Академическое эссе структура

В академической
среде все чаще встречается такая форма
проверки знаний, как эссе. У нее немало
преимуществ, но подобные задания нередко
ставят в тупик как студентов, так и
преподавателей. Из-за относительной
новизны эссе для российского образования
не все точно понимают, как его писать и
как оценивать результат. Предлагаем
разобраться в этом вопросе вместе.

Что
такое академическое эссе

В целом под
эссе понимается некий очерк, в котором
в свободной форме описывается
индивидуальная точка зрения на выбранную
проблему. Это жанр прозы, который может
носить литературно-критический или
философский характер.


Фундамент
эссе – личность автора: его позиция,
мнение, мировоззрение. Поэтому ему
присущ субъективный характер.

На первый
взгляд, субъективность и наука
несовместимы, ведь знания должны быть
объективными. Так мы и подходим к
определению академического эссе. Это
очерк, подкрепляемый логическими
аргументами и опирающийся на научные
источники.

Проще
говоря, автор академического эссе не
просто приводит любые субъективные
идеи, пришедшие ему в голову, но и находит
им объективные обоснования.

Чем
отличается от сочинения

Некоторые
ассоциируют эссе с сочинением.
Преимущественно виноваты в этом учителя
иностранных языков, использующие это
слово там, где должно быть “composition”.
Хотя нечто общее действительно найти
можно, отличия между двумя видами работ
– более веские:

  1. Предметный
    характер. Эссеист описывает свои
    соображения относительно конкретного
    элемента реальности, а не обо всем и ни
    о чем.
  2. Общественная
    значимость. Предметом работы становится
    проблема, актуальная для общества, а
    не личный опыт студента (вроде «Как я
    провел лето» или «Как я нашла любовь в
    Интернете»).
  3. Рациональная
    обоснованность. Автор не просто излагает
    факты, а приводит логические аргументы
    в их подтверждение.
  4. Наличие
    ссылок. Авторская позиция подкрепляется
    ссылками на научные источники. Поэтому
    эссе всегда заканчивается списком
    литературы.

Этих отличий
достаточно, чтобы дистанцироваться от
классического сочинения. Но сразу
возникает ощущение, что мы приблизились
к понятию курсовой работы. На самом деле
и от нее эссе достаточно далеко.

Чем
отличается от курсовой работы

В тексте
курсовой работы изучается определенный
вопрос или тема в рамках той или иной
дисциплины. Однако при написании эссе
к решению этой задачи подходят совершенно
иначе:

  1. Субъективность.
    В курсовой работе излагаются все точки
    зрения по изучаемой проблеме. Даже если
    предметом являются воззрения определенного
    ученого, студент обязан упомянуть его
    основных оппонентов. Автор эссе,
    наоборот, выбирает единственную точку
    зрения и обосновывает ее правильность.
  2. Доказательность.
    Курсовая работа просто излагает факты,
    из которых остается сделать выводы. В
    лучшем случае в конце студент напишет,
    что согласен с одной из описанных
    позиций, и изложит причины. Задача эссе
    – убедить читателя в истинности
    выбранного тезиса (либо опровергнуть
    истинность противоречащих ему), доказать
    правоту.
  3. Рефлексия.
    Выводы курсовой работы часто напрашиваются
    сами собой. Эссе же предполагает глубокое
    размышление: его выводы не лежат на
    поверхности. В процессе написания
    переосмысливается предмет работы и
    его свойства.

В курсовой
работе перечисляются все взгляды на
проблему, а в конце студент, преодолевая
застенчивость, высказывает свое мнение.
Те, кто не нацелен на высший балл, эту
часть опускают вовсе.

Эссе пишется
по обратному принципу. Сначала автор
излагает свое видение проблемы: без
него не будет данного академического
текста. Потом он ищет его подкрепления
в научной литературе.

Какие
есть виды эссе и все ли они подходят для
академических работ

Поскольку
эссе – это все-таки литературный жанр,
нельзя игнорировать его внутренние
классификации. Наиболее интересна для
нас – по способу изложения:

  1. Описание.
    Это фиксация эмпирического опыта с
    акцентом на те признаки, которые больше
    привлекли студента.
  2. Повествование.
    Это последовательный рассказ о
    произошедшем событии, где существенную
    роль играет личное восприятие случившегося
    эссеистом, даже если он непосредственным
    участником не был.
  3. Сравнение.
    Студент сравнивает два объекта по
    признакам, наиболее существенным на
    его личный взгляд. Выводы приобретают
    ярко выраженный субъективный характер.
  4. Аргументация.
    Эссеист занимает определенную позицию
    и приводит аргументы в доказательство
    ее правильности.
  5. Аналитика.
    Автор ищет причинно-следственные связи
    между явлениями и дает им индивидуальное
    обоснование.

Как видим,
аргументация в большей степени
соответствует данной выше характеристике
академического эссе. Тем не менее
сравнение и аналитика тоже могут
использоваться для таких работ, ведь
они обладают признаками научной
деятельности. А вот описание и повествование
для академической эссеистики не годятся:
они больше соответствуют понятию
литературных сочинений.

Структура
академического эссе

Самое
интересное, что структуры как таковой
нет. Работа может обойтись без содержания,
в отличие от курсовой или даже реферата.
Тем не менее определенная логическая
последовательность изложения текста
прослеживается:

  1. Введение.
    Это пара абзацев, в которых передается
    базовый тезис. Из него понятно содержание
    всей работы и позиция автора.
  2. Рассуждение.
    Это основная часть, состоящая из
    отдельных идей, составляющих тезис.
    Каждую из этих идей подкрепляют
    объективными данными. Приветствуется
    также приведение конкретных примеров.
  3. Заключение.
    Здесь студент вновь возвращается к
    обозначенному тезису, но не просто
    озвучивает его, а подчеркивает его
    доказанность.

Завершается
текст списком литературы. Без него
обойтись нельзя, в противном случае
текст из академического эссе превратится
в фантазийные рассуждения. Источников
можно взять немного, но они должны быть
достаточно авторитетными для убеждения
читателей.

Практические
рекомендации по написанию

Мы выяснили,
что такое академическое эссе, чем оно
отличается от сочинения и курсовой
работы, определились с подходящими
способами изложения. Тем не менее в
первый раз многие окажутся в тупике на
старте – и это нормально. Непривычная
форма контроля сначала обескураживает,
зато потом активизирует мыслительный
процесс.

Что же
делать для выхода из этого тупика:

  1. Проведите
    мозговой штурм с самим собой. Выпишите
    на листок все свои соображения по
    заданной проблеме. Не бойтесь противоречить
    общепризнанным позициям (разве что не
    стоит оскорблять чувства верующих,
    дискредитировать власть и вооруженные
    силы или откровенно кого-то оскорблять
    – эти деяния уголовно наказуемы).
  2. Кратко
    ознакомьтесь с литературой по теме.
    Хрестоматийных источников пока
    достаточно, ведь задача – понять, кто
    придерживается той же точки зрения,
    что и Вы.
  3. Подберите
    список источников. Здесь уже понадобятся
    монографии и научные статьи Ваших
    единомышленников.
  4. Сформулируйте
    тезис. Это высказывание должно быть
    емким, понятным и явно отражать ваш
    взгляд на предмет.
  5. Разбейте
    тезис на части. Имеется в виду не
    синтаксически (хотя и такое возможно),
    а семантически. Выделите несколько
    простых идей, которые легко аргументировать.
  6. Структурируйте
    источники. Для каждой идеи выбирайте
    подходящие аргументы.
  7. Найдите
    примеры. Теория здесь уже не поможет:
    это могут быть широко известные события,
    материалы судебной практики, результаты
    опросов.

Остается
лишь связать все это в логически
связанный, объединенный общей мыслью
текст. Как именно это делать – зависит
от Вас: это Ваши личные рассуждения, и
только Вам решать, как их вести.

Довольно часто студенты, не справившись с эссе, решают, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр, предполагающий определенные правила, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на 5 абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. В этом материале директор ИГИТИ Алексей Плешков и доцент Школы философии и культурологии Ольга Алиева объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма.

1. Что такое академическое эссе

1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк

Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке это слово обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.

1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика

Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к этому освоению, когда преподаватель ждет от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаете в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает вам быть индивидуальным через четкую артикуляцию собственного мнения).

1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание

Академическое эссе – это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.

Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чем-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).

Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.

Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»

Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объемом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.

2. Структура эссе

2.1. Базовая структура

Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.

2.2. Введение

2.2.1. Объем введения

В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.

2.2.2. Организация введения

Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете ее важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: все должно быть в меру и оправдано.

2.2.3. Формулировка тезиса

Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.

  • Тезис не обязательно анонсировать («мое эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали – читателю и так будет понятно, что это – тезис.
  • Не надо подменять тезис фактом. Факт – это то, что есть. Тезис – это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.
  • Не надо апеллировать к популярному/ общему мнению. Это просто неинтересно.
  • Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная – логической уловкой (подмена тезиса).

2.2.4. Что еще написать во введении

Если объем предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:

(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;

(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);

(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;

(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишете большую работу – можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.

N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.

2.3. Основная часть

2.3.1. Сильные абзацы

Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.

Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.

(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.

(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца.В нем обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.

(c) Обоснование —это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.

(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию, они непроизвольны.

(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).

N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, т.е. подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.

2.3.2. Связность текста

(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста.Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.

(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).

(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.

2.3.3. Тема и рема

Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/ аргументации сама становится темой. Это задает определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте http://rusgram.ru/

  • Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».
  • Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.
  • Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).

Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.

2.4. Заключение

(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!

(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.

(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.

(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.

(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.

3. Оформление эссе

Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.

3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)

(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объем чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьезная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.

(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.

(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.

(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео (ссылка).

3.2. Корректная грамматика и пунктуация

Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте http://gramota.ru Опасайтесь паронимов!

3.3. Форматирование текста

Об основных ошибках форматирования мы писали ранее (ссылка).

Материал подготовили Алексей Плешков и Ольга Алиева специально для сайта antibarbari.com.


Подборка по базе: Задания (темы) для выполнения эссе_2022_2023 уч год_ Производств, Управление личной эффективностью Эссе 1.docx, нис эссе.pdf, Сущность и структура теории государственного управления (2).pptx, Аптықай Қазыбек ЕП 20-14к эссе псих.docx, ПББ және эссе жазу .docx, матвеева эссе.docx, Написать эссе по теме «Земская реформа 1864 года».docx, Философия. Определение, методы, структура, направления. .pdf, Лекция 01 Структура и функции белков (1).DOC


Структура академического эссе
По структуре академическое эссе включает в себя три основных части: заголовок, вступление, аргументация, заключение.

Заголовок (тема) – отражает научную проблему, которой посвящено эссе; она выбирается студентом из предложенных тем. Возможно изменение, уточнение темы эссе с согласия преподавателя.

Вступление. Содержит в себе около 5-7 предложений, по необходимости может быть и больше, но не более 1/5 от общего объема текста. Студент начинает с описания общей проблемы эссе, обозначает ее важность, уточняет дисциплинарную область и четко формулирует тезис.

Основной компонент вступления – тезис, который складывается из темы (то, о чем пишет студент) и его мнения или точки зрения по предложенной теме. Тезис должен быть один, ясно, четко и конкретно сформулирован. Формулировку тезиса не обязательно предварять словами «мое эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»; если тезис четко сформулирован, то читателю и так будет понятно.

Тезис должен выражаться повествовательным предложением, не очевидным по содержанию, поэтому не допускается подмена тезиса фактом, который и так всем известен.

Тезис должен быть суждением, истинность которого не очевидна и ее необходимо доказать. Запрещается менять тезис по ходу эссе. Например, если по ходу эссе студент переходит от общего суждения к частному, то таким образом он совершает подмену тезиса и допускает логическую ошибку. Отсутствие упоминания тезиса в заключительной части эссе также является ошибкой, называющейся «потеря тезиса».

Аргументация – основная часть эссе, предполагающая доказательство при помощи аргументов исходного тезиса. Приводимые в качестве аргументов факты должны точно соотноситься с тезисом. Не следует приводить аргументы, которые будут обосновываться и доказываться по ходу эссе.

Аргументы в эссе могут быть двух типов: сильные и слабые. Под сильными аргументами понимаются проверенные эмпирические данные, статистические материалы, ранее доказанные теории, единичные удостоверенные факты, определения понятий. К слабым аргументам относятся такие, которые: во-первых, опираются на личное мнение автора, обоснованное желаниями, настроениями, эмоциями («мне так нравится…», «я так хочу…», «я так вижу…»); во-вторых, основаны на непроверенных статистических и эмпирических данных, источник которых не ясен, сомнителен, методика получения данных неизвестна и т.д.; в-третьих, апеллируют к эмоциям читателя, авторитетному мнению (без осмысления и критической оценки последнего), стереотипам, якобы общепринятым мнениям и пр.

Количество аргументов зависит от обсуждаемой проблемы, избранного плана и логики развития эссе (но не менее трех).

Для формирования более четкой структуры эссе в части аргументации можно порекомендовать студентам использование в тексте вводных слов («во-первых», «во-вторых», «таким образом», «вместе с тем», «однако», «следовательно», «тем не менее» и пр.), которые будут выполнять роль маркеров хода рассуждения студента.

Заключение – краткое обобщение сказанного в эссе и формирование вывода. Заключение может содержать также такой элемент, как указание на возможное применение работы, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Нельзя предлагать новую информацию в заключении. Заключение – не для нового, а для вывода. Заключение должно быть кратким и по содержанию тождественным исходному тезису.

Можно порекомендовать использовать типовые фразы, позволяющие обозначить основные структурные элементы эссе. Например, во введении: «Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…», «Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…», «Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…», «Для меня эта фраза является ключом к пониманию…». В основной части (аргументация): «Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…», «Рассмотрим несколько подходов… Например, …», «Проиллюстрируем это положение следующим примером…», «С одной стороны, … С другой стороны, …». Заключение может начинаться словами «Подведем общий итог рассуждениям…», «К какому же выводу мы пришли…», «Таким образом,…», «Итак, …».
Требования к оформлению эссе
Итоговый вариант эссе содержит в себе: титульный лист, текст эссе, список литературы.

Общий объем основного текста эссе – не менее 7000 знаков с пробелами:

шрифт Times New Roman (кегль 14), выравнивание по ширине;

междустрочный интервал – 1,25;

абзацный отступ (отступ первой строки) – 1,25 см;

размер полей (в см): слева – 3, справа – 1, верхнее и нижнее – по 2;

ссылки на литературные источники в тексте должны быть в обязательном

порядке, оформляются в квадратных скобках после предложения и до точки.

Например, «Платон считал, что….. [1].»;

 после титульного листа (стр. 1) текст эссе идет с начала второй страницы, без заголовка и подзаголовков;

 нумерация – внизу страницы по центру, на титульном листе номер страницы не ставится;

 отступ между абзацами отсутствует.

Список литературы. От заключения эссе отступают 2 строки, на третьей по центру набирают заголовок «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», вновь отступают одну строку и начинают нумерованный список источников (без абзацного отступа) в алфавитном порядке.

Требования к оформлению списка литературы (см. ГОСТ Р 7.0.100-2018

«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие с 1 июля 2019 года).

Критерии оценивания эссе
В эссе подлежит оцениванию: структура, оформление, содержание, оригинальность текста. Выделяются следующие критерии:

1. Наличие четкой структуры: введение, тезис, аргументы, заключение (вывод).

2. Количество знаков с пробелами не менее 7000.

3. Требования к оформлению выполнены: титульный лист, основная часть, список литературы.

4. Процент оригинальности составляет не менее 70%.

5. Содержание текста эссе:

 четко, ясно и кратко сформулирован тезис во вступлении;

 четкая структура и логичность изложения;

 аргументы сильные, связаны по смыслу с тезисом, из разных областей (таким образом продемонстрировано владение межпредметными связями);

 студент демонстрирует хорошее понимание выбранной темы;

 заключительная часть и содержащийся в ней вывод вытекают из аргументов и связана с ними по смыслу;

 качество источников в списке литературы (научные статьи, монографии, ссылки на статистические данные и т.д.), их соответствие теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *