактики? Ответ на этот вопрос содержится в ряде опубликованных статей. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации. Об этом сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).
Ключевая позиция подхода к актуальным проблемам дидактики дана в этом постановлении в следующих словах: «Особенно важно в современных условиях привести работу школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса» Выполнение этой задачи тесно связано с исследованием многих проблем.
В ряду их прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.
В центре дидактики, психологии обучения и предметных дидактик находится проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся, венцом которой является формирование способности самостоятельно вырабатывать коммунистические взгляды и диалектико-материалистическое мировоззрение, с одной стороны, и стремление к активной, творческой деятельности во всех видах умственного и физического труда — с другой. В свете этой проблемы возникают новые аспекты разработки методов обучения и организационных форм его построения.
Едва ли не самой важной для дальнейшего развития дидактики является коренная проблема превращения всего накопленного за исторический путь ее развития в логически обоснованную и методологически оснащенную теорию образования. К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БУЧЕНИЯ
Эффективность обучения связана прежде всего с эффективностью самого урока.
За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Эти уроки должны быть всегда хорошо подготовлены, должны способствовать обучению и развитию учащихся. Цели, задачи, средства, формы, методы проведения урока могут меняться в зависимости от изменяющихся условий жизни, требований общества, возрастных особенностей учеников, личного подхода к обучению и воспитанию, но при любых изменениях урок должен давать положительный результат, приносить пользу ученику и удовлетворение учителю.
Пути повышения эффективности процесса обучения:
1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.
Периодически на страницах педагогической печати возникает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5–7 часов в школе, выполнение домашнего задания даже по официальным нормам занимает от 1 до 3–4 часов. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 часов. У них почти не остается времени на занятия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр., а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализировать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.
2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.
Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними.
3. Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.
Структура урока – это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся.
4. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.
Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.
5. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.
Рассматривая сущность процесса обучения, мы отмечали, что главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
6. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.
7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).
С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.
Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Дидактика», бесспорно, воспринимается как область теоретических представлений об обучении, точнее об организации обучения. Как любая научная область, дидактика имеет актуальные проблемы.
Прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кузнецов А.А. Чернобай Е.Б. Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2. С. 19–26.
Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Медународная академия педагогического образования; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд.; стер.- Москва: Академия.-2018.
Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения: материалы IX Всероссийской научно-методической конференции 18–19 января 2017 года / отв. ред. М.В. Минова; ред. кол. Красноярск, 2017. 232 с.


Актуальные проблемы современно дидактики.

Актуальные
проблемы дидактики определяются теми
задачами, которые выдвигаются перед
школой потребностями социалистического
общества в условиях научно-технической
революции. Проблемы дидактики представляют
собой преобразованные в теоретическом
аспекте современные и перспективные
образовательные задачи школы. Вся
исследовательская работа, которая
проводится в нашей стране в области
дидактики, направлена на решение
актуальных проблем. К сожалению, беда
в том, что научно-педагогические
учреждения медленно разрабатывают
важные проблемы образования, воспитания
и профессиональной ориентации.

Прежде
всего выдвигается проблема теории
содержания образования во всех ее
аспектах: характер общего образования,
учебный план, программы, учебники. В
тесной связи с этой проблемой требуют
разработки вопросы повышения научного
уровня преподавания, определения
наиболее эффективных путей осуществления
политехнического обучения, трудового
воспитания и профессиональной ориентации:
применения технических средств в
обучении и воспитании.

К
решению этой проблемы ведут два основных
пути: разработка методологических основ
построения дидактики как теории
образования и обучения и исследование
актуальных проблем, выдвигаемых обществом
перед школой и дидактической наукой.
Успех дальнейшего развития дидактики
во многом зависит от совершенствования
методов дидактических исследований.
6.

Фронтальная,
групповая и индивидуальная формы
организации учебной деятельности
школьников.

В
дидактике выделяют 3 основные формы
организации учебной деятельности
школьников. Фронтальная; Индивидуальная;
Групповая. Фронтальной формой организации
учебной деятельности учащихся называется
такой вид деятельности учителя и учащихся
на уроке, когда все ученики одновременно
выполняют одинаковую, общую для всех
работу, всем классом обсуждают, сравнивают
и обобщают результаты её. Учитель ведет
работу со всем классом одновременно,
общается с учащимися непосредственно
в ходе своего рассказа, это способствует
установлению особенно доверительных
отношений и общения между учителем и
учащимися. Фронтальная форма учебной
работы имеет ряд существенных недостатков:
Она нацелена на некоего абстрактного
ученика, на требование единого темпа
работы, к чему ученики в силу своей
разноуровневой работоспособности,
подготовленности, не готовы. Ученики с
низкими учебными возможностями работают
медленно, хуже усваивают материал, им
требуется больше внимания со стороны
учителя, больше времени на выполнение
заданий, больше различных упражнений,
чем ученикам с высокими учебными
возможностями. Сильные же ученики
нуждаются не в увеличении количества
заданий, в усложнении их содержания,
заданий поискового, творческого типа,
работа над которыми способствует
развитию школьников и усвоению знаний
на более высоком уровне. Групповая форма
организации учебной работы учащихся.

Главными
признаками групповой работы учащихся
на уроке являются: класс на данном уроке
делится на группы для решения конкретных
учебных задач; каждая группа получает
определенное задание и выполняет его,
сообща, под непосредственным руководством
лидера группы или учителя; задания в
группе выполняются таким способом,
который позволяет учитывать и оценивать
индивидуальный вклад каждого члена
группы; состав группы непостоянный, он
подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для
коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого члена группы.
Групповая форма несёт в себе и ряд
недостатков. Среди них наиболее
существенными являются: трудности
комплектования групп и организации
работы в них; учащиеся в группах не
всегда в состоянии самостоятельно
разобраться в сложном учебном материале
и избрать самый экономный путь его
изучения. В результате, слабые ученики
с трудом усваивают материал, а сильные
нуждаются в более трудных, оригинальных
заданиях, задачах. Индивидуальная форма
организации учебной работы учащихся
на уроке предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения
задание, специально для него подобранное
в соответствии с его подготовкой и
учебными возможностями. В качестве
таких заданий может быть работа с учебной
и научной литературой, разнообразными
источниками, построение чертежей,
написание рефератов, докладов; выполнение
тестов и т.д. Индивидуальную работу
целесообразно проводить на всех этапах
урока, при решении различных дидактических
задач; для усвоения новых знаний и их
закреплении, для формирования и
закрепления умений и навыков, для
обобщения и повторения пройденного,
для контроля, для овладения исследовательским
методом и т.д

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предмет общей дидактики.

Дидактика изучает процесс обучения, в ходе которого проходит,усвоение систематических знаний, овладение приемами применения знаний в практике и развитие познавательных сил учащихся. Предметом ее исследования является процесс обучения, взятый в целом, а главной задачей — вскрытие общих закономерностей процесса обучения, имеющих объективный характер, и выявление условий их проявления. Современная дидактика доказала, что действительным показателем эффективности учебного процесса является не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, что, конечно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений и происходящее при этом превращение среднего и даже слабого по успеваемости ученика в успевающего, принимающего активное участие в классной работе.

Дидактика призвана исследовать происходящее в процессе обучения взаимодействие преподавания и учения и выяснить, при каких условиях это взаимодействие обеспечивает движение сознания обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональных умений и точных и быстрых навыков применения знаний в практике.

Перед дидактикой, изучающей общие закономерности процесса обучения, возникает вопрос: что общего можно выявить в процессах обучения различным учебным предметам. Таким общим элементом являются закономерные связи между преподаванием и учением. При изучении любого учебного предмета под влиянием деятельности учителя происходит осознание познавательной задачи, выявление изучаемых объектов действительности, образование представлений об их признаках и свойствах, установление связей этих объектов с другими предметами и явлениями и формирование понятия о них, рассмотрение способов практического использования этих понятии и перехода их в новые понятия и т.д.

В исследовании закономерностей процесса обучения дидактика использует данные педагогической и детской психологии и в необходимых случаях применяет методы исследования, разработанные этими науками. Значение педагогической психологии для дидактики исключительно велико. Она вскрывает закономерности психического развития учащихся в условиях воспитания и обучения, раскрывает психологическое содержание этих процессов и дает психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательном процессе к личности учащегося. Возрастная и педагогическая психология вместе с тем помогает педагогу построить обучение и воспитание с учетом закономерностей психики учащихся.

Значение педагогической психологии не исчерпывается сказанным. Она играет очень важную роль в выявлении новых возможностей обучения и воспитания путем проведения исследований поискового характера. Нельзя не согласиться с положением о том, что «зрелость и оправданность конкретных рекомендаций, удовлетворяющих новые требования практики, …зависит от глубины и развернутости психолого-педагогических исследований поискового типа, специально направленных на детальное изучение внутренних механизмов связи обучения и умственного развития» Исследования психолого-педагогического характера дают ценнейший для дидактики материал .

Задачи предметных дидактик.

Общие закономерности обучения, исследуемые дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. А между тем для преподавателей этих предметов именно эти конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют очень важное значение. Больше того, сама дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам во всем богатстве их конкретного содержания. Раскрытие этих закономерностей, равно как и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельным учебным предметам, включая и воспитательные проблемы, реализуемые в процессе обучения, составляют прерогативу особых педагогических наук — предметных дидактик. До недавнего времени эти науки обозначались методиками преподавания отдельных учебных предметов. Однако такой чисто практический аспект не отражает содержания этих» наук. Высказываются предложения о возведении их в ранг предметных дидактик.

Нетрудно усмотреть взаимную связь общей дидактики, педагогической психологии и предметных дидактик и зависимость развития каждой из этих областей педагогической науки от успехов соседних областей. Особый эффект научное движение обнаруживает в условиях комплексного исследования актуальных проблем теории и практики обучения.

Актуальные проблемы современной дидактики.

Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается путем постановки и проведения исследований наиболее актуальных проблем и обобщения практического опыта учителей. Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции. Из этого безусловно правильного положения нельзя делать вывода о том, что актуальные проблемы дидактики тождественны главнейшим задачам, выдвигаемым перед школой обществом. Между ними много общего, но имеются и существенные различия. Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Проблема науки выражает противоречие, создавшееся в науке и в соответствующей сфере практической деятельности. Она всегда отражает борьбу между нарождающимся в реальности или в ее идеальном развитии новым и прочно установившимся старым .Каковы же в настоящее время актуальные проблемы дидактики? Ответ на этот вопрос содержится в ряде опубликованных статей. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации. Об этом сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972). Ключевая позиция подхода к актуальным проблемам дидактики дана в этом постановлении в следующих словах: «Особенно важно в современных условиях привести работу школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса» Выполнение этой задачи тесно связано с исследованием многих проблем.

В ряду их прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.

В центре дидактики, психологии обучения и предметных дидактик находится проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся, венцом которой является формирование способности самостоятельно вырабатывать коммунистические взгляды и диалектико-материалистическое мировоззрение, с одной стороны, и стремление к активной, творческой деятельности во всех видах умственного и физического труда — с другой. В свете этой проблемы возникают новые аспекты разработки методов обучения и организационных форм его построения.

Едва ли не самой важной для дальнейшего развития дидактики является коренная проблема превращения всего накопленного за исторический путь ее развития в логически обоснованную и методологически оснащенную теорию образования. К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.

Актуальные проблемы современной дидактики. Пути повышения эффективности процесса обучения

Дидактика – отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Термин “дидактика” происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий.

Дидактика является теоретической основой для формирования предметных методик (частных дидактик), выполняя по отношению к ним методологическую функцию.

Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции.

Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации.

Прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.

К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.

Эффективность обучения связана прежде всего с эффективностью самого урока.

За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Эти уроки должны быть всегда хорошо подготовлены, должны способствовать обучению и развитию учащихся. Цели, задачи, средства, формы, методы проведения урока могут меняться в зависимости от изменяющихся условий жизни, требований общества, возрастных особенностей учеников, личного подхода к обучению и воспитанию, но при любых изменениях урок должен давать положительный результат, приносить пользу ученику и удовлетворение учителю.

Пути повышения эффективности процесса обучения:

1-Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

2-Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

3-Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

4-Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

5-Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

6- Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

Источник

Актуальные проблемы современной дидактики. Пути повышения эффективности дидактики

Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции. Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации.

Прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.

К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований. 6.

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности школьников.

В дидактике выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности школьников. Фронтальная; Индивидуальная; Групповая. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты её. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися. Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков: Она нацелена на некоего абстрактного ученика, на требование единого темпа работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Групповая форма организации учебной работы учащихся.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Групповая форма несёт в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Индивидуальная форма организации учебной работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками, построение чертежей, написание рефератов, докладов; выполнение тестов и т.д. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Источник

5. ОБЩАЯ ДИДАКТИКА, ПРЕДМЕТНЫЕ ДИДАКТИКИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Предмет общей дидактики. Задачи предметных дидактик. Актуальные проблемы современной дидактики.

Предмет общей дидактики.

Дидактика изучает процесс обучения, в ходе которого проходит,усвоение систематических знаний, овладение приемами применения знаний в практике и развитие познавательных сил учащихся. Предметом ее исследования является процесс обучения, взятый в целом, а главной задачей — вскрытие общих закономерностей процесса обучения, имеющих объективный характер, и выявление условий их проявления. Современная дидактика доказала, что действительным показателем эффективности учебного процесса является не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, что, конечно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений и происходящее при этом превращение среднего и даже слабого по успеваемости ученика в успевающего, принимающего активное участие в классной работе.

Дидактика призвана исследовать происходящее в процессе обучения взаимодействие преподавания и учения и выяснить, при каких условиях это взаимодействие обеспечивает движение сознания обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональных умений и точных и быстрых навыков применения знаний в практике.

Перед дидактикой, изучающей общие закономерности процесса обучения, возникает вопрос: что общего можно выявить в процессах обучения различным учебным предметам. Таким общим элементом являются закономерные связи между преподаванием и учением. При изучении любого учебного предмета под влиянием деятельности учителя происходит осознание познавательной задачи, выявление изучаемых объектов действительности, образование представлений об их признаках и свойствах, установление связей этих объектов с другими предметами и явлениями и формирование понятия о них, рассмотрение способов практического использования этих понятии и перехода их в новые понятия и т.д.

В исследовании закономерностей процесса обучения дид актика использует данные педагогической и детской психологии и в необходимых случаях применяет методы исследования, разработанные этими науками. Значение педагогической психологии для дидактики исключительно велико. Она вскрывает закономерности психического развития учащихся в условиях воспитания и обу чения, раскрывает психологическое содержание этих процессов и дает психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательном процессе к личности учащегося. Возрастная и педагогическая психология вместе с тем помогает педагогу построить обучение и воспитание с учетом закономерностей психики учащихся.

Значение педагогической психологии не исчерпывается сказанным. Она играет очень важную роль в выявлении новых возможностей обучения и воспитания путем проведения исследований поискового характера. Нельзя не согласиться с положением о том, что «зрелость и оправданность конкретных рекомендаций, удовлетворяющих новые требования практики, …зависит от глубины и развернутости психолого-педагогических исследований поискового типа, специально направленных на детальное изучение внутренних механизмов связи обучения и умственного развития» Исследования психолого-педагогического характера дают ценнейший для дидактики материал .

Задачи предметных дидактик.

Общие закономерности обучения, исследуемые дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. А между тем для преподавателей этих предметов именно эти конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют очень важное значение. Больше того, сама дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам во всем богатстве их конкретного содержания. Раскрытие этих закономерностей, равно как и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельным учебным предметам, включая и воспитательные проблемы, реализуемые в процессе обучения, составляют прерогативу особых педагогических наук — предметных дидактик. До недавнего времени эти науки обозначались методиками преподавания отдельных учебных предметов. Однако такой чисто практический аспект не отражает содержания этих» наук. Высказываются предложения о возведении их в ранг предметных дидактик.

Нетрудно усмотреть взаимную связь общей дидактики, педагогической психологии и предметных дидактик и зависимость развития каждой из этих областей педагогической науки от успехов соседних областей. Особый эффект научное движение обнаруживает в условиях комплексного исследования актуальных проблем теории и практики обучения.

Актуальные проблемы современной дидактики.

Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается путем постановки и проведения исследований наиболее актуальных проблем и обобщения практического опыта учителей. Актуальные проблемы дидактики определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями социалистического общества в условиях научно-технической революции. Из этого безусловно правильного положения нельзя делать вывода о том, что актуальные проблемы дидактики тождественны главнейшим задачам, выдвигаемым перед школой обществом. Между ними много общего, но имеются и существенные различия. Проблемы дидактики представляют собой преобразованные в теоретическом аспекте современные и перспективные образовательные задачи школы. Проблема науки выражает противоречие, создавшееся в науке и в соответствующей сфере практической деятельности. Она всегда отражает борьбу между нарождающимся в реальности или в ее идеальном развитии новым и прочно установившимся старым .Каковы же в настоящее время актуальные проблемы дидактики? Ответ на этот вопрос содержится в ряде опубликованных статей. Вся исследовательская работа, которая проводится в нашей стране в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем. К сожалению, беда в том, что научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации. Об этом сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972). Ключевая позиция подхода к актуальным проблемам дидактики дана в этом постановлении в следующих словах: «Особенно важно в современных условиях привести работу школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса» Выполнение этой задачи тесно связано с исследованием многих проблем.

В ряду их прежде всего выдвигается проблема теории содержания образования во всех ее аспектах: характер общего образования, учебный план, программы, учебники. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания, определения наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации: применения технических средств в обучении и воспитании.

В центре дидактики, психологии обучения и предметных дидактик находится проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся, венцом которой является формирование способности самостоятельно вырабатывать коммунистические взгляды и диалектико-материалистическое мировоззрение, с одной стороны, и стремление к активной, творческой деятельности во всех видах умственного и физического труда — с другой. В свете этой проблемы возникают новые аспекты разработки методов обучения и организационных форм его построения.

Едва ли не самой важной для дальнейшего развития дидактики является коренная проблема превращения всего накопленного за исторический путь ее развития в логически обоснованную и методологически оснащенную теорию образования. К решению этой проблемы ведут два основных пути: разработка методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения и исследование актуальных проблем, выдвигаемых обществом перед школой и дидактической наукой. Успех дальнейшего развития дидактики во многом зависит от совершенствования методов дидактических исследований.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *