- Главная
ВНИМАНИЕ! Заказ УЧЕБНОЙ литературы производится только на абонементы АУЛ и АУЛКСК
В каталоге представлен весь учебный фонд, а также поступления в ИБЦ с 1994 года, частично до 1994 года.
Если Вы не смогли найти нужную книгу, возможно она еще не введена в электронный каталог. Попробуйте воспользоваться традиционным каталогом, который размещен на 2 этаже ИБЦ.
Для заказа литературы необходимо авторизоваться.
Количество найденных записей — 1
1
547
О-288
Общие методы работы в лаборатории органической химии : методические указания / РХТУ им. Д.И. Менделеева ; Сост.: А.Е.Щекотихин и др. — М. : РХТУ. Издат. центр, 2003. — 123 с. : ил. — Библиогр.: с. 121. — 25.23 р. — Текст : непосредственный.
Номер методического пособия: 4244
Предметные рубрики:
Органическая химия
Ключевые слова:
Техника безопасности. Оборудование лабораторий. Правила работы. Хроматография. Перегонка. Экстракция. Возгонка. Разделение смесей. Хроматография. 4244.
Место хранения и свободные экземпляры
- АУЛ — 57
- АУЛКСК — 119
- Отд. хран. — 25
- ЧЗУЛ — 6
Всего экземпляров — 597
Электронная копия доступна только авторизованным читателям ИБЦ
Электронная копия доступна только авторизованным читателям ИБЦ
Идет загрузка списка
Идет загрузка списка
Помогите рассортировать файлы. К какому предмету относится данный файл?
Ненужные и мусорные файлы можно перемещать в предмет [НА УДАЛЕНИЕ].
Помогите дать файлам осмысленные названия
Примеры:
lab1 => Лабораторная работа №1. Фотоэффект.
Savelev_molekulyarnaya_fizika => Савельев. Молекулярная физика
Доказательством этого служат следующие факты:
1. Именно на полюсах Земли обычно расположены озоновые дыры.
2. Эксперимент по течению жидких кислорода и азота между магнитными полюсами.
3. Давление столба воздуха над Антарктидой ниже, чем над Арктикой.
4. Смещение озоновых дыр вслед за смещением магнитных полюсов Земли.
5. «Озоновые карты» согласуются с положением магнитных полюсов Земли и их смещением со временем.
6. Снижение концентрации кислорода по высоте от уровня Земли.
Таким образом, основная причина озоновых дыр над полюсами Земли -парамагнетизм кислорода.
Библиографический список
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002. 576 с.
2. Данилов-Данилян В.И., Лосев К.С. Экологический взрыв и устойчивое развитие. М.: Прогресс-традиция, 2000. 416с.
3. Исидоров В.А. Еще немного об антарктической озоновой дыре и земенителях «озоноразрушающих фреонов»// Химия и жизнь.-2001.-№3.-С.18-19.
4. Кондратьев К.Я. Глобальные изменения на рубеже 2000 лет// Вестник РАН.-2000.-Т.70 №9.-С.788-796.
5. Кондратьев К.Я., Демирчан К.С. Климат Земли и «Протокол Киото». //Вестник РАН.-2005. Т. 71. С. 1002-1009.
6. Цирельсон В. Г. Химическая связь и межмолекулярные взаимодействия. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2005. 132 с.
7. Кашкин В.Б., Рублева Т.В., Хлебопрос Р.Г. Природоохранная геофизика: проблемы озонового щита планеты. //Инженерная экология. 2009. №4. С. 18-33.
8. Schräder C. Das Ozonloch schließt sich [Электронный ресурс] // Süddeutsche Zeitung: сайт .— URL: http://sz.de/L1597809 (дата обращения 1.05.2013)/
УДК 004: 378
Д.В. Щербаков, М.П. Паркина, Ю.М. Артемкина, А.В. Матасов
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Для студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева подготовлены электронные учебные и учебно-методические материалы по всем дисциплинам, которые изучаются на первом курсе, а также по некоторым дисциплинам, изучаемым на втором и третьем курсам. Помимо программ учебных курсов и планов лекционных и семинарских занятий, а также лабораторных работ на диске размещены образцы рубежных контрольных работ и экзаменационных билетов, перечень вопросов и тем, которые вы—132 —
носятся на зачеты и экзамены, электронные учебные пособия, компьютерные тесты, методические указания и рекомендуемая литература.
For students of D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia electronic training and educational and methodical materials on all disciplines which are studied at the first year, and also on some disciplines studied on the second and third courses are prepared. Besides programs of training courses and plans of lecture and seminar occupations, and also laboratory works on a disk models of examination cards, the list of questions and what are submitted for offsets and examinations, electronic manuals, computer tests, methodical instructions and recommended literature are placed.
Интернет и современные компьютерные технологии широко используются в настоящее время не только для хранения и доставки информационных ресурсов, но и активно внедряются в систему образования. Ведущие университеты страны разрабатывают электронные учебники и учебные пособия, создают компьютерные обучающие и контролирующие программы, которые используются не только в системе заочного и дистанционного обучения, но и применяются в очной форме образования. Начиная с 2006 года в РХТУ им. Д.И Менделеева поступившим на первый курс студентам выдают не только студенческие билеты и зачетные книжки, но и учебные информационные материалы на различных носителях. Эти электронные ресурсы способствуют повышению эффективности учебного процесса на первом курсе и помогают студентам быстрее адаптироваться к особенностям процесса обучения в высшей школе.
В учебном плане бакалавров согласно стандартам третьего поколения предусмотрено использование активных и интерактивных форм обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования бакалавров по направлению подготовки 020100 «химия», например, удельный вес этих форм должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Интерактивные формы обучения могут быть эффективно реализованы с использованием электронных учебных материалов.
В сентябре 2012 года Отделом обеспечения образовательных программ совместно с Управлением информационных технологий и общими кафедрами университета подготовлен и тиражирован в количестве 1200 экземпляров очередной диск с учебными и учебно-методическими ресурсами для студентов первого курса.
В разделе «Памятка студенту» на диске представлены положения о рейтинговой системе оценки знаний и стипендиальном обеспечении студентов. Здесь же приведены правила учебного распорядка и пользования информационно-библиотечным центром. Помимо программ учебных курсов и планов лекционных и семинарских занятий, а также лабораторных работ на диске размещены образцы рубежных контрольных работ и экзаменационных билетов, перечень вопросов и тем, которые выносятся на зачеты и экзамены, электронные учебные пособия, компьютерные тесты, методические указания и рекомендуемая литература.
По общей и неорганической химии, аналитической химии, органической химии, высшей математике и физике на диске представлены интерактивные компьютерные обучающие тесты, с помощью которых студенты могут проверить свои знания по этим предметам. Разработанная на кафедре общей и неорганической химии интерактивная таблица химических элементов Д.И. Менделеева поможет студентам лучше усвоить первую химическую дисциплину, которая изучается в университете. Эта таблица содержит информацию не только о самих химических элементах, но также с помощью значительного числа гиперссылок позволяет также получить описание свойств важнейших соединений элементов.
Учебные и учебно-методические материалы на диске распределены по учебным семестрам. В раздел «I семестр», рис. 1, включены электронные учебные материалы по истории, математическому анализу, общей и неорганической химии, иностранным языкам и физической культуре.
В разделе «II семестр» к этим ресурсам добавлены электронные материалы по физике, инженерной графике, органической химии и прикладной механике.
I (ОСЕННИЙ) СЕМЕСТР
История
Введение в высшую математику Математический анализ-1 Общая и неорганическая химия Информатика Начертательная геометрия Иностранный язык
• Английский язык
• Немецкий язык
• Французский язык
Физическая культура
Рис. 1. Содержание учебно-методических материалов первого семестра
II (ВЕСЕННИЙ) СЕМЕСТР
Математический анализ-Н Физика
Химия элементов (Неорганическая химия) Органическая химия Инженерная графика Прикладная механика Иностранный язык
* Английский язык
* Немецкий язык
* Французский язык
Рис. 2. Содержание учебно-методических материалов второго семестра
Начиная с прошлого года, на диске для студентов размещаются не только электронные материалы для студентов I курса. Закончившие обучение на пер—134 —
вом курсе студенты могут на втором курсе воспользоваться электронными материалами по философии, аналитической химии, органической химии производных углеводородов, и физической химии. В разделах «III и IV семестры» для студентов имеются также материалы по курсам «Физика», «Дифференциальные уравнения», «Теория вероятности и математическая статистика».
III (ОСЕННИЙ) СЕМЕСТР
Философия Физика
Дифференциальные уравнения Аналитическая химия
Органическая химия производных углеводородов Прикладная механика
IV (ВЕСЕННИЙ) СЕМЕСТР
Теория вероятностей и математическая статистика Философия Физическая химия
Рис. 3. Содержание учебно-методических материалов для студентов 2 курса
Электронные учебные материалы для студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева зарегистрированы в ФГУП НТЦ «Информрегистр» (регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания № 30097 от 6 марта 2013 г., номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного издания — 0321300799), рис. 4.
Министерство образования и науки Российской Федерации Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Отдел методического обеспечения образовательных программ
В.М. Аристов, Ю.И. Капустин, В.В. Щербаков, Т.Н. Гартман, В.А. Головина, В.Ю. Конюхов, В.В. Ву-знецов, В.М. Кузнецов, Т.И. Кузнецова, Н.Н. Ля сник ова, М.П. Паркина, Е.Г. Рудаков екая, Н.М. Селиверстова, С.Н. Соловьев, В.Ф. Травень, Н.М. Черемных, Д.В. Щербаков
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
обязательного федерального экземпляра электронного издания № 30097 от б марта 2013 г.
обязательного экземпляра электронного издания — 0321300799 В пособии приведены программы лекционных курсов, практических и лабораторных работ, методические указания, электронные учебные пособия, образцы контрольных работ и экзаменационных билетов, справочные и другие учебно-методические материалы. На диске размещены также положения о рейтинговой системе оценки учебной работы и о стипендиальном обеспечении студентов, а также правила учебного распорядка.
Рис. 4. Заставка зарегистрированных учебно-методических материалов для студентов РХТУ
В обращении к первокурсникам ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева профессора В.А. Колесникова, размещенном на диске, сказано: «Первый учебный год в Менделеевском университете обязательно приведет вас к новым знаниям и открытиям». Профессора и преподаватели университета уверены, что подготовленные ими учебные материалы помогут студентам первого курса добиться больших успехов в учебе.
—135 —
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Курсовач. копммммя.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Исаева. Задачи..pdf, Лейкоциты. Тромбоциты, их роль в свертывании крови конспект.doc, 13.02.2021 Задачи.docx, Охрана труда 3 задачи..doc, ПЛАН — конспект 2 УКС из СО.docx, Немецкий язык 8кл — Конспект.docx, 4 а труды конспект урока.docx, Дз задачи программирование Плещинская в.а. ГР-21.docx, Будылин, задачи, характеристики ДВС.docx, Приложение. Упражнения на растягивание.docx
Конспект лекций, задачи и упражнения
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области химической технологии и биотехнологии в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по химико-технологическим направлениям подготовки дипломированных специалистов
Москва 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение1. Энергетика процессов1.1. Внутренняя энергия, энтальпия 1.2. Термохимия, закон Гесса1.3. Энтропия1.4. Энергия Гиббса1.5. Критерий самопроизвольного протекания процессов1.6. Изменение энергии Гиббса в окислительно-восстановительных реакцияхЗадачи и упражнения2. Химическое равновесие
2.1. Истинное и кажущееся равновесие, смещение равновесия
2.2. Количественные характеристики равновесияЗадачи и упражнения3. Некоторые равновесия в растворах3.1. Образование растворов, растворимость3.2. Равновесие диссоциации электролитов3.3. Шкала термодинамических функций образования ионов в водных растворах3.4. Равновесие растворения и диссоциации малорастворимого электролита3.5. Равновесие диссоциации воды, буферные растворы3.6. Гидролиз солейЗадачи и упражнения4. Комплексные соединения4.1. Общие сведения о комплексных соединениях4.2. Образование и разрушение комплексных соединений. Диссоциация комплексных соединенийЗадачи и упражнения5. Окислительно-восстановительные реакции6. Эквивалент, закон эквивалентовЗадачи и упражненияПриложениеЗаключениеРекомендуемая литература
УДК 546 (075.8)
ББК 24.1:24.53
С60
Рецензенты
Кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой неорганической и аналитической химии Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева С.Н. Смарыгин
Доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой физической химии Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева А.В. Вишняков
Соловьев С.Н.
С 60 Начала химии. Теоретические основы химии. Конспект лекций, задачи и упражнения. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 2004. 148 с.
ISBN 5-7237-0463-Х
В пособии рассматриваются: элементы химической термодинамики; основы учения о равновесии; равновесия в растворах электролитов; комплексные соединения; эквивалент и закон эквивалентов.
УДК 546 (075.8)
ББК 24.1:24.53
ISBN 5-7237-0463-Х
© Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, 2004
© Соловьев С.Н., 2004
ВВЕДЕНИЕ
В вузах химического и химико-технологического профиля изучению неорганической химии обычно предшествует дисциплина, где излагаются основные закономерности протекания химических процессов и современные представления о строении вещества. Традиционно в нее включаются элементы химической термодинамики, основы учения о равновесии и рассмотрение ряда важнейших равновесий в водных растворах, общие сведения о протекании химических реакций; элементы теории строения молекул и химической связи, представления о межмолекулярном взаимодействии, теория химической связи в комплексных соединениях и общая информация об этих соединениях.
Данное пособие представляет собой первую часть сжатого конспекта лекций по теоретическим основам химии, оно содержит большое число разобранных задач и заданий, закрепляющих усвоение основного лекционного материала и дающих практические навыки его использования. Такое сочетание лекционного и семинарского материала позволяет самостоятельно изучать необходимые разделы курса, готовиться к зачетам и экзаменам.
В пособие включен материал по следующим разделам курса: элементы химической термодинамики, учение о равновесии, равновесия в растворах, окислительно-восстановительные реакции, комплексные соединения, эквиваленты и закон эквивалентов.
Пособие будет полезно студентам медицинских, химических и технологических вузов, старшеклассникам, занимающимся углубленным изучением химии, и их педагогам.
1. ЭНЕРГЕТИКА ПРОЦЕССОВ
1.1. Внутренняя энергия, энтальпия
Химическая термодинамика, элементы которой используются в общехимических курсах, оперирует так называемыми характеристическими функциями или функциями состояния, позволяющими через значения самих функций и их производных определить любое термодинамическое свойство. Познакомимся с некоторыми из них.
Системой в термодинамике называют тело (вещество, несколько веществ) или группу взаимодействующих тел, мысленно выделяемых, обособляемых от окружающей среды. Примеры систем: Земля, колонна синтеза аммиака, пробирка с реактивами. Система, имеющая постоянный объем и рассматриваемая как необменивающаяся веществом и энергией с окружающей средой, называется изолированной. Создать действительно изолированную систему практически невозможно.
Движение представляет собой неотъемлемое свойство материального мира, мерой движения является энергия. Теплота и работа представляют собой виды энергии. В первом случае (теплота) энергия передается путем хаотического столкновения молекул на границе соприкасающихся тел. Работа качественно разнообразна (работа в поле тяготения, работа электрического поля, работа расширения и т.д.), отражая различные виды взаимодействия, и характеризуется перемещением большого числа частиц.
Закон сохранения энергии (или первый закон термодинамики) утверждает: теплота Q, поведенная к системе, расходуется на совершение системой работы A и на изменение ее внутренней энергии U:
Q = U + A. (1.1)
Внутренняя энергия представляет собой однозначную, конечную и непрерывную (а значит, и дифференцируемую!) функцию состояния, аргументами которой являются температура, давление, природа и число молей вещества и т.д. Как дифференцируемая функция внутренняя энергия обладает свойством независимости ее изменения при переходе от начального состояния (1) к конечному (2) от пути перехода:
U=U2 – U1. (1.2)
А вот теплота в общем случае не является дифференцируемой функцией.
Внутренняя энергия системы подразумевает общий ее запас, включая энергию поступательного и вращательного движения молекул, внутримолекулярную энергию электронов, внутриядерную энергию и т.д. Фактически абсолютная ее величина зависит от уровня наших знаний о различных видах энергии, а также о фундаментальных частицах и характере их взаимодействия. Поэтому до тех пор пока не решена проблема существования последней фундаментальной частицы, сама проблема определения абсолютного значения внутренней энергии лишена смысла.
Обычно работу разделяют на полезную и работу расширения:
А = Апол + Арасш . (1.3)
Работа расширения может быть найдена следующим образом:
, (1.4)
где Р — давление, V — объем.
Для изобарного процесса (P=const) уравнение (1.4) принимает вид:
. (1.5)
Рис. 1. К пояснению физического смысла газовой постоянной
Отметим, что любая химическая система, в которой происходит изменение объема, будет характеризоваться работой расширения. В связи
с обсуждением этой величины обратимся к физическому смыслу универсальной газовой постоянной R. Рассмотрим систему, содержащую 1 моль идеального газа, находящегося при постоянном давлении в цилиндре под невесомым поршнем, двигающемся без трения. Систему нагрели на 1 K, газ расширился, поршень поднялся, совершена работа расширения (рис.1).
Состояния газа описываются уравнением Менделеева-Клапейрона для начального состояния системы PV1 = RТ и для конечного состояния PV2 = R (Т+1). Работа расширения согласно (1.4) и (1.5) составит:
Арасш = PV = PV2 – PV1 = R (T+1) – RT = R.
Таким образом, численное значение универсальной газовой постоянной равно работе расширения 1 моль идеального газа, находящегося при постоянном давлении, при нагревании на 1 К.
Рассмотрим систему при постоянном давлении, для которой отсутствует полезная работа (Апол = 0). Согласно соотношениям (1.1) и (1.5):
QP=U+Aрасш = U+PV=U2–U1+PV2–PV1=U2+PV2–(U1+PV1). (1.6)
Вводим новую термодинамическую функцию, называемую энтальпией, которая определяется соотношением:
H = U+РV . (1.7)
Соответственно выражение (1.6) приобретает вид:
QP=H2–H1=H. (1.8)
Как видно из определения, энтальпия будет обладать свойством независимости ее изменения при переходе от начального состояния к конечному от пути перехода; она является однозначной, конечной и непрерывной функцией состояния. Абсолютные значения энтальпий, как и абсолютные значения величин внутренней энергии, неизвестны.
Поэтому в учебной и научной литературе слово «изменение» в выражениях типа «изменение энтальпии (внутренней энергии) в процессе» опускают и говорят об «энтальпии (внутренней энергии) процесса», понимая под этим величины H и U. Подчеркнем, что изобарный режим (в основном Р=1 атм) является наиболее распространенным для лабораторной и промышленной реализации различных процессов.
1.2. Термохимия, закон Гесса
Раздел химии, в котором изучают тепловые эффекты химических реакций, называется термохимией. Термохимия оперирует так называемыми термохимическими уравнениями, представляющими собой обычные химические уравнения, в которых указана величина сопровождающего реакцию теплового эффекта и термодинамическое состояние каждого из участников. Под последним понимают температуру, агрегатное состояние участников, состав и концентрации растворов.
Термодинамика использует так называемую эгоистическую систему знаков величин тепловых эффектов: экзотермическим процессам, идущим с тепловыделением, соответствуют отрицательные величины энтальпий. Наоборот, эндотермическим процессам соответствуют положительные значения величин H и U. Примеры термохимических уравнений процессов:
N2 (г) + 3H2 (г)= 2NH3 (г); H298 = – 92 кДж;
NaOH (р-р NaOH 100 H2O) + HCl (р-р HCl 100 H2O) =
= NaCl (р-р NaCl 201 H2O) + H2O (ж); H298 = – 57 кДж
Нижний подстрочный индекс у величин H указывает температуру, к которой отнесен тепловой эффект.
Рассмотрим систему, в которой отсутствует полезная работа. Тогда, согласно (1.1) и (1.4) при постоянном объеме: QV=U, а при постоянном давлении согласно (1.8): QP=H. Иными словами, в этих двух случаях тепловой эффект процесса не зависит от пути перехода от исходных веществ к продуктам реакции. Эта закономерность и представляет собой основной закон термохимии, установленный чисто экспериментально в 1840 г. нашим соотечественником Г.И. Гессом: энтальпия (внутренняя энергия) химической реакции не зависит от пути перехода от начальных веществ к продуктам реакции, а определяется только видом и состоянием этих исходных веществ и продуктов. Закон Гесса позволяет производить с термохимическими уравнениями алгебраические операции: складывать, вычитать, умножать и делить на постоянное число. Проиллюстрируем это на простом примере. Пусть известны энтальпии следующих процессов:
1) N2 (г) + O2 (г) = NO (г); H1 = 90,2 кДж;
2) NO (г) + O2 (г) = NO2 (г); H2 = – 56,8 кДж;
Необходимо найти энтальпию процесса:
3) N2 (г) + O2 (г) = NO2 (г); H3 .
Как видно, искомое термохимическое уравнение получается сложением первого и второго термохимических уравнений, соответственно:
H3=H1+H2=90,2+(–56,8)=33,4 кДж.
Различным типам физических и химических процессов соответствуют различные величины энтальпий:
К(к) = К(ж); Hплавл
H2O (ж) = H2O (г); Hиспар
NaOH (р-р) + HBr (р-р) = NaBr (р-р) + H2O (ж); Hнейтр .
Наиболее важны энтальпии образования и энтальпии сгорания. Под энтальпией образования вещества понимают энтальпию процесса образования 1 моль этого вещества из простых веществ при данной температуре. При этом совершенно безразлично – осуществим этот процесс или нет. Примеры (Т=298,15 К):
Ca (к) + C (к,графит) + O2 (г) = CaCO3 (к); H=Hобр CaCO3 (к);
N2(г)+2Cr(к)+4H2(г)+ O2(г) = (NH4)2Cr2O7 (к); H=Hобр(NH4)2Cr2O7(к).
Отметим, что при наличии у простого вещества аллотропных модификаций в термохимических уравнениях для энтальпий образования используется наиболее устойчивая из них. При 298,15 К из аллотропных модификаций углерода таковой является графит, у олова – олово белое, у серы – сера ромбическая т. д. Единственное исключение – фосфор, для которого в качестве простого вещества взят не более устойчивый красный фосфор, а более реакционноспособный белый фосфор.
Под энтальпией сгорания вещества понимают энтальпию сгорания 1 моль этого вещества при данной температуре с образованием CO2(г)
и H2O(ж), состав остальных веществ указывают специально, например:
(CH3)2S(г)+ O2(г) = 2CO2(г)+3H2O(ж)+S(к); H=Hсгор(СH3)2S до S
(CH3)2S(г)+ O2(г) = 2CO2(г)+3H2O(ж)+SO2 (г);
H=Hсгор(СH3)2S до SO2 .
Особое значение имеют стандартные величины; они относятся к процессам, где все участники находятся в так называемых стандартных состояниях.
За стандартное состояние индивидуальных жидких и кристаллических веществ принимается их реальное состояние при данной температуре и давлении 1 атм (101325 Па).
Определения стандартных состояний для газов и растворов связаны с понятиями «идеальный газ» и «идеальный раствор». Как известно, состояние всех идеальных газов (и части реальных газов при низких давлениях) описывается уравнением Менделеева-Клапейрона:
PV=nRТ, (1.9)
где n — число молей газа.
Уравнения же состояния реальных газов сложны, громоздки и практически индивидуальны для каждого газа. С целью сохранить простую и единообразную форму описания всех реальных газовых систем поступают следующим образом. Вводится функция, называемая фугитивностью f или летучестью, рассматриваемая как исправленное давление, и все проблемы отклонений свойств реальных газов от свойств идеальных газов сводятся к нахождению этой величины. Другими словами фугитивностью называют такую величину, которая связана с другими термодинамическими характеристиками реального газа так же, как с ними связано давление в случае идеального газа. Таким образом, уравнения состояния:
для идеального газа PV=nRT;
для реального газа fV=nRT
Совершенно аналогичная ситуация с идеальными и реальными растворами. Напомним, что модели идеального газа и идеального раствора идентичны, что отражается термином «идеальный раствор газов».
Активностью называют такую величину, которая связана с другими термодинамическими характеристиками реальных растворов так же, как
с ними связана концентрация в случае идеальных растворов. Активность а связана с концентрацией с через коэффициент активности . Именно последний и отражает степень отклонения свойств реального раствора от свойств идеального раствора, его численное значение зависит от способа выражения концентрации. Обратимся теперь к определениям стандартных состояний для газов и растворов.
За стандартное состояние газообразных веществ принимают гипотетический идеальный газ, фугитивность которого равна единице, а энтальпия – энтальпии реального газа при давлении, стремящемся к нулю. За стандартное состояние раствора (в отношении растворенного вещества) принимают гипотетический идеальный раствор, активность растворенного вещества в котором равна единице, а энтальпия – энтальпии растворенного вещества в реальном бесконечно разбавленном растворе. Если же раствор рассматривается как единая система, то используется данное выше определение стандартного состояния для индивидуальной жидкости. Отметим, что в отношении только энтальпийных характеристик определения стандартных состояний газов и растворов сравнительно просты – за стандартное состояние принимается реальный бесконечно разреженный газ или реальный бесконечно разбавленный раствор, соответственно. Величины стандартных энтальпий образования обычно при 298,15К табулированы (некоторые величины приведены в табл. 1 приложения) и в первую очередь используются при расчетах стандартных энтальпий процессов. Основанием для этого является первое следствие из закона Гесса:
Hреакции = (продуктов) – (исходных веществ), (1.11)
где ni и nj – числа молей (коэффициенты в уравнении).
Для этой же цели можно воспользоваться и вторым следствием из закона Гесса:
Hреакции = (исходных веществ) – (продуктов). (1.12)
Проиллюстрируем эти закономерности на примере реакции:
3C2H2 (г) = C6H6 (ж); .
Реакции образования:
1) 6С (к,графит) + 3H2 (г) = С6H6 (ж) | 1 |
2) 2С (к,графит) + H2 (г) = С2H2 (г) | (-3) |
Искомая реакция получается сложением первой реакции со второй, умноженной на (-3), соответственно:
= – 3 = С6H6 (ж) – 3 С2H2 (г) .
Реакции сгорания:
1) C6H6 (ж) + 7,5О2 (г) = 6СО2 (ж) + 3H2O (ж) | (-1) |
2) С2H2 (г) + 2,5 О2 (г) = 2СО2 (ж) + H2O (ж) | 3 |
Искомая реакция получается вычитанием первой реакции из утроенной второй реакции, соответственно:
= 3 – = 3 С2H2 (г) – С6H6 (ж).
Наконец, назовем третье следствие из закона Гесса:
H прямого процесса = — H обратного процесса
Рассмотрим некоторые примеры использования закона Гесса.
а) Энтальпия образования кристаллогидрата из безводной соли и воды.
Пусть требуется определить энтальпию следующего процесса:
А(к) + n H2O (ж) = An H2O (к); .
Экспериментально осуществить этот процесс и измерить его тепловой эффект практически невозможно. При этом сравнительно легко измерить энтальпии следующих процессов:
1) А(к) + Х H2O (ж) = A(р-р, АХ H2O); ;
2) АnH2O (к) + (X-n) H2O (ж) = A(р-р, АХ H2O); .
Как видно, искомое уравнение получается вычитанием второго уравнения из первого, соответственно: HX = H1 — H2 .
Можно представить рассматриваемые процессы в виде следующей схемы:
По закону Гесса энтальпия перехода из начального состояния к конечному не зависит от пути перехода, то есть H1=HX+H2 .
б) Энтальпия связи.
Под энтальпией (энергией) связи А–В в молекуле АВ понимают энтальпию (энергию) разрыва 1 моль названных связей, при этом атомы разводятся на бесконечно большое расстояние. Понятно, что разорвать связи на атомы возможно только в газовой фазе. Например:
HCl (г) = H (г) + Cl (г); H0=H0связи H—Cl .
Под средней энтальпией связи А–В в молекуле АВn, понимают часть энтальпии разрыва всех связей в 1 моль молекул АВn до состояния атомов, атомы разводятся на бесконечно большое расстояние. Например:
NH3 (г) = N (г) + 3H (г); H0=3H0ср.связи N—H .
Энтальпии связей могут быть найдены на основе первого следствия из закона Гесса по величинам энтальпий образования атомов и молекул; возможно и комбинирование термохимических уравнений. Например, требуется определить энтальпию связи в молекуле NO на основе данных по энтальпиям связей в молекулах N2 и О2, а также энтальпии образования NO. Запишем все исходные данные соответствующими термохимическими уравнениями:
1) N2 (г) = 2N (г); ;
2) O2 (г) = 2O (г); ;
3) O2 (г) + N2 (г) = NO (г); г .
Термохимическое уравнение искомого процесса:
NO (г)=N (г)+O (г);
может быть получено вычитанием третьего уравнения из полусуммы первого и второго уравнений. Соответственно:
.
Отметим, что комбинирование термохимических уравнений собственно и привело к расчету, основанному на первом следствии из закона Гесса.
1.3 Энтропия
Один из важнейших вопросов для химика, на который термодинамика дает ответ, – возможность и условия протекания химических реакций.
Самопроизвольными называют процессы, протекающие самопроизвольно, то есть без привлечения работы извне. А вот в результате осуществления таких процессов как раз и может быть выполнена работа против внешних сил. Примеры самопроизвольных процессов: переход теплоты от горячего тела к холодному, реакция нейтрализации, взрыв смеси водорода с кислородом.
Несамопроизвольными называют процессы, для протекания которых необходима затрата работы извне. Примеры несамопроизвольных процессов: переход теплоты от холодного тела к горячему, распад воды на водород и кислород при комнатной температуре.
Термодинамика оперирует так называемыми равновесными процессами, проходящими через одни и те же состояния, бесконечно близкие к равновесию. Такие процессы являются идеальными, гипотетическими. Реальные, то есть самопроизвольные процессы, в той или иной степени неравновесны.
Под химически обратимыми понимают реакции, которые могут идти в прямом и обратном направлениях. Термодинамически обратимыми называют равновесные процессы, протекающие в прямом, а затем – обратном направлениях так, что не только система, но и окружающая среда возвращаются в исходное состояние. Это без сомнения идеальные (абстрактные) процессы.
Познакомимся еще с одной термодинамической функцией – энтропией S. Ее изменение для обратимого изотермического перехода теплоты от системы к системе составляет:
S=S2–S1= или S= . (1.13)
Это соотношение фактически выражает второй закон термодинамики.
Для неравновесных (реальных, самопроизвольных) переходов изменение энтропии равно:
S=(S2–S1)> . (1.14)
Объединяя эти соотношения, получим:
. (1.15)
В этом выражении знак равенства относится к обратимым (гипотетическим, нереальным) процессам, а знак неравенства – к реальным (самопроизвольным) процессам.
Энтропия, аналогично энтальпии и внутренней энергии, является однозначной, конечной и непрерывной функцией состояния. Она зависит от природы вещества, агрегатного состояния, температуры, давления. Эта термодинамическая функция чрезвычайно чувствительна к внутреннему устройству системы, степени ее упорядоченности. Наблюдаемое (макроскопическое) состояние системы может существовать при различных распределениях молекул (частиц) по скоростям и координатам, то есть реализуется различными микросостояниями. Число таких микросостояний, которыми реализуется данное макросостояние, называется термодинамической вероятностью W. В отличие от математической вероятности, принимающей значения от нуля до единицы, термодинамическая вероятность – огромное число. Энтропия 1 моль вещества связана с термодинамической вероятностью следующим соотношением:
S=RlnW. (1.16)
По мере понижения температуры число распределений частиц системы по координатам и скоростям уменьшается, то есть уменьшается W. В пределе при 0 К частицы (молекулы) «застынут» и данное макросостояние будет реализовано одним единственным распределением частиц по координатам и скоростям, иными словами термодинамическая вероятность будет равна единице, следовательно согласно соотношению (1.16) энтропия будет равна нулю:
T 0 K; W 1; S 0. (1.17)
Соотношение (1.17) выражает суть третьего закона термодинамики, согласно которому при 0 К энтропия правильно образованного кристалла любого простого вещества или соединения в чистом состоянии равна нулю. Этот закон открывает путь для определения абсолютных величин энтропии. Если вещество находится в стандартном состоянии, то оно характеризуется стандартной энтропией. Величины стандартных энтропии некоторых веществ и ионов при 298,15 К приведены в табл. 1 приложения.
Отметим, что энтропия газа гораздо больше энтропии жидкости, которая в свою очередь больше энтропии кристалла (рис. 2). Это позволяет проводить оценку знака величины S процесса, которая рассчитывается согласно соотношению:
Sреакции = (продуктов) — (исходных веществ).
Рис. 2. Температурная зависимость энтропии
Какую же общую полезную информацию дает энтропия для химика?
1. Энтропия характеризует степень упорядоченности в системе, в данном конкретном веществе. Чем ниже S, тем меньше W, тем более компактно вещество, имеет большую твердость, плотность; кристаллические вещества характеризуются меньшей энтропией, чем аморфные вещества, энтропия возрастает с увеличением атомной и молярной масс.
2. Соотношение (1.15) для изолированной системы (Q=0) принимает вид:
S 0. (1.18)
Соотношение (1.18) означает, что для изолированной системы, в которой протекают обратимые процессы, энтропия постоянна (S=0) и возрастает (S>0) в необратимом (реальном, самопроизвольном) процессе. Таким образом, получаем критерий самопроизвольного протекания процессов
в изолированной системе – самопроизвольно идут процессы, приводящие к росту энтропии. Очевидно, самопроизвольное течение процесса будет возможно до тех пор, пока энтропия не достигнет максимального значения. Указанный критерий весьма ограниченный, так как изолированные системы крайне редки. Познакомимся с более общим критерием, и предварительно введем еще одну термодинамическую функцию.
1.4. Энергия Гиббса
Рассмотрим систему, находящуюся при постоянных температуре и давлении. Объединим вместе соотношения (1.1), (1.3), (1.5) и (1.15):
TS U + PV + Aпол . (1.19)
Выражаем величину Апол через термодинамические функции:
–Апол U + PV – TS = U2–U1 + P(V2–V1) – T (S2–S1)=
=U2+PV2–TS2–(U1+PV1–TS1). (1.20)
Вводим новую термодинамическую функцию, называемую энергией Гиббса:
G U + PV – TS = H – TS. (1.21)
Из определения этой функции следует, что абсолютное ее значение, как и функций Н и U, неизвестно, изменение этой функции при переходе от начального состояния к конечному не зависит от пути перехода.
Аналогично введенным выше величинам энтальпий образования, энтальпий сгорания, стандартных энтальпий процессов вводим величины энергий Гиббса образования, энергий Гиббса сгорания, стандартных энергий Гиббса процессов. По следствию из закона Гесса энергия Гиббса химической реакции может быть найдена:
Gреакции = (продуктов) — (исходных веществ), (1.22)
где ni, nj – числа молей (коэффициенты в уравнении).
Величины стандартных энергий Гиббса образования веществ обычно при 298,15 К табулированы (некоторые значения представлены в табл. 1 приложения).
Физический смысл энергии Гиббса вытекает из соотношения (1.20) –энергия Гиббса в равновесном процессе с точностью до знака равна полезной работе, которую может совершить система. В случае протекания неравновесных процессов энергия Гиббса будет (с обратным знаком) равна максимально возможной полезной работе, которую может совершить система.
1.5. Критерий самопроизвольного протекания процессов
При постоянных температуре и давлении, как уже говорилось выше, из соотношения (1.20) следует:
G –Aпол . (1.23)
При отсутствии полезной работы получаем:
G 0. (1.24)
Из этого соотношения следует, что при протекании обратимых химических реакций энергия Гиббса неизменна (G=0), а при протекании реальных, самопроизвольных процессов она уменьшается. Иными словами, получаем общий критерий (при постоянных температуре и давлении) самопроизвольного протекания процесса: при P=const, T=const самопроизвольно протекают только процессы, сопровождающиеся уменьшением энергии Гиббса. Пределом протекания процесса будет состояние с минимальным при данных условиях значением энергии Гиббса. После достижения минимума энергия Гиббса перестает изменяться и G=0, система находится в состоянии равновесия. Например, взрыв смеси водорода и кислорода –
H2 (г) + O2 (г) = H2O (ж); =–237 кДж
– самопроизвольный процесс: достаточно внести в эту смесь спичку или катализатор и мгновенно начинается реакция. Обратный процесс – разложение воды при 298,15 К на водород и кислород – имеет значение энергии Гиббса 237 кДж/моль. Это несамопроизвольный процесс, для его реализации необходимо привлечение работы извне, например, работы электрического тока. Таким образом, приходим к выводу, что критерием невозможности самопроизвольного протекания процесса будет положительное значение энергии Гиббса этого процесса.
Подчеркнем, что высказанный критерий самопроизвольного протекания процесса имеет принципиальный характер, он является необходимым условием для самопроизвольного протекания процесса. Достаточные же условия составляют область химической кинетики. Сказанное можно иллюстрировать следующей схемой:
Из соотношения (1.21) следует, что
G = H – TS. (1.25)
Поэтому при анализе вопроса о возможности самопроизвольного протекания процесса необходимо рассматривать два вклада (H и TS) или, как говорят, энтальпийный и энтропийный факторы. Самопроизвольное течение процесса возможно при:
H<0 и S>0 | H > 0 и S > 0, если TS > H |
H < 0 и S < 0, если | > |TS| |
Энергия Гиббса является мерой химического сродства, чем отрицательнее G химической реакции, тем проще, в более мягких условиях идет процесс.
В интервалах температур порядка сотен Кельвинов температурная зависимость величин H и S невелика и ею можно пренебречь. Иными словами, точное соотношение GT=HT–TST заменяется приближенным
GTH298–TS298 . (1.26)
Это выражение позволяет оценивать значения энергии Гиббса при температурах, отличных от 298,15 К. Например, необходимо оценить условия, при которых самопроизвольно протекает реакция:
СаСО3 (к) = СаO (к) + СO2 (г) .
Характеристики этой реакции при 298,15 К:
G0298=G0обр.CO2 (г)+ G0обр.CaO (к)–G0обр.CaCO3 (к) =130,6 кДж;
H0298=H0обр.CO2 (г)+ H0обр.CaO (к)–H0обр.CaCO3 (к) =178,4 кДж;
S0298=S0CO2 (г) + S0CaO (к)–S0CaCO3 (к) = 160,5 Дж/К.
При 298,15 К данная реакция самопроизвольно не протекает ( ), энтальпия и энтропия реакции также положительны. А это означает, что
с ростом температуры отрицательный энтропийный вклад будет расти и после достижения определенной температуры превысит положительный энтальпийный вклад. Границей перехода от запрещенного процесса к самопроизвольному протеканию является GT=0.
Тогда, согласно соотношению (1.25) получаем:
;
Таким образом, при температурах выше 8390С разложение карбоната кальция станет самопроизвольным процессом.
1.6. Изменение энергии Гиббса в окислительно-восстановительных реакциях
Традиционно химические реакции делят на обменные и окислительно-восстановительные. Под последними понимают реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ. Для подобных процессов критерий самопроизвольного протекания может быть выражен через так называемые величины электродных потенциалов.
Рассмотрим систему, состоящую из металлического электрода, например медного, погруженного в раствор соли этого металла. Концентрация ионов Cu2+ в металле при данных условиях постоянна, концентрация же этих ионов в растворе определяется концентрацией соли. В зависимости от последней на границе металл-раствор начинается либо переход ионов Cu2+ в раствор, либо осаждение этих ионов на поверхности электрода. Так или иначе, поверхность металла становится заряженной, для компенсации этого заряда из раствора подойдут к поверхности металла ионы противоположного знака. На границе металл-раствор возникает так называемый двойной электрический слой, характеризующийся соответствующим скачком потенциала. Экспериментально измерить его величину невозможно.
Поскольку измерению поддается лишь величина электродвижущей силы (ЭДС) электрохимической цепи, то опытным путем можно определить только относительные величины так называемых электродных потенциалов, ЭДС цепи, составленной из данного электрода и некоторого стандартного электрода, потенциал которого условно принимают равным нулю. В качестве стандартного электрода или электрода сравнения принят обратимый водородный электрод, в котором газообразный водород находится при давлении 1 атм и насыщает платиновый электрод. Раствор, в который помещен водородный электрод, содержит ионы водорода с активностью, равной единице.
Таким образом, электродным потенциалом Е данного электрода называют ЭДС элемента, составленного из этого электрода и водородного электрода. Например, для нахождения электродного потенциала меди надо составить следующий электрохимический элемент:
(-) Pt, H2 | H+,aq | Cu2+,aq | Cu(+).
Понятно, что для записи уравнений электродных полуреакций и введения соответствующей системы знаков величин электродных потенциалов возможны два подхода. Наиболее распространен вариант, где электродные полуреакции записывают в окислительной форме, а система знаков такова, что написанному медному электроду соответствует (в стандартных условиях) положительное значение электродного потенциала. В этой системе знаков значение ЭДС () процесса будет находиться по соотношению:
= Еокисл – Евосст. (1.27)
Гораздо более многочисленны электроды, реакции на которых не связаны с выделением веществ из раствора или растворением материала электрода. Перенос электронов в таких реакциях связан с изменением зарядов ионов в растворе. Примером такого электрода является электрод, состоящий из платиновой пластины, опущенной в раствор, содержащий соли железа (II) и (III). Платина индифферентна к указанным соединениям и служит лишь переносчиком электронов:
Платиновый электрод получает положительный заряд и притягивает анионы из раствора; на поверхности электрода образуется двойной электрический слой и возникает соответствующий скачок потенциала. Его величина (при постоянных температуре и давлении) зависит только от концентраций солей железа (I1) и (III) в растворе. Знак потенциала и его величина определяются относительно водородного электрода.
Некоторые величины стандартных электродных потенциалов при 298,15 К приведены в табл. 2 приложения.
Полезная работа Апол электрохимического элемента представляет собой работу электрического тока и может быть найдена:
Аэлек = q = nF, (1.28)
где q — количество электричества, n – число электронов, отдаваемых или присоединяемых в элементарном акте, F – число Фарадея.
Согласно (1.20) для обратимых процессов G= –Апол = –nF. Самопроизвольному течению процесса соответствует отрицательное значение энергии Гиббса, следовательно, для реакций, протекающих в электрохимических элементах (окислительно-восстановительных реакций) должно выполняться: –nF < 0. Поскольку n и F положительны, то приходим к заключению, что самопроизвольно протекают те окислительно-восстановительные реакции, для которых величины ЭДС положительны. Например, определим, возможно ли в стандартных условиях окисление перманганатом калия ионов Fe2+ и Co2+ до Fe3+ и Со3+ в кислой среде. Величины электродных потенциалов:
MnO4– + 8H+ + 5ē = Mn2+ + 4H2O; =1,51 В (окисл);
Fe3+ + ē = Fe2+; =0,77 В (восст);
Co3+ + ē = Co2+; =1,82 В (восст).
Для первого процесса
= = 1,51–0,77 = 0,74 В.
Для второго процесса
= = 1,51–1,82 = –0,31 В.
Как видно, самопроизвольное течение возможно лишь для первого процесса. Вторая реакция запрещена, перманганат-ион не может окислить ион Co2+ до Co3+, а наоборот — в кислой среде ион Co3+ окисляет Mn2+ до перманганат-иона.
Зависимость величины электродного потенциала от температуры и концентраций реагирующих веществ будет приведена ниже.
Задачи и упражнения
+++методичка РХТУ
-
Yulia_Sh
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: Сб май 10, 2008 2:03 pm
+++методичка РХТУ
Добрый вечер!
Буду признательна, если кто сможет отсканировать вот эту методичку
Код: Выделить всё
http://www.iqlib.ru/book/preview/6D5F6701651642368F3EB230E0DF3629
Последний раз редактировалось Yulia_Sh Пт мар 22, 2013 9:18 pm, всего редактировалось 1 раз.
Всем кто знает формулу кислорода — надо сразу выдать диплом, а тем кто знает формулу озона- сразу красный диплом!
-
Yulia_Sh
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: Сб май 10, 2008 2:03 pm
Re: методичка РХТУ
Сообщение
Yulia_Sh » Пт мар 22, 2013 9:17 pm
Спасибо
Всем кто знает формулу кислорода — надо сразу выдать диплом, а тем кто знает формулу озона- сразу красный диплом!