Академический рисунок курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра художественного образования

Курсовая работа

Изображение головы человека в академическом рисунке

Екатеринбург

Оглавление

Введение

Глава 1. Анализ реалистического изображения головы человека

Глава 2. Пластическая анатомия костей черепа

Глава 3. Пластическая анатомия мышц черепа

Глава 4. Пластическая анатомия отдельных частей головы и лица

.1 Пластическая анатомия уха

.2 Пластическая анатомия глаза

.3 Пластическая анатомия носа

.4 Пластическая анатомия рта

Глава 5. Построение головы человека и ее деталей в академическом рисунке

Заключение

Список литературы

Введение

Изображение головы человека — один из важных разделов академического рисунка, одна из основ искусства портрета. Многие художники посвящали свое творчество искусству портрета — Рокотов, Левицкий, Кипренский, Тропинин, Брюллов, Соколов, Дюрер, Леонардо да Винчи, Эль Греко, Ван Дейк — их можно перечислять очень долго.

Особое место в истории изобразительного искусства занимает карандашный портрет. Обращают на себя внимание карандашные портреты французских художников XVI-XVII веков, необычайно точные по характеристике рисунки Г. Гольбейна Младшего, ювелирно отточенные портреты Э. Энгра, галерея карандашных портретов О. Кипренского, портреты, выполненные углем и соусом И. Крамским.

Художник, хорошо овладевший рисунком головы человека, способен передать не только облик портретируемого, но и его внутреннюю психологическую характеристику. Однако достичь такого высокого мастерства художник может, только пройдя серьезную школу рисунка. Он должен усвоить целый ряд правил и законов перспективного построения изображения формы головы на плоскости, изучить анатомическое строение, конструктивную схему основы формы и ее видоизменения в зависимости от положения высказываниями выдающихся деятелей науки и искусства, а иллюстративный материал наглядно показывает как закономерность строения формы, так и методическую последовательность ее изображения. Для изучения пластической анатомии головы имеют значение такие органы как череп, мышцы, глаза, уши, нос и рот.

Основы пластической анатомии, как важного элемента изобразительного искусства, положил Леонардо да Винчи. Его нормы используются и по сей день из-за своей математической точности.

Глава 1. Анализ реалистического изображения головы человека

В самом построении художник выбирает сам метод построения удобный ему или же вырабатывает сам.

Голова человека в изобразительном искусстве всегда имела огромное значение. В настоящее время портретный жанр соперничает в своей популярности с абстракцией.

Человечески образ не может быть воспринят одним только созерцанием его поверхности; нужно обнажить его внутренность, изучить составляющие ее части, их соединения, выявить различия, получить представление о действии и противодействии, запечатлеть в памяти все скрытое, покоящееся, фундамент явления… (Гете «Пропилеи»)

Рисование — такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблимые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать…(П.П. Чистяков)

Актуальность — В современном мире портрет является популярным жанром любом виде искусства и без знаний конструкции черепа и устройства мышечного покрова правильное, реалистичное изображение невозможно. Заказ от кафедры художественного образования.

Проблема…

Объект — пластическая анатомия.

Предмет — голова человека.

Цель — выявить значение пластической анатомии в реалистическом изображении головы человека.

Гипотеза…

Задачи:

·Проанализировать реалистическое изображение головы человека в эпоху возрождения

·Проанализировать конструкцию черепа, разобрав строение каждой кости в состоянии спокойствия и движения

·Проанализировать устройство мышц головы человека в разных состояниях

·Проанализировать современные пропорции используемые в построении головы человека в современном изобразительном искусстве

·Проанализировать детали головы

·Проанализировать особенности строения важных элементов головы человека

·Выполнить иллюстративный планшет

·Выполнить творческую работу. Реалистичный портрет.

Методы исследования

·Изучение литературы по данной теме

·Изучение аналогов

·Конспектирование материала

·Анализ материала

·Преобразование полученной информации

·Выполнение планшета с наглядной демонстрацией темы исследования

·Выполнение творческой работы

изображение голова академический рисунок

Глава 2. Пластическая анатомия костей черепа

Голова человека рассматривается как одна из сложнейших форм человеческого тела. Она сложна и многообразна в силу индивидуальных особенностей человека. Несмотря на это, закономерность и ее конструктивно-анатомическая основа одинаковы для всех.

При взгляде сверху, спереди и сбоку голова имеет продолговатую, или яйцевидную форму; сзади она скорее напоминает шар. Череп состоит из двадцати двух неподвижных костей, исключение составляет нижняя челюсть. Восемь из них образуют мозговой и четырнадцать лицевой череп.

Череп состоит из двух отделов: черепной коробки, и лицевой части, состоящей из глазниц, верхних и нижних челюстей. Черепная коробка служит для защиты мозга и состоит из восьми частей

Лицевая часть черепа образована четырнадцатью костями. Наиболее крупными здесь являются парные верхнечелюстные, парные скуловые и нижнечелюстная непарная кости.

Верхняя челюсть (парная) имеет форму, напоминающую трехгранную призму с четырьмя отростками. Форма свода черепа относительно проста и статична в отличие от сложной и динамичной формы лица. Из-за многочисленности и многообразия малозначительных костных образований рассматриваются только те кости черепа, которые наиболее существенны для образования внешней формы головы.

Череп состоит из 29 костей.

Мозговой отдел:

1 лобная кость;

2 теменные кости;

2 височных кости;

1 затылочная кость;

1 клиновидная кость.

Лицевой отдел:

1 решетчатая кость;

2 носовых кости;

2 слезных кости;

2 нижних носовых раковины;

1 сошник;

2 скуловые кости;

2 небных кости;

2 верхнечелюстных кости;

1 нижняя челюсть;

6 слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко);

1 подъязычная кость.

Лобная кость.

Образует передний отдел черепной коробки. На передней поверхности лба в верхней части имеются два выступа — надбровные бугры, под ними надглазничный край глазных впадин с двумя выступами, надбровные дуги, между ними углубление — надпереносье. Наружные края поверхности лба определены височными линиями и хорошо пальпируются. Продолжая осмотр и направляясь ниже, находим, что лобная кость имеет два отростка, соединяющих ее со скуловой костью. Лобная кость по своей форме и строению играет важную роль в формировании пластики лица.

На лобной кости мы различаем лобную, носовую и глазничные части. Хорошо видны два лобных бугра, а над глазницами — две надбровные дуги. Надбровные дуги имеют косую ось и направлены к корню носа. С точки зрения формы и структуры большое значение имеет начало двух дугообразных височных линий, продолжение которых находится на теменных костях. Боковые края лобной кости связаны истинным швом с клиновидными костями, задний край — с теменными костями.

Теменные кости.

Образуют свод черепа и располагаются с двух сторон, справа и слева, между лобной и затылочной костями, соединяясь между собой. Имеются хорошо выраженные теменные выступы — бугры, легко осязаемые пальцами рук. На боковой поверхности теменные кости соединяются с височной и клиновидной костями.

Четырехугольные кости, составляющие верхние и боковые части крыши черепа. С точки зрения формы представляет интерес продолжение височной линии на этих костях. Их передний край образует вместе с лобной костью венечный шов. Верхние края теменных костей образуют друг с другом сагиттальный шов. Задний край образует с затылочной костью лямбдовидный шов.

Затылочная кость.

Расположена на тыльной стороне черепа и образует собой заднюю стенку и основание. Сверху с двух сторон она соединяется с теменными костями, а нижней боковой частью примыкает к височным костям. На верхней части затылочной кости имеется выступ, легко прощупываемый под кожей, а в ее нижней части находится наибольший выступ — наружное затылочное возвышение,вдоль по которому располагаются выйные линии, предназначенные для крепления мышц шеи. На основании затылочной кости имеется большое затылочное отверстие, где череп сочленяется с позвоночным столбом атланто-затылочным суставом.

Раковинообразная кость, состоящая из четырех частей: чешуйчатой части, двух боковых частей и основной части. На чешуйчатой части находится затылочный бугор. Отсюда идут в обе стороны дугообразные верхние затылочные линии, под ними проходит нижняя затылочная линия. Над верхней дугообразной затылочной линией находится менее выраженная высшая затылочная линия. В нижней передней части затылочной кости имеется большое овальное отверстие — затылочное отверстие, через которое проходит спинной мозг. У обеих частей затылочного отверстия имеются два суставных отростка, служащих для сочленения с соответствующими суставными поверхностями атланта.

Все четыре кости: лобная, две теменные и затылочная образуют жесткий свод черепной коробки.

Клиновидная кость.

Так же как и височная участвует в образовании нижней боковой стенки черепа и занимает ее среднюю часть. Она имеет несколько отростков. Один из них, наибольший, обращенный в наружную сторону, называется большим крылом клиновидной кости. Поверхность отростка, обращенная в переднюю сторону, называется глазничной и участвует в образовании наружной стенки глазницы.

Эта кость называется клиновидной костью потому, что она соприкасается с многими костями черепа, то есть она как бы вклинивается между ними. С точки зрения формы клиновидная кость не имеет значения, так как на поверхности видна только небольшая ее часть.

Височные кости.

Образуют нижнебоковые стенки черепной коробки, сзади примыкая к затылочной кости, сверху соединяясь с теменными при помощи шва. У основания височной кости имеется наружное слуховое отверстие. Над ним в направлении к лицевой части проходит скуловой отросток, который хорошо прощупывается. Сзади слухового отверстия расположен сосцевидный отросток, предназначенный для крепления ключично-сосцевидной мышцы. Спереди, у основания скулового отростка, имеется нижнечелюстная ямка для сочленения височной кости с головкой суставного отростка нижнечелюстной кости, именуемой суставным бугорком.

Височная кость является самой сложной костью черепа; она охватывает между прочим также органы слуха и равновесия. При взгляде сбоку мы находим височную кость под теменной костью, при взгляде снизу — она простирается до затылочной кости. В отношении формы нужно отметить следующие части: боковая чешуя, сосцевидный и шиловидный отросток, обращенные вниз. Чешую находится над наружным слуховым проходом, на ее нижней поверхности находится суставная ямка для сочленения с нижней челюстью. На наружной поверхности сосцевидной части находится обращенный вниз сосцевидный отросток, а перед ним — шиловидный отросток.

Верхнечелюстные кости.

Образуют среднюю поверхность лица и служат ее прочной основой. Эти кости располагаются между глазничными впадинами и основанием верхних зубов, напоминая по своей форме трехгранную призму. Верхние кости челюсти, образуя надглазничные края загибаются внутрь глазницы в области переносицы, их лобные отростки, направляясь вверх, соединяются с лобной костью. На средней поверхности верхнечелюстной кости, с двух сторон, лобные отростки одновременно участвуют в образовании носовых стенок — костной основы носа. Сверху парные носовые кости соединяются, образуя спинку носа. Края носовых стенок костной основы носа вместе с носовыми костями образуют грушевидное носовое отверстие. У основания грушевидного носового отверстия кости верхней челюсти, соединяясь внутренними краями между собой, формируют выступ — переднюю носовую ость. Верхнечелюстная кость имеет четыре отростка: луночковый или альвеолярный, лобный, скуловой и небный.

Луночковый, или альвеолярный (лунки, ячейки для корней зубов) отросток располагается по дуге и имеет большое значение для формирования поверхности черепа. Лобный отросток направлен в сторону лобной кости и участвует в образовании боковых стенок носа, скуловой отросток соединяется со скуловой костью, небный участвует в образовании костного неба.

Скуловые кости.

Соединяет лобную, височную кости и верхнюю челюсть.

Играет существенную роль в пластике лица и всей головы. Имеет два отростка. Один из них — лобный — направляется вверх и соединяется с лобной и клиновидными костями. Другой — височный, направляясь к уху, соединяется со скуловой дугой, а на передней поверхности — с верхнечелюстной костью. Скуловая кость участвует в формировании наружной стенки глазницы.

Носовые кости

Две небольшие продолговатые, четырехугольные кости, соприкасающиеся по серединной линии. Сверху они соприкасаются с лобной и с решетчатой костями, внизу — с лобным отростком верхней челюсти.

Нижнечелюстная кость.

Имеет особое значение для пластики лица. Сама по себе она очень пластична и имеет подковообразную форму, особенно в верхнем отделе тела кости со стороны альвеолярных или луночковых отростков (ячеек для зубов). В отличие от других костей черепа эта кость является подвижной и отделена от черепа суставной головкой. Имеет тело и две ветви — правую и левую. В нижнем отделе находятся подбородочные отверстия. Ниже подбородочного возвышения, над основанием передней части подбородка, имеются подбородочные бугорки. Ветви нижнечелюстной кости имеют два отростка — венечный и суставной — и разделены вырезкой. Венечный отросток располагается спереди и является местом крепления мощных и сильных мышц виска. Суставной отросток вместе со своей головкой образует нижнечелюстной сустав. Угол нижнечелюстной кости расположен у основания ветви в конце основания челюсти и имеет важное значение для пластики лица и головы в ее нижнем отделе.

Единственная подвижная кость черепа. Состоит из тела и двух ветвей. При рассмотрении снизу нижняя челюсть имеет дугообразную, или подковообразную, форму. В нижней челюсти так же, как и в верхней, — шестнадцать альвеол для зубов. На теле нижней челюсти важно отметить подбородочное возвышение и челюстной угол. Ветвь имеет передний отросток, называемый венечным, или мышечным, отростком, и задний, или суставной, отросток, заканчивающийся суставной головкой, входящей в суставную ямку височной кости. Оба отростка отделены друг от друга полулунной вырезкой.

Небная, слезные кости, носовые раковины и сошник не оказывают никакого влияния на форму, так как они на поверхности не видны.

Решетчатая кость

Как и клиновидная, затылочная и лобная, относится к непарным и располагается на внутренней стенке глазницы, участвуя в ее строении. Эта кость образует глазничную пластинку, называемую бумажной.

Подъязычная кость

Располагается на уровне нижней челюсти под языком, в соответствии с названием. Соединяется с черепом при помощи связок и мышц, имеет тело и две пары отростков — больших и малых рожков, которые хорошо прощупываются под кожным покровом при пальпации.

Глазницы

Глазные впадины, углубления, состоящие из пяти костей и образующие форму сглаженной усеченной четырехгранной пирамиды, предназначенной для помещения глазных яблок. Верхняя стенка глазницы образованна лобной костью, нижняя — верхнечелюстной, наружная — скуловой и клиновидной, а внутренняя стенка — в основном решетчатой костью — своей глазничной (бумажной) пластинкой.

На костных стенках глазной впадины имеются рваные отверстия для пучков зрительного нерва. Формы глазницы бывают более округлыми или менее округлыми. Точно так же — в отношении глазных впадин. Особое внимание привлекает расположение глазниц относительно своих поперечных осей. Поперечные оси глазниц располагаются либо под большим наклоном, либо почти горизонтально, но чаще всего имеют большой наклон — под тупым углом по отношению друг другу. Глазницы с горизонтальным расположением осей встречаются реже и для пластики менее удачны.

Наиболее крупными костями лицевой части черепа являются верхнечелюстные, скуловые и нижнечелюстные.

Сустав нижней челюсти

Сустав нижней челюсти образуется суставной головкой нижней челюсти и суставной ямкой височной кости; этот сустав является, собственно говоря, свободным суставом с ограниченным движением; он допускает движения вокруг оси в поперечном и вертикальном направлении, т.е. отведение и приведение (закрытие и открытие рта), движение вперед, назад и в стороны.

Угол профиля

Величина угла профиля различна у различных рас. Установление характерного для данного лица угла профиля имеет большое значение с художественной точки зрения. Определение угла профиля производится просто: если провести через наиболее выступающие точки лба и верхней челюсти касательную линию, пересекающую другую линию, идущую по направлению наружного слухового прохода и верхнего края носа, то можно получить при различных видах черепа острые углы различной величины до 90 градусов. При соответствующем навыке эти угла можно хорошо наблюдать и на живых людях.

Глава 3. Пластическая анатомия мышц черепа

Мышцы головы делятся на три группы: мышцы черепной крыши, лицевые (мимические) и жевательные мышцы. Мимические мышцы в ряде мест играют роль запирательных мышц. Волокна соседних мышц обычно переходят друг в друга.

Лицевые мышцы выполняют по большей части обязанность двигательно отражать влияние органов чувств. Отражению благоприятствует начало таких мышц только одним концом на костном аппарате, а другим — прикрепление к мягким тканям, таким как кожа, фасции и хрящи.

В отличие от скелетных мышц моделирующихся таким образом на костях что формируют на них возвышения или впадины, лицевые. которые делают мимику лица, из-за большой мягкости не могут своим действием оказывать влияние на положение, конструкцию и рельеф черепа. Их влияние. Напротив, имеет самое большое значение на образование кожей подушечек, ямочек, складок, морщин, тем более что продолжающееся здесь их длительное употребление приводит к выражению характерных черт, которое мы называем физиогномикой. Те лицевые мышцы, которые собираются вокруг входных ворот — органов чувств — и участвуют в движении мягких частей, и которые освобождены от тяжелой механической работы, обладают возможностью особенно легко и свободно играть выражением движения души, эмоциями. Они списываются в роль, которую переняла речь как средство выражения и понимания.

Мягкость, тонкость, легкость мимических мышц и формирование имеет в любом случае индивидуальные различия, характер их использования определяется мозгом, но отличия по-прежнему очень значительны.

Преддверия органов обоняния задействуют множество мышц. Рот, как инструмент приема пищи, и нос окружены большим количеством мышц, меньшее количество используется для открытия глаз, но они вполне четко определены, мышцы уха и затылка, напротив, являются только рудиментарными органами.

Жевательные мышцы

Сверху прикреплены к скуловому отростку и скуловой дуге, внизу — к нижнечелюстной кости и участвуют в различных движениях нижней челюсти. Среди жевательных мышц, расположенных наиболее поверхностно в области виска, выделяются височная и собственно жевательная мышцы.

Височная мышца.

Прикреплена к донным костям височной ямки, заполняя ее, направляется вниз и крепится к верхнечелюстному отростку нижнечелюстной кости. Ее функция — поднимание нижне челюстной кости.

Пластика: у человека среднего возраста, покрытая жиром, она большей частью заполняет височную впадину, с возрастом, при исчезновении жира она более проявляется. Становится более заметной при жевательном движении: надувается и ослабевает.

Жевательная мышца

Прикреплена к скуловой кости и скуловой дуге; направляясь вниз и назад, прикрепляется к углу нижнечелюстной кости. Выполняет функцию поднимания и сжатия верхних и нижних челюстей.

Пластика: ее пластическое значение очень велико. Она окутывает челюстной угол четырехугольной формы и заполняет пространство между свободно движущейся скуловой костью и дугой скуловой кости до челюстного угла, не превышая все же ширины этих скуловых костей. Когда она интенсивно помогает раскусывать пищу, то вздувается шишковато. Но при фиксированном закрытии челюсти, под влиянием эмоций, таких как озлобленность, гнев, решимость, имитирует энергичную твердость и достигает важного мимического значения (выражение озлобленности).

Двубрюшная мышца.

В соответствии с названием эта мышца имеет двойное брюшко и располагается в области шеи. Она прикреплена к сосцевидному отростку височной кости сухожилием, находящимся между брюшками. Им же прикрепляется к подъязычной кости. Выполняет функцию опускания нижней челюсти.

Затылочные мышцы (затылочное брюшко).

Расположены с двух сторон на поверхности затылка, сверху прикреплены к сухожильному шлему, а нижним краем — к костям затылка. Сокращения этих мышц приводят в движение кожу на голове. При их сокращении сокращается одновременно мышцы, прикрепляющиеся к ушной раковине, приводя ее в движение. Раздельные сокращения мышц развиты не у каждого человека, это зависит от индивидуальности.

Лобная мышца (лобное брюшко).

Покрывает внешнюю поверхность головы и поверхность лба. Прикреплена верхним краем к сухожильному шлему, который пролегает от лба до затылка с двух сторон; направляясь вниз по поверхности лба, крепится к коже бровей. Участвует в выражении внимания, удивления, сомнения, вопроса, печали и радости, приводя брови в движение, соответствующие этим эмоциям.

Мимическое выражение: напряженное внимание, задумчивость, свидетельствует выражение задумчивости умного человека

Мимические мышцы.

Представляют собой тонкие, плоские парные мышечные образования, состоящие из коротких мышечных пучков, которые прикрепляются к коже лица, приводя ее в движение.

Некоторые из них крепятся к костям черепа и коже лица. Остальные — только к коже. Выполняют функцию перемещения кожи лица при выражении эмоций. Жевательные мышцы также принимают участие в некоторых мимических движениях. При сильных эмоциях в сокращении мышц лица участвует не одна, а одновременно несколько мышц (группа).

Надчерепная мышца Состоит из трех частей: лобного брюшка (лобной мышцы), затылочного брюшка (затылочной мышцы) и сухожильного шлема.

Сухожильный шлем

Представляет собой плоские соединительно-тканные образования, покрывающие свод черепа с двух сторон и имеющие мягкие соединения с костями черепа. Для пластики тела головы большого значения не имеет.

Круговая мышца глаза.

Расположена снаружи вокруг глазницы и представляет собой плоские, тонкие мышечные образования. Они прикрепляются снаружной стороны глазницы под кожей, а с внутренней — к лобным отросткам верхнечелюстной кости. Под этой мышцей выделяется часть мышечных волокон — сморщиватель бровей, который выполняет функцию сближения бровей и образует вертикальные складки между бровями. Круговая мышца глаза состоит из глазничной, вековой и мышцы-поднимателя верхнего века.

Мимическое выражение: при сжатии она действует как «резина», морщиня кожу. Кожные складки окружают глаз концентрическими кругами. В результате при смехе возникают морщинки около глаз (к старости «гусиные лапки»)

Глазничные круговые мышцы.

Обрамляют глазницы снаружи и выходят за их края.

Вековая мышца глаза.

Расположена на верхнем и нижнем веках, смыкает веки, способствует оттоку слез из носослезного канала.

Нижнее веко уступает в подвижности верхнему.

Мышца-подниматель верхнего века.

Расположена внутри глазницы и принадлежит к мышцам глазного яблока. Выполняет противоположную функцию по отношению к вековой, т.е. противодействует ей.

Мышца гордецов.

Прикреплена к коже в области подпереносья, снизу к носовым костям. При сокращении образуются поперечные складки на переносице.

Мимическое выражение: задумчивость, мрачность, глубокая сосредоточенность или раздражение.

Круговые мышцы рта.

Расположены вокруг рта, имеют круговые мышечные волокна и подразделяются на губную и внутреннюю мышцы. Выполняют функцию смыкания рта и сжимания губ. При раздельном сокращении губных мышц происходит выпячивание губ.

Мимические выражения: туго закрытый рот выглядит строго, решительно, жестко, готовность к действию; расслабленная форма рта — открытая небрежно, безразличная, довольная, сытая.

Большая и малая скуловые мышцы.

Крепятся к скуловой кости. Направляясь к верхней области уголка рта, прикрепляются частично к коже, частично под круговой мышцей рта. Они расположены параллельно друг к другу и выполняют функцию оттягивания рта в наружную и верхнюю стороны щеки при смехе.

Мимическое выражение: большая — является типичной мышцей смеха.

Мышца смеха.

Прикреплена внутренним концом к коже уголка рта, наружным — к фасции, покрывающей жевательные мышцы.

Эта мышца выполняет функцию смеха и улыбок, оставляя у некоторых людей на щеках ямочки. Это обусловлено поверхностным креплением волокон мышц к коже.

Мышца-подниматель верхней губы.

Прикреплена к подглазничному краю верхнечелюстной губы. Направляясь вниз, крепится под круговой мышцей верхней губы, между бороздкой и уголком рта.

Выполняет функцию поднимания верхней губы и оттягивания ее в наружную сторону.

Мышца-подниматель верхней губы и крыльев носа.

Крепится сверху так же, как и предыдущая мышца, кроме ее нижней части. Прикрепляется одновременно к верхней губе и к коже крыльев носа, способствует подниманию верхней губы и расширению ноздрей.

Мимическое выражение: неприятное чувство, отвращение и положение неопределенности, неуравновешенное душевное состояние.

Носовая мышца.

Состоит из поперечной и крыльной. Огна начинается у верхнечелюстной кости. Поперечная мышца огибает крыло носа и прикрепляется к покрывающей нос пластинке и хрящевой части. Эта мышца, сокращаясь, оттягивает книзу кончик носа и сужает ноздри. Крылья носовой мышцы начинаются вместе с поперечной частью и располагаются с внутренней стороны. Направляясь вверх, она прикрепляется к крылу носа и способствует расширению ноздрей.

Мышца-подниматель уголка рта.

Начинается в клыковой(собачьей) ямке верхнечелюстной кости и прикрепляется в области уголка рта. Поднимает и оттягивает кнаружи угол рта.

Мышца-опускатель нижней губы (квадратная мышца нижней губы).

Начинается у нижнечелюстной кости и прикрепляется к коже нижней губы, оттягивает нижнюю губу вниз.

Мимическое выражение: презрение, ирония неодобрение.

Подбородочная мышца.

Начинается от нижнечелюстной кости и прикрепляется к коже подбородка, натягивая кожу в этой области.

Мимическое выражение: «надутое лицо», при начале плача.

Мышца-опускатель угла рта (треугольная мышца).

Прикреплена к нижнечелюстной кости и уголку рта, оттягивая ее вниз и наружу.

Мимическое выражение: презрение. Брюзгливость, неприветливость, недовольство, ненависть, коварство.

Щечная мышца (мышца трубачей).

Расположена в горизонтальном направлении. Прикреплена частично к верхнечелюстной и нижнечелюстной костям. Направлена к углу рта и прикреплена своими волокнами отчасти к углу рта, круговой мышце, одновременно, перекрещиваясь, присоединяется к верхним и нижним губам. Ее функция — оттягивание губ к щеке и прижимание губ к зубам. Все мышцы, относящиеся к ротной щели, участвуют в тех или иных движениях рта и губ в радиальном направлении.

Мимическое выражение: растягивает угол рта при смехе и плаче (противник круговой мышцы).

Глава 4. Пластическая анатомия отдельных частей головы и лица

.1 Пластическая анатомия уха

Ухо является органом слуха, оно воспринимает звуковые колебания и сигналы. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

Для пластической анатомии имеет значение наружное ухо, к которому относятся ушная раковина и наружный слуховой проход.

Ушная раковина состоит из хрящевого скелета, за исключением нижней части — дольки (мочки уха). Край ушной раковины имеет утолщение и называется завитком, параллельно завитку располагается валик — противозавиток. Противозавиток имеет основной валик и дополнительный, который начинается от верхнего завитка и идет вниз, соединяясь плавно с основным проивозавитком. В наружном верхнем отделе завитка находится выпуклость — бугорок ушной раковины (бугорок Дарвина). На основании переднего края ушной раковины образован выступ, именуемый козелком. Нередко наблюдается двойной козелок, заметный как при осязании, так и при наблюдении. Под козелком находится наружный слуховой проход. Против козелка, через полость ушной раковины проходит выступ с названием противокозелковая вырезка. В средней части ушной раковины расположена ее полость.

Раковина по своему общему положению расположена на черепе не вертикально, линия начала противоположной кромки до вступления ушной точки на щеке наклоняет ее верхний конец к задней части головы.

Форма ушной раковины имеет индивидуальные особенности, начиная от ее размера, прилегания к черепу, характерных особенностей валиков и долек. Дольки ушной раковины наиболее разнообразны и поэтому индивидуальны — от самых выразительных до самых незаметных.

4.2 Пластическая анатомия глаза

Глазное яблоко имеет шарообразную форму. Его стенка состоит из склерной, сосудистой и сетчатой оболочек. На передней поверхности склеры имеется более выпуклая прозрачная роговая оболочка (роговица). Под роговой оболочкой располагается радужная оболочка, в центре которой находится отверстие — зрачок. Внутри радужной оболочки глаза имеются кольцевые и радиальные цилиарные мышцы, способствующие сужению и расширению зрачка. К ресничному телу прикреплена прозрачная. Двояковыпуклая линза — хрусталик, способная становиться более выпуклой или плоской.

Между роговицей и радужной оболочкой имеется пространство, которое называется передней камерой, а пространство между радужной оболочкой и хрусталиком — задней камерой глаза. Обе камеры заполнены жидкостью. Между хрусталиком и сетчаткой полость глазного яблока в основном заполнена стекловидным телом. Световые лучи, проникая сквозь прозрачные среды глаза, преломляются и попадают на сетчатку — светочувствительный аппарат глазного яблока. Благодаря сетчатке глаза, ее уникальному и сложному строению, человек получает до 90 % всей информации.

Движение глазного яблока обеспечивается мышцами находящимися в глазнице и прикрепленными к телу глазного яблока. Из-за сферической формы глаз может свободно проворачиваться на месте. К глазному яблоку прикреплены шесть наружных мышц, которые обеспечивают его движения. Предельно возможные движения глаза осуществляются сокращением одной мышцы и мышцы-антагониста. Каждая из шести мышц выполняет функцию, соответствующую определенному повороту глаз.

Глубина залегания глазного яблока обусловлена глубиной глазной впадины в черепе и наличием в ней жировой клетчатки.

Веки глаза состоят из хрящевидного скелета. Внутри края ресничной каймы имеется жесткий хрящевой каркас. Снаружи веко соединяются надглазной поверхностью с кожей и частично с круговой мышцей. С внутренней части — с соединительной оболочкой, переходящей на глазное яблоко.

Ресницы располагаются вдоль передней наружной стороны века в два ряда. Щели век глаза и их положение у разных людей выглядят по-разному и имеют три основных характерных положения относительно внутреннего угла глаза. Первое — когда наружный угол глаза располагается выше внутреннего. Второе — наружный угол на одном уровне с внутренним. И третье — когда наружный угол глаза ниже внутреннего. Чаще встречается первый случай.

Слезный аппарат состоит из слезной железы, расположенной в наружной части верхнего угла глаза. При эмоциональном всплеске у человека, благодаря имеющимся выводным проточным системам, слезы поступают в конъюнктивальный мешок, при мигании направляются к слезному ручью — слезнику. У слезника имеется слезное мясцо красноватого цвета, состоящее из соединительной ткани со слизистой оболочкой.

.3 Пластическая анатомия носа

Лицо, благодаря форме носа, сохраняет обусловленные и постоянные физиогномические черты. Леонардо представил целую таблицу основных типов носа, а Дюрер осветил их различные виду в своем труде о пропорциях. Силуэты и тени носа со времен Гете имеют при своей демонстрации индивидуальную особенность для лица, и никакой карикатурист не может пройти мимо, не приняв нос как предмет насмешек.

Нос состоит из костного и хрящевого скелета. Основу скелета носа — неподвижную его часть — составляют лобные отростки верхнечелюстной кости (стенки носа) и носовые кости. Подвижную часть носа образуют хрящи. Они участвуют в образовании боковых стенок, крыльев носа и перегородки носовой полости. Формы носа имеют свои индивидуальные особенности. Это касается длины, ширины, высоты, наличия горбинки, а также является ли нос курносым или прямым, не говоря уже о крыльях и носовых отверстиях.

Мягкий (гибкий, короткий) нос образуется и завершается в основном треугольным (трехгранным) носовым хрящом и хрящами крыльев носа. В качестве опорного внутреннего «мостика» хрящ разделительной стенки (перегородка) вместе с сошником (лемехообразной костью) и решетчатой костью, делит носовой проход на две части, а на внешнем конце кожа заполняет промежуточное пространство хряща крыльев. Треугольный хрящ непосредственно продолжает костную форму носа и расставляет крылья носа в стороны. Хрящ крыльев носа состоит из многочисленных мелких и крупных кусочков, которые все вместе напоминают форму «бараньего рога» с его извилинами (изгибами).

Кончик носа своей формой обязан хрящу крыльев носа, он обрамляет также и носовые отверстия. На бесконечные вариации формы носа влияют возраст, раса, пол, наследство и внешние факторы. Например, нос маленького ребенка никогда не принимает острых форм 9часто курносый нос), так как предстоит еще вытягивание скелета в высоту, в том числе и разрастание костей носа.

Седловидный (прогиб) носа у монголоидной и негроидной рас углубляется. Продольные оси обоих носовых отверстий образуют вместе тупой угол, который, в противоположность европейской расе, растягивает его ширину. Нос имеет разновидности от вогнутой формы седловидного носа вплоть до крючковатого.

У мужчин переход от лобной к носовой костям углубляется, так как область бровей имеет более высокий рельеф, чем у женщин.

Рамки обоих носовых крыльев (ноздри), которые в виде эллипса окружают овтерстия носа, соединяют впритык более или менее тупым углом на ребре разделительной линии носа. Разделительная граница носа тоже имеет свою определенную силу и «ломает» контур сходящихся эллипсовидных плоскостей носовых отверстий, подчеркивая (или завершая) их оформление.

.4 Пластическая анатомия рта

Рот составляют верхние и нижние губы, в основе которых лежат круговые мышцы рта. В эту основу вплетаются все радиальные мышцы. Мимические мышцы в большинстве своем принимают участие в образовании губ. Губы снаружи покрыты кожей, под которой имеются дополнительные тканные образования, прикрепленные непосредственно к ней. Прозрачная тонкая кожа губ позволяет проявляться многочисленным кровеносным сосудам. Разрез рта (ротовая щель), который разделяет покоящиеся друг на друге губы, редко является только линией. От середины рта линия губ прогибается у бугорка губ вниз, выпрямляясь далее в виде плоской S-образной формы, к уголкам рта, которые либо глубоко растянуты, заканчиваясь резко, а иногда очерчены полукругом.

Узелок (узелок рта) по обеим сторон угла рта поднимает его, так как здесь большое число мышечных волокон различного происхождения перекрещиваются друг с другом.

Закругленная линия верхней губы похожа на лук Амура. На верхней губе, посередине, имеется выступ — бугорок. У бугорка имеется ребро в наружной части, идущее от нижнего основания середины «фильтра» до основания бугорка. От основания перегородки носа по носогубной поверхности проходит бороздка, называемая «фильтром».

У нижней губы, в отличие от верхней, имеются парные, сферические по форме бугры — тканные образования под кожей губы. Это отчетливо наблюдается при рассмотрении анатомического строения губ, в особенности губ правильной формы. Ширина бороздки зависит от ширины носа. Опускаясь вниз, к губе, бороздка слегка расширяется, образуя бороздковую ямку на верхней кромке верхней губы.

Анатомическое строение рта и губ не изменяется, но имеет индивидуальные особенности, как и остальные части лица и головы. Губы могут быть меньше, больше, толще, уже, полнее; другие отклонения связаны с функцией мимических мышц. Утолщение губ, характерные для негритянской расы, основываются, с одной стороны — на более спокойном состоянии круговой мышцы рта.

С потерей зубов губы проваливаются. Но прекраснее всего ритмичный размах алых губ смотрится у маленького ребенка. Нос создает границу для губ сверху, носогубные бороздки ограничивают рот по бокам, а подбородочно-губная борозда — снизу.

Взгляд на рот немного сбоку укорачивает его изгибы, которые друг друга пересекают, требуют телесно-пространственного охвата.

Список литературы

1.Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся. — Москва: Просвещение, 1978. — С. 7-9; 16; 17-18.

2.Борзяк, Э.И. Анатомия человека: Учебник для студентов медицинских институтов: в 2т. — М.: Медицина, 1986. — Т.1. — С. 44 — 86.

.Пластическая анатомия // Сборник / Под ред. А.Чудова. — М.: АСТ-Астрель, 2003. — С. 29-53.

.Ли, Н. Рисунок// Основы учебного академического рисунка: Учебник. — М.: Эксмо, 2011. — С. 23-24; 128-235.

.Барчаи, Е. Анатомия для художников. — М.: Эксмо, 2010. С 250- 269.

.Квашук В.В. Атлас клинической анатомии головы и шеи: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002: С. 5-26;. — 93 с.

.Ростовцев Н.Н.. Академический рисунок/ Учебник. — М.: Просвещение, 1984. С. 131-159 с.

.Кузнецов А.Ю. Анатомия для художников. Учебное пособие — Ростов-на-дону.: Феникс, 2000.С 8-12; 42-47; 84-89.

.Баммес, Г. Образ человека: Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. — С.П.: English, 2011. — С. 440-474.

.Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»: — М.: Владос, 2008. — С. 4 — 45.

Теги:
Изображение головы человека в академическом рисунке 
Курсовая работа (теория) 
Культурология

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«Санкт-Петербургский
государственный университет технологии
и дизайна»

ИНСТИТУТ
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Специальность:
история и теория дизайна

КАФЕДРА:
истории и теории дизайна и медиакоммуникации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по
дисциплине:
Академический
рисунок. История и теория

на тему:
Художественное конструирование в
Западно-Европейском рисунке Средних
Веков и Возрождения

Исполнитель:
Черняк Г.В.

студентка учебной
группы 1мг45

Шифр зачетной
книжки: 1235072

Руководитель:
Ландер И.Г.

Оценка
________________________________________

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………….…………..…..
3

ГЛАВА
I

Знаки
и символы……………………………………….….……………….………..
4

    1. Гербы
      …………………………………………………………………….…..
      . .. 4

    2. Цеховые
      знаки …………………………………………………….…………….
      5

    3. Издательские
      знаки……………………………………………………….……
      6

    4. Водяные
      знаки…………………………………………………………….……
      7

ГЛАВА
II

Поиски
геометрических законов гармонии и
красоты пропорций…………..……. 8

2.1. Создание
ренессансной антиквы…………………….………………..….…
8

2.2. Поиск
божественных пропорций и законов
гармонии …………………. 11

2.2.1. Леонардо да
Винчи……………..………………………………………
11

2.2.2. Альбрехт
Дюрер……………..………….………………………..……
12

ГЛАВА
III

Художественное
конструирование книг …………………………………………
13

3.1. Рукописные
книги Средневековья ………………………………..…….…
13

3.2.
Первопечатные книги …….……………………….……………………..…
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………..………………………………
……. 20

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….…
21

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Список иллюстраций………………………………………
… 24

ВВЕДЕНИЕ

Цель курсовой
работы – исследование художественного
конструирования в искусстве в эпохи
Средних веков и Возрождения в Западной
Европе.

Задачи
исследования – проследить историческое
развитие искусства геральдики и книги,
как появлялись и трансформировались
отдельные элементы художественного
конструирования в геральдике, книге,
шрифте, так как буква является графическим
знаком, изучить художественного
конструирования в рукописных и
первопечатных книгах, выявить общие и
индивидуальные особенности между
рукописными и печатными книгами.

Объект
исследования — художественно-графическое
наследие Западной Европы Средних веков
и эпохи Возрождения. Предмет исследования
– художественное конструирование в
искусстве Западной Европы. Для
исследования использовалась учебная
и научно-популярная литература российских
и зарубежных авторов, а также электронные
ресурсы.

В Средние века
именно скрещение двух традиций —
классической и местной — дало сильный
толчок развитию художественной культуры
Западной Европы1.

Эпоха
Возрождения в Европе — период XV-XVI
– эпоха великих открытий. Бурный рост
изобразительных искусств в эпоху
Возрождения, расцвет индивидуального
творчества, сменившего обезличенность
художника и жесткую каноничность
произведения2.
Живописная свобода и сложность
готической страницы сменяется ясным,
гармоническим порядком3.
Большое значение имел переход от
рукописной к печатной книге. Именно в
эпоху Возрождения сложилось современное
искусство иллюстрирования и оформления
книги. В Италии, Нидерландах и Германии
созданы неповторимые высокохудожественные
издания, такие как эльзервиры, альдины.

Соседние файлы в папке курсовая docx525

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: 5-русский.docx, Орфографическая разминка.ppt, 5_klass_rast_-_ros.ppt, Практическая работа к разделу 2.4 «Семья_ традиции».docx, Родная природа в произведениях.docx, Возрастные особенности пожилых людей.doc, курсовая работа по ЭМО. Выполнил Жогов.М. группа ЭО-344.docx, приложение к работе.docx, Курсовая на проверку.docx, Inostranny_yazyk_zaochniki.doc, bibliofond_585061.rtf, KURSOVAYa-GOSUDARSTVENNYE-GARANTII-PO-OPLATE-TRUDA.docx, работа №1.rtf, кристина.docx, Golubjatnikov K.pdf, Доклад.rtf, Документ Microsoft Office Word (3).docx, Курсовая уголовное.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Выступление на районном семинаре Нетривиальные формы обучения.do, Вероятностные методы в обработке информации.docx, Дидактика разрабатывает теорию обучения.pdf, ускоренные методы ам-ции.pdf, Презентация _Стресс в профессии педагога и современные методы ег, Программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство , — Методы принятия решений, индукция, таблицы принятия решений, д, Приказ № 197 от 12.05.2022 об увеличении стоимости обучения.pdf, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт дошкольного и начального образования

Кафедра художественно-эстетического воспитания.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория и методика обучения

изобразительному искусству»
на тему:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

Профили: Изобразительное искусство и Технология

Форма обучения: заочная

Выполнила студентка

3 курса ЗБ-ИЗОТ-31 группы

Гаврилова Анастасия Михайловна
Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ХЭВ

Бреусова Татьяна Александровна

_________________________

оценка подпись

«___» ____________ 2022 г

Оренбург, 2022

П

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка ……………………………………

6

1.1 Виды академического рисунка ………………………………………………… 6
1.2 Психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению академического рисунка ……………………………………….

15

Глава 2. Методические аспекты обучения младших школьников выполнению академического рисунка во внеурочной деятельности…………………………………………………………………

20

2.1 Анализ педагогического опыта………………………………………… 20
2.2 Методические рекомендации по организации обучения младших школьников выполнению академического рисунка на занятиях кружка

29

Заключение………………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………………… 34
Приложения………………………………………………………………… 36

Введение
Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее — Концепция) опирается на основополагающий государственный документ — «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.

Практически все художники различных эпох выдающиеся и малоизвестные выполняли наброски. К примеру, Серов В. А., Репин И. Е., Дейнека А. А. и многие другие всегда при себе имели альбомы для набросков. Терентьев А.Е. считал, что «успешное осуществление педагогического рисования в значительной степени зависит от умения профессионально выполнять наброски» и советовал завести «карманный альбомчик» для набросков.

Ежедневное выполнение набросков — это также поддержание в форме профессиональных умений и навыков.

В системе обучения учащихся детской школы искусств одной из основных является дисциплина «Академический рисунок». Основы теории и практики преподавания рисунка были заложены педагогами Академией художеств. К середине XIX века русская академическая школа рисунка достигла наибольшей высоты. Особое внимание уделялось методике преподавания, совершенствованию техники рисования и технологии рисовальных материалов.

Обращение к академическому рисунку актуально для художественной практики и общественной жизни в связи с воспитательным потенциалом изобразительного искусства, что и определило актуальность темы исследования. Освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям — это социально оправданный путь творческого развития личности ребенка.

Проблема исследования: Концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения народных традиций в новых социальных условиях остаются малоизученными, а традиции народной педагогики в практике воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности используются недостаточно.

Цель исследования: разработать методические рекомендации по обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы в рамках внеурочной деятельности.

Объектом исследования является внеурочная деятельность в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: методика обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы;
  3. На основе изучения педагогического опыта разработать методические рекомендации по организации обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы на занятиях кружка.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, искусствоведческой и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (20 источников), приложения. Общее количество страниц 31.

В первой главе рассматривается классификация народной тряпичной куклы в соответствии с назначением, конструктивными особенностями и материалами. А также, уделено особое внимание возрастным особенностям обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы. Вторая глава посвящена анализу программ кружковой работы и разработке на основе проведенного исследования методических рекомендаций по организации обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы на занятиях кружка, в чем и заключается практическая значимость нашего исследования.

Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка
1.1 Виды академического рисунка. Длительный рисунок, методическая последовательность его выполнения.

Обучение рисованию с натуры складывается из двух видов работы: длительного рисунка и коротких зарисовок-набросков. Программы по рисунку предусматривают обязательное сочетание этих двух видов учебной работы. Чередование краткосрочных заданий с длительными предполагается на всех этапах обучения рисованию с натуры, будет ли это начальная школа или высшее учебное заведение. Такая форма обучения дает возможность лучше усвоить материал и закрепить полученные знания и навыки. В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, внимание сосредоточивается на отдельных этапах построения изображения. Наброски и короткие зарисовки приучают быстро, легко и свободно оперировать своими знаниями и навыками.

Основа процесса обучения рисованию с натуры — длительное штудирование натуры, которое дает возможность глубоко усвоить как закономерности построения изображения на плоскости, так и закономерности строения натуры. Длительный рисунок позволяет ученику вдумчиво и настойчиво изучать каждый этап построения изображения, обоснованно применяя правила и законы построения.

Например, рисуя с натуры обнаженную человеческую фигуру, студент должен ознакомиться с пропорциональным членением фигуры, принципами выявления большой формы, анатомическими особенностями строения человеческого тела. Постепенно усваиваются законы перспективы, распределения света на форме, анатомия и «многое другое. Формирование отдельных понятий и овладение практическими навыками — сложный процесс, имеющий свое начало, развитие и завершение. В этом процессе различаются: а) первоначальное знакомство с новым материалом и осмысливание его; б) усвоение знаний и навыков; в) закрепление знаний и навыков. Таким образом, студент, усваивая то или иное положение рисунка, проходит длинный и сложный путь — от первоначального знакомства с новым материалом, методом работы до окончательного овладения ими и применения на практике.

На этом пути студент приобретает новые представления, знания и навыки, при этом от него требуется сознательное усвоение изучаемого материала. Каждый этап работы должен быть не только осознан рисующим, но и легко выполним на практике. Студенты соблюдают единые принципы и методы построения изображения. При этом не следует думать, что рисунки будут одинаковыми, как бы выполненными по шаблону. В них обязательно скажутся разная успеваемость, неодинаковые способности. Кроме того, учебные рисунки будут бесконечно разнообразны и по манере, и по приемам, и по темпераментам авторов.

В целях облегчения трудностей, которые неизбежны при усвоении нового учебного материала, практикой выработаны методические правила, которые помогут начинающему рисовальщику.

Они заключаются в следующем: 1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком должен быть расчленен на этапы работы, которые усваиваются учащимися в определенной последовательности.

Задача педагога — руководителя группы — так построить учебный процесс, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей, и каждая предыдущая ступень являлась опорой и основой для последующей. Все это позволяет легко справиться с учебным материалом и ясно представлять отдельные звенья процесса освоения рисунка.

Заслугой и достоинством педагога является умелое и глубоко продуманное расчленение сложного комплекса работ на отдельные составные части. Еще древние греки говорили: «Тот хорошо учит, кто хорошо расчленяет».

2.   Последовательность этапов  работы над рисунком должна  быть такой, чтобы ясно ощущалась  взаимосвязь между ними, чтобы  учащийся чувствовал, что это единый процесс.

3.   Всякий комплекс работ над рисунком должен  содержать в себе анализ и  синтез.

Анализ — это расчленение целого на части. Синтез, наоборот, — соединение частей в единое целое. В начале работы рисовальщик быстро намечает на листке бумаги общий вид натуры (синтез). Далее в обобщенной форме намечаются детали, происходит разбор деталей формы (анализ). В самом конце работы рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме (синтез).

В процессе усвоения нового учебного материала студенту необходимо пользоваться двумя методами познания — индукцией и дедукцией — в их единстве.

Индукция —метод познания, когда мысль движется от частных рассуждений к общим. Наблюдаемые детали натуры подвергаются строгому анализу и из рассмотрения единичных фактов делаются общие выводы, формулируются правила.

Дедукция — метод познания, когда мысль движется от общего к частному. Общие суждения, выводы и правила служат основой для частных суждений, для получения новых, более глубоких знаний.

4. Работа над длительным рисунком должна строиться с учетом закономерности: от общего к частному и от частного снова к общему. Такой порядок построения изображения и анализа натуры — наилучший. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности. Поэтому в академическом рисунке анализ натуры следует начинать с общей характеристики, постепенно переходя к деталям и возвращаясь к общей «большой» форме, иначе говоря: от общего через детальное осознание натуры к образному выражению.

Все эти общепедагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку, будь то несложный по форме натюрморт или рисунок человеческой фигуры. Многолетняя практика художественной школы выработала определенную последовательность работы над длительным рисунком, которая обязательна для всех студентов независимо от степени их подготовки. Методика состоит в следующем: весь сложный комплекс работ над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность, соблюдая строгую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности, как, например, конструктивный анализ формы, последовательность выявления объема при помощи светотени, анатомический анализ и т. д.

Процесс создания длительного рисунка, как уже говорилось, очень сложен, и рисовальщик, не имеющий достаточно навыка, встречается с целым рядом трудностей. Начиная рисовать с натуры, он обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как «преодолеть» чистый лист бумаги и на двухмерной плоскости изобразить трехмерное объемное тело. Не умея рационально использовать свои возможности, не зная, на что следует прежде всего обратить внимание, студент начинает добросовестно срисовывать все, что видит глаз. Он точно копирует подробности внешней формы предмета, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой. При этом не видит основной формы предмета, не соблюдает последовательности воспроизведения рисунка, берется за решение сложных задач, в результате чего его постигает неудача. Таким образом, нужна известная система в наблюдениях, в процессе создания рисунка.

А. П. Остроумова-Лебедева, вспоминая годы учения, писала: «Как это было трудно — постичь человеческое тело! Как трудно! Иногда казалось, что вот-вот что-то понял, что-то выходит! Но нет! При малейшем движении натурщика, незаметном изменении позы или перемене упора на одну или другую ногу я терялась, гонялась за новой позой, изменяла рисунок, мазала, чиркала и все сбивалась. Я не знала главных принципов строения человека, с чего начать, чем руководствоваться».

Методика обучения рисованию с натуры предусматривает три основных этапа работы: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; 3) подведение итогов всей проделанной работы.

Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком.

Первый этап — композиционное размещение изображения, определение характера формы.

Предварительно нужно осмотреть натуру и определить, как выгоднее (эффектнее) разместить изображение на плоскости, что является центральным в данной постановке. Вспомним слова Альберти, который еще в XV веке писал: «И пусть никто не думает, что хорошим живописцем может быть тот, кто не понимает всего того, что он пытается сделать. Напрасно натягивать лук, если ты не знаешь, куда направить свою стрелу». Таким образом, прежде чем приступить к рисунку, нужно ознакомиться с данной натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. Познание натуры рисующим должно быть объективным, правильным, возникающим не столько из субъективных впечатлений, сколько на основе серьезных научных знаний. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения.

Вначале студент зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание начинает переключаться на характерные признаки и особенности строения модели, на ее пропорции, характер формы, движение и освещение.

Такое предварительное ознакомление с натурой дает возможность детально проанализировать объект. Изображение намечается очень легко. Форма прорисовывается карандашом (без особого нажима) обобщенно и схематично. Выявляется характер большой формы, движения, т. е. общий вид натуры. Основная задача на этом этапе создания рисунка — научиться видеть предмет объемно и цельно. Если это целая группа предметов (натюрморт), надо уметь как бы вписать их в единую фигуру — обобщить. Длительный рисунок может начинаться с наброска, который заключает в себе основную композиционную идею рисунка.

Если задание очень сложное (обнаженная фигура человека в ракурсе или двух фигурная постановка) и начинающему трудно сразу приступить к работе, целесообразно сделать предварительно несколько набросков данной фигуры с различных точек зрения, а затем уже приступать к компоновке.

Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс. На этом этапе работы необходимо видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет бесконечное количество второстепенных деталей. Задача — научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание, можно прищурить глаза. Форма будет смотреться как силуэт, общее пятно, детали исчезнут.

Второй этап — пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

Это самый основной и длительный этап работы. Здесь главное суметь правильно применить научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней, конструктивного строения формы.

Методическая последовательность построения изображения, следующая: вначале рисуется и уточняется большая форма, затем переходят к анализу малых форм.

Проработка деталей требует определенной закономерности — каждую деталь надо рисовать в связи с другими.

На этом этапе работы происходит и детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, ее материальность. Рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы, и весь рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

Третий этап — подведение итогов.

Это последний и самый ответственный этап работы над рисунком. На этом этапе проверяется общее состояние рисунка, детали подчиняются целому, рисунок уточняется в тоне (подчинение света и тени, бликов, рефлексов и полутонов общему тону).

Детализации подлежат главные места в изображении, на которых сосредотачивается внимание зрителя; обобщаются второстепенные детали, служащие только для усиления главных. Работа по обобщению формы для неискушенного рисовальщика представляет довольно большие трудности, ибо детали формы слишком сильно приковывают его внимание, заслоняя собой целостный образ натуры.

При общей методической направленности ведения рисунка каждый преподаватель может варьировать количество этапов и акцентировать внимание на отдельных вопросах. Это обусловливается составом группы, а также другими причинами. Весь процесс построения изображения разбивается на такое количество этапов, которое необходимо для того, чтобы сосредоточить внимание на отдельных правилах и положениях учебного рисунка.

Несколько слов необходимо сказать о методических таблицах, раскрывающих последовательность работы над рисунком. На практике довольно часто учителю приходится самому изготовлять такие таблицы — наглядные пособия.

Будущий педагог в выполнении рисунка должен сосредоточивать внимание не на внешнем характере предмета, а на тех учебно-аналитических задачах, которые нужно решать на разных стадиях. Например, на таблице дано линейно-конструктивное изображение вазы — вначале намечается общий характер формы и пропорции, затем дается конструктивный анализ формы предмета. Ученик должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейших (цилиндр, шар, усеченный конус и т. д.) и понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Он должен определить, как образуется объемная форма предмета, и правильно изобразить ее в перспективе.

При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая таблица должна наглядно демонстрировать, что нужно сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи.

2. Каждый этап работы должен охватывать сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица должна быть предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывать данный этап работы над рисунком.

3. Последовательность этапов работы необходимо внимательно продумать. Во-первых, надо выделить наиболее важные моменты построения изображения, во-вторых, установить их очередность, чтобы у ученика вырабатывалась определенная система работы над рисунком. Каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей.

4. Рисунки должны быть выполнены очень четко и ясно. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как надо ими пользоваться.

6. В таблицах желательны заголовки, раскрывающие основную цель работы над рисунком на данном этапе.

Задача методических таблиц — помочь начинающему рисовальщику

(С подобной работой студенту придется иметь дело в период педпрактики.)

— Во время рисования с натуры, например, человеческой головы ученику надо проделать очень сложную работу. Он должен сделать конструктивный анализ формы, проследить анатомическое строение головы, дать правильное перспективное изображение формы, на плоскости, выдержать рисунок в тоне. Чтобы ‘учащиеся хорошо усвоили систему, методы построения изображения на плоскости, весь процесс работы разбивают на отдельные этапы, которые показаны на таблицах.

Параллельно с длительным рисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки. Работа над длительным рисунком с живой модели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее.

1.2 Психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению академического рисунка
В анализах по психолого педагогической литературы, специалисты этой области не дают однозначного разъяснения понятия «навыков». Анализ литературы и имеющихся определений понятия «навыков» сводится к тому, что это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всё указывает на то, что это в первую очередь способность человека основанное на знании, опытности, навыке.

В частности, в энциклопедии по педагогике (Большой современной) умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется умение путем многократных упражнений и дает возможность выполнения действия в изменившихся условиях. Обычно умения соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.

Если посмотреть в словарь по педагогике Г.М. Коджаспировой, тот там отмечается, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Так же отмечается, что умения всегда реализуются под контролем сознания.

По мере овладения навыки совершенствуются. Приобретённые человеком навыки могут стать показателем уровня его общего умственного развития и качеств ума. Уровень навыков считается высоким, если у ребёнка прослеживается возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. А при высокоразвитых навыках действие может выполняться в разных вариантах. У детей младшего школьного возраста формирование изобразительных навыков проходит на занятиях по изобразительной и внеурочной деятельности.

Поскольку формирование навыков изобразительной деятельности заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и многие другие качества. С этими умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении. Поэтому изобразительная задача сводится к умению — как передать форму предмета посредством этих линий.

Основной задачей обучения навыков изобразительной деятельности детей Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова определяли формирование навыков правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольник не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков и поэтому ему трудно передать все характерные признаки предмета [Комарова 1998: 63]

С их точки зрения, важной задачей обучения является развитие навыков составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Данная задача в полной мере осуществляется на занятиях декоративного рисования. Одной из важных задач обучения изобразительному искусству Т.С. Комарова определяет — овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка [Комарова 1998: 69].

Под техникой в изобразительном искусстве понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.

Т.С. Комарова под изобразительными навыками выделяла совокупность следующих навыков.

· использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, животных, человека, транспорта);

· делать переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге); изменить направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот;

· подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);

· подчинить движения соразмерению изображений или их частей по величине;

· держать при различных приемах рисования карандаш и кисть по-разному;

· получить разнообразные оттенки цвета.

Деятельность детей младшего школьного возраста приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Оценка рисунков в конце урока приобретает развернутый и обоснованный характер. Ребята понимают, хорошо или плохо выполнена работа. С возрастом эти навыки отрабатываются и во 2 классе ребята выполняют работы более уверенно, чем в 1 классе.

Повышение навыка оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.

У детей 2 класса движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными, чем в 1 классе. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.

Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом в 1 класса способствуют развитию умения пользоваться ими во 2 классе не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете подчеркивала Сакулина Н.П. сделало бы невозможным его изображение. А следовательно, и не будут формироваться графические навыки и умения. Ребёнок сможет регулировать изображение в рисунке только если он имеет полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется не при простом вглядывании, а при внимательном рассматривании и изучении предметов изображения.

Процесс обследования и восприятия предмета перед его изображением контролируется и направляется педагогом так, чтобы дети, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения. К таковым относят: форму, строение, величину, цвет. Такая работа педагога, связанная с организацией и направлением правильного восприятия детьми предмета, называется обследованием. 

С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию изобразительных умений [Григорьева 2005: 118].

· создание благоприятной атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений, которая способна вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

· создание психологической безопасности, климата взаимного доверия;

· восхищение каждой идеей детей;

· подготовительная работа перед занятием, когда учитель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память имеет важное значение;

·на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке продукта деятельности – одной из главных направлений работы педагога заключается в развитии самостоятельных действий детей.
педагогический рисование урок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *