Актуальна ли комедия ревизор сегодня сочинение

­Пример сочинения 1

Комедия Гоголя «Ревизор» создавалась на протяжении многих лет. За это время, автор собрал достаточно много интересной информации, которую внедрил в текст своей комедии. Ни для кого не секрет, что в те времена, в провинциальной России творился хаос. Беззаконие, казнокрадство и взятничество – вот на чем держалась власть чиновников. Главной их жизненной целью было собственное обогащение, и они добивались этого любой ценой.

В уездном городке царила разруха. В больницах люди мрут, словно мухи, ведь лекарств нет, и не предвидится. В городе ничего не строится, здания разрушаются. В области просвещения вообще полный хаос. Городничий, перед приездом ревизора только лишь пытается создать видимость строительных работ. Он приказывает убрать старый забор и установить соломенную веху, будь то там идет стройка.

Очень часто, так поступают и современные, нынешние чиновники. Большую часть бюджетных средств они кладут в собственный карман и лишь создают видимость бурной деятельности. А, на самом деле, вокруг, в городах и селах царит чиновничья безнаказанность.

Если анализировать текст комедии «Ревизор», можно смело заметить, что плохи дела абсолютно во всех сферах жизни — в образовании, в правосудие, в здравоохранение. Именно такая ситуация складывается и в современных русских городах. Взятничесвто – это двигатель, который запускает активность людей. Заплатил или «дал на лапу», тебя и полечили и научили. А без денег соваться нечего!

Абсолютно все чиновники в «Ревизоре» берут и любят взятки. Простых жителей они и за люд не считают. Это говорит только об одном – о моральном, духовном разложении, о гибели управителей. И в нынешнее время, простой народ можно отнести к ряду дойных коров, которые ежедневно, ежемесячно обязаны платить налоги, давать взятки лишь для того, чтобы «сильные мира сего» просто выполняли свои прямые обязанности, за которые они получают зарплаты.

И что самое интересное, что и чиновники в комедии «Ревизор» и современные управители жизни совершенно уверены в своей безнаказанности. А все почему? Потому что, в любом случае, можно договориться с выше стоящей инстанцией, заплатить и выйти из воды сухим. Поэтому, комедию Н.В. Гоголя можно считать очень актуальной в наше время, ведь, проблемы, затронутые тогда, в 1842 году, распространены и в нашем, современном мире.


Пример сочинения 2

Назвать комедию «Ревизор», классическую пьесу пера Н. В. Гоголя просто актуальной, пожалуй, мало – она вечная «рукописи не горят». И дело не только в продажных чиновниках и коррупции, а в самих человеческих пороках, ведь именно их Николай Васильевич высмеивает в бессмертном произведении.

В пьесе нет ни одного положительного героя, каждый персонаж – это скопление отрицательных качеств.

Всех чиновников волнует власть и обогащение собственных карманов, судьба городка их не волнует. Даже перед страхом ревизии городничий лишь делает вид бурной деятельности. Не правда ли знакомая ситуация? Когда в городе перед приездом начальства начинают создавать видимость благоустройства города.

Одним из самых страшных представителей чиновничества является Земляника Артемий Филиппович. В больницах с его легкой руки пациенты «все как мухи выздоравливают», а в случае лечения рассчитывает на фатум, в ключе: если суждено, то больной поправится, и никакие лекарства не нужны. К слову, сегодняшняя медицина работает по такому же образу и подобию – лекарства прописывают исходя из контрактов, а лечат, в большинстве случаев, рассчитывая на русский «авось». Кроме этого попечитель богоугодных заведений человек очень подлый и готов ради своей цели идти по трупам. Он с легкостью доносит на своих товарищей чиновников лже-ревизору.

А как часто нам приходится сталкиваться с людьми, типа судьи Ляпкина-Тяпкина, которые находятся не на своем месте, пренебрегают своими обязанностями, да и вообще, по сути, пустые люди.

В общем, представитель власти все как один демонстрируют безнравственность, невежество, жадность, лживость, произвол и чувство наживы. Но есть в произведении человек иного круга – Хлестаков. Это глупый, трусливый человек «без царя в голове», который «говорит и действует без всякого соображения». Вся особенность его образа в том, что в своем хвастовстве и лжи он настолько уверен, что не только заставляет поверить окружающих в выдуманную фантасмагорию, но и сам начинает верить в свой обман. Увы, на сегодняшний день социальные сети переполнены такими Хлестаковыми, любителями пустить пыль в глаза, можно сказать, что «хлестаковщина» — это эпидемия современности.

Почему «Ревизор» актуален и сегодня? Увы, спустя, практически 200 лет люди не меняются, пороки остаются прежними. И как сказал Сквозник-Дмухановский: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..»


Пример сочинения 3

Комедия Н. В Гоголя «Ревизор» сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься читателя о причинах многих негативных явлений современной жизни.

В комедии нет ни одного честного героя, ни из одного сословия. Одни занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. Другие, подвластные им люди, ненавидят первых, пытаются задобрить их подарками, а при первом удобном случае пишут жалобу Хлестакову, принимая его за важного петербурского чиновника.
Пороки чиновничества взяты автором из реальной жизни.

Жители уездного города не знают о существовании таких качеств, как доброта, благородство, взаимовыручка. Они готовы безжалостно губить друг друга только ради того, чтобы возвысить себя. Как только жители города узнают о том, что к ним должен приехать ревизор, они старательно начинают создавать видимсть успешности и благополучия. И никто даже не задумывается о том, что можно реально изменить и сделать что-то полезное в городе.
Гоголь очень точно нарисовал портрет чиновников. Читая это произведение невольно примеряешь его к настоящему времени и, к сожалению, никаких кардинальных изменений за много лет не произошло. Все то, что высмеивал Гоголь в своей бессмертной комедии присутствует и сейчас, в наши дни.

Далее можно привести примеры коррупции, взяточничества, казнокрадства, предвыборных технологий, PR-компаний и множестово негативных явлений, взятых из нашей жизни.


Пример сочинения 4

Я думаю, что это очень актуальное произведение! Гоголь – настоящий гений, который сумел затронуть вечные вопросы людской натуры. И до сих пор его произведение актуально и смешно.

До сих про работники любых организаций боятся ревизоров. Даже если всё хорошо, обязательно что-нибудь найдёт! Но тут, конечно, «работники» были ещё те. И сейчас бывает такое, что не работой занимался человек, а своими интересами. Конечно, тут станешь бояться ревизора, так как он найдет множество ошибок в твоей «работе». Бывает, что должности получают по дружбе, по знакомству… Вот почему и в этой комедии чиновники уже все друг другу кумовья, крестные и так далее.

Хлестаков сейчас тоже «герой времени». Он просто много болтает, хвалит себя. Много шума, а толку никакого, но такие глупые чиновники могут поверить тебе. Тогда, обманув их, можешь получить что-то приятное в подарок. Но только если они узнают, что ты вовсе не тот, за кого себя выдаешь, то отберут все подарки.

Понятно, что это плохо, но и сейчас люди «ведутся» на слова, имидж, хотя человек может из себя ничего не представлять. Создают образ – размещают фотографии в красивой одежде и на красивых фонах, но для этого могут даже снимать специально помещения, дома и машины. Всё только, чтобы пыли напустить. И ведь на время помогает!

Ухаживать за двумя женщинами (и больше), обманывая всех, такое тоже, к сожалению, встречается. А после смеяться над всеми глупцами с другом – тоже актуально. Просто раньше это делали в письме, а сейчас в социальной сети. И важней не то, что они глупые, а то, что ты умней! Самолюбование! Хлестакову ведь совсем не стыдно, хотя чиновники сами виноваты. А тут им новый настоящий ревизор…

Но хорошо, что в то время Гоголь показал нам и наши проблемы. Мы сейчас смеёмся, а узнаем своих знакомых. Лишь бы не себя! Но можно всё равно всё исправить, начать работу над собой. Хочется верить, что это произведение нам помогает избавиться от таких глупостей. Но без него точно было бы всё в нашем обществе ещё хуже, чем есть. Нужно быть оптимистами! И ещё перечитывать произведение Гоголя. Не только в школе его проходить, а на курсах повышения квалификации разбирать! Для государственных служащих, к примеру. Но это я шучу!

По-моему, фильмов и спектаклей достаточно, но хорошо бы новую постановку в современных декорациях, с сотовыми телефонами и ноутбуками. Ведь это только «реквизит», а проблемы остаются те же.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Актуальность комедии Ревизор

Сочинение Актуальность комедии Ревизор в наше время

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» была злободневной и актуальной не только во времена жизни писателя, но и в наши дни. Образы персонажей, поднятые в пьесе проблемы – всё это волнует людей и сейчас.

Герои «Ревизора» – это собирательные образы. Они наделены чертами характера, свойственными целым группам людей. Так, чиновники в пьесе показаны лицемерными, жадными и трусливыми. Они жестоко обращаются с подчинёнными, ничего не делают для города, но с «ревизором» ведут себя подобострастно, активно изображают полезную для города деятельность. Чинопочитание и лицемерие среди власть имущих – проблема, актуальная во все времена и отражённая во многих других произведениях. Эти люди душевно мертвы: у них нет моральных принципов, муки совести им незнакомы.

Ещё одна вечная тема – безнаказанность правоохранительных органов – отображена в полицейском Держиморде. Это тиран, и его грубость и деспотичность распространяются не только на заключённых, но и на другие слои населения, от которых он требует беспрекословного повиновения и услужливости.

Другой образ – Хлестаков – тоже не имеет положительных черт. Он ведёт праздную жизнь, впустую тратит деньги родителей. Он не помнит прошлого и не думает о будущем, живёт одним днём, и его единственная цель – получать удовольствие от жизни. Как только его принимают за ревизора, он даже не пытается отрицать это, а с радостью принимает взятки, показывает своё высокомерие и душевную пустоту. Он слишком глуп для того, чтобы понять, что делает что-то плохое. Ему незнакомы проблемы простых людей, и, когда народ приходит к нему с жалобами, он пугается – это показывает его безответственность.

К сожалению, и сейчас мы постоянно встречаем в жизни подобных людей: коррупционеров, взяточников, чиновников-преступников, которые притесняют простое население. Бороться с ними зачастую невозможно, ведь в их руках находится власть, да и сами они не видят в своих действиях ничего неправильного.

Таким образом, Н. В. Гоголь раскрыл в своей комедии вечные темы лицемерия, преступности власти, душевной пустоты чиновников и членов высокого общества. Многие фразы из произведения стали афоризмами, а имена героев – нарицательными. С года написания пьесы прошло почти два века, но она не потеряла своей значимости и остроты поднятых проблем.

Вариант 2

Я думаю, что это очень актуальное произведение! Гоголь – настоящий гений, который сумел затронуть вечные вопросы людской натуры. И до сих пор его произведение актуально и смешно.

До сих про работники любых организаций боятся ревизоров. Даже если всё хорошо, обязательно что-нибудь найдёт! Но тут, конечно, «работники» были ещё те. И сейчас бывает такое, что не работой занимался человек, а своими интересами. Конечно, тут станешь бояться ревизора, так как он найдет множество ошибок в твоей «работе». Бывает, что должности получают по дружбе, по знакомству… Вот почему и в этой комедии чиновники уже все друг другу кумовья, крестные и так далее.

Хлестаков сейчас тоже «герой времени». Он просто много болтает, хвалит себя. Много шума, а толку никакого, но такие глупые чиновники могут поверить тебе. Тогда, обманув их, можешь получить что-то приятное в подарок. Но только если они узнают, что ты вовсе не тот, за кого себя выдаешь, то отберут все подарки.

Понятно, что это плохо, но и сейчас люди «ведутся» на слова, имидж, хотя человек может из себя ничего не представлять. Создают образ – размещают фотографии в красивой одежде и на красивых фонах, но для этого могут даже снимать специально помещения, дома и машины. Всё только, чтобы пыли напустить. И ведь на время помогает!

Ухаживать за двумя женщинами (и больше), обманывая всех, такое тоже, к сожалению, встречается. А после смеяться над всеми глупцами с другом – тоже актуально. Просто раньше это делали в письме, а сейчас в социальной сети. И важней не то, что они глупые, а то, что ты умней! Самолюбование! Хлестакову ведь совсем не стыдно, хотя чиновники сами виноваты. А тут им новый настоящий ревизор…

Но хорошо, что в то время Гоголь показал нам и наши проблемы. Мы сейчас смеёмся, а узнаем своих знакомых. Лишь бы не себя! Но можно всё равно всё исправить, начать работу над собой. Хочется верить, что это произведение нам помогает избавиться от таких глупостей. Но без него точно было бы всё в нашем обществе ещё хуже, чем есть. Нужно быть оптимистами! И ещё перечитывать произведение Гоголя. Не только в школе его проходить, а на курсах повышения квалификации разбирать! Для государственных служащих, к примеру. Но это я шучу!

По-моему, фильмов и спектаклей достаточно, но хорошо бы новую постановку в современных декорациях, с сотовыми телефонами и ноутбуками. Ведь это только «реквизит», а проблемы остаются те же.

Актуальность комедии Ревизор

Актуальность комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

  • Фольклор в произведении Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Творчество Н. А. Некрасова тесно связано с народом. Многие его произведения обращены именно к обычным людям , простым мужикам-крестьянам.

  • Служба Николая Ростова в романе Война и мир: описание карьеры

    В образе Николая Ростова нет ничего особенного, он молод, волосы его кучерявились, был среднего роста, его выражение лица ничего не скрывало

  • Сочинение на тему Слово Мир рассуждение

    Понятие слова «мир» обширно и многозначно. Мир – это и вся наша земля, и космос. Это и внутренний, душевный мир человека. Мир – это и образ бытия и всего человечества, и каждой отдельной личности.

  • Образ и характеристика Александра Павловича в повести Левша Лескова

    В повести Николая Семеновича Лескова «Левша» русский император Александр Павлович едет за границу посмотреть диковинки. Императору показывают много диковинок, он всему удивляется и восхищается заморскими мастерами

  • Мой любимый герой Войны и мира (роман Толстого)

    оим любимым героем романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Этот выбор обусловлен многими критериями. Несмотря на то, что юноша описан как человек несколько робкий, бесхарактерный, мягкотелый и наивный – его образ имеет множество плюсов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Актуальность комедии Ревизор в наше время

Актуальность комедии Ревизор в наше время Гоголя

Проходят год за годом, век за веком, а сатирическая комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности, злободневности. Выставленные писателем на показ человеческие пороки не исчезли и в наше время. Подобная ситуация вполне может случиться и сегодня.

Главные герои произведения – чиновники небольшого провинциального городка Саратовской губернии, но среди них не нашлось ни одного положительного персонажа. Один герой, но не один порок. Гоголь описывает в комедии не конкретные личности, а человеческое общество, в котором правили жадные, трусливые, невежественные людишки, готовые на любые подлости для достижения своих целей, бьющие поклоны богатству.

Хвастун, трус, и безалаберный тип — вот портрет Хлестакова. Молодой повеса, любитель покутить на родительские деньги, не имеющий никакого желания работать. Это человек-пустышка, но с претензиями на «преданность и уваженье». Врет самозабвенно, чтобы выставить себя важным незаменимым вельможей. Ему понравилась личина «ревизора», дающая ему власть над городскими чиновниками, также, как и они, благосклонно принимает «ухаживания»: взятки, подношения, просьбы о покровительстве.

До сих пор можно встретить такого «положительного» героя как городничий Сквозник-Дмухановский. Занятый собственным обогащением, ему нет дела до жителей города. В страхе перед приездом ревизора, развивает видимость бурной деятельности, но только видимость. Раздает налево и направо указания, которые никто не собирается исполнять. Самое страшное наказание для него – лишиться власти, а значит и денег, которые идут не для нужд города, а ему в карман. Этот пошлый, низкий, циничный человек правит городом, а его подчиненные делают вид, что в их сфере деятельности все нормально.

Где добиться правосудия, если местный судья Ляпкин-Тяпкин озабочен взятками и охотой. И зачем городу такой попечительство богоугодных заведений, где людей не лечат, а оставляют на выживание: простой человек «и так выздоровеет», без лекарств. Все это в порядке вещей для Земляники, подлого притворщика, льстеца и завистника, использующего все средства для достижения своей цели, но якобы на благо отечества. Полицейский начальник и его подчиненные не обременяют себя борьбой с правонарушениями, вместо того, чтобы наводить порядок в городе, сами его нарушают.

В наше время «Ревизор» все также остается актуальным. Оригинальных персонажей до сих пор можно встретить среди руководителей государственных органов, полиции, здравоохранения и образования. И очень важно, чтобы такие горе-чиновники увидели себя со стороны, смогли признать свою неправоту, ограниченность, попробовали улучшить ситуацию.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь создал удивительную комедию «Ревизор», которая является актуальной на протяжении продолжительного времени. Даже в наше время картина крайне актуальна и современна, поэтому может привлечь к себе внимание публики. Все дело в том, что каждый может в этой комедии отметить для себя наиболее актуальные моменты, которые покажутся ему более важными.

Актуальность темы того или иного произведения всегда достаточно спорна, так как она напрямую зависит от того, о каком именно произведении идет речь. Отметим, что каждый автор, создавая свои произведения точно знал их актуальность заранее. Это позволяло ему добиваться признания своей работы у широкой публики.

Если читать произведение вдумываясь, то можно задуматься о том, что у каждого негативного явления в нашей жизни есть веские причины, которые обязательно нужно учитывать. В противном случае крайне сложно понять смысл всей жизни и ее предназначение. Обратите внимание, что в действительности не всем можно вовремя понять актуальность той или иной проблемы, отсюда не сразу приходят пути и способы ее решения.

Важным моментом становится тот факт, что пороки чиновников взяты из реальной жизни, поэтому кажутся наиболее реалистичными и правдивыми. Конечно, в любом случае нужно понимать, что каждый чиновник имеет какие-то рычаги управления подчиненными. Становясь чиновником, служащий получает определенную власть, которой он придерживается на протяжении всей процедуры правления.

Портрет чиновников был нарисован Гоголем очень явно. Именно в том, что чиновники имеют определенную власть в мире, заключается актуальность темы произведения. Выпустив, его Гоголь хотел прежде всего обратиться к чиновникам, которые должны задуматься на тему того, что именно они делают и на основании чего решают, что имеют право на большие преимущества.

В произведении актуальность показана и в отношении простых людей, которые вынуждены жить простой жизнью и подстраиваться под желания их властей. Само произведение наполнено яркими моментами, которые делают его более выразительным и увлекательным. Далеко не каждый школьник может сразу же понять суть произведения, но сделать это важно, так как это позволяет в дальнейшем правильно организовывать свою собственную жизнь и рабочую деятельность, уважая мнение других людей, их взгляды на жизнь, интересы и увлечения.

Также читают:

Картинка к сочинению Актуальность комедии Ревизор в наше время

Актуальность комедии Ревизор в наше время

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Кавказский пленник Толстого

    Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск.

  • Сочинение Мои жизненные принципы

    Одно слово жизнь и уже много мыслей, ведь у каждого свое понимание. Если человек будет жить печалью, он пропустит все прелести жизни. Я не так и много знаю о жизни, но знаю, что каждый из нас должен ценить ее

  • Весна

    Весной, сразу после зимы все растения постепенно начинают просыпаться, также как и звери.

  • Сочинение по картине Прибыл на каникулы Решетникова описание для 6 класса

    На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.

  • Интересные факты о Лермонтове

    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее известных русских поэтов и писателей, чьё творчество нашло отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Ещё в годы его жизни вокруг гения ходили кучи сплетен и пересудов

Актуальность комедии “Ревизор”

Произведение Николая Васильевича Гоголя остается злободневным в любые времена. Актуальность комедии «Ревизор» заключается в том, что писателю удалось ярко отразить черты людей не только своего времени, но и характеры общечеловеческие, которые проходят через века.

Персонажи

Времена идут, но люди по природе своей остаются прежними, меняются лишь обстоятельства и имена. И в наше время есть так называемые властители, которые позволяют себе превышать свои полномочия ради собственных целей. Существуют и люди, подобные городничему, который считал, что каждый человек имеет свои грешки, и люди, схожие с Ляпкиным-Тяпкиным, который берет взятки и совершенно этого не скрывает. Все герои комедии Н. В. Гоголя имели свои прототипы в то время, а главное, что они имеют черты современной действительности.

Ситуация

Сама ситуация, описанная Н. В. Гоголем, не нова. Подсказанная А. С. Пушкиным, который оказался в подобной истории, сюжетная линия может случиться и сегодня. Чиновники, чтобы показать себя и свою деятельность с лучшей стороны, могут не заметить, как угождают совершенно не тому человеку. Причем делать они будут все, что в их силах.

Проблематика

Актуальность «Ревизора» в большей степени проявляется в поднятых Н. В. Гоголем проблемах. Писатель разоблачает пороки уездного города. Эти пороки связаны не с определенными героями, а со всем человечеством в целом. Беззаконие, взяточничество, лицемерие, угодничество, хвастовство – вот что характерно и для общества времени Н. В. Гоголя, и для современности. Тема порочного существования будет, к сожалению, актуальна всегда.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «В чем актуальность комедии «Ревизор»?», рассмотрит проблематику, образы и сами ситуации, которые могут относиться ко всем временам.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Polliwxssss Polliwxssss

    17/17

  • Щеглов Роман

    17/17

  • Ekaterina Pigarevskaia

    16/17

  • Анна Дегтярёва

    14/17

  • Людмила Марина

    17/17

  • Glich Altero

    16/17

  • Карина Фридрих

    17/17

  • Анютка Арефьева

    13/17

  • Карина Милашкина

    17/17

  • Irina Kurbatova

    17/17

­Главная>Сочинения по произведению Ревизор

Актуальность комедии

23 предложения/ 332 слова

Назвать комедию «Ревизор», классическую пьесу пера Н. В. Гоголя просто актуальной, пожалуй, мало – она вечная «рукописи не горят». И дело не только в продажных чиновниках и коррупции, а в самих человеческих пороках, ведь именно их Николай Васильевич высмеивает в бессмертном произведении.

В пьесе нет ни одного положительного героя, каждый персонаж – это скопление отрицательных качеств. Всех чиновников волнует власть и обогащение собственных карманов, судьба городка их не волнует. Даже перед страхом ревизии городничий лишь делает вид бурной деятельности. Не правда ли знакомая ситуация? Когда в городе перед приездом начальства начинают создавать видимость благоустройства города.

Одним из самых страшных представителей чиновничества является Земляника Артемий Филиппович. В больницах с его легкой руки пациенты «все как мухи выздоравливают», а в случае лечения рассчитывает на фатум, в ключе: если суждено, то больной поправится, и никакие лекарства не нужны. К слову, сегодняшняя медицина работает по такому же образу и подобию – лекарства прописывают исходя из контрактов, а лечат, в большинстве случаев, рассчитывая на русский «авось». Кроме этого попечитель богоугодных заведений человек очень подлый и готов ради своей цели идти по трупам. Он с легкостью доносит на своих товарищей чиновников лже-ревизору.

А как часто нам приходится сталкиваться с людьми, типа судьи Ляпкина-Тяпкина, которые находятся не на своем месте, пренебрегают своими обязанностями, да и вообще, по сути, пустые люди.

В общем, представитель власти все как один демонстрируют безнравственность, невежество, жадность, лживость, произвол и чувство наживы. Но есть в произведении человек иного круга – Хлестаков. Это глупый, трусливый человек «без царя в голове», который «говорит и действует без всякого соображения». Вся особенность его образа в том, что в своем хвастовстве и лжи он настолько уверен, что не только заставляет поверить окружающих в выдуманную фантасмагорию, но и сам начинает верить в свой обман. Увы, на сегодняшний день социальные сети переполнены такими Хлестаковыми, любителями пустить пыль в глаза, можно сказать, что «хлестаковщина» — это эпидемия современности.

Почему «Ревизор» актуален и сегодня? Увы, спустя, практически 200 лет люди не меняются, пороки остаются прежними. И как сказал Сквозник-Дмухановский: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..»

см. также:
Другие сочинения по произведению Ревизор, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Ревизор, Гоголь

Краткое содержание Ревизор, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Проходят год за годом, век за веком, а сатирическая комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности, злободневности. Выставленные писателем на показ человеческие пороки не исчезли и в наше время. Подобная ситуация вполне может случиться и сегодня.

Главные герои произведения – чиновники небольшого провинциального городка Саратовской губернии, но среди них не нашлось ни одного положительного персонажа. Один герой, но не один порок. Гоголь описывает в комедии не конкретные личности, а человеческое общество, в котором правили жадные, трусливые, невежественные людишки, готовые на любые подлости для достижения своих целей, бьющие поклоны богатству.

Хвастун, трус, и безалаберный тип — вот портрет Хлестакова. Молодой повеса, любитель покутить на родительские деньги, не имеющий никакого желания работать. Это человек-пустышка, но с претензиями на «преданность и уваженье». Врет самозабвенно, чтобы выставить себя важным незаменимым вельможей. Ему понравилась личина «ревизора», дающая ему власть над городскими чиновниками, также, как и они, благосклонно принимает «ухаживания»: взятки, подношения, просьбы о покровительстве.

До сих пор можно встретить такого «положительного» героя как городничий Сквозник-Дмухановский. Занятый собственным обогащением, ему нет дела до жителей города. В страхе перед приездом ревизора, развивает видимость бурной деятельности, но только видимость. Раздает налево и направо указания, которые никто не собирается исполнять. Самое страшное наказание для него – лишиться власти, а значит и денег, которые идут не для нужд города, а ему в карман. Этот пошлый, низкий, циничный человек правит городом, а его подчиненные делают вид, что в их сфере деятельности все нормально.

Где добиться правосудия, если местный судья Ляпкин-Тяпкин озабочен взятками и охотой. И зачем городу такой попечительство богоугодных заведений, где людей не лечат, а оставляют на выживание: простой человек «и так выздоровеет», без лекарств. Все это в порядке вещей для Земляники, подлого притворщика, льстеца и завистника, использующего все средства для достижения своей цели, но якобы на благо отечества. Полицейский начальник и его подчиненные не обременяют себя борьбой с правонарушениями, вместо того, чтобы наводить порядок в городе, сами его нарушают.

В наше время «Ревизор» все также остается актуальным. Оригинальных персонажей до сих пор можно встретить среди руководителей государственных органов, полиции, здравоохранения и образования. И очень важно, чтобы такие горе-чиновники увидели себя со стороны, смогли признать свою неправоту, ограниченность, попробовали улучшить ситуацию.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь создал удивительную комедию «Ревизор», которая является актуальной на протяжении продолжительного времени. Даже в наше время картина крайне актуальна и современна, поэтому может привлечь к себе внимание публики. Все дело в том, что каждый может в этой комедии отметить для себя наиболее актуальные моменты, которые покажутся ему более важными.

Актуальность темы того или иного произведения всегда достаточно спорна, так как она напрямую зависит от того, о каком именно произведении идет речь. Отметим, что каждый автор, создавая свои произведения точно знал их актуальность заранее. Это позволяло ему добиваться признания своей работы у широкой публики.

Если читать произведение вдумываясь, то можно задуматься о том, что у каждого негативного явления в нашей жизни есть веские причины, которые обязательно нужно учитывать. В противном случае крайне сложно понять смысл всей жизни и ее предназначение. Обратите внимание, что в действительности не всем можно вовремя понять актуальность той или иной проблемы, отсюда не сразу приходят пути и способы ее решения.

Важным моментом становится тот факт, что пороки чиновников взяты из реальной жизни, поэтому кажутся наиболее реалистичными и правдивыми. Конечно, в любом случае нужно понимать, что каждый чиновник имеет какие-то рычаги управления подчиненными. Становясь чиновником, служащий получает определенную власть, которой он придерживается на протяжении всей процедуры правления.

Портрет чиновников был нарисован Гоголем очень явно. Именно в том, что чиновники имеют определенную власть в мире, заключается актуальность темы произведения. Выпустив, его Гоголь хотел прежде всего обратиться к чиновникам, которые должны задуматься на тему того, что именно они делают и на основании чего решают, что имеют право на большие преимущества.

В произведении актуальность показана и в отношении простых людей, которые вынуждены жить простой жизнью и подстраиваться под желания их властей. Само произведение наполнено яркими моментами, которые делают его более выразительным и увлекательным. Далеко не каждый школьник может сразу же понять суть произведения, но сделать это важно, так как это позволяет в дальнейшем правильно организовывать свою собственную жизнь и рабочую деятельность, уважая мнение других людей, их взгляды на жизнь, интересы и увлечения.

Доклад по литературе «Актуальность проблем комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в наше время»

dokladuКомедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – одна из лучших пьес в мире. Гоголь, обладая даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый может найти черты знакомых им людей, как нельзя лучше высмеял отрицательные стороны российской действительности. Сюжет «Ревизора» взят из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминающие, а то позволяющие в них узнать себя, делают комедию современной. Вся пьеса наполнена намёками, позволяющими читающему ощущать актуальность комедии.

Смех – великое оружие. Люди, по признанию Белинского, согласны слыть злыми и жадными, жестокими и глупыми, но только не смешными. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься читателя о их причинах, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.

Но, может быть, пьеса действительно устарела? Может быть, образы ее героев стали нам непонятны, может быть, мы не знаем, что такое «хлестаковщина», что такое «взятка», что такое подхалимство? С этим трудно согласиться, хотя такое предположение и звучит заманчиво. Эта комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, ни один из высмеянных пороков не исчез.

Значение комедии «Ревизор».

Написанная в 1836 году комедия «Ревизор» нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Из его спешных замечаний своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Везде царят беззаконие и произвол.

Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий.

Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.

Говоря о замысле «Ревизора», Гоголь отмечал, что в этом произведении он решился «…собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…». Так возник город «Ревизора», который автор назвал «сборным городом всей темной стороны». Н. В. Гоголь не знает выхода из тех противоречий, которые он раскрывает в своих произведениях, и потому его смех – это смех сквозь слезы. Но у него есть огромное моральное и эстетическое превосходство над изображаемым им миром фитюлек и держиморд. Вот почему из души художника и его читателей излетает светлый смех.

Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.

Художественные особенности комедии.

Общественный характер был в высшей степени присущ драматургии Гоголя. Его комедия «Ревизор» имела огромное политическое значение. Гоголь вывел на сцену и поразил орудием сатиры бюрократию, представлявшую собой основную опору сословно-монархического государства. Нарисованные Гоголем типические образы выражали историческую сущность чиновничества как общественной силы. В комедии «Ревизор» фактически положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета.

Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняет сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслит иного исхода кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев.

Велика роль внесценических персонажей в пьесе. Так Андрей Иванович Чмыхов упоминается в пьесе всего лишь раз, но его роль очень важна. Из письма Чмыхова городничий узнает о приезде ревизора, и начинаются действия городских чиновников по предотвращению грозящей им опасности. Из его письма мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов» и «пусканию пыли в глаза». Муки совести незнакомы этим людям. Не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета. Тряпичкин, друг Хлестакова, также как и Чмыхов ни разу не появляется перед зрителями, однако письмо Хлестакова к нему является началом развязки комедии. В этом письме открывается правда, и все понимают, что обманулись. Теперь становится ясно, что Хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, тех, кому они адресованы.

Критики также отмечали особенности образа Хлестакова. Выскочка и пустышка, молодой человек легко обманывает многоопытного городничего. Известный литератор Мережковский прослеживал мистическое начало в комедии. Ревизор, как потусторонняя фигура приходит за душой городничего воздавая за грехи. «Главная сила дьявола — уменье казаться не тем, что он есть», так объясняется способность Хлестакова ввести в заблуждение по поводу его истинного происхождения.

Особую роль в комедии «Ревизор» играют ремарки. В «Замечаниях для господ актеров» автор с иронией дает характеристику героев — открыто выражая свое отношение («Он умнее своего барина… и молча плут») или скрывая его в портретных описаниях («…очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек»).

Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, находит новый тип драматургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, истинного ревизора, служащего «делу, а не лицам», способного разоблачить чиновников уездного города. Однако он отказывается от жанра комедии с высоким героем. В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток одурачить чиновников. Особенность комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты.

Портрет каждого персонажа нам помогает составить их говорящие фамилии. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Ещё глубже эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”

Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гротеск. В «Ревизоре» многое построено на преувеличении: фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» глупость Хлестакова, комически преувеличена ситуация заблуждения, но главное это миражная интрига, высветившая абсурдность человеческой жизни.

Велика роль немой сцены в пьесе. Она последний, завершающий аккорд произведения. Потрясенные чиновники с ужасом застыли в ожидании неминуемой расправы.

Гоголь дал немую сцену как намек на торжество справедливости, установление гармонии. В результате чего ощущение тревоги, страха только усилилось. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.

Мастерство Гоголя-драматурга ново и оригинально, и не случайно «Ревизор» – одно из сокровищ русского театра.

Борьба властей с сатирической направленностью пьесы.

Пьеса не была официально запрещена. Но Николай I решил по-своему бороться с комедией. Сразу после премьеры гоголевского «Ревизора» по императорской инициативе было заказано написание пьесы на тот же сюжету но с другим финалом: все чиновники-казнокрады должны быть наказаны, что, безусловно, ослабило бы сатирическое звучание «Ревизора». Кто был выбран для авторства нового «настоящего» «Ревизора», долгое время не афишировалось. Уже 14 июля 1836 года в Санкт-Петербурге и 27 августа в Москве (аж на открытие сезона 1836/1837 гг.! ) состоялись премьерные спектакли комедии «Настоящий ревизор» . Имени автора не значилось ни на афишах, ни в печатном издании, вышедшем в том же 1836 г. Через некоторое время появились упоминания, что автор – «некий князь Цицианов». Только в 1985 г. была опубликована книга Р. С. Ахвердян, в которой на основании архивных документов доказывается авторство Д. И. Цицианова. Кроме указанных, больше никаких упоминаний о постановке пьесы Цицианова неизвестно.

Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром.     Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.  

В комедии представлены все стороны российской действительности. Н.В.Гоголь изображает самые разные слои городского населения. Как известно, мир чиновничества – это строго иерархизированная структура, живущая по принципам «Всяк сверчок знай свой шесток» и «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Чиновник – отнюдь не эгоцентрист. Он понимает, что мир достаточно сложен, и для того, чтобы из нижней его точки переместиться в верхнюю, нужно много усилий и много терпения. Он готов запастись этим терпением и приложить эти усилия. Но за каждую достигнутую ступень иерархической лестницы чиновник требует награды, заключающейся в доступе к благам и привилегиям, закрепленным за данной ступенью. В отличие от люмпена, чиновнику свойственно чувство социальной ответственности. В предлагаемой им картине мира степень этой ответственности возрастает по мере приближения к самой высшей точке. Однако на практике это не совсем так, а очень часто – совсем не так. Нередко по мере приближения чиновника к высшей точке увеличивается только объем его полномочий и полагающихся благ и привилегий, тогда как ответственность умело распределяется среди подчиненных. Так в комедии главным представителем чиновничества является городничий, Сквозник-Дмухановский. Городские помещики представлены Бобчинским и Добчинским, купечество — Абдулиным, мещанство -Пошлепкиной. Выбор персонажей обусловлен стремлением максимально широко охватить все стороны общественной жизни и управления обществом. Каждая сфера жизни представлена одним лицом, причем автору важна прежде всего не общественная функция персонажа, а шкала его духовных или нравственных ценностей.

Земляника – руководитель богоугодных заведений. Люди у него мрут «как мухи», но это его нисколько не смущает, потому что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин, человек, «прочитавший пять или шесть книг». В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом. Полицейский Держиморда без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. Почтмейстер Шпекин из любопытства вскрывает чужие письма… Всех чиновников в городе объединяет одно: каждый из них рассматривает свою государственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачивая никаких усилий. Понятия общественного блага в городе не существует, повсюду творятся бесчинства и процветает несправедливость. Удивительно, но никто даже и не стремится скрыть свое преступное отношение к своим обязанностям, собственные праздность и безделье. Взяточничество же вообще считается нормальным делом, даже, скорее, все чиновники сочли бы ненормальным, появись вдруг человек, считающий брать взятки весьма постыдным занятием. Не случайно все чиновники в глубине души уверены, что не обидят ревизора, когда идут к нему с подношениями. «Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов», — со знанием дела говорит Городничий.

В своей пьесе Н.В.Гоголь создает поистине новаторскую ситуацию: раздираемый внутренними противоречиями, город становится единым организмом благодаря общему кризису. Грустно только, что общая беда — это приезд ревизора. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями.

Некоторые исследователи творчества Н.В.Гоголя считают, что город в «Ревизоре» — аллегорическое изображение Петербурга и что Гоголь лишь по цензурным соображениям не мог сказать, что действие происходит в северной столице. Скорее, можно сказать, что город в пьесе — это любой российский город, так сказать, собирательный образ русских городов. Гоголь пишет, что от этого города до столицы «хоть три года скачи» — не доедешь. Но от этого мы не начинаем воспринимать город в пьесе как отдельный островок порока. Нет, Н.В.Гоголь делает все для того, чтобы читатель понял, что нигде нет такого места, где жизнь протекала бы по другим законам. Конечно, могло случиться и так, что ревизор не брал бы взятки. Но нет сомнений, если бы такое и произошло с кем-либо из персонажей пьесы, он расценил бы этот случай как своё личное невезение, а вовсе не как победу закона. Все чиновники в пьесе знают, просто уверены: их нормы и обычаи будут близки и понятны другим, как язык, на котором они говорят. В «Театральном разъезде» сам Н.В.Гоголь писал, что, изобрази он город иначе, читатели бы подумали, что есть другой, светлый мир, а этот — лишь исключение. Нет, это не так, к сожалению. Город в «Ревизоре» поражает своей чудовищностью. Перед нами предстает картина разобщенности людей, их отдаленности от подлинного смысла жизни, их слепоты, незнания истинного пути. Люди утратили естественную способность думать, видеть, слышать. Их поведение предопределено одной единственной страстью приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство. Человек постепенно теряет свой человеческий облик. И такая участь ждет всех, кто далек от нравственности, духовных ценностей. И все же в комедии есть положительный герой. Этот герой — смех, «тот смех, который весь излетает из светлой природы человека… без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».

Психологический механизм комедийного смеха, как ни странно, сродни механизму испуга, изумления. Эти разные проявления духовной деятельности роднит то, что это переживания, не подготовленные предшествующими событиями. Человек настроился на восприятие значительного, существенного, а перед ним вдруг предстало незначительное, пустышка; он ожидал увидеть прекрасное, человеческое, а перед ним – безобразное, бездушный манекен, живая кукла. Смех – всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению. Воспринимая комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», мы, выходит, обманываемся, думая, что городничий правильно принимает Хлестакова за ревизора, и заблуждаемся, предполагая, что человек, которого принимают за ревизора, должен быть если не мало- мальски солидным и положительным, то хотя бы персоной, которую действительно стоит бояться. Оказывается, перед нами фитюлька.…Существует огромное, кричащее несоответствие между тем, кто есть на самом деле Хлестаков, и тем, за кого его принимают, между тем, каким должен быть государственный чиновник, и тем, каков он на самом деле. Самое главное схватить это противоречие: за внешним увидеть внутреннее, за частным – общее, за явлением – сущность. Радостно сознавать, что все опасное для общества не только грозно, но и внутренне несостоятельно, комично. Страшен мир фитюлек и мертвых душ, но он и комичен: он ниже совершенства, он не соответствует высоким идеалам. Осознав это, мы поднимаемся над опасностью. Даже самая грозная опасность не победит нас. Она может принести нам гибель, но трагедию можно пережить, однако наши идеалы должны быть выше и потому сильнее, а значит, и непобедимы, и поэтому мы смеемся над мертвыми душами, над городничими, над породившей их действительностью.

Актуальность проблем комедии «Ревизор» в наше время.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Прочитав это произведение, невольно примеришь его к настоящему времени и, к сожалению, никаких кардинальных изменений за такое большое количество лет не произошло. В комедии нет ни одного честного героя, ни из одного сословия. Над каждым из персонажей властвуют несколько пороков, однако некоторые из них проявляются сильнее. Все то, что высмеивал Гоголь в своей бессмертной комедии, присутствует на протяжении многих лет и до наших дней …

Иван Александрович Хлестаков.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве…» Он настолько завирается, что сам начинает верить в свою значительность. Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер.   Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма.  

Огромна роль лжи в современной жизни. Мир полон лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно. Люди живут в страхе, и ложь есть орудие защиты. Структура сознания меняется функцией лжи, порожденной страхом. Наибольшее значение имеет ложь, утверждаемая как долг. Это она заполняет жизнь государств и обществ, поддерживает цивилизацию, это ею гордятся, как предохранением от распада и анархии. Ложь современного мира не ложь в смысле греха, а ложь как выражение глубокого перерождения сознания. Из мира все более исчезает личная совесть и все меньше слышится ее голос. Но это не значит, что вообще совесть исчезает, она меняет свой характер. Просто, человек, солгав, перекладывает эту ответственность на общество, вынужденные обстоятельства, жизненные трудности.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Главный человек в городе — это городничий Сквозник-Дмухановский, немолодой уже мужчина с грубыми и жесткими чертами лица. «Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало». Он «хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». Впрочем, подобное поведение Антон Антонович допускает только по отношению к мещанам, перед лицами вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, благодетеля, подхалима и лизоблюда: «Осмелюсь ли просить вас… но нет, я недостоин…»

Его образ актуален и в наше время. Сплошь и рядом мы слышим призывы к борьбе со взяточничеством, не реже сталкиваемся с ним непосредственно. Получение взятки — одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений. Тем временем в современном мире взяточничество становиться все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству.

Очень любопытна оценка понятия «взяточник». По данным социологических опросов оно оценивается слабо отрицательно, что свидетельствует о весьма снисходительном отношении к названной фигуре в современном обществе. Человек, который набивает себе карманы за счет взяток, не является общественным пугалом. Это отчасти негативный, но абсолютно нормальный элемент современной жизни.

Характерно, что хуже всего к «взяточнику» относятся студенты, а спокойнее всего – государственные чиновники.

Подхалимство, свойственное городничему, в наше время не менее распространенное явление. Подхалим — низкий льстец, лакействующий человек, готовый на подлость ради достижения своих целей, личных выгод. Тот, кто угодничает, лебезит, заискивает перед кем-либо, стараясь расположить к себе, добиться чего-либо.

Настоящего подхалима можно узнать по тому, как он смотрит на своего начальника. А делает он это благоговейно, с трепетом, вниманием, дыша при этом через раз. Подхалим никогда не упустит случая сделать комплимент руководителю. Хвалит он абсолютно всё: метод руководства, внешний вид, талантливых и красивых детей, купленный автомобиль… При этом подхалим очень внимателен и, в отличие от большинства сотрудников (которые заняты делом или собой), подмечает малейшие изменения во внешнем виде начальника. Лесть и подхалимство — едва ли не самая трудноизлечимая болезнь, создающая немало проблем в корпоративной культуре. Из-за подхалимов портится психологическая обстановка в коллективе, система, при которой растут наиболее способные и трудолюбивые, начинает стремительно разрушаться, а счастливые руководители напрочь утрачивают способность к самокритике.

Причем некоторые из завороженных подчиненными-подхалимами нередко и не подозревают, что ими попросту манипулируют, а тем временем льстивые персонажи успешно и без лишних проволочек продвигаются по карьерной лестнице.

Полицейский Держиморда.

Полицейский Держиморда – грубый, деспотичный человек. Он без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом.

Имя его стало нарицательным для неумного, исполнительно-ревностного и беззастенчивого администратора, не брезгующего полицейскими методами. Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность – все это характерные черты современной правоохранительной системы нашей страны.

Преступления, совершаемые сотрудниками милиции, стали нормой. Буквально каждую неделю СМИ сообщают о новых убийствах, грабежах, избиениях, фигурантами которых становятся люди в форме.

Ни для кого не секрет, что граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД стали привилегированным классом, по сути, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника милиции фактически позволяет не соблюдать законы, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.

Артемий Филиппович Земляника.

Не менее колоритен попечитель богоугодных заведений Земляника. Артемий Филиппович – «проныра и плут», казнокрад и доносчик. Артемий Земляника служит в маленьком уездном городе и ведет жизнь, «сообразно своему чину и положению», нисколько не заботится о государственном интересе, в то время как собственное благополучие для него превыше всего, милосердие находится в руках мошенника. Богоугодные заведения для Земляники – кормушка. В деле лечения больных его кредо: «Чем ближе к натуре, тем лучше». Он совершенно спокойно говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не употребляются: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Не случайно потом Артемий Филиппович оговорится, что у него «больные, как мухи, выздоравливают». Конечно, читатель понимает, что более уместно сказать «мрут, как мухи», это было бы ближе к правде. Узнав о приезде ревизора, Земляника готов «принять косметические меры»: надеть на больных чистые колпаки, надписать над кроватями на табличке название болезни, да и подсократить число болящих, чтобы их избыток не отнесли к дурному смотрению или к неискусству врача. Гоголь дает ему такую характеристику: “Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив”.

К несчастью, казнокрадство и равнодушие Земляники имеет место быть и в современном мире. Потери государства от казнокрадства никто пока не оценивал. Можно только сказать, что они не могут превышать размер государственного и местных бюджетов, вместе взятых.

Как сообщалось в прессе, вместо дорогого фреона в систему пожаротушения закачали более дешевый ядовитый полупродукт его производства — тетрахлорэтилен. Кто выиграл от этой подмены, пресса умалчивает. Минобороны, конечно, тоже молчит. Этот пример, увы, не единичный и не самый вопиющий, просто очень характерный: ничего святого не существует, когда речь идет о личной наживе сопричастных, подельников по казнокрадству и коррупции.

Но это только по объему, и если считать прямой ущерб. Косвенный ущерб от казнокрадства намного выше: здесь и работающие со сбоями, а то и не работающие вовсе государственные механизмы, и разрушенная мораль, а в конечном итоге этот ущерб измеряется в человеческих жизнях. Простой пример: атомная подводная лодка (АПЛ) «Нерпа», на которой при ходовых испытаниях в Японском море произошла авария с гибелью людей. Нештатно сработала система пожаротушения АПЛ проекта 971 К-152 «Нерпа», в результате чего погибло 20 человек, более сорока человек получили отравления.

Пётр Иванович Добчинский и Пётр Иванович Бобчинский.

Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена — они и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с огромным количеством ненужных подробностей каждый раз утверждают, что они просто сплетники и обыватели.

С точки зрения психологии, позиция обывателя — это свобода от ответственности, причём, прежде всего, от внутренней, которая появилась бы, если бы он брался действительно разрешать те или иные значимые вопросы. Вместо этого обыватель находит удовлетворение в том, что произвольно и сиюминутно выбирает то, что для него наиболее выгодно и просто.

Основная черта обывателей, которая объединяет их всех, это принципиально избранный для себя в жизни подход, выражающийся в нежелании заморачиваться чем-либо, брать для себя какую-либо позицию, решать правильность или неправильность каких-то вещей, выпадающих из круга его крайне узких и непосредственных личных интересов. Однако при всём при этом судить и высказываться обыватели себе отводят право про всё. Более того, своё право на это они видят даже как более приоритетное, по отношению к тем, кто в данных вещах действительно пытается разбираться. В самом слове «сплетня» имеется смысл сплетения лживых событий с их участниками для чьих-то планов, клеветы и клеветников, возможно чтобы скрыть свои поступки, действия и безнравственность.

Сплетники обычно являются чьим-то инструментом и используются для каких-то негативных целей. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей 

Вероятность возникновения слухов повышается в ситуации бессобытийности, однообразия и скуки. Неудивительно: сплетни — это развлечение. Когда-то, до появления средств массовой информации, слухи были единственным способом информирования людей. А в современном обществе сплетни возникают, как правило, там, где есть недостаток информации.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.

Прекрасной «говорящей» фамилией награждает Гоголь местного судью — «Ляпкин-Тяпкин». Сразу становится понятно, как он ведёт дела. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы — прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

В повседневной жизни общества проявляется безразличие: на предприятиях, в школьных учреждениях, в бизнесе и т.д. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто, и для него в современном мире есть свои причины. Безразличие — состояние полного равнодушия, незаинтересованности. «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну», — говорит Аммос Федорович. Большинство современных нам людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать добрые человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга.

Равнодушие и безразличие проявляется во всём и проникает всюду. Они — причина заниженной самооценки, недоверия к людям, неумения и нежелания правильно устраивать своё будущее. Эгоизм, цинизм, высокомерие, поверхностность — качества, порождённые равнодушием.

Вместе с тем духовная культура людей остаётся на низком уровне, постепенно стирается грань между благородным, истинно ценным и пошлым. Недаром говорят, что безразличие – это яд для сердца. Лишь немного пустив в себя эту тьму, человек не замечает, как она поглощает его полностью.

Иван Кузьмич Шпекин.

Почтмейстер Шпекин — не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции. Делает ли он это из любопытства или просто от скуки — неважно, но он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: “…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать…”

Ни для кого не секрет, что действия Шпекина являются посягательством на тайну переписки, уголовно наказуемым деянием. В современном мире это считается преступлением, однако Шпекиных становится все больше. Появляются новые средства связи, появляются и люди, готовые прочитать чужую переписку. Возможно, из – за отсутствия личного общения, возможно, просто из праздного любопытства, но факт остаётся фактом. Электронные почтовые ящики взламываются, телефонные разговоры прослушиваются. В результате чего глубоко личное, тайное становится общественным достоянием.

Низшее сословие.

Такие черты людей низшего сословия, как корыстолюбие, пошлость, невежество, отнюдь не остались не замеченными Н.В. Гоголем. В угнетенных обиженных бесправных людях таких, как слесарша, крепостной слуга Осип, трактирный половой, унтер-офицерская вдова, «высекшая сама себя», полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы подчеркнуть последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдают от их произвола те, кто ниже по положению.

В современном, достаточно агрессивном мире, сохранить чувство собственного достоинства довольно трудно. Самооценка – личный внутренний судья человека. Эта величина так часто бывает непостоянной: то вознесется до небес, в случае какой-то победы, успеха, то кинется в омут самобичевания, разъедая изнутри вязким кнутом за допущенные ошибки.

Низкая самооценка часто присутствует в жизни людей, которые занимаются нелюбимым делом, живут с нелюбимыми людьми. Внутренне они это прекрасно понимают, но сделать ничего не могут, тихо ненавидя себя за бессилие, порождающее злость ко всем окружающим. В результате этого появляется непреодолимая тяга к деньгам, как показателю достоинства, благородства и значимости.

Люди всеми способами пытаются доказать себе, а в первую очередь окружающим, что они выше остальных, несмотря на мелкие недостатки личной жизни. Это, наверное, является самым страшным. Человек, превозносящий общественное мнение над своим, теряет чувство собственного достоинства, то есть теряет себя в современном мире.

Заключение.

Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют. Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего. Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняют сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслит иного исхода кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев, что характерно для любого времени.   

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас. Все современные постановки комедии «Ревизор» подчеркивают её актуальность новому времени. После сочинения пьесы прошло немало времени, однако всё говорит о том, что это гоголевское произведение о произошедшем обыденном случае в русском уездном городке ещё долго не будет сходить с подмостков театров России. У нас по-прежнему существует всё подмеченное Гоголем: казнокрадство, взяточничество, чинопочитание, равнодушие, безжалостность, грязь, провинциальная скука и возрастающая централизация — пирамида власти, вертикаль, — когда любой проезжающий мимо столичный пройдоха воспринимается всемогущим большим начальником. А сам образ Хлестакова всегда соответствует духу времени.

И всё же, чаще мы встречаем добрых и отзывчивых людей, которые своими поступками стремятся изменить мир к лучшему. Они не похожи ни на Хлестакова, ни на городничего: у них другие идеалы. Благодаря таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять в тяжелые времена и сохранить свое достоинство по сей день.

Читая «Ревизора», мы убеждаемся каждый раз в том, что великое произведение не потеряло своей обличительной силы и сегодня, что решительно каждому из нас есть чему поучиться у Гоголя.

Список литературы.

Художественная литература

Н.В.Гоголь. Ревизор. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерство Просвещения РСФСР, 1952.

Ю.В. Манн. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1985.

Ю. В. Манн. Комедия Гоголя «Ревизор». — М.: Художественная литература, 1976.

Научно-популярная литература

Н.А.Бердяев. Философия неравенства. – М.:АСТ, 2006.

Н.А.Бердяев. Самопознание. – М.:Вагриус, 2004.

Периодическая печать

В.Р. Спиридонов. Мифология взятки.//Психологическая газета: Мы и Мир, №3, 2000.

Н.Я.Чуксин. О коррупции//Самиздат,2009, №7.

Василий Буслаев. Атомная подлодка «Нерпа» //Российская газета, 13.11.2008, №234

Справочные издания

Ушаков Дмитрий Николаевич. Толковый словарь русского языка Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *